Никита Изюмов: я — профессиональный русский
Известный правый краснодарский общественник рассказал, почему борется с концертами осудивших СВО артистов, как относится к Малофееву и чем его организация отличается от масонства
Пожалуй, сегодня Никита Изюмов — самый заметный деятель на правом фланге Кубани и Юге России. В последние годы его карьера стремительно идет вверх. Уже несколько лет он руководит реготделения малофеевской организации «Царьград», а недавно вошел в состав Общественной палаты Краснодара. О том, чем он намерен заниматься дальше, почему называет себя «профессиональным русским» и какую неформальную общероссийскую организацию возглавляет, читайте в большом интервью на «ЯСНО».
Никита Изюмов: запрет концертов и «культура отмены»
— В федеральных СМИ вы получили известность, поспособствовав отмене на Кубани концертов ряда артистов, критиковавших российские вооруженные силы? Как относитесь к этой «скандальной» репутации?
— Отношусь абсолютно спокойно. Повода для грусти не вижу. Скорее, меня это забавляет. Негатив по этому поводу исходит только от представителей либерального лагеря, значительная часть которого уже находится за пределами нашего государства. Однако, мне куда важнее поддержка, которую увидел со стороны остающихся в России граждан.
Нам удалось отменить концерты Shortparis, Анжелики Варум и Леонида Агутина, а также Ани Лорак. Все эти артисты выступили с критикой СВО. Кроме того, мы пытались отменить концерт Филиппа Киркорова в Анапе из-за его скандального выступления где он прыгал на православном кресте. К сожалению, здесь нашего веса не хватило. Но свою позицию мы проявили, проведя одиночные пикеты у зала во время концерта.
Добавлю, что к нам поступает куда больше обращений с просьбой помочь отмене концертов артистов, выступавших в поддержку Украины. Мы беремся за самые вопиющие случаи. Поддержку мы ощущаем значительно сильнее, чем критику.
— Почему вы считаете, что ваши оппоненты по отношению к СВО в нынешней ситуации не имеют права публичного выражения своих мнений? В прошлом вы вели дискуссионный клуб, приглашая людей самых разных взглядов. Теперь позиция поменялась?
— Я верю в свободу слова. Считаю, что в мирное время все стороны имеют право на высказывание своей позиции (если она не нарушает закон). Это мы подкрепляли не только словами, но и делами в рамках нашего «Екатеринодарского дискуссионного клуба», участниками которого становились люди самых разных позиций, включая прямо противоположные нам.
Однако Россия была вынуждена стать участницей масштабного военного конфликта. Поэтому сейчас не время для дискуссий. Как победим, так обязательно к ним вернемся. То же самое касается критики нашей спецоперации, которая льет воду на мельницу наших врагов, что может привести к разложению тыла. Сейчас города России подвергаются атакам. Сотни тысяч россиян участвуют в СВО. Есть раненые, убитые, беженцы. В такой ситуации неприемлемо выражать поддержку тем, кто стреляет в наших товарищей.
Плюрализм мнений допустим только в спокойной обстановке. Тогда он даже нужен. Однако не в период вооруженного противостояния с противником, поддерживаемого Западом.
— Нет ли по отношению к вашим противникам копирования политики «культуры отмены», которая сейчас так популярна в США и странах Европы и которую так критикуют русские патриоты?
— Нет, это разные истории. Наш подход к своим противникам более гуманный, чем внедренный леворадикалами на Западе.
Во-первых, культура отмены означает полный бойкот человека в социальной плоскости, которая зачастую выражается травлей и изгнанием его с профессионального поприща. Человек лишается работы и многих социальных связей, подвергается травле.
Мы устраиваем компании гражданского бойкота. Добиваемся только запрета публичных выступлений, а не тотальной отмены человека. Сравните наши кампании с гонениями на автора «Гарри Поттера» Джоан Роулинг в Британии.
Во-вторых, как уже сказал, в Европе и США все это происходит в условиях мирного времени. А Россия втянута в масштабный военный конфликт, где против нас выступает не только Украина, но и поддерживающий ее оружием, военными советниками и деньгами коллективный Запад.
