Религиозные праздники в феврале 2025 года

Главные даты основных религиозных традиций
Православные праздники в феврале 2025 года
15 февраля — Сретение Господне, один из двенадцати главных праздников. Он посвящен встрече (сретению) человека с Богом. Сретение произошло на сороковой день после Рождества Христова, когда Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Христа в Иерусалимский храм, чтобы совершить благодарственную жертву Богу. Жившему в то время жил в Иерусалиме праведному старцу Симеону было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Благочестивый старец пришел в храм тогда же, когда Богородица и праведный Иосиф принесли туда Иисуса. Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Его, изрек пророчество о Спасителе мира. Так сретение стало точкой во времени, где встретились древний мир и христианство.
Кстати, на Руси сохранилась память еще об одной встрече, связанной с датой Сретения Господня. Оказывается, это еще и первая встреча зимы с весной. Говорится, что если на Сретение установится оттепель, то весна будет ранней и теплой, а если холода, то холодной. Если выпал в такой день снежок, то весна будет затяжной и дождливой: на Сретение снежок — весной дождёк.
27 февраля — православные вспоминают равноапостольного Кирилла, создавшего вместе со своим братом Мефодием русский алфавит и славянскую письменность. Кирилл получил образование в Константинополе. Заведовал патриаршей библиотекой, затем преподавал философию в византийской столице. В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии Ростислава, просившего прислать ему христианских учителей. Византийский император решил отправить туда Кирилла и Мефодия. Именно с этим событием связывают создание Кириллом первой азбуки — глаголицы. Почти сразу после кончины братья были причислены к лику святых. Сегодня их имена почитают в России, Украине, Белоруссии, Болгарии, Сербии и других стран. В Русской Православной Церкви их память чествуют с XI века.
Народные приметы февраля 2025 года
1 февраля — Макар. Если погода ясная — будет ранняя весна. 2 февраля — Ефим: на Ефима в полдень Солнце — к ранней весне, если метель — вся Масленица (обычно приходится на последнюю неделю февраля) будет с метелями. 10 февраля — Ефрем: ветер понесся — к сырому году. 14 февраля — Трифон: если небо звездное — к поздней весне.
Праздники мусульман в феврале 2025 года
С 13 на 14 февраля — Лейлат аль-Бараат, что означает в переводе с арабского «ночь благоденствия». Считается, что в Ночь Бараат опадают листья дерева жизни с именами тех, кому суждено умереть в этом году. Тем не менее Аллах в эту ночь особенно благосклонен к верующим.
Иудейские праздники в феврале 2025 года
С 12 по 13 февраля — Ту Бишват. По еврейской традиции в это время принято заботиться о природе и сажать деревья. День рождения деревьев появился в связи с запретом Торы употреблять в пищу плоды с деревьев в первые четыре года после посадки. Чтобы не ошибиться, евреи придумали особый праздник, и в Ту Бишват все деревья становятся старше на один год.
Многие в этот день устраивают праздничную трапезу, седер, на котором подают фрукты и специи.
Праздники буддистов в феврале 2025 года
27 февраля — Дугжууба, особый обряд очищения в канун Нового года. В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году — самому главному празднику верующих. Сагаалган (Новый год, «Белый месяц») считается «всеобщим» днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев, именно с Нового года увеличивался возраст каждого.
В домах люди тщательно прибираются, перетряхивают даже одежду. Но обряд Дугжууба — это также и своеобразное очищение от всего плохого для того, чтобы Новый год принес благоденствие, мир и спокойствие.
Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок), затем лепят из него фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, утраты и порчи. Эти фигурки приносят в храм или в монастырь, где табаланы помещаются в особое ритуальное кострище. После молебна ламы освящают кострище, разжигают огонь, который теперь должен сжечь дотла всё дурное.
Нельзя, однако, совершать обряд Дугжууба дома, в саду или где-то еще, кроме храма. Свою силу такой костер обретает только в храме или монастыре после заклинаний лам. Костер, разожженный самолично, станет лишь осквернением духа огня.
Праздники вайшнавов (индуистов, кришнаитов) в феврале 2025 года
Последователи ведической традиции отмечают целую череду значимых, почти весенних событий.
2 февраля — Васанта-панчами, или Встреча весны, а также Сарасвати-пуджа. Восток — дело тёплое! В этот день почитают покровительницу учености, красноречия, изящных искусств и творческих талантов Сарасвати. Это благоприятный момент для начала обучения каким-либо наукам. Но, на самом деле, Сарасвати — это проявление изначальной духовной энергии знания Всевышнего Господа. Имя «Сарасвати» переводят как «наша внутренняя сущность». Благодаря поклонению ей обретается высшая мудрость — знание о Боге и наших вечных взаимоотношениях с Ним.
Другой смысл имени Сарасвати — «вместилище всех вкусов». Тем самым она подтверждает заключение Вед о том, что сущность души заключается в преданном служении Господу в полном знании о Нем, поскольку оно дает душе абсолютное знание о Господе и обладает несравненным нектарным вкусом.
В этот день празднуют также празднуют явление Вишнуприи Деви, супруги Золотой Аватары Бога - Чайтаньи Махапрабху. Этот день отмечен также памятованием о великом ведическом святом Вишванатхе Чакраварти Тхакуре (день Ухода) и о явившихся других выдающихся духовных учителях: Шри Пундарике Видьянидхи, Шри Рагхунандане Тхакуре и Шри Рагхунатхе дасе Госвами.
