Сейчас: 23-02-2024 10:49
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 92.7519 EUR ЦБ 100.4425
Главная >> Новости >> Политика и власть >> «Земельный» комитет ЗСК: в законотворчестве всегда нужно искать баланс интересов

«Земельный» комитет ЗСК: в законотворчестве всегда нужно искать баланс интересов

«Земельный» комитет ЗСК: в законотворчестве всегда нужно искать баланс интересов

«Земельный» комитет ЗСК: в законотворчестве всегда нужно искать баланс интересов

Депутаты краевого парламента законодательно помогают регулировать имущественные и земельные отношения на Кубани.

Какая госсобственность края не подлежит приватизации, зачем нужна была кадастровая оценка недвижимости, что за реформа определит работу депутатов ЗСК нового созыва, рассказал заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края, председатель комитета по вопросам имущественных и земельных отношений Сергей Усенко.

- Сергей Павлович, ваш комитет занимается довольно чувствительной темой - имуществом и землей, находящимся в государственной собственности Краснодарского края. Как много такого имущества и земельных участков в собственности Кубани, какую пользу приносит всё это нашему краю?

- Прежде всего задача государственной собственности - обеспечивать выполнение разных государственных функций и полномочий. Поэтому и львиная доля того имущества, которым располагает Краснодарский край, приходится на те структуры, которые выполняют эти полномочия. У нас в подчинении края более 1 200 юридических лиц. Большинство из них - это госучреждения соцзащиты, образования, здравоохранения и т.п. Соответственно, имущество, которым наделен Краснодарский край, распределено между этими учреждениями. Также до сих пор у нас осталось 17 госпредприятий, которые обладают имуществом, и 84 краевых органа власти. Получается, что все краевые объекты, а у нас более 15,5 тысяч единиц только недвижимого имущества, распределены между этими юридическими лицами. То есть любое здание системы здравоохранения или соцзащиты - это объект краевой госсобственности. Поэтому говорить о том, что это имущество должно приносить деньги, конечно, нельзя. Первая задача - это выполнение функций. Доходы вторичны. А зарабатывает край, прежде всего, на аренде земельных участков, находящихся в краевой собственности, свой вклад вносит и аренда зданий, и часть прибыли предприятий, и дивиденды хозяйственных обществ.

- В чем вообще смысл в приватизации госсобственности? Зачем активы передавать в частные руки, а не сдавать в аренду и получать постоянный доход?

- Приватизация - это достаточно сложная процедура. Начались эти процессы более 30-ти лет назад, На каждом этапе она проходила по-своему. Если в 90-е была задача как можно быстрее передать собственность в частные руки, перезагрузить экономику, то в «нулевые» - приватизация стала одним из способов найти эффективного собственника. Что греха таить - в 90-е основной блок госсобственности, то есть наиболее ликвидные объекты, были приватизированы. К «нулевым», а тем более, десятым годам этих объектов практически уже не осталось. Напомню, что у нас всего 17 краевых государственных унитарных предприятий, и практически нет незакрепленных объектов недвижимости. Это очень мало и говорит о том, что за 30 лет судьба всех предприятий, которые были, уже определилась. Какие-то преобразовались в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, другие ликвидированы и т.п. Приватизация сегодня - это механизм для завершения хозяйственного цикла у юрлица. Должны быть легитимные способы прекратить деятельность хозяйственного организма. Для этого, к примеру, есть процедура банкротства. В противном случае, мы бы просто не знали, что делать с многочисленными юрлицами, которые функцию свою выполнили и уже не нужны государственной экономике. Поэтому созданы механизмы ликвидации юрлиц, для этого существует и приватизация. По сути, для государства приватизация - это прекращение госучастия в юрлице и передача его собственнику, который в идеале сможет вдохнуть вторую жизнь в это имущество, объект. Аналогично можно рассматривать действия государства при приватизации любой недвижимой вещи.

У края есть и пакеты акций в акционерных обществах - их больше ста. Большие и маленькие, стопроцентные и микроскопические. И, конечно, тут многое зависит от того, насколько этот пакет интересен на рынке, купит ли его кто-то. Понятно, что контрольный пакет чаще всего представляет интерес для потенциального покупателя, а пакеты менее 10% абсолютно неликвидны. И это тоже одна из проблем - как с ними поступать. Вроде актив есть, но качество меняется как в ту, так и в другую сторону. Также есть блок собственности, который приватизации не подлежит - это всё, что касается социальной сферы.

- В прошлом году в Краснодарском крае закончился очередной тур кадастровой оценки зданий, помещений, машиномест и незавершенных объектов. В чем важность этой процедуры и как она поможет в распоряжении имуществом на территории Краснодарского края?

- Впервые у нас о кадастровой оценке заговорили еще в 1998 году. Тогда были внесены изменения в закон, которые предусмотрели необходимость ее введения. Эта процедура растянулась на много лет. Первую кадастровую оценку земли начали проводить в 2005 году. Государству нужна универсальная линейка, точка отсчета - кадастровая стоимость. Уже от нее считаются более двадцати позиций - в нашем случае налоги, арендная плата.

