«Строительный» комитет ЗСК: главное - не допустить появления новых обманутых дольщиков
Законодатели Краснодарского края активно принимают участие в обеспечении прозрачности в строительстве и стабильной и безопасной работы ЖКХ.
Как на Кубани восстанавливают права дольщиков, борются с точечной застройкой, спасают архитектурные памятники и обеспечивают связью труднодоступные поселки края, рассказала председатель комитета по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Лыбанев.
- Владимир Викторович, ваш комитет занимается в том числе таким болезненным вопросом, как восстановление прав обманутых дольщиков. Проблема накапливалась годами, и губернатор поставил задачу решить ее к 2023 году. Какую помощь в этом оказывают законодатели? Что сделано, чтобы исключить возможность обмана дольщиков в будущем?
- Проблемы с долгостроями и обманутыми дольщиками, действительно, копились годами и, к сожалению, по прежнему являются актуальными в Краснодарском крае. Причин появления этих проблем много: это и несовершенство законодательства, и экономические кризисы, и недобросовестность отдельных застройщиков, а также финансовая и правовая неграмотность граждан.
С принятием в 2004 году Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» законодательное урегулирование получили отношения, связанные с привлечением денег граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а также появились гарантии защиты прав, законных интересов и имущества дольщиков.
С тех пор законодательство постоянно совершенствовалось, уточнялись и расширялись требования к застройщикам, в том числе по раскрытию ими информации, требования к договору долевого участия, гарантии качества и другие нормы, обеспечивающие защиту новых участников долевого строительства. Но изменения не касались того, что же делать с долгостроями. И только в 2018 году по поручению Президента Российской Федерации ликвидации долгостроев и восстановлению прав обманутых дольщиков стали уделять очень серьезное внимание. А самое главное - определены источники финансирования!
Депутаты Законодательного Собрания не остались в стороне от этой работы. При непосредственном участии нашего комитета была сформирована необходимая нормативная правовая база.
Одним из первых среди субъектов Российской Федерации у нас в мае 2018 года был принят закон «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края».
Законом к числу пострадавших участников строительства отнесены практически все граждане, деньги которых были привлечены для строительства многоквартирных домов. Законом установлены дополнительные меры по защите их прав, в том числе путем привлечения инвесторов, выплаты компенсаций, завершения строительства проблемного объекта высокой степени готовности за счет средств краевого бюджета.
Для решения проблемы налажено взаимодействие с правоохранительными органами, органами местного самоуправления, застройщиками и дольщиками. Сформирован региональный план-график, в котором по каждому проблемному объекту указаны планируемый способ восстановления прав граждан и сроки.
В соответствии с поручением Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина от 25 ноября 2021 года в региональный план-график внесены корректировки сроков реализации мероприятий, предусматривающие обеспечение до 31 декабря 2023 года восстановления прав 95 % граждан - участников долевого строительства.
Также для обеспечения условий для завершения строительства проблемных объектов на территории Краснодарского края с привлечением средств федерального, регионального и иных бюджетов в октябре 2019 года создан Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Краснодарском крае, который возглавила Евгения Шумейко - депутат ЗСК, секретарь нашего комитета по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Реальные шаги по достройке объектов и выплате компенсаций, а также открытость и доступность информации помогли снизить на порядок количество обращений дольщиков в органы исполнительной власти края и Законодательное Собрание. Стоит отметить, что только организационными мероприятиями эту проблему мы не смогли бы решить никогда. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки стало возможно только серьезными финансовыми вливаниями как из краевого, так и из федерального бюджета.
В результате с 2019 года по июнь 2021 года завершены строительством и введены в эксплуатацию 218 проблемных объектов, в том числе 5 многоквартирных домов высокой степени готовности, достроенных за счет субсидии из краевого бюджета на сумму 966,7 млн рублей. Также в настоящее время более 1,4 тысяч граждан уже получили компенсации на 4 млрд. рублей. И выплаты продолжаются.