4 февраля — Явление Шри Адвайты Ачарьи, о котором в богооткровенных писаниях сказано, что он не только спутник Золотой Аватары Бога в материальном мире, но и изначальный Творец космоса Маха-Вишну в образе человека. Он известен тем, что своими молитвами призвал на Землю Всевышнего в образе Шри Чайтаньи. Его всегда занимают мысли о том, как освободить обусловленные души и поднять их до трансцендентного положения. В силу Своего сострадания Он горячо молит Бога снизойти сюда, чтобы противостоять порокам нынешней эпохи.
9 февраля — Вараха-двадаши, нисхождение Господа в удивительном образе Вепря для спасения нашей планеты из глубин Причинного океана. Об этом глобальном событии рассказывается в древних священных текстах. Варахадев после возвращения Земли на свою изначальную орбиту сразился и покончил с виновником космической драмы демоном Хираньякшей.
История Варахадева свидетельствует о том, что Бог на самом деле не ограничен ничем. Он может явиться когда угодно, к кому угодно и в каком угодно облике. Варахадев — один из таких «загадочных» аватар. В любом случае Бог всегда остается Богом. Играет ли Он роль человека, полубога или даже Вепря — мудрецы и преданные Ему души узнают Его по красоте и величию Его деяний.
10 февраля — Явление Господа Нитьянанды. Это день также известен как Нитьянанда-трайодаши. Нитьянанда олицетворяет Собою изначального духовного наставника, или посредника, по милости которого можно увидеть Всевышнего и стать Его слугой.
Нитьянанда был неразлучным спутником Золотой Аватары Господа – Чайтаньи Махапрабху. Он начал массовую проповедь в Бенгалии учения Чайтаньи о совместном воспевании святого имени Господа Кришны. И по сей день Нитьянанда остается для бенгальцев самым любимым героем, спасителем падших душ.
В этот день вайшнавы слушают рассказы о Нитьянанде из таких произведений, как «Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья-мангала» и «Чайтанья-бхагавата», воспевают славу Нитьянанде и готовят медовый эликсир варуни, который очень любит Баларама.
12 февраля — Явление святого Нароттама даса Тхакура. Имя «Нароттам» буквально означает на санскрите «лучший из людей». Его проповедь традиции бхакти благодаря движению санкиртаны (всеобщего пения Святых имен) охватила весь Индостан. Молитвенные песни Нароттама даса Тхакура находятся на уровне священных шастр и даже превосходят их.
Его изысканная поэзия, в которой нашла отражение вся философия Гаудия-вайшнавизма, в сочетании с его прекрасным голосом, влекли к нему учеников со всей Индии.
Нароттам дас Тхакур стал автором многих песен, проникнутых преданностью духовному учителю, преданным Богу душам, собственно преданному служению, Шестерым Госвами Вриндавана, Гаура-Нитьянанде и Радха-Кришне. Несмотря на то, что эти песни-молитвы составлены на простом бенгальском языке, они подтверждают сиддханту (философские и богословские установления шастр) и каноны бхакти. Бхактиведанта Свами Прабхупада часто пел его бхаджаны, считая их неотличимыми от ведических шастр. Он часто цитировал их на своих лекциях по «Бхагаватам». «Прартхана» и «Према-бхакти-чандрика» Нароттамы были его любимыми работами. Он часто использовал следующую цитату из «Према-бхакти-чандрики»: «Радха и Кришна — цель моей жизни и смерти. Они — повелители моего дыхания. Совершая свой бхаджан только для Них, я поднимаюсь и погружаюсь в волны океана премы. Я молю, чтобы всегда оставаться способным поддерживать в своем сердце эту убежденность как высший идеал».
17 февраля — Явление Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (1874—1936), выдающегося ачарьи современности. Его сравнивают нередко со «львом-гуру» за его бескомпромиссное отстаивание главенства веры в личностного Бога над теориями безличного Абсолюта, которыми, увы, заражен не только Запад, но уже и Восток. Сарасвати Тхакур был сыном другого великого ачарьи — Бхактивинода Тхакура. Проповедь Сарасвати Тхакура стала поистине духовной революцией благодаря также и смелому использованию достижений науки и техники того времени, хотя это и вызывало недовольство и даже ярость так называемых потомственных брахманов, придерживающихся выгодной для них кастовой системы.
Дело проповеди традиции бхакти продолжил в середине XX века теперь уже за пределами Индостана известный во всем мире ачарья Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896—1977).
28 февраля — Уход ачарьи Шри Джаганнатхи даса Бабаджи, благодаря которому было обнаружено мистическим образом точное место Явления Золотой Аватары на этой планете.
***
Традиционные ведические экадашные посты, которые соблюдают вайшнавы (кришнаиты), а также верующие различных других индуистских течений, приходятся на 8 и 24 февраля соответственно: Бхаими и Виджая).
«Экадаши» означает «11-й день растущей или убывающей Луны». В такие дни принято поститься на пищу из злаковых и зернобобовых растений. Каждый такой экадаши имеет собственное название и свою славную историю. Экадаши считаются особо могущественными и благоприятными событиями для духовной жизни человека.
Подготовил Юрий Плешаков
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Религии мира / Афиша событий в Краснодарском крае