Главная >> Политика и власть >> «Правовой» комитет ЗСК: высший пилотаж законотворчества - не запретительные меры, а стимулирующие

«Правовой» комитет ЗСК: высший пилотаж законотворчества - не запретительные меры, а стимулирующие

«Правовой» комитет ЗСК: высший пилотаж законотворчества - не запретительные меры, а стимулирующие

«Правовой» комитет ЗСК: высший пилотаж законотворчества - не запретительные меры, а стимулирующие

В Законодательном Собрании Краснодарского края тщательно прорабатывают юридическую сторону законотворчества.

Какова роль Устава Краснодарского края, как в регионе регулируют миграцию, кто на Кубани может рассчитывать на бесплатную юридическую помощь, зачем краю нужно больше мировых судей, рассказал председатель комитета ЗСК по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Андрей Горбань.

- Андрей Евгеньевич, одно из направлений работы вашего комитета - это внесение изменений в один из важнейших документов - Устав Краснодарского края. Какие изменения в Устав за эти пять лет вы бы выделили особо?

- У нас в крае равные по значимости главные законы - Бюджет и Устав. И для Кубани Устав - это миниконституция. Есть вопросы, которые мы можем урегулировать только в Уставе и нигде более в силу 73-й статьи Конституции РФ. Это административно-территориальное устройство субъекта, вопросы местных исторических и иных особенностей, еще ряд вопросов.

За последние пять лет к наиболее значимым изменениям в Устав я бы отнес те, которые мы вносили в связи с изменениями Конституции страны. Это требования к высшим должностным лицам и вообще к лицам, замещающим государственные должности, повышение уровня требований антикоррупционной направленности к высшему должностному лицу, к депутатам. Вопросы местного значения уточняли в соответствие с формулировками Конституции. Вот эти поправки я бы назвал серьезными.

Работа с Уставом продолжается. Распоряжением главы края организована рабочая группа, и мы готовим новую редакцию в связи с принятием в прошлом году федерального закона ФЗ-414 об основах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации. Он меняет старую основу, закон №184, который до этого достаточно долго работал, мы по нему строили всю нынешнюю структуру и органов исполнительной власти и законодательной власти. И сейчас мы готовим концептуальные изменения. Я думаю в этом полугодии они будут готовы. Но не буду загадывать - законотворчество такое дело, что лучше не торопиться.

- Это будут какие-то кардинальные изменения или корректировка?

- Вы знаете, в нынешнее время особенно какие-то революционные преобразования проводить, на мой взгляд, не дальновидно. Есть один принцип в административном самоуправлении, как и у мотористов - если работает, то не лезь туда и не крути лишний раз, чтобы двигатель не зачихал, не закашлял и не заглох. Поэтому на сегодняшний день мы видим на уровне субъекта, что механизм взаимоотношений, который сложился в высшем органе исполнительной власти со структурными подразделениями, самостоятельными органами исполнительной власти, система, которая выстроена между Законодательным Собранием и администрацией Краснодарского края, на сегодняшний день достаточно рабочая. Нет длительных процедур бюрократических по согласованиям, препонов и т.д. По крайне мере, я не вижу их в процессе взаимодействия.

- Краснодарский край в последние годы стал очень привлекательным для внутренней и зарубежной миграции. Это несет риски для социально-политической стабильности на Кубани. Какие предложения вашего комитета по регулированию в этой сфере вы бы отметили?

- Действительно, вопросы миграции не только важны политически, но это еще и сфера моих научных интересов. Тема моей диссертационной работы «Административно-правовое положение органов миграции на уровне субъекта Российской Федерации». Но писалась она в 2000-х, когда у нас были полномочия, в том числе и на принятие определенных решений на уровне ФМС и структурных подразделений администрации, которые контролировали и мониторили всё. Но и сейчас, буквально несколько лет назад, в администрации появилось подразделение, которое мониторит вопросы миграции, находится во взаимодействии.

Конечно, высший пилотаж законотворчества - это не запретительные меры, а стимулирующие меры, которые дают возможность простимулировать те или иные необходимые для развития территории процессы.

Вопросами миграции Законодательное Собрание края занималось с первого созыва. У нас было два закона по миграционным вопросам, которые дважды нам отменял Конституционный суд. Тогда мы временный разрешительный порядок устанавливали, тем самым сдерживая миграционные потоки из Закавказья. Но выше это отменяли. Правда, эти меры тогда позволили нам подготовить проект миграционного кодекса, который совместно с Государственным Советом-Хасе Республики Адыгея мы направили в Госдуму. Это был 2000-й год. Целиком его не приняли, но отдельными нормами он появился в законе о гражданстве, в КоАПе и других. Нам, законодателям, и на сегодняшний день не важно признание, что это мы, ЗСК, продвинули. Главное - результат.

Что касается внутрироссийской миграции - это тоже вопрос, который мы можем регулировать только стимулирующими мерами. Один из конституционных принципов - это право выбора места жительства и свобода передвижения. И, если жители других субъектов России переехать на теплый юг, то запретить это нельзя. Я считаю, что стимулировать надо миграционные процессы, привлекая людей в пригороды и сельскую местность. Там нехватка медицинских кадров, например.

