Религиозные праздники в ноябре 2025 года
фото ЯСНО
Главные даты основных духовных традиций в новом месяце на ЯСНО.
Православные праздники в ноябре 2025 года
4 ноября – Празднование Казанской иконы Божией Матери. Это один из самых значимых праздников, посвященных образу Богородицы. Говорится, что после пожара 1579 года в Казани Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке и попросила отыскать её лик, находившийся под обломками сгоревших строений. С тех пор прообраз Казанской Божией Матери — одна из наиболее почитаемых икон Русской Православной Церкви.
14 ноября – День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских. Святые братья Косма и Дамиан обладали удивительным даром исцеления от болезней силой молитвы.
28 ноября – начало Рождественского поста. Это последний многодневный пост в году продолжительностью 40 дней, предполагающий не только телесное очищение и воздержания, но и упорную духовную работу. Ведь истинный пост заключается не столько в воздержании от животной пищи, сколько в стремлении к духовному очищению, избавлению от влечения к дурным привычкам и помыслам. Самое важное теперь – настроиться на непреходящих ценностях: на мыслях о Боге, на бессмертной природе души, на духовных взаимоотношениях с другими, на преодолении грехов.

Православным настоятельно рекомендуются отказаться в Рождественский пост от плотских утех и вредных привычек, ограничить развлечения. В это время не принято играть свадьбу, венчаться и устраивать шумные торжества.
Рождественский пост был установлен во времена ранних христиан, чаще всего в источниках в качестве даты упоминается IV век. Многие столетия продолжительность поста не превышала недели, однако в XII веке решением Константинопольского патриарха, он стал сорокадневным.
На Руси Рождественский пост называли Корочуном, по имени языческого духа, символизирующего приход зимы и стужи. Считается, что именно морозный злодей из славянской мифологии Корочун превратился в образ Деда Мороза.
Народные приметы в ноябре 2025 года
Много снега в ноябре — к хорошему урожаю зерна. Если снег лег на мокрую землю и не растаял, то весной рано и дружно зацветут подснежники. А если мыши делают большие запасы, то жди суровую и снежную зиму.
4 ноября — Казанская. В народе про этот день говорили: «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет. А коли первый снежок показался, то настоящего снега жди через месяц».
5 ноября — Яков. Крестьяне считали, что если на Якова крупица сыплет, то с Матрены (22 ноября) зима встанет на ноги.
8 ноября — Дмитрий. Если в этот день холодно и снежно — весна будет поздней и холодной, если оттепель, то зима и весна будут теплыми.
14 ноября — Кузьма и Демьян, или Кузьминки. «Кузьма и Демьян куют лед на земле и на водах», — утверждает пословица. Снежный день обещает большой весенний разлив. Если в этот день на деревьях еще остались листья, то на следующий год ожидается мороз.
19 ноября — Павел и Варлаам. Большой снег в этот день предвещает снежную зиму.
21 ноября — Михайлов день. Зима встает на ноги в Михайлов день.
23 ноября — Ераст. Наши предки говорили: «С Ераста жди ледяного наста». Но если в этот день на деревьях иней, а на следующий день после Федора-студита (25 ноября) землю запорошит снегом, то вплоть до Введения (4 декабря) будут оттепели и простоит осенняя распутица.
25 ноября — Студит. Со Студита станет холодно и сердито. Но если в этот день на дворе дождь или снег, то оттепели быть долгой.
28 ноября — Гурий. Выпавший в этот день снег не тает до весны.
29 ноября — Матвей. Считалось, что если на Матвея веют буйные ветры, то до Николы (19 декабря) быть вьюгам и метелям.
И еще немного народных наблюдений. Если елки и сосны опускают ветви вниз, то быть дождю. Если гусь лапку поджимает, то ожидается стужа, а если гусь плещется в воде, то это к теплу. Долгие сумерки — к ненастью, короткие — к хорошей погоде.
Праздники вайшнавов (последователей Вед) в ноябре 2025 года
5 ноября – Туласи-Шалаграм-виваха. Свадьба Кришны и Туласи — одна из наиболее сокровенных праздничных церемоний в вайшнавской традиции. Шримати Туласи Деви — вечная спутница Господа на Голоке Вриндаване (обитель Бога в духовном мире), принявшая... облик деревца, которое очень дорого Господу Кришне. Говорится, что без листочков Туласи Кришна не принимает ни одно подношение. Туласи считается олицетворением целомудрия и супружеского благополучия, за что Она и обрела высочайшие благословения Господа — вечно находиться у Его стоп. Просто вдыхая ни с чем не сравнимый аромат листьев священной Туласи, человек обретает не только бессмертие, но и любовь к Богу, а это считается высшим смыслом жизни.

