USD ЦБ 78.3129 EUR ЦБ 91.0821
Сейчас: 19-07-2025 21:57
Главная >> Новости >> Политика и власть >> MAX вместо Telegram: зачем Краснодар пересаживается на отечественный мессенджер

MAX вместо Telegram: зачем Краснодар пересаживается на отечественный мессенджер

 MAX вместо Telegram: зачем Краснодар пересаживается на отечественный мессенджер Фото: ЯСНО

 MAX вместо Telegram: зачем Краснодар пересаживается на отечественный мессенджер

Причины технологических новаций в управлении кубанской столицы объяснил известный московский политолог.

В июне 2025 года власти Краснодара одними из первых в стране объявили о переводе служебной переписки городской администрации на новый российский мессенджер MAX, разработанный компанией VK. О причинах этого шага, его политическом контексте и перспективах нового мессенджера ЯСНО поговорил с Константином Калачёвым — известным федеральным политологом и политтехнологом, публицистом, руководителем «Политической экспертной группы».

Переход на MAX: безопасность или политический жест властей кубанской столицы?

В июне 2025 года администрация Краснодара заявила, что все внутренние коммуникации теперь будут вестись через новый отечественный мессенджер MAX. По словам мэра Евгения Наумова, главная цель — обеспечение информационной безопасности.

 — Мы видим, как часто пользователей на других платформах взламывают, персональные данные сливают в интернет, появляются фейковые рассылки и аккаунты. Краснодар выбирает безопасное общение. Тем более что сегодня многие рабочие вопросы решаются в телефонном режиме. Все переписки с коллегами теперь будут в MAX. Платформа удобная и простая в использовании, я тоже её опробовал. Групповые и личные чаты, звонки — всё привычное нам там есть. Работает сервис стабильно, сбоев не было, — заявил градоначальник.

 

Однако политолог и руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв считает, что дело не только в защите данных: 

 

 — MAX сейчас малоизвестен широкой публике. Его внедрение в мэрии — это, по сути, создание закрытого канала связи для чиновников, аналогичного традиционным телефонам или внутренней почте, которые использовались ранее. Ничего принципиально нового в этом нет.  

По его мнению, реальной целью такого шага является демонстрация политической лояльности:

— Мэр, вероятно, решил быстрее всех отрапортовать и показать, какой он лояльный и прогрессивный.

Эксперт допускает, что переход на отечественный мессенджер можно трактовать как политический жест, направленный на то, чтобы Краснодар стал примером для других регионов.

MAX как альтернатива западным аналогам: реальность или миф?

Одним из наиболее обсуждаемых сценариев стало предположение, что MAX — это потенциальная альтернатива Telegram и WhatsApp* в случае их запрета.

Примечательно, что с 1 июня 2025 года в России вступил в силу Федеральный закон № 41-ФЗ, ограничивающий использование иностранных мессенджеров в деловой переписке между определёнными категориями компаний и клиентами. Это не просто очередная инициатива по импортозамещению — это законодательный запрет на деловое общение через такие привычные приложения, как WhatsApp*, Telegram, Viber и им подобные.

В отличие от технической блокировки сервисов, о которой периодически говорят в публичном пространстве, здесь речь идёт о прямом запрете на использование зарубежных мессенджеров для коммуникации с клиентами, даже если инициатором общения был сам потребитель.

Калачёв скептически относится к перспективам быстрого отказа от западных сервисов.

 — Telegram — это платформа для широкой аудитории, включая граждан, бизнес, СМИ. Ещё больше в России популярен WhatsApp*, активно использующийся большинством граждан в быту. MAX пока же ориентирован на узкую профессиональную группу — госслужащих. Это разные истории.

Политолог отмечает, что в отсутствие широкой аудитории чиновники пока не смогут выстроить эффективные коммуникации с гражданами через отечественную площадку. При этом, поскольку о полном запрете Telegram и WhatsApp* речи пока не идёт, массово загнать на площадку простых жителей будет трудно.

Калачёв напоминает, что попытки заменить популярные мессенджеры уже предпринимались — с тем же ICQ, приобретённым отечественным бизнесом. Но они оказались безуспешными.

— Обычные пользователи не перейдут на MAX, если он не предложит уникальных функций или высокого уровня удобства. Чиновники установят его по распоряжению, но как привлечь граждан с привычных платформ? Пока это не очевидно.

По мнению эксперта, власти вряд ли заинтересованы в повторении сценария Instagram и Facebook (запрещены в России и принадлежат признанной экстремистской корпорации Meta, которая также владеет WhatsApp*). Политолог напоминает, что обе площадки не были основными средствами межличностного общения. Однако их закрытие в РФ вызвало серьёзное раздражение у граждан.

— Власть вряд ли заинтересована в ухудшении социального настроения. Зачем рушить то, что работает? — отмечает эксперт.

Переход на MAX мэрии Краснодара: контроль или цифровой суверенитет?

В экспертной среде также обсуждается версия о том, что переход на MAX может быть связан с упрощением мониторинга служебных коммуникаций.

Константин Калачёв считает подобное мнение преувеличением:

— Если спецслужбы захотят получить доступ к переписке, они сделают это на любой платформе — Telegram, WhatsApp* или MAX. Технически это сегодня не проблема.

Он подчёркивает, что идея о «тотальном цифровом контроле» предполагает полицейскую модель управления, что противоречит основам правового государства:

— Мы не можем жить в предположении, что все 143 миллиона россиян — потенциальные злоумышленники. Это разрушает доверие и правовые основы.

Тем не менее политолог признаёт, что использование отечественного мессенджера соответствует курсу на информационный и технологический суверенитет.

Переход на MAX мэрии Краснодара: желание угодить вышестоящим?

Примечательно, что компания VK, выступившая разработчиком мессенджера, связана с семьёй Ковальчуков, которые, по мнению некоторых экспертов, поддерживают губернатора Кубани. В прошлом году Вениамин Кондратьев встретился с российским учёным с мировым именем Михаилом Ковальчуком. А его брат — учёный и бизнесмен Юрий Ковальчук — считается одним из друзей Владимира Путина.

Политолог не исключает, что это могло повлиять на решение Евгения Наумова.

— Не исключаю такую возможность. Точной информации у меня нет. Не берусь судить, прямая ли здесь связь или опосредованная. Но, конечно, желание угодить начальству у наших чиновников часто присутствует. 

MAX в мэрии Краснодара: цифровой сигнал, но не революция

Отечественный мессенджер от VK — это пока не альтернатива Telegram, а скорее эксперимент в области управляемой цифровой среды. Он может использоваться для нужд конкретного ведомства или группы, но вряд ли завоюет массовую аудиторию без серьёзных изменений.

Константин Калачёв подытоживает, что переход пока выглядит как политическая декларация. Работать этот мессенджер может, но в очень ограниченном контуре — между чиновниками. Без живой аудитории, доверия и привычки такие проекты обречены оставаться нишевыми.

Впрочем, сейчас мэрия Краснодара уже не единственный в РФ муниципалитет, решивший опробовать новую площадку для общения. Позже инициативу кубанского коллеги поддержал мэр Новосибирска Максим Кудрявцев, который поручил департаменту связи и информатизации городской администрации с 23 июня начать переход на MAX.

Возможно, что столица Кубани в очередной раз выступает полигоном для обкатки властью инноваций. На этот раз — цифровых.

— —

*принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена.

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~g1HJq

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Интернет / Краснодар