Сейчас: 27-05-2024 18:20
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 89.7026 EUR ЦБ 97.0954
Главная >> Новости >> Россия и мир >> Комета Понса-Брукса в апреле 2024 года: когда будет пик яркости и почему ее называют «дьявольской»

Комета Понса-Брукса в апреле 2024 года: когда будет пик яркости и почему ее называют «дьявольской» фото: Freepik

В следующий раз ее можно будет увидеть лишь через 71 год.

Комета Понса-Брукса, известная своими периодическими появлениями в нашей солнечной системе, снова возвращается, привлекая внимание астрономов и небесных наблюдателей по всему миру. Этот космический объект, открытый в XIX веке и имеющий богатую историю наблюдений, предоставляет уникальную возможность для изучения динамики комет и механизмов их взаимодействия с Солнцем.

Комета Понса-Брукса в апреле 2024 года: что это

Комета 12P/Pons-Brooks, классифицируемая как короткопериодическая комета типа Галлея, обладает орбитальным периодом в 71 год. Её первоначальное открытие было сделано французским астрономом Жаном-Луи Понсом в июле 1812 года, и впоследствии, в 1883 году, американский астроном Уильям Брукс вновь идентифицировал этот объект, что и послужило основанием для двойного наименования кометы. Стоит отметить, что документальные упоминания о наблюдениях этой кометы китайскими астрономами датируются ещё XIV веком.

Последний перигелий, когда комета приближалась к Солнцу на минимальное расстояние, произошел 22 мая 1954 года. Следующее приближение ожидается 21 апреля 2024 года, предоставляя астрономам и энтузиастам возможность наблюдения этого явления на значительно более раннем этапе.

Скриншот 13-04-2024 081213.jpg

После прохождения перигелия в 2024 году комете потребуется ещё 71 год для завершения своего орбитального цикла вокруг Солнца. Для многих наблюдателей предстоящее появление кометы в 2024 году может стать уникальной возможностью увидеть её в ночном небе, хотя следующее появление в лето 2095 года также даст шанс повторного наблюдения.

Интересный аспект кометы 12P/Pons-Brooks заключается в её влиянии на формирование метеорного потока κ-Дракониды, который активен примерно с 29 ноября по 13 декабря каждого года. Хотя обычно этот поток порождает менее двух метеоров в час, он остаётся одним из наиболее значительных метеорных потоков, связанных с кометами.

Комета Понса-Брукса в апреле 2024 года: когда будет пик яркости

Кульминацией своего возвращения в 2024 году, 21 апреля, комета Понса-Брукса достигнет перигелия — точки на орбите, наиболее близкой к Солнцу. В этот момент её светимость достигнет пика, оцениваемого в звездную величину примерно 3,3, при этом комета будет расположена в пределах созвездия Тельца. При благоприятных условиях, таких как отсутствие светового загрязнения, это небесное тело станет видимым даже невооруженным глазом, перемещаясь из созвездия Овна в Тельца.

Тем не менее, из-за относительно малого угла элонгации, который составляет всего 22 градуса относительно Солнца, во многих регионах комета окажется слишком низко над горизонтом в моменты после захода Солнца. Тем не менее, чистый и открытый горизонт может предоставить уникальную возможность наблюдения кометы невооруженным глазом.

После прохождения перигелия, комета постепенно начнет исчезать из виду в ночном небе Северного полушария, в то время как в Южном полушарии она останется видимой, хотя и с постепенным уменьшением яркости. К концу мая ее звездная величина может упасть до приблизительно 6-7, а к концу июня — уменьшиться еще более значительно, до 8-9.

Скриншот 13-04-2024 081322.jpg

Комета Понса-Брукса в апреле 2024 года: почему называют «дьявольской»

Комета 12P/Pons-Brooks, иногда упоминаемая в популярных медиа как «дьявольская», на самом деле не предвещает катастрофических событий или зловещих сигналов из глубин космоса. 20 июля 2023 года Элек Тамаш астроном из Харсонской обсерватории в Венгрии, отметил значительное увеличение светимости данной кометы: с звездной величины 16,6 до 11,6, что свидетельствует о стократном возрастании её яркости. Это изменение было вызвано внезапным выбросом пыли и газа, что привело к резкому увеличению её видимости.

Этот выброс, кроме того, привёл к изменению внешнего вида комы кометы, которая приобрела форму, напоминающую рога или подкову с тёмным центром и светлыми «крыльями». Такая необычная форма послужила причиной прозвища «дьявольская» комета, и она также получила наименование «Комета Тысячелетнего сокола», в честь знаменитого космического корабля из киносаги «Звёздные войны».

После вспышки яркость кометы снова упала. Астрономы утверждают, что подобные вспышки являются случайными, редкими и не поддаются предсказаниям. Ранее комета 12P/Pons-Brooks уже демонстрировала подобное поведение. Неопределённость причин, вызвавших формирование «рогов» кометы, остаётся: возможно, это результат неравномерного выброса газа и пыли. Возможно, на поверхности кометы находятся участки, не выделяющие газ, из-за чего они остаются тёмными, тогда как соседние участки, активно выделяющие вещество, выглядят ярче. Ещё одна теория предполагает, что это может быть эффект тени, при котором более плотные материалы или даже рельеф в центре кометы создают затенение, скрывая часть яркого вещества позади него.

Комета Понса-Брукса в апреле 2024 года: как увидеть

В интервью для газеты «Известия» астроном Ярослав Турилов предоставил рекомендации для наблюдателей кометы, акцентируя внимание на необходимости использования оптических инструментов, таких как бинокли или телескопы, из-за сложности обнаружения объекта на небесной сфере.

Турилов указывает, что комета наиболее ярко видна в ночное время в западной части небосвода, однако успешное наблюдение требует нахождения в месте с минимальным световым загрязнением и широко открытым горизонтом. На текущий момент комета располагается в созвездии Овна, которое после заката солнца быстро опускается за горизонт, значительно ограничивая время для наблюдения.

Астроном подчеркивает, что оптимальные условия для наблюдения включают нахождение в темном месте, обзор западной части неба, ясную погоду и использование по меньшей мере бинокля, хотя рекомендуется применение любительского телескопа для лучшего визуального восприятия.

Скриншот 13-04-2024 081423.jpg