Радхаштами в 2024 году: дата и какой аналог женского аспекта Бога есть в России
Праздник Радхаштами, или явления Радхи, вечной возлюбленной Кришны, один из важнейших для почти миллиарда людей на Земле, и не только в Индии.
Радхарани считается самим олицетворением любви, Ее любовь к Кришне не имеет равных — настолько, что даже Сам Кришна, Всевышний, не может в полной мере ответить на эту любовь. Кришну по-другому называют Хари́ (тот, кто уносит все невзгоды), а Шримати Радхарани — Хариприя — Та, которая бесконечно дорога́ Ему.
В чем универсальный смысл праздника для всех, как его празднуют в Индии и как образ Радхи проявился в русской культуре – в материале "ЯСНО".
Радхаштами в 2024 году: точная дата
Радхарани низошла в этот мир почти одновременно с Кришной — на восьмой день светлой половины месяца Бхадра (август-сентябрь). День празднования вычисляется по лунному календарю ежегодно. В 2024 году Радхаштами выпадает на 11 сентября.
Радхаштами в 2024 году: что нужно знать об истории празднования
Кришна всегда приходит в этот мир вместе с близкими спутниками — родителями, друзьями и возлюбленными, гопи (пасту́шками). И самая любимая из них, Шримати Радхарани, конечно, сопровождает Его.
Кришна и Радха
Царь Вришабхану нашел Радху на реке Ямуне, в цветке золотого лотоса, божественно прекрасную девочку. Но глаза ее были плотно закрыты — Она не хотела видеть никого в этом мире, кроме Своего любимого Господа. И только когда в дом Вришабхану и его жены Киртиды пришла Яшода со своим маленьким сыном Кришной, и Он оказался рядом, лишь тогда Шримати Радхарани открыла глаза — лицо Господа было первым, что Она увидела в этом мире.
В день рождения Шримати Радхарани в местах Ее игр проводятся многочисленные церемонии поклонения Ей. Говорится, что в духовном мире, на Голоке, тоже празднуют день рождения Радхарани. В этот день Ее брат Шридхам и Ее мать Киртида приходят в Яват, в дом «мужа» Радхарани, и забирают Ее оттуда на несколько дней в родной дом, на Варшану. Празднование Ее дня рождения продолжается три дня, и в это время туда же приходит и Кришна, чтобы поздравить именинницу и насладиться праздником.
Радхаштами в 2024 году: как празднуют в Индии сейчас
Об рождении Радхи вспоминают и в «земном» Вриндаване (ныне — небольшой городок недалеко от Дели, в Индии; Вриндаван также называют «городом пяти тысяч храмов»), и поэтому в день Радхаштами жители всех окрестных деревень собираются в половине пятого утра в храме Шри Джи, на холме Варшана. Там проводится праздничная церемония поклонения Шримати Радхарани.
Но праздник, конечно же, не заканчивается на этом. В полдень проводится роскошная церемония абхишеки (омовения) именинницы. Все это сопровождается многочисленными прекрасными ритуалами.
Великий святой из Индии, распространивший Веды по всему миру, Шрила Прабхупада свидетельствует в своем комментарии к стиху 28 главы 30 Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам»:
Имя Радха происходит от использованного в этом стихе словосочетания анайарадхитах, которое означает „Ею почитаемый Господь“. Иногда критики „Шримад-Бхагаватам“ не находят в этом произведении святого имени Радхарани, однако секрет кроется в слове арадхита, от которого образовано имя Радха. Конечно, в других Пуранах Радхарани упоминается прямо. Поклонение этой гопи Кришне считается непревзойденным, поэтому Ее называют Радхарани, или „та, чье служение не знает себе равных“.
Радхарани – женский аспект Бога - в русской культуре: образ Вечной Женственности
Как мы писали выше, Радха является олицетворением любви. В Ведах Бог – это Мужчина и Женщина, связь Мужского и Женского принципа, то есть Кришны и Радхи.
Если мы возьмем Библию, то там найдем аналогичные высказывания о Боге, хотя в христианском богословии идея, что Бог – это Мужчина и Женщина, не получила развития.
В Библии вообще мало мест, где что-то говорится о качествах Бога или есть Его описания. Тем не менее, вот что Сам Господь говорит в книге Бытие:
"И сказал Бог: сотворим человека по Образу Нашему по Подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1:26-27).
То есть и в Библии Бог – это мужчина и женщина!
Женский аспект в официальном христианском богословии получил развитие лишь в отношении Богородицы, матери Иисуса Христа. Однако в России женская ипостась Всевышнего всё же была буквально прочувствована религиозными философами, что получило свое воплощении в образе Вечной Женственности, софиологии. Проводниками этой идеи стали деятели Серебряного века (на рубеже XIX—XX века): Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Даниил Андреев и другие.