В-третьих, в отличие от действий западных леваков с их «культурой отмены», наши бойкотные кампании не носят необратимый характер. Как православные, мы считаем, что люди могут искупить свой грех. Если человек воспринимал противоречивую позицию, а потом исправился, то это будет воспринято с позитивом.
Отличный пример — это солист группы «Звери» Роман Билык, который недавно поменял свои взгляды, съездил на фронт и поддержал наших парней. Молодец! Остальным критикам спецоперации тоже неплохо было бы съездить на Донбасс и пообщаться с жителями о том, как ВСУ обстреливала из артиллерии их города с 2014 года.
Никита Изюмов: участие в Общественной палате Краснодара
— Недавно вы были избраны в состав Общественной палаты Краснодара. Для чего вы туда пошли и чем намереваетесь заниматься на этом посту?
— Общественная работа — это одно из ключевых направлений нашей деятельности. И городская Общественная палата для меня — это дополнительный инструмент, дополнительная трибуна, где можно продвигать наши идеи и реализовывать задачи сообщества, которое я там представляю. Этот орган позволяет нам участвовать в проектах муниципалитета, а также реализовывать свои инициативы. Проявлять свои компетенции.
Вместе с Общественной палатой и муниципальными властями мы намерены заниматься патриотической работой, включая воспитание молодежи в духе традиционных ценностей русского народа, нашей православной веры и заботы о семье, как фундаменте всего общества. Сейчас у нас действует молодежное движение для студентов вузов. Но мы планируем заходить в школы и средние специальные учебные заведения. Будем общаться с молодежью, просвещать и привлекать к патриотической работе.
Также мы в рамках общества «Царьград» и Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) взаимодействуем напрямую с властями города и края. Например, буквально недавно наш центр военной подготовки «Кубанская сотня» посетил мэр Краснодара Евгений Наумов.
Если раньше мы занимались патриотической работой и волонтерством в качестве частной инициативы, то теперь находим все больше точек соприкосновения с государственными структурами. Например, появилась возможность в крайцентре масштабировать наши успешные проекты, в основе которых лежит наша идеология: любовь к родине и русскому народу, служение Отечеству, семейные ценности.
Никита Изюмов: работа с кубанской молодежью
— А чего вы добиваетесь в качестве лидера реготдения «Царьграда»? Чем сейчас оно занимается?
— Ключевые задачи общества «Царьград»: поддержка и продвижение традиционных ценностей русского народа, содействие расцвету православной веры, развитие просвещения и популяризация русской культуры. А также создание на площадке наших организаций будущей элиты страны.
В рамках работы общества мы занимаемся просветительскими и образовательными проектами, волонтерством и подготовкой к службе молодых ребят. У нас есть два крыла.
Одно из них — спортивно-патриотическое. Это межрегиональная общественная организация содействия сохранению, развитию и популяризации традиционных видов спорта «Двуглавый орел», отделение которой активно действует в городе.
Здесь достаточно большое отделение, в котором около 100 человек. На регулярной основе проводятся различные спортивные мероприятия. Это соревнования по гиревому спорту, жиму, мини-футболу. Также развиваем русскую народную игру с мячом «кила» и кулачные бои «стенка на стенку». Проводим открытые любительские турниры, вовлекая большое количество участников.
Кроме того, участвуем в проведении религиозных праздников. Например, в прошлом году на Покрова Богородицы в Краснодаре провели «Покровский фестиваль традиционных русских видов спорта» на стадионе «Труд». А перед этим приняли участие в крестном ходе и молебне в Александровском соборе. Там было 200 человек молодых спортсменов.
У нас есть свои залы спортивные, где ребята занимаются регулярно.
Второе крыло — студенческое «Братство Академистов». В Екатеринодаре насчитывается более 50 человек. Это часть общероссийского студенческого «Братства Академистов», объединяющего патриотов и консерваторов ведущих вузов страны. В Краснодаре пока отделение действует в Кубанском госуниверситете. Еще одну ячейку готовимся создать на базе Кубанского аграрного госуниверситета.