Конечно, решить проблемы граждан, уже пострадавших от невыполнения обязательств застройщиков, это очень важное и нужное направление работы. Но главное - не допустить появления новых и новых обманутых дольщиков. Иначе проблема не будет иметь решения, и мы будем двигаться по кругу вместо движения вперед.
Это побудило федеральных законодателей внести радикальные изменения в законодательство о долевом строительстве - переход на проектное финансирование с использованием эскроу-счетов, который вступил в силу с 1 июля 2019 года. Это специальный банковский счет, на котором размещаются денежные средства дольщиков до момента окончания строительства. Ни покупатель жилья, ни застройщик не могут использовать их до передачи готового жилья или расторжения договора долевого участия. Все строительные работы проводятся на собственные средства застройщика или кредитные средства, которые он получает в банке. Эта система и не допускает появления новых обманутых дольщиков.
- Одна из проблем градостроительной деятельности - точечная застройка. Что для решения этой проблемы предлагает ваш комитет?
- Принятым в декабре 2020 года Федеральным законом № 494-ФЗ внесены существенные изменения в Градостроительный кодекс РФ, которыми введено понятие «комплексное развитие территории жилой и нежилой застройки», а также установлен единый механизм комплексного развития территорий.
Данные изменения направлены на сокращение точечной застройки, которая зачастую идет в разрез с интересами жителей и нормами комфортной городской среды, а также на обеспечение сбалансированного и устойчивого развития, повышение качества городской среды и улучшение внешнего облика и иных характеристик объектов капитального строительства городских территорий.
Депутатами ЗСК, в свою очередь, был принят краевой закон «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Градостроительный кодекс Краснодарского края». Им администрация региона наделяется полномочиями по определению уполномоченных органов исполнительной власти края, которые будут заниматься подготовкой нормативных правовых актов, необходимых для комплексного развития территорий. Кроме этого Градостроительный кодекс края дополнен положениями, регламентирующими процедуру подготовки, согласования, утверждения документации по планировке территории, внесения в нее изменений, а также обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий.
Следует отметить актуальные для нашего края изменения в Градостроительный кодекс, которые запрещают застройку прибрежной 500-метровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей апарт-отелями, комплексами апартаментов, многоэтажными объектами жилого назначения. В этой зоне считается приоритетным строительство объектов санаторно-курортного назначения и гостиниц, объектов их инфраструктуры.
Также ограничена предельная высота вновь возводимых зданий, строений, сооружений не более 21 метра на расстоянии 100 метров, 25 метров на расстоянии от 100 до 300 метров, 30 метров на расстоянии от 300 до 500 метров от береговой линии Черного и Азовского морей.
- Нередко бывает, что памятники архитектуры, находящиеся в частной собственности, ветшают, а собственник не торопится, а то и вовсе не собирается его реставрировать. Какое есть решение этой проблемы? Что предлагают законодатели в области охраны таких памятников?
- Владение памятником – не только имущественная привилегия, но и серьёзная обязанность, соблюдение обременений и несение существенных затрат, гораздо больших по сравнению с иными объектами недвижимости. Перечень необходимых работ по сохранению памятника и сроки их выполнения устанавливаются охранным обязательством, которое направляется собственникам объекта культурного наследия.
Краевой орган охраны объектов культурного наследия провел комплексное обследование 210 памятников архитектуры и градостроительства исторического центра Краснодара. Каждому из собственников направлены охранные обязательства с установленными сроками ремонтно-реставрационных работ. В случае злостного уклонения собственника от выполнения таких обязательств, федеральным законодательством предусмотрена возможность изъятия в судебном порядке объекта культурного наследия у собственника.
Примером такой работы может служить объект культурного наследия «Дом жилой архитектора А.П. Косякина, 1906-1910 г.г.», который находится в Краснодаре по ул. им. Н. Кондратенко, 13. На протяжении ряда лет проводилась работа по понуждении собственника этого объекта провести мероприятия по его сохранению. В течение всего этого времени ремонтные работы собственником не проводились, и объект пришел в аварийное состояние. По решению суда дом выставлен на продажу с условием обязательного последующего проведения ремонтно-реставрационных работ за счет нового собственника. Для осуществления этих процедур было необходимо проведение оценки рыночной стоимости изъятого по решению суда дома.
