Главная >> Россия и мир >> «Крайне опасно полагать, что в ИГ уходят недалекие люди…»

«Крайне опасно полагать, что в ИГ уходят недалекие люди…»

«Крайне опасно полагать, что в ИГ уходят недалекие люди…»

Какими методами террористы вербуют россиян и как предотвратить попадание в их сети

Сводки мировых новостей продолжают чуть ли не ежедневно «бомбардироваться» сообщениями об очередных «подвигах» бойцов «Исламского  государства». Жители то  одного, то другого региона России попадаются в руки силовиков при попытке уехать в стан террористов.  Что же такое ИГ: новая выдуманная страшилка или реально существующая угроза? За счет чего запрещенной в нашем государстве организации удается вербовать новых сторонников? Как предотвратить опасность быть одурманенным «сладким» кровавым вирусом экстремистов? Об этом и другом рассказали эксперты интернет-журнала «Ясно».

Возрастающая угроза

За три года существования террористы ИГ захватили значительные территории Ирака и Сирии и объявили о создании «халифата» с собственными законами и органами власти. Для своих целей они развернули сеть по вербовке новых членов.

При этом, как показывает практика, адептами экстремисткой организации становятся не только урожденные мусульмане, у которых нет выборы в жизни из-за криминального прошлого, о чем на днях поведала «Новая газета». До сих пор у всех остается в памяти случай со студенткой философского факультета МГУ, решившей примкнуть к организации.

ФСБ России оценивает количество россиян, вступивших в ряды «Исламского государства», в 1,7 тыс. человек. Как ранее сообщал портал «Ясно»,  руководитель данного ведомства в середине июня прогнозировал усиление экспансии исламских террористов в СНГ: «В текущее время в качестве ядра выступает „Исламское государство“, которое создает свои ячейки в разных регионах мира и открыто заявляет о намерении дестабилизировать обстановку на пространстве СНГ и в Центральной Азии».

Никто из опрошенных «Ясно» экспертов не стал оспаривать реальность угрозы. «Исламское государство» как и любая другая террористическая организация, действующая в сопредельных с Россией территориях и заявляющая о планах, уже непосредственно касающихся самой России, конечно же, несет определенную угрозу для России. Но это скорее внешнеполитическая угроза, чем угроза для политической ситуации в нашей стране (если под этим понимать, в первую очередь, стабильность государственного строя, политической системы и т.д.). А «внутренней» дестабилизации подвергаются, в основном регионы Северного Кавказа», - так прокомментировал ситуацию интернет-журналу директор фонда «Прикладная политика» Сергей Смирнов.

Эксперт полагает, что основным условием, позволяющими ИГ вербовать сторонников в России, остается радикальный исламизм. «Плюс финансовые возможности ИГ для проведения агитации, вербовки и отправки в районы боевых действий своих «новообращенных» сторонников», - добавляет Смирнов.

угрозы

Уже почти полмира считает ИГ главной угрозой

Старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ (как раз того, студентка которого решила примкнуть к ИГ), главный редактор журнала «Религиоведческие исследования» и портала «Религиозная жизнь» Павел Костылев уверен, что «почва» для вербовки сторонников ИГ есть в любой стране, в которой есть мусульманская община. «Она – это первый фактор. А также в любой стране, достигшей высокого уровня социально-экономического развития, благодаря которому общество дифференцировано, не целостно – вот второй фактор», - заявил «Ясно» религиовед.

Два сценария вербовки, или погоня за «красивым» смыслом

Прежде всего, полагает Костылев, целевая аудитория сторонников ИГ – это мусульманская молодежь и мусульмане-неофиты. Здесь у вербовщиков ИГ два сценария: так, если речь идет о мусульманской молодежи, ИГ предлагает лозунг борьбы за, собственно говоря, исламское государство – и на него откликаются некоторые юноши и девушки-максималисты, очарованные сладким ореолом свободы.

«Ведь в светской современной стране необходимо следовать светским законам, вокруг – светская культура, религиозные ценности значимы, но не преобладают, есть определенный уровень культурных и цивилизационных различий, которые и делают, к примеру, Россию – многонациональную и поликонфессиональную страну, – действительно сложной и интересной для культурной жизни. Но для юных максималистов это слишком сложно, им хочется упростить внешнюю обстановку до идеальной – и они уходят в ИГ», – поясняет Павел Костылев.

Второй сценарий вербовки в этом случае ориентирует на создание идеальной семьи, лишенной, как кажется молодому человеку – мусульманину или, чаще, мусульманке, – возможных минусов реальной семьи.

Мусульмане-неофиты, в свою очередь, не всегда довольны традиционным исламом, им хочется вернуться «к корням», к Корану в отрыве от мусульманской традиции, то есть – тоже упростить ситуацию, но в этом случае – внутреннюю ситуацию. «Упрощение внутренней ситуации неумолимо влечет за собой уход из сложного, неоднозначного общества в простое и как бы понятное ИГ, как оно предстает в обещаниях вербовщиков» - говорил религиовед.