В 2018 году мы, наш комитет, готовили обращение депутатов ЗСК к Дмитрию Медведеву о совершенствовании миграционного законодательства в целях противодействия незаконной миграции. Мы предлагали заменить уведомительный характер миграционного учета на разрешительный для иностранцев и лиц без гражданства, ввести обязанности этим лицам самостоятельно регистрироваться по месту пребывания и т. п. И мы в том, числе говорили об обязательной дактилоскопии. И на сегодня на уровне федерального Совета безопасности уже говорят о цифровом паспорте для иностранных мигрантов. Также мы дополнили свой же закон от 2004 года о реализации госполитики по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Краснодарского края нормой, которая устанавливает ограничение на оказание государственной поддержки. Объясню - у нас есть предприятия, которые привлекают много иностранных граждан к работе. И, если они привлекают их с нарушениями миграционного законодательства, то меры господдержки такие предприятия не получат.

- Какие меры кубанские законодатели и ваш комитет принимает в области по противодействию коррупции?

- С учетом того, что наш комитет в целом отвечает за госстроительство на территории края, то тут не только вопросы организации госслужбы, но и статуса лиц, замещающих госдолжности. То есть это выборные лица, лица с ограниченным сроком полномочий (мировые судьи, вице-губернаторы). Все антикоррупционные меры вытекают, естественно, из федерального законодательства, но, поскольку есть там региональный компонент, то мы этим и занимаемся. Это система избирательных комиссий, Контрольно-счетная палата, уполномоченные по правам человека, предпринимателей, ребенка. Их статус устанавливается краевым законодательством.

Необходимо контролировать соблюдение ряда антикоррупционных стандартов - не пользоваться иностранными финансовыми инструментами, иметь там объекты недвижимости и т.д. Чтобы чиновник думал об исполнении своих должностных обязанностей, а не активах за рубежом.

- Еще одно из направлений работы вашего комитета - правовое регулирования оказания бесплатной юридической помощи на территории Краснодарского края. На какую бесплатную помощь могут рассчитывать кубанцы, как она организована?

- Перечень этот довольно большой и установлен федеральным законодательством. Но субъект Российской Федерации имеет право вводить дополнительные категории для людей, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. Мы на сегодня эту категорию расширили. На бесплатную юридическую помощь на Кубани, помимо категорий, прописанных в федеральном законодательстве, могут претендовать граждане, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет; вдовы и вдовцы, не вступившие в новый брак, имеющие несовершеннолетнего ребенка; неработающие граждане, получающие страховую пенсию и граждане, достигшие возраста 80 лет; не работающие граждане, достигшие 60 и 55 лет мужчины и женщины; ветераны боевых действий; живущие в крае бывшие несовершеннолетние узники лагерей, гетто и других мест содержания; беременные женщины, имеющие детей до 3 лет.

Получить помощь можно дистанционно, можно и на личном приеме. У нас создано казенное учреждение «Государственное юридическое бюро», подведомственное администрации края. Там толковый креативный руководитель. На сегодня они также оказывают помощь беженцам из ЛНР и ДНР, покинувшим территорию республик после начала военных действий. Причем, наши оказывали эту помощь на территории Ростовской области, куда выезжали беженцы. По закону края, но на территории другого субъекта - это уникально. Мы смогли оперативно внести изменения в наш закон, чтобы была такая возможность.

- Как бы вы в целом оценили работу Законодательного собрания 6 созыва? Над чем в первую очередь, по вашему мнению, предстоит работать депутатам нового созыва, который будет выбран в этом году?

- Конечно, время уже подводить итоги этого созыва, но оценку, естественно, должны давать избиратели. Скажу сразу, что за все подготовленные нашим комитетом законы мне не стыдно. И любому человеку по поводу них я могу рассказать - для чего мы их принимали, почему, и какой от них эффект, даже если там непопулярные меры.

Есть вопросы, решение которых перейдет и в следующий созыв. Край у нас растет, разрастается - население наше растет. Это всё влечет за собой, например, нагрузку на мировых судей. В нашем ведении находятся вопросы регулирования мировой юстиции на территории края. Сейчас нам катастрофически не хватает достаточного числа таких судий в частности в Краснодаре. Проект федерального закона нами подготовлен и направлен, пока лежит в Госдуме уже два года. Там было заключение правительства, что, если померить «среднюю температуру по больнице» с Белой Глиной и Крыловским районом, то все нормально. Но это было два года назад, когда мы не знали, что население у нас уже порядка 7 миллионов. И в Краснодаре, Анапе, Новороссийске, Сочи население не просто на сезон увеличивается - сегодня настолько там много людей, что у мировых судей нагрузка выросла в два, а то и в три раза. Поэтому увеличение на 24 ставки мировых судей - это задел на будущее.

А так надо, конечно, и вопросы государственного строительства продолжать развивать - это и регламентация организации государственной гражданской службы, работа с Уставом Краснодарского края в свете федерального закона №414 об основах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации. За уставом придется менять порядка сотни отраслевых и законов государственного устройства. Так что фронт работы будет большой. 

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~WOb6d

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Законодательное собрание Краснодарского края