Кадастровая оценка достаточно сложна тем, что она оценивает не конкретный объект, а большие площади: кварталы, зоны. И, соответственно, в ней есть усреднение. То есть, какой-то объект дорогостоящий может по кадастровой стоимости быть ниже, а какой-то дешевый объект в этом же квартале автоматически вытянется вверх относительно их рыночной цены. Несправедливо с точки зрения владельца недвижимости, но, к сожалению, физически оценить более 3-х миллионов объектов недвижимости в крае невозможно. Поэтому и предусмотрена такая методика. Саму оценку, например, земли провели в 2013 году, а применять стали фактически только с 2015-го. Людям, несогласным с результатами оценки дали возможность ее оспорить, откорректировать. Это принесло свои плоды. И сегодня мы не видим такого большого количества жалоб, как 10 лет назад.

К тому же у нас бюджеты поселений формируются фактически из двух источников - это налог на доходы физических лиц и имущественные и земельные налоги. Сами муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы бюджет был больше, потому что от него зависит качество жизни в поселении, уровень зарплат сотрудников социальной сферы. И чем выше кадастровая стоимость, тем лучше. Но высокие налоги затрагивают интересы жителей. Это очень сложный процесс, когда надо найти баланс между интересами и бюджета, и налогоплательщиков. Чтобы все понимали справедливость этих выплат.

- На Кубани с 2019 года идет подготовка передачи с поселенческого на районный уровень полномочий по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. В чем польза этого нововведения и в чем причина введения отсрочки действия этого закона?

- В 90-е годы у нас существовала одноуровневая система местного самоуправления. И, как правило, все эти полномочия были у района. В начале «нулевых» была проведена реформа местного самоуправления. Появилось два уровня - районный и поселенческий. При определении, кто будет заниматься вопросами коммунальных служб, было принято решение передать их поселениям. Передали. Но у нас в крае очень пестрая картина. Есть зоны: предгорная, степная, курортная, сельские разного качества и уровня - всё неравномерно. Потому получается, что в крупный населенный пункт инвестору и потенциальному эксплуатанту этих сетей интересно зайти - там большое количество абонентов, можно заработать, и всё это компактно расположено в пределах одного населенного пункта. А на селе сетей много, они длинные, но абонентов немного, потребление небольшое. Сети изнашиваются, требуют ремонта, а деньги на это брать можно только с платежей абонентов.

Потому на каком-то этапе пришли к выводу, что сети надо укрупнять, чтобы заинтересовать потенциального концессионера. Кроме того, в этом году уже принят в первом чтении федеральный закон, который меняет систему местного самоуправления. Это крупнейшая реформа, и она в том числе предусматривает передачу этих полномочий на уровень района. Потому мы сейчас в крае приостановили этот процесс, пока не будет принят федеральный закон, чтобы потом уже действовать в рамках единого массива законодательства.

- Какие законопроекты в области распоряжения госсобственностью края, предложенные вашим комитетом в этом созыве ЗСК, вы бы назвали основополагающими?

- Один блок нашей работы - приведение краевого законодательства в соответствие с изменениями на федеральном уровне. Кроме этого есть исключительно наша компетенция в сфере управления землей и имуществом, когда мы вне зависимости от федералов регулируем те или иные отношения на краевом уровне. Исключительно наши ключевые законы: об управлении госсобственностью на территории Краснодарского края, о земельных отношениях. Предлагаем новеллы постоянно, потому что жизнь всегда требует изменений - что-то устарело и требуются новые механизмы в этой сфере.

Комитет наш в каком-то смысле межотраслевой. Например, передача полномочий электро- газоснабжения и прочего с поселенческого на районный уровень зона ответственности и комитета Законодательного Собрания по ЖКХ. Это, прежде всего, их задача. А мы здесь соисполнители в своей части, касающейся имущества.

Еще одной ключевой темой для комитета является регулирование предоставления земельных участков многодетным семьям. В 2020 году мы изменили законодательство - предусмотрели передачу земельных участков в собственность, а не в аренду. Это стало для таких семей значимым явлением.

Кроме того, еще один наш закон предусмотрел невозможность строительства индивидуальных жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения. Это была инициатива нашего комитета. Но мы исходим из того, что всегда нужно искать баланс интересов, потому что развитие территорий тоже нельзя останавливать.

- Над чем в первую очередь, по вашему мнению, предстоит работать депутатам нового созыва, который будет выбран в этом году?

- Следующий созыв ЗСК у нас будет работать под влиянием муниципальной реформы. Мы уже начали подготовительную работу, но как только будет принят новый федеральный закон о местном самоуправлении, то у всех без исключения комитетов появится необходимость создавать на этой почве по сути новое законодательство. Мы провели мониторинг и определили шесть ключевых направлений, по которым придется работать. Но пока, естественно, ждем законодательных изменений на федеральном уровне.

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~D45ck

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Законодательное собрание Краснодарского края