Опять же, дифференциация общества, предполагающая его разделение на множество слоев, страт, приводит к возникновению жажды стабильности (в том числе финансовой) у тех, кто зарабатывает недостаточно, чтобы организовать стабильность в собственной жизни своими руками, и при этом испытывает симпатию к исламу.

«Такую стабильность предлагают вербовщики ИГ. Те же, кто зарабатывает достаточно, но либо жаждет, как сказано выше, упростить свой жизненный мир, либо испытывает кризис смыслов, экзистенциальный кризис, уходят в ИГ, к сожалению, за смыслом, который они не нашли на родине», - констатирует эксперт.

Павел Костылев убежден, что крайне опасно недооценивать смысловой аспект в деятельности ИГ, и полагать, что в бойцы и жены боевиков ИГ уходят какие-то недалекие люди, привлеченные только лишь денежными обещаниями и образом идеальной исламской семьи. «Появление таких терминов как «секс-вербовка», к примеру, указывает на недостаточный уровень понимания реальной проблемы – по крайней мере, в высказываниях СМИ», - резюмирует проблему религиовед.

«ИГ - это попытка подхватить знамя всеобщей социальной справедливости в противовес западным ценностям»

На полулегальном чеченском форуме Адамалла (ранее его блокировали в России, сейчас его серверы находятся заграницей) внимательно следят почти за каждым шагом ИГ. При этом для большей части участников террористы уже не выглядят привлекательно. «Если среди мусульман есть люди, клюющие на такие садистские съемки, проблема не в кафирах или мутных руководителях, которые этим пользуются, а в нас, мусульманах. Невежство поразило Умму, раз ИГИШ смог так разростись. Но всё-таки не большенство, раз многие воюют под флагами других исламских катиб. Жаль только, что кавказцы оказались самыми поддатливыми и невежественными в этой Умме» (орфография и пунктуация сохранены) – сетует один из постоянных авторов форума.

Руководитель организации «Православный союз» Роман Плюта в разговоре с корреспондентом «Ясно» отметил, что ИГ часто представляется людям как некая империя ненависти и зла, сборище сумасшедших негодяев. «Однако задумаемся: почему же люди со всего мира отправляются туда? Причем едут туда, чтобы затем погибать? Какая такая идея объединила российскую студентку, командира таджикского ОМОНа и юных школьниц из Англии? При ближайшем рассмотрении мы обнаружим, что исламский фундаментализм в целом и его отдельный проект «Исламского государства» в частности – это попытка подхватить знамя всеобщей социальной справедливости в противовес западным ценностям индивидуализма и тотальной наживы», - говорит Плюта.

При этом, по его наблюдению, справедливость в пропагандистских приемах основывается на религиозных принципах, что повышает ее ценность в десятки раз: «Идеологи ИГ четко и грамотно противопоставляют свое квазигосударство вымирающему в пучине похоти и самолюбования западному миру. Что не может не привлекать многих и многих людей, неудовлетворенных окружающим миром, ищущих чего-то большего, нежели бесконечного шопинга и удовольствий гедонизма…».

Что делать?

 По мнению православного активиста, побороть религиозный экстремизм в России очень просто. Для этого он считает, что стоит самим начать строить религиозное государство, основанное на христианских принципах. «А принципы эти во многом общечеловеческие:  справедливость, достоинство каждого, добро и взаимопомощь. И начинать нам стоит с отхода от западной грабительской финансовой модели, делая поступательные шаги к православному банкингу – по типу банкинга исламского, обретающего всё большую популярность в мире. Продолжая защищать свои собственные традиционные нравственные и моральные ценности. Тогда мы лишим идеологов мирового экстремизма их главного довода: мы станем гораздо ближе к Богу!», - резюмировал Роман Плюта.

Политолог Сергей Смирнов, отвечая на аналогичный вопрос, выразил уверенность, что должна быть постоянная и комплексная работа, начиная от разъяснения истинных положений Ислама как одной из мировых религий, его миролюбиваого характера, и заканчивая внесением необходимых изменений и дополнений в российское законодательство.

Религиовед Павел Костылев, как и Смирнов,  упирает на информационную разъяснительную работу. В частности, он предложил ввести в университетах на первом курсе специальный религиоведческий курс. Причем не столько теоретический, сколько вводный в реальную проблематику религиозной жизни, бытия религий в современном мире.

Кроме того, он полагает, что проблему религиозного экстремизма может решить усиление государственного регулирования в данной сфере. Так, он считает важным создание агентства по делам религий, наподобие появившегося недавно Федерального агентства по делам национальностей. «Религия сегодня – всегда рядом с нами, и религиозные организации, конечно, нуждаются в государственном органе, занятом их проблемами», - убежден Павел Костылев.

Более подробно с мнением религиоведа Костылева на проблему и пути ее решения читайте в его отдельной колонке на «Ясно».

Архив новостей по деятельности ИГ доступен на нашем портале здесь.

Делись!

Подпишитесь на нас в каналах Telegram и Дзен


Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~YKvQi

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  "Исламское государство", террористическая организация