В «Падма-пуране» говорится, что Господь Кришна счастливо живет в доме, городе или лесу, где присутствует Туласи. Дом, в котором живет Туласи Деви, никогда не знает плохих времен, и этот дом становится чище всех святых мест. Тот, кто поклоняется Господу Кришне листочками Туласи, освобождает всех своих предков из царства рождения и смерти (в материальном мире). И тот, кто помнит о славе Туласи или рассказывает о Ней другим, никогда не родится вновь. Тот, кто в Калиюгу (нынешнюю эпоху раздоров и лицемерия) поклоняется Туласи Деви, памятует о Ней, высаживает семена Туласи, ухаживает за Туласи или проводит киртан перед Туласи, сжигает все греховные реакции и быстро достигает обители Кришны.
Господь Вишну (Кришна) пообещал Туласи Деви, что каждый год Он будет проводить церемонию свадьбы, вновь и вновь подтверждая Свои обеты. С тех пор каждый год в Индии и в других странах мира, где есть верующие этой традиции, благочестивые женщины вместе со своими супругами поклоняются деревцу Туласи, выдавая Ее замуж за Господа Вишну в образе Шалаграма-шилы (особого священного камня). Они принимают Туласи «в дочки» и вручают Ее Господу под Его защиту, проводя самый настоящий обряд Виваха-самскары.
Яркие наряды, шумный и веселый киртан с пением и танцами, богатое приданое в виде коров, слонов, колесниц и просто денег, а также подтверждение своих супружеских обетов — всё это должно произвести неизгладимое впечатление в сердцах участников этой церемонии и помочь провести корабль супружеской жизни через бушующие просторы океана материального существования.
Ну а если под рукой не оказалось коров и слонов, то вполне можно ограничиться просто цветком и огоньком. Главное, подносить Господу эти скромные дары с искренностью.
В этот день также отмечается Явление святого вайшнава Шри Нимбарки. Нимбаркачарья — основатель одной и четырех вайшнавских сампрадай, то ученических преемственностей, берущих свое начало от Господа. В то время, как вайшнавская традиция, благодаря усилиям Мадхавы и Рамануджи, стремительно распространялась на юге Индостана, противостоя имперсонализму Шанкары, на севере ту же самую задачу выполнял Нимбарка.
Точная дата его рождения неизвестна, но принято считать, что он жил до Рамануджи, хотя есть версии и того, что он был современником Шри Чайтаньи или что он жил после Рамануджи, но до прихода Мадхавы.
Нимбарка родился в брахманической семье в селении на берегу священной реки Годавари, далеко от того места. в котором он позже решил остаться на всю жизнь, то есть от Вриндавана, неподалеку от Матхуры. Впрочем, существуют также свидетельства тому, что Нимбаркачарья родился у священной горы Говардхан, в селении Нимбаграма.
В детстве его звали Нимбадитья и Ниямананда. Само имя Нимбарка означает «Солнце за деревом нимба». По преданию, когда ему было пять лет, к ним в дом зашел пришел аскет. Вплоть до захода Солнца родители мальчика вели с мудрецом-странником философские споры. После этого гостю предложили еду, но тот ответил, что после захода Солнца он пищу не принимает. Тогда Нимбарка воскликнул: «Солнце еще не зашло, оно просто скрылось за ветками дерева ним!» И тогда гость смог принять прасад, а мальчика стали назвать Нимбаркой.
Нимбарка на протяжении всей своей жизни оставался наиштха-брахмачари, то есть, соблюдал обет безбрачия. Также известно, что он совершал продолжительные аскезы, сидя под деревом нимба и питаясь одним лишь соком его плодов. Потом он отправился в длительное паломничество по всем святым местам и повсюду проповедовал учение вайшнавов. После паломничества он некоторое время прожил в Наимешаранье — знаменитом лесу, где был поведан «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана»).
Среди его последователей принято считать, что очень давно Господь в образе Хамсаватары дал наставления четырем Кумарам, которые передали эту духовную науку Нараде Муни, а уже он явил это знание Нимбаркачарье. Эту точку зрения подтверждает и сам учитель, когда в своих трудах обращается к Нараде Муни как к своему духовному наставнику.
Нимбаркачарья создал комментарии на Веданта-сутру, которые называются «Веданта-париджата-саурабха», а также известное среди вайшнавов произведение «Дашашлоки» («Сиддхантаратна»), в афоризмах излагающее его понимание Абсолюта. В этих шлоках (стихах) Нимбарка подтверждает, что Брахман — есть Шри Кришна и что именно на Него человеку следует всегда медитировать. Он объяснил также, что правильным сосредоточение на Кришне будет только тогда, когда бхакта видит вместе с Ним Его вечную спутницу Шримати Радхарани.
Также в этот день завершается пост Бхишма-панчака, а вместе с ним и священный месяц Карттика.
***
Традиционные ведические экадашные посты, которые соблюдают вайшнавы (кришнаиты), а также верующие различных других индуистских течений, приходятся на 2 и 16 ноября, соответственно: Уттхана и Утпанна.
«Экадаши» означает «11-й день растущей или убывающей Луны». В такие дни принято поститься на пищу из злаковых и зернобобовых растений. Каждый такой экадаши имеет собственное название и свою славную историю. Экадаши считаются особо могущественными и благоприятными событиями для духовной жизни человека.
Подготовил Юрий Плешаков
Делись!
Материалы по теме:
Религии мира / Афиша событий в Краснодарском крае






Погода в Краснодарском крае 17 ноября: ситуация по городам
Погода в Крыму 17 ноября: ситуация по городам
Тротуар на ул. Ялтинской обустроили после обращения краснодарцев в соцсетях
Драка в ГМР в Краснодаре: школьника увезли на скорой, обидчик избит родителями
Повторная вспышка высшего X уровня произошла на Солнце
Врачи рассказали, как правильно употреблять чеснок без вреда для здоровья