Сейчас: 25-01-2025 15:49
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 98.2636 EUR ЦБ 103.1870
Главная >> Новости >> Политика и власть >> Сложности большого роста: чем Краснодару сегодня грозит официальная агломерация

Сложности большого роста: чем Краснодару сегодня грозит официальная агломерация

Сложности большого роста: чем Краснодару сегодня грозит официальная агломерация Фото: Яндекс Карты

Сложности большого роста: чем Краснодару сегодня грозит официальная агломерация

Эксперты рассказали о «подводных камнях» объединения территорий вокруг крайцентра.

Краснодарская агломерация пока еще не создана официально, но это уже активно обсуждается. Еще в прошлом году Правительство РФ выступило с инициативой юридически закрепить этот статус. О том, какие подводные камни у этого процесса в комментариях для «ЯСНО» рассказали эксперты.

Краснодарская агломерация: рост как на дрожжах

По данным федерального Фонда «Институт экономики города», из 17 крупнейших агломераций в России (выбранных для анализа) Краснодарская является самой быстрорастущей по численности населения. В период 2010-2021 годов число постоянных жителей в ней выросло на 37,8%. Примечательно, что по темпам роста агломерация столицы Кубани лидирует не только в РФ, но и в Европе.

– Краснодарская агломерация является одной из крупнейших в России. В нее входят четыре муниципалитета края: Краснодар, Горячий Ключ, Динской и Северский районы. Население территории растет и составляет уже свыше 1,5 миллиона человек. В 2021 году объемы базовых отраслей экономики агломерации составили 31,5 процента общекраевых показателей. Реализация крупных инвестиционных проектов, а также растущая численность населения агломерации требуют адекватного развития инфраструктуры. И наша главная задача – повышение мобильности жителей. Здесь делаем ставку на развитие общественного транспорта, – рассказывал министр экономики Кубани Алексей Юртаев в мае этого года.

А в июне стало известно, что Минэкономики заказал долгосрочный план развития территории, обобщивший информацию о намерениях по распределению бюджетных инвестиций.

— Появление плана — своеобразная заявка на получение средств федерального бюджета на проекты агломерационного развития, — отмечало по этому поводу аналитическое издание «Эксперт.Юг».

Эксперты «ЯСНО» подчеркивают, что, не имея юридического статуса де-факто агломерация вокруг Краснодара уже сложилась.

То, что Краснодарская агломерация существует — это свершившийся факт, —  подчеркивает депутат Заксобрания края Денис Хмелвеской. 

Схожего мнения придерживается и руководитель Центра прикладной социологии и политологии, член Общественной палаты Кубани Геннадий Подлесный.

— Крайцентр уже поглотил множество станиц и поселков вокруг себя, включая такие крупные, как Елизаветинская и Старокорсунская, не говоря о Пашковке. Фактически сейчас дальними пригородами Краснодара стали посёлки Яблоновский, Тлюстенхабль и аул Новая Адыгея, которые расположены в соседнем регионе. На очереди станицы Динская, Новотитаровская и Васюринская, — комментирует ситуацию «ЯСНО» политолог.

Краснодарская агломерация

Краснодарская агломерация: политический вопрос

Как отмечает экономист Роман Иноземцев, серьезным правовым препятствием к реализации планов появления официальной агломерации является то, что два предназначенных для включения в нее района —  Тахтамукайский и Теучежский, — являются муниципалитетами Адыгеи.

— В случае создания агломерации в заявленных ранее границах, ключевые инфраструктурные проекты должны стать межрегиональными. Это усложняет весь процесс, даже может его похоронить. Попытки решить проблему полумерой в виде межрегионального статуса агломерации будут обречены на утопление в «бюрократическом аду».  Но даже если чего-то и удастся достигнуть, то все действия будут реализовываться с большим скрипом.

По мнению эксперта, решением проблемы гипотетически могло бы стать включение 2-х муниципалитетов в состав Краснодарского края или полное объединение Кубани с Адыгеей. Только эта мера позволит устранить правовые препоны на пути реализации проекта. Однако эксперт напоминает, что соответствующая инициатива в нулевых годах уже потерпела фиаско и вызвала волнения в соседней республике. Поэтому такую перспективу в нынешних условиях Роман Иноземцев считает маловероятной.

На серьезность межрегионального масштаба проекта обращает внимание и глава Общественного совета по озеленению Краснодара, координатор движения «Помоги городу» Елена Шувалова.

— Без территории, входящей в состав соседней республики, создать работающий механизм Краснодарской агломерации нельзя. Поселок Яблоновский и район Меги сейчас уже сильно привязаны к Краснодару. Там ключевые для города транспортные пути, а также уже построено множество многоэтажек, где селятся граждане, работающие в Краснодаре. Кроме того, через эти территории проходят дороги в Горячий Ключ и Северский район, который планируется включить в агломерацию. 

Общественница предполагает, что гипотетическим решением проблемы может стать заключение соглашения между Адыгеей и Кубанью, которое создало бы работающие механизмы по координации действий властей двух регионов и входящих в агломерацию муниципалитетов.

Денис Хмелвеской также считает соглашение между регионами перспективным путем для решения проблемы. По его мнению, власти двух регионов могут создать межсубъектную комиссию, чтобы заниматься комплексными вопросами развития агломерации. 

— Два субъекта принимают решение, кто войдет в эту комиссию, кто будет ее координировать. И совместно решают вопросы транспорта, развития инфраструктуры, перемещения товаров и т.д. Подобный успешный опыт в  России есть. Например,  взаимодействие Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Подмосковья. Я думаю, что «подводных камней» здесь нет. Нужна только политическая воля со стороны двух глав и понимание, что это нужно делать. 