На этом этапе потребовалось внесение изменений в краевой закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края». Комитет совместно с департаментом имущественных отношений края и управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации края в кратчайшие сроки подготовил такой законопроект. Им был определен порядок выкупа или организации продажи с публичных торгов изъятого по решению суда объекта культурного наследия, а также нормативно определено расходное обязательство края по оценке таких объектов в целях проведения торгов.
В 2021 году управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края инициировало изъятие еще одного памятника в городе. Это «Дом жилой врача С.Г. Михалева» по улице Чапаева, 85. Такое решение принято Первомайским районным судом, однако оно еще не вступило в законную силу.
Следует отметить, что собственников объектов культурного наследия надо не только наказывать за невыполнение требований по их содержанию, но и помогать им в проведении работ по сохранению таких объектов. Например, жильцам многоквартирных домов, которые имеют статус объектов культурного наследия. Таких домов на территории Краснодарского края около 140. Стоимость ремонтно-реставрационных работ значительно превышает стоимость работ на объектах, не имеющих такого статуса. В том числе и за счет того, что выполнять эти работы имеют право только специализированные организации.
Далеко не все жильцы таких многоквартирных домов могут позволить себе эти расходы. В настоящее время комитет прорабатывает возможность законодательного урегулирования финансовой помощи со стороны Российской Федерации и регионов по сохранению объектов культурного наследия, являющихся муниципальной собственностью, а также многоквартирных объектов культурного наследия.
- Одна из задач органов власти - обеспечение стабильной сотовой связи и интернета в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах. Какие меры предпринимает комитет в этом направлении?
- На территории края действует федеральная программа устранения цифрового неравенства. Срок реализации программы запланирован до конца 2030 года. Под ее действие подпадают пункты с населением от 100 до 500 человек. В рамках программы за последние годы к сети Интернет подключен 291 такой населенный пункт.
С 2021 года начался второй этап, предусматривающий установку базовых станций сотовой связи стандарта 4G. В прошлом году построено 70 базовых станций сотовой связи в малых населенных пунктах. На 2022 год Краснодарскому краю выделена квота на подключение 25 населенных пунктов.
Комитет совместно с департаментом информатизации и связи Краснодарского края отслеживает ситуацию. Планируется проведение совещания с главами муниципальных образований по сокращению сроков оформления администрациями разрешений на размещение вышек связи, а также по проведению голосования через портал Госуслуг среди жителей за населенные пункты, которые будут подключены к мобильной связи в 2023 году.
К сожалению, пункты с численностью населения менее ста человек не вошли в федеральные программы. Сейчас в 49 населенных пунктах Краснодарского края отсутствует сотовая связь.
Для исправления ситуации департамент информатизации и связи Краснодарского края разработал проект «Программа устранения цифрового неравенства «Кубань». Это стало возможным благодаря внесению в 2020 году изменений в Федеральный закон «О связи» с учетом предложений Законодательного Собрания. Там теперь установлено право региональных органов власти участвовать в реализации мероприятий по созданию и развитию сетей и сооружений связи. Принятие этих изменений позволило закрепить новые расходные обязательства регионов РФ.
- Какие законопроекты, предложенные вашим комитетом в этом созыве ЗСК, вы бы назвали знаковыми?
- Вопросы, рассмотрение которых входит в компетенцию комитета согласно Положению о постоянных комитетах ЗСК, весьма разнообразны. От развития строительного комплекса, долевого строительства многоквартирных домов, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в части водоснабжения и водоотведения до вопросов развития промышленного производства. И мы, конечно же, стараемся уделить внимание каждому из этих направлений.
Среди знаковых уже названные мной выше закон «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края» и изменения в закон «Градостроительный кодекс Краснодарского края».
