Главная >> Россия и мир >> Нарасимха-чатурдаши в 2022 году: дата и что нужно знать

Нарасимха-чатурдаши в 2022 году: дата и что нужно знать

Нарасимха-чатурдаши в 2022 году: дата и что нужно знать

Нарасимха-чатурдаши в 2022 году: дата и что нужно знать

Тайна гнева Господня, или Самый древний День Победы

Западный культурный мир, изобретший на свою голову массу эффектных страшилок, даже и близко не может ощутить всю глубину того священного ужаса, который охватывает индуса при виде Нарасимхи. Проклятье именем Нарасимхи остановит, кажется, и слона по полном скаку, и воришку, который потянулся за вашим кошельком, и грозного полисмена, и даже лесного разбойника. Кто же такой этот Нарасимха? И почему его не боятся только дети?

Нарасимха-чатурдаши: ирония судьбы

Праздник Нарасимха-чатурдаши посвящен чудесному явлению Вишну в образе Человекольва («нара» означает на санскрите «человек», «симха» — «лев», а «чатурдаши» — «четырнадцатый день лунного месяца»), Его сражению с могучим и дерзким безбожником Хираньякашипу и спасению благочестивого мальчика Прахлада. Когда именно разыгралась эта божественная драма, никто точно не может сказать. Ведическая картина мира оперирует колоссальными временными циклами, неподвластными современному человеку, поэтому для нас важно не то, когда что-то произошло, а урок, который мы можем извлечь из исторического сюжета.

По иронии судьбы, у греховного царька был благочестивый маленький сын Прахлад, который постоянно молился Богу и даже осмеливался проповедовать своим однокашникам веру в Бога. Чтобы раз и навсегда пресечь «ересь», подрывающую его государственный авторитет, Хираньякашипу вознамерился убить непокорного сына. Он заточал сына в темницу со змеями, бросал под ноги бешеным слонам, но всякий раз мальчик чудом спасался, хранимый Богом.

Однажды Прахлад очень сильно подлил масла в костер папиного самолюбия, сказав, что Бог пребывает во всем сущем. Царь ядовито спросил сына, не находится ли, мол, этот самый бог, например, в дворцовой колонне? На что несносный мальчишка ответил, конечно же, утвердительно. Это окончательно взбесило царя, и тот яростно стукнул крепким кулаком по колонне. Ну а поскольку сразу ничего не случилось, он занес свой меч над головой мальчика. И вот тут внезапно из дворцовой колонны и явился непостижимый Нарасимха. Поистине с глазами преданных слуг Господа не может сравниться никакой рентгеновский аппарат!

Просчитался…

Особую силу царю придавало благословение, полученного от самого Брахмы, конструктора Вселенной. Царь добился его расположения суровыми многолетними йогическими аскезами. Своим упорством он привел в замешательство небожителей, и те попросили Брахму выполнить пожелание безбожника. Царь запросил у Брахмы бессмертия. Но Брахма — не Бог, и он не мог дать бессмертия, потому что смертен сам. Тогда хитрый царь попросил Брахму сделать так, чтобы его нельзя было убить никаким оружием, к тому же ни днем, ни ночью, ни на земле, ни в воздухе, ни в воде и ни одним из известных живых существ. Только представьте себе теперь могущество царя! К тому же он обладал искусством управления силами природы...

Тогда Вишну и явился в образе Нарасимхи, который не подходил по описанию ни под категорию людей, ни либо иного живого существа. Нарасимха явился в сумерки, и это тоже обесценивало благословения Брахмы. Божественный Человеколев уложил царя после небольшой борьбы Себе на колени, так чтобы это не было ни землей, ни водой и ни воздухом, и разорвал злодея Своими ногтями, которые нельзя назвать оружием.

После этого Нарасимха долго не мог успокоиться, и успокоить Его смог лишь ребенок. Прахлад без страха и с благоговением подошел к разъяренному Нарасимхе и набросил на Него цветочную гирлянду, вознеся возвышенные молитвы. Гнев Нарасимхи моментально утих, и Нарасимха спрятался в сердце мальчика Прахлада. Может, та детская непосредственность в отношениях с Богом и сыграла свою главную роль, ведь говорится, что храмовым божествам грозного Нарасимхи должны служить только священники-брахмачари, соблюдающие обет безбрачия, как дети. С тех пор возникло два алтарных образа Нарасимхи: грозный (Угра-Нарасимха) и ласковый (Лакшми-Нарасимха).

В те стародавние времена еще не было ни Индии, ни индуизма. Но сам праздник явления Нарасимхи теперь иногда называют «индусским днем победы добра над злом». А сам Нарасимха стал олицетворенным гневом Бога.

Нарасимха-чатурдаши в 2022 году: между «мифом» и реальностью

Празднование явления Нарасимхи зависит от лунного календаря. В 2022 году оно приходится на 15 мая.

Явление Нарасимхи отвечает на вопрос о том, что же следует считать победой. Об этом событии мы говорим именно как о вселенском триумфе добра над злом, потому что именно Бог, пусть и в столь необычном образе, провел грань между тем, что по-настоящему плохо, и тем, что по-настоящему хорошо.