Кстати, многие ребята из «Царьграда» и «Академистов» сейчас воюют на фронте. К сожалению, есть и погибшие.
Никита Изюмов: знакомство с Константином Малофеевым
— Знакомы ли вы лично с Константином Малофеевым? Какое впечатление он на вас производит как лидер вашего движения?
— Отношусь к Константину Валерьевичу с большим уважением. Это глубоко идейный человек, ставящий во главу угла патриотизм и духовность. В отличие от многих крупных бизнесменов он посвящает общественной деятельности огромное количество своего времени.
Так, он является одним из заместителей Святейшего Патриарха Кирилла во Всемирном Русском Народном Соборе, а также создателем и лидером общества «Царьград». Участвовал в создании одноименного телеканала и «Лиги безопасного интернета». Он уделяет очень много внимания общественной работе: еженедельным планеркам, постоянным поездкам по стране, проведению различных форумов и встреч.
Последний раз встречались с ними на форуме ВРНС в Новосибирске, посвященном пространственному развитию и демографии в России. Там же у нас прошел съезд академистов из разных городов Сибири.
Никита Изюмов: во главе «Братства Академистов»
— Правильно ли я понимаю, что вы являетесь лидером «Академистов» в России? Почему решили возглавлять, уже не являясь студентом?
— Да, я координатор братства и один из его создателей. Но уже давно не сидел за партой (смеется).
«Царьград» решил воссоздать успешный русский опыт кооперации патриотических студентов, предложив мне заняться развитием этого направления. Возможно, роль сыграл мой успешный опыт в качестве организатора «Екатеринодарского дискуссионного клуба» и других неформальных сообществ.
В том, что я уже не являюсь учащимся, никакой проблемы не вижу. Три года существования сообщества показали его востребованность у студентов. Сейчас членами Братства являются около 1 200 человек. Наши отделения действуют на базе нескольких десятков ведущих вузов России, включая МГИМО, РАНХиГС, СПбГУ, питерский Горный, Новосибирский, Казанский и многие другие университеты по всей стране. Мы представлены более чем в 30 городах.
У нас, как у типичного братства, нет жесткого подчинения и контроля. Это сеть неформальных сообществ, где каждый студенческий Клуб — самостоятельная автономная единица. Мы работаем на принципах добровольности и общей цели: воссоздании национальной русской элиты. Но есть и общие ценности, которым должны следовать члены братства.
Подчеркну, что только в молодежных организациях с высоким уровнем автономии (речь не только о наших проектах) есть активная жизнь. Мы видим, что в молодежных окологосударственных организациях жизни мало. Зато много официоза.
Поэтому моя цель, как координатора, не управлять, а направлять и создавать условия для развития. Вместе с коллегами мы находим лидеров, которые готовы самостоятельно развивать ячейки братва. А мы помогаем им финансовыми и административными ресурсами, способствуем в решении организационных вопросов.
Также у Академистов нет цели создавать сверхмассовую структуру, вроде советского Комсомола или сурковских «НАШИх». Мы отбираем самых лучших и достойных представителей студенчества, помогаем им правильно социализироваться, обзавестись полезным опытом и связями друг с другом, чтобы стать кадрами будущей национально ориентированной элиты.
— Получается, вы копируете опыт европейских и американских студенческих корпораций? Вы случаем не создаете аналог масонства? Есть ли у вас свои ритуалы?
— Мы не масоны, масоны не мы (смеется). К организации вольных каменщиков мы никакого отношения не имеем, наоборот, у нас на сайте есть приписка «плотники vs каменщики», думаю отсылка понятна (Иисус был плотником). Зарубежных покровителей, как у масонов, у нас нет. И мистической деятельностью не занимаемся (для удовлетворения духовных потребностей есть православные храмы).
Академисты действительно чем-то напоминают европейские корпорации студентов или американские «греческие» университетские братства. Но ориентируемся мы не на них, а на аналогичную организацию русских студентов вековой давности, продолжая традиции студенчества Российской Империи. Первая организация Академистов была создана патриотическими студентами как реакция на революцию 1905 при содействии Петра Аркадьевича Столыпина. Равняемся на наших славных предшественников и их богатый опыт.