Проникновение Софии (женского божественного аспекта, от древне-греческого «софия» - Премудрость), образа Вечной Женственности в русскую культуру началось с философа Владимира Соловьева. Примечательно, что его осмысления и полученные им мистические откровения совпадают по годам с возрождением вайшнавской традиции в Индии во второй половине XIX века благодаря Бхактивиноду Тхакуру.
После защиты диссертации в 1874 году (в этом же году родился сын Бхактивинода Тхакура Бхактисиддханта Сарасвати, ставший впоследствии продолжателем миссии отца и великим садху) Соловьев уехал в Лондон для изучения индийской, гностической и средневековой философий. И там с ним случилось странное происшествие. Как-то раз, когда он сидел в библиотеке Британского музея, ему было видение Прекрасной Дамы, и внутренний голос прошептал: «В Египте будь!» Соловьев тут же поехал в Каир и оттуда, в цилиндре и пальто, направился через пустыню в Фивы. Ночь застала его в пути. Ему повстречались кочевники-бедуины, которые сначала приняли его за черта. Но, разобравшись в чем дело и оправившись от испуга, они избили и ограбили его. Соловьев лежал один в пустыне и здесь ему было еще одно видение, которое он описал в том же стихотворении «Три свидания »:
И долго я лежал в дремоте жуткой,
И вот повеяло: «Усни, мой бедный друг!»
И я уснул; когда ж проснулся чутко –
Дышали розами земля и неба круг.
И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.
Что есть, что было, что грядет вовеки –
Всё обнял тут один недвижный взор…
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.
Всё видел я, и всё одно лишь было –
Один лишь образ женской красоты…
Безмерное в его размер входило, –
Передо мной, во мне — одна лишь ты.
О лучезарная! тобой я не обманут:
Я всю тебя в пустыне увидал…
В моей душе те розы не завянут,
Куда бы ни умчал житейский вал.
Один лишь миг! Видение сокрылось –
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась,
И не смолкал в ней благовестный звон.
Дух бодр! Но все ж не ел я двое суток,
И начинал тускнеть мой высший взгляд.
Увы! как ты ни будь душою чуток,
А голод ведь не тётка, говорят.
На запад солнца путь держал я к Нилу
И вечером пришел домой в Каир.
Улыбки розовой душа следы хранила,
На сапогах — виднелось много дыр.
Со стороны всё было очень глупо
(Я факты рассказал, виденье скрыв).
В молчанье генерал, поевши супа,
Так начал важно, взор в меня вперив:
«Конечно, ум дает права на глупость,
Но лучше сим не злоупотреблять:
Не мастерица ведь людская тупость
Виды безумья точно различать.
А потому, коль вам прослыть обидно
Помешанным иль просто дураком, –
Об этом происшествии постыдном
Не говорите больше ни при ком».
Для Соловьева этот «образ женской красоты» был прообразом его философии вечной женственности, Софии, Божественной мудрости. Бог есть сущее, единое, всё — он есть Истина. Создав человека как Свой «образ и подобие», Бог одновременно создал его и как «другое» по отношению к Себе Самому.
Из презентации о философии Владимира Соловьева. Взято из открытых источников
В этом есть опять же явные параллели с философией вайшнавизма, в которой один из ключевых тезисов «ачинтья бхеда абхеда таттва» - непостежимое единство и различие между Творцом и Его творением.
Увы, но софиология не получила признания в Русской православной Церкви.
Несмотря на статус священнослужителей некоторых мыслителей, развивавших идеи женского божественного аспекта, софиология не принималась Церковью как признанный раздел православного богословия. Так, учение протоиерея Сергия Булгакова было осуждено Указом Московской Патриархии от 7 сентября 1935 года за № 1651. Указ был подписан Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и другими иерархами.
Сергий Булгаков попытался опровергнуть эти обвинения. В октябре он передает подробную докладную записку митрополиту Евлогию. Она заключается словами: «Как могу я отречься от своих ошибок, если мне их не объясняют?».
30 октября 1935 года независимо от Московской Патриархии Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви осудил софиологию как ересь.
Отметим еще такой момент из философских трудов Владимира Соловьева. Одной из главных, основных форм «воплощения» Вечной Женственности в жизни человека Соловьев считал любовь. В своей работе «Смысл любви» (1892) он писал, что «смысл любви есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма». Соловьев рассматривал несколько типов любви: мистическая любовь, дружба, родительская любовь, половая любовь между мужчиной и женщиной, любовь к родине и к человечеству. И здесь опять же видим явную параллель с ведической философией, где есть представления о 5 расах – отношениях: нейтральные, слуги-господина, дружеские, родительские и супружеские. Пусть нет полного совпадения, но очень похоже, не правда ли?
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Русь, Россия и Веды / Религии мира