А принятый нами закон «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» позволил органам местного самоуправления более эффективно осуществлять контроль за состоянием жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования.
Не могу не отметить законы Краснодарского края, принятые профильным комитетом под руководством бывшего вице-спикера ЗСК Сергея Алтухова, благодаря которым создана правовая основа для деятельности Фонда развития промышленности Краснодарского края. Он предоставляет финансовую поддержку в форме займов, а также оказывает информационно-консультационную помощь субъектам промышленной деятельности. На сегодняшний день капитализация Фонда составляет более 4 млрд. рублей. Законодательно на Кубани были созданы предпосылки для развития технопарков в сфере высоких технологий для запуска и выведения на рынок высокотехнологичной продукции, услуг и технологий, в том числе за счет территориальной интеграции с научными и образовательными организациями.
Были установлены правовые основы создания и деятельности новой инновационной инфраструктуры в форме регионального инновационного инкубатора, способствующего реализации инновационных проектов субъектами малого и среднего предпринимательства. Так, благодаря принятым нормам, в Краснодаре работает инновационный центр «Аквариум», который оказывает ряд услуг, в том числе проведение акселерационных программ, помощь в получении поддержки российских и зарубежных фондов и акселераторов.
Большим достижением считаю то, что совместными усилиями удалось сдвинуть с места отношение к жилищно-коммунальному хозяйству. Так, по инициативе комитета министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края подготовлен проект комплексной программы развития водопроводно-канализационного хозяйства Краснодарского края на 2021-2030 годы, в который включены все объекты, планируемые к строительству и реконструкции.
Кроме этого в разы увеличилось финансирование сферы водоснабжения и водоотведения. Если в 2017 году на эти цели выделяли меньше 0,5 млрд. рублей, то в 2019 году сумма увеличилась до 1,7 млрд. рублей, а на 2022 год предусмотрено 11,7 млрд. рублей, в том числе 1,2 млрд из федерального бюджета.
В первом полугодии 2021 года комитет провел серию совещаний на тему «О состоянии и перспективах развития водоснабжения и водоотведения на территории Краснодарского края» с органами местного самоуправления всех муниципальных образований, профильными органами исполнительной власти края. Данный вопрос рассматривался применительно к каждому муниципальному образованию, по результатам были даны рекомендации по повышению эффективности работы органов местного самоуправления в этой сфере.
С целью контроля за принятыми ранее решениями мы сейчас проводим выездные зональные совещания с органами местного самоуправления, на которых рассматриваем также вопросы дальнейшего развития и модернизации систем водоснабжения и водоотведения в нынешних социально-экономических условиях.
- Как бы вы в целом оценили работу комитета в 6-м созыве? Над чем в первую очередь, по вашему мнению, предстоит работать депутатам комитета?
- Трудно оценивать свою работу. Но сделано много, и в целом работу комитета, думаю, можно оценить, как удовлетворительную.
Значительный вклад в нормотворческую и контрольную деятельность комитета внесли депутаты комитета, имеющие большой опыт практической работы: в строительной сфере - Батырбий Зульевич Тутаришев и Батырбий Мугдинович Панеш, в сфере защиты прав граждан - участников долевого строительства - Евгения Владимировна Шумейко, в коммунальной сфере - Сергей Григорьевич Чабанец.
Что касается предстоящей работы, то предстоит сделать очень много.
В сложившихся социально-экономических условиях основным направлением работы комитета, конечно, станет решение вопросов поддержки и развития курируемых отраслей экономики.
Комитет сформировал план работы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 года «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации».
План предусматривает мероприятия, которые, в частности, направлены на привлечение господдержки для модернизации и развития промпредприятий, предприятий ЖКХ, на развитие кадрового потенциала в сфере строительства, промышленности и ЖКХ, по популяризации промышленности и продвижению промышленного и инвестиционного потенциала, по мониторингу состояния промышленных предприятий в части обеспечения бесперебойных поставок сырья, комплектующих, оборудования. Работы, поверьте, будет очень много.
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Законодательное собрание Краснодарского края