Свои ритуалы у нас, разумеется, есть. Например, инициация при приеме новых членов. Но подобные ритуалы были и есть у многих общественных организаций.
Никита Изюмов: отношения с Fraternitas Ruthenica
— А являются ли Академисты конкурентами еще одной студенческой организации — Fraternitas Ruthenica?
— Не вижу ничего плохого в честной конкуренции между организациями. Может она проявится в будущем. Но пока этого не ощущаю.
Мы действительно похожи, в том числе и идеологически. Также нас объединяет неформальный подход в работе со студентами. Но есть и различия. Fraternitas Ruthenica были первооткрывателем студенческих корпораций в современной России. Но там в большей степени до сих пор сохранился упор на неформальную деятельность, с большим значением проведения досуга. Они как раз ближе к «тайным» европейским молодежным клубам.
А «Академисты» более открыты и публичны, в том числе взаимодействуют с вузами. Также мы нацелены на конечный результат в плане социализации молодежи. Для этого у нас просто есть больше ресурсов, как финансовых, так и организационных. В братстве ведется системная работа в плане лекций, волонтерства, подготовки студентов к воинской службе и даже правозащиты.
Деятельность Fraternitas Ruthenica больше сосредоточена в Москве и Питере, а «Академисты» помимо столиц широко представлены в провинции. При этом, по имеющейся у меня информации, ни по одному вузу мы пока не пересекаемся. Можно сказать, что вместе мы делаем общее дело, объединяя национально мыслящую молодежь. Но каждый идет своим путем.
Никита Изюмов: задачи на будущее
— Какую проблему вы хотите решить, развивая студенческое братство? Зачем России понадобилась такая структура?
— В России огромный дефицит национально ориентированной элиты. На наш взгляд это — ключевая проблема страны. В 1917 году наша прежняя элита была либо уничтожена, либо изгнана.
На мой взгляд, проблемы с национально ориентированной элитой наблюдаются в России до сих пор. Одно из главных составляющих этого — отсутствие механизма воспроизводства элиты, который сохраняется в странах Запада, не переживавших таких глобальных потрясений, как наша страна. Там это работает благодаря семейной преемственности элит на протяжении многих поколений, с одной стороны, а также жесточайшей внутренней конкуренции и действующим «социальным лифтам» — с другой.
Студенческие братства как раз должны способствовать созданию национально ориентированной элиты. Мы хотим сформировать среду, среду коммуникации, в которой молодые люди буквально от старших классов до выпуска из высших учебных заведений будут полноценно социализироваться в нашей национальной традиции, в русле наших национальных интересов.
— Какие цели вы ставите для себя на будущее?
— Вся моя деятельность и целеполагание направлены на то, чтобы защищать русский народ, делать его жизнь лучше, комфортнее и безопаснее. Чтобы обычные люди могли спокойно заниматься работой, бизнесом, культурой. Ведь обычным гражданам неинтересны ни политика, ни повседневная публичная работа. Я часть тех, кто выделяется из народа, но работает на его благо.
Рад, что у меня сейчас есть возможность в рамках «Царьграда», ВРНС и других организаций активно работать в этом направлении и добиваться успехов. Сейчас я занимаюсь любимым делом, получая за это зарплату.
Можно сказать, что я «профессиональный русский», отстаивающий интересы простых граждан России, как русских, так и не русских. Буду и дальше трудиться в этом направлении, прикладывая все свои силы.
Считаю, что добиваться этой цели сподручнее, обладая определенным ресурсами. Для этого нужно достигать какого-то уровня влияния на процессы принятия решений на уровне города, края, страны. Здесь какого-то потолка для себя я не вижу, поэтому буду продолжать двигаться в этом направлении, беря на себя ответственность.
А также продолжу готовить самодостаточных девчонок и парней, готовых не на словах, а на деле стать значимой частью национально ориентированной элиты. То есть других «профессиональных русских», работающих на благо страны и ее граждан.
Записал Дмитрий Мирошников
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Интервью / Краснодар / Молодежная политика в Краснодарском крае / Политика