Что такое «добро» и что такое «зло»? Здесь одним Маяковским не обойдешься. Сколько людей, столько и мнений. Часто эти понятия и сами по себе, и то, что они призваны олицетворять, цепко смешиваются друг с другом, меняя то и дело и наши представления о мире и о том, как в нём жить. Еще вчера мы осуждали и высмеивали белогвардейцев, махновцев и бандеровцев, а сегодня о них говорят как о храбрецах или прикольных героях. Те, кто еще вчера слыли кумирами победы и творцами очередного идеального миропорядка, сегодня предстают исчадием ада. Еще вчера идеология войны не допускала иного взгляда на вещи, как только через призму «вскипающей как волна благородной ярости», а сегодня мы уже заглядываем в иной внутренний мир человека с ружьем, причем у каждого из них, оказывается, есть своя сермяжная правда, имеющая право на существование. Еще вчера герой был созидателем, а сегодня он превратился в циничного разрушителя, для которого человеческая жизнь — что твоя закорючка в паспорте. Список образчиков двойственности можно продолжать долго...

Так о каком добре и о каком зле мы должны говорить и помнить, если нету смысла в персонификации и демонизации отдельного взятой крохотной души, грешившей только потому, что была испорчена влиянием своего времени? Правда стара как мир: мы осуждаем не человека, а грех. Мы не ищем виноватых, непременно выгораживая себя любимого. Мы кропотливо, дотошно ищем корни зла в себе любимом, обращаясь за помощью и поддержкой к Господу, единственно знающему истинную цену добра и зла. Не выучив уроков Вед и их мудрых историй о свойствах коварного материального мира, человечество так и будет без конца тереться об острые углы и наступать на грабли, излишне доверяя ловкачам и слепо предаваясь маньякам, которые ведут за собой в пропасть целые народы, утверждая свое примитивное понимание добра и зла. Обладание же этим знанием помогает реально предвидеть проявление беды и просчитать все шаги заранее.

Современным людям история о Господе Нарасимхе может показаться чем угодно: мифом, притчей, красивой сказкой, балладой. Искусственно расщепив подлунный мир на «хорошо» и «плохо», по Маяковскому или Макаренко, мы уже почти не в состоянии почувствовать реальность присутствия Бога и Его исключительные возможности превосходить установленные Им же законы материального мира.

Поэтому мы говорим о явлении Господа Нарасимхи именно как о вселенском триумфе добра над злом, когда именно Бог в этом, пусть и непохожем на человека, образе провел грань между тем, что по-настоящему плохо, и тем, что по-настоящему хорошо, между преданием себя Богу и между предательством в отношении Бога. Вот это и есть настоящий День Победы, потому что он дает шанс человеку вновь и вновь заглянуть в себя, причем не только раз в году.

PS.

Любопытно, что Нарасимхе поклонялись еще 400 лет назад индусы-купцы из индийского торгового подворья в Астрахани. Среди божеств, которые, по описанию российского этнографа немецкого происхождения Петра Палласа, находились в алтаре индуистского храма в Астрахани, был и Сюр-нюр-зенг (Шри Нарасимха). Ему поклонялись, чтобы оградить себя от влияния дурных сил и избавиться от оскорбительных мыслей в отношении других людей и всех живых существ, в целом.

История о наказании царя-злодея так бы и осталась всего лишь поучительной притчей, если бы не ряд исторических свидетельств, говорящих в пользу реальности доисторических событий. Не так давно немецкие археологи нашли в долине Лонетале близ знаменитого немецкого города Ульм в слое земли, датируемом 32 тысячами лет, статую неизвестного существа с человеческим телом и львиной головой. Фигурка сделана, предположительно, из бивня слона или мамонта. Эта находка — не первая в Лонетале. Уже давно в научных кругах не перестают удивляться всевозможным скульптурам птиц, черепах, коней и львов, в больших количествах рассыпанных в этой долине. Однако те предметы были явно бытового назначения, тогда как новейшая находка не оставляет сомнений в том, что ее использовали в культовых целях. Иными словами, Лонетальскому Человекольву поклонялись с религиозными целями.

По словам Шримана Амарапрабху, главного жреца храма Шри-Шри Прахлада-Нарасимха из Яндельсбрунна, что в 250 км от Лонетале, в Баварии, эта статуя была выполнена в точности с указаниями древнейшего индийского трактата по зодчеству «Агамашилпа». В этом трактате такой образ Нарасимхи называется кевала-нрисимхой. Интересно, что место, где была найдена статуя Человекольва, представляло собой уходящую в неизведанную глубь пещеру. Сам постамент, на котором стояла статуя, находился как раз на линии, отделяющей свет от тьмы, царящей в глубине. В соответствии с историей о воплощении Бога в образе Человекольва, это место, где явился исторический Нарасимха, находилось ни на земле и ни под землей, а также ни на свету и ни во тьме. Постамент в Лонетале как раз находился в таком месте.

Юрий Плешаков

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~kpTDv

Версия для печати

Поделиться с друзьями