Яблоновский мост

Краснодарская агломерация: дорожные развилки

 Также эксперты отмечают, что ключевым вопросом агломерации является развитие транспортной инфраструктуры.

— Транспортная проблема является одним из главных вызовов агломерации как организованной системы. В рамках существующих урбанистических стандартов агломерацией считается пространство, в котором добраться до любой точки можно за 40 минут. При этом сейчас только в Краснодаре вам может потребоваться 2-3 часа, чтобы доехать из одного конца города в другой, — делится Елена Шувалова.

Денис Хмелевской считает, что данная проблема является ключевой для развития агломерации. Он сетует, что власти Краснодара отложили в долгий ящик проект «наземного метро», который ранее был предложен экспертами и поддержан губернатором.

— Проект где-то стопорится.  Его надо двигать, поскольку он важен  для жителей Адыгеи и Краснодарского края, включая крайцентр.

Также, депутат напоминает о необходимости строительства новых магистралей и развязок. Например, строительство нового путепровода по ул. Тихорецкой от ул. Володарского до автодороги М-4 «Дон». Отсутствие решений в этом направлении может привести к транспортному коллапсу, уверен парламентарий.

— Одно из негативных проявлений агломерации наблюдается уже сейчас. Это «маятниковое движение» в Краснодар утром и из Краснодара вечером, которое распространяется и на прилегающие к городу территории Адыгеи. Это уже сейчас является проблемой для дорожной и транспортной инфраструктуры и в качестве выхода предлагается вынос производств из города или их размещение на периферии, — рассказывает экономист Роман Иноземцев. 

Краснодар

Краснодарская агломерация: есть ли альтернатива?

Развитие мегаполисов и агломераций само по себе закладывает огромное количество проблем, которые затем становятся хроническими, — сетует Роман Иноземцев. Эксперт напоминает, что агломерации «высасывают» население из близлежащих муниципалитетов и регионов. В итоге в одних местах наблюдается скученность и приток иностранных мигрантов, а также дефицит социально инфраструктуры, а в других — дефицит рабочих рук. Как следствие: и там, и там растет социальная напряженность, считает экономист.

— Встает вопрос, зачем создавать условия для того, чтобы люди из разных провинциальных регионов ехали в «большой Краснодар». Не проще ли развить малые города в ЦФО и Сибири, чтобы люди оттуда не уезжали?

Елена Шувалова считает, что в рамках самой агломерации все будет завязано на центр Краснодара.

— В рамках недавно принятого генплана Краснодара так и не смогли создать полицентричную модель, как бы ни бились общественники. У нас всё центростремительное. Со всех пригородов или близлежащих районов люди едут в город на работу, учебу, за покупками и развлечениями. Необходимо создавать полицентры в самом Краснодаре, а также в других муниципалитетах, которые станут точками притяжения в плане работы и досуга. Пока их не будет, и пока не будет ясности с новыми транспортными артериями — агломерация не сможет нормально функционировать.

Схожего мнения придерживается и Геннадий Подлесный.

 — Считаю, что сложившаяся в Краснодаре моноцентричная агломерация — это далеко не идеальный вариант. Ведь сейчас мировой тренд отказываться от такой модели в пользу полицентрических агломераций (с несколькими городами-спутниками). И вовсе уходить от мегаполисов с большой скученностью людей к разветвлённой сети небольших населенных пунктов на 10-20 тыс. человек. Такой способ организации пространства позволяет избежать негативных последствий крупного города, поскольку вся территория развивается равномерно. Нет обезлюдиванья с одной стороны, и забитых школ и больниц — с другой.

Однако, по мнению политолога, эти варианты в крайцентре не реализуемы, поскольку огромная моноцентрическая агломерация вокруг Краснодара фактически уже сложилась. И надо с ней что-то делать.

— В нулевые и десятые годы у нас агломерация сложилась стихийно. Или за счет включения в границы города новых территорий или за счет возникновения рядом с ними крупных населенных пунктов, завязанных на Краснодар. В итоге мы видим десятки микрорайонов, до которых трудно добраться и в которых наблюдается дефицит соцобъектов и развлекательно-досуговой инфраструктуры. Власти должны взять под контроль процесс разрастания Краснодара, чтобы на строящихся сейчас новых территориях были не только спальные районы. Чтобы создавались общественно-деловые зоны, места отдыха и новые транспортные артерии.

Денис Хмелевской также видит проблему в отсутствии должного контроля со стороны властей города за застройкой Краснодара. Эксперт отмечает, что только в последние годы власти научились добиваться от застройщиков обязательств по возведению соцобъектов. А вот проблема со строительством дорог по-прежнему полностью не решается.

  У нас сейчас на улице Колхозной строится новых жилой комплекс. Но здесь уже большие пробки. Зачем мы создаем очередной затор? Мы видим, что администрация города не хочет масштабно смотреть на эту проблему. К развитию территорий города должен был комплексный подход: вместе со строительством ЖК необходимо закладывать возведение социальных и объектов и дорог. Если мы выдаем разрешение на строительство, то обязательством для застройщика создавать необходимую инфраструктуру. Причем, еще до возведения жилых домов. Кроме того должно быть долгосрочное планирование. Если мы видим, что плотность застройки превышает все нормативы — то нужно принимать меры, а не смотреть и ждать. Иначе мы сами себя загоним в тупик, из которого сложно выбраться, —  считает депутат.

Дмитрий Мирошников

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~61MA2

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Краснодар / Краснодарский край / Экономика Кубани / Власть