Комитет ЗСК по местному самоуправлению: кубанцам созданы все условия для активного участия в жизни муниципалитетов
В Краснодарском крае законодатели уделяют особое внимание возможности участия граждан в самоуправлении их территорий.
Насколько в Краснодарском крае развито местное самоуправление, в чем польза от органов ТОС, на что имеют право муниципальные депутаты и над чем в первую очередь надо будет работать депутатам ЗСК нового созыва, рассказал председатель комитета по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Сергей Жиленко.
- Сергей Викторович, насколько сегодня широки полномочия органов местного самоуправления в Краснодарском крае?
- Полномочия органов местного самоуправления у нас в крае, прежде всего, определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Там обозначены вопросы местного значения, права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления; прочие полномочия и т.д. Отдельные вопросы местного значения, конкретизированы и раскрыты в отраслевых федеральных законах.
В рамках краевого закона «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» определен перечень вопросов местного значения, который закреплен за сельскими поселениями. А весь перечень вопросов каждого муниципального образования определяется его уставом.
В целом, объем полномочий органов местного самоуправления, считаю, очень обширен.
- Насколько серьезную и полезную роль играют в решении проблем кубанцев органы территориального общественного самоуправления?
- Территориальное общественное самоуправление - это возможность для непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. ТОСы содействуют реализации прав и свобод гражданина по месту жительства и помогают формировать партнерские отношения населения и местных органов власти при выработке и принятии решений по вопросам местного значения.
Многие годы существования на Кубани ТОС показали успешность такой формы участия населения в местном самоуправлении. Теперь это связующее звено между жителями и органами власти всех уровней, которое облегчает решение проблем на местах.
За более чем 15 лет работы этот институт прошёл серьёзную содержательную эволюцию. Если в самом начале первые органы территориального самоуправления занимались элементарным поддержанием чистоты и порядка, то сегодня органы ТОС - это важная составная часть муниципального управления.
Всё это формирует особые требования к кадровому составу ТОС, и мы заинтересованы в привлечении активной, высоко образованной молодежи и граждан среднего возраста. Сегодня в Краснодарском крае работает свыше шести тысяч ТОСов. И их количество продолжает увеличиваться, что конечно же хорошо.
Для эффективной работы ТОС в Краснодарском крае мы наработали серьезную правовую базу - определили примерные формы организации ТОС, утвердили методические пособия, разработали меры и способы поддержки и поощрения.
Так, для определения и поддержки наиболее успешных органов ТОС Законодательное Собрание учредило в 2007 году конкурс «Лучший орган территориального общественного самоуправления Краснодарского края». Это стало мощным стимулом для повышения качества их работы и способом тиражирования созданных на местах эффективных практик.
В 2020 году учрежден Памятный знак Законодательного Собрания «За активное участие в территориальном общественном самоуправлении». Награждение Памятным знаком позволило отметить граждан, внесших наибольший вклад в развитие территориального общественного самоуправления, в развитие гражданского общества и укрепление демократии.
- Сельские и муниципальные депутаты нередко сетуют на ограниченность их возможностей в выполнении своих функций. Что делается законодателями для расширения полномочий и возможностей таких депутатов? Ведь именно они ближе всего к земле, к людям.
- Статус депутата представительного органа муниципального образования у нас в стране определен соответствующей статьей федерального закона. Там в том числе предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий муниципального депутата устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными и региональными законами. У нас это закон «О местном самоуправлении в Краснодарском крае».
В соответствие с краевым законом муниципальный депутат имеет право первоочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов госвласти и местного самоуправления, право обращаться к ним с запросом по вопросам, входящим в их компетенцию и по вопросам своей депутатской деятельности. В свою очередь, органы госвласти и местного самоуправления, их должностные лица, к которым обращается депутат, обязаны дать ему ответ или предоставить копии запрашиваемых документов в течение 30 дней.
Также депутату представительного органа муниципального образования обеспечивают необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа.
В целом, формы осуществления деятельности депутата, в том числе его обязанности требовать от должностных лиц устранения нарушения законов, определяются уставами муниципальных образований и регламентами представительных органов местного самоуправления.
Так что, в настоящее время законодательные акты содержат достаточный набор функций депутатов и соответствующих гарантий для их осуществления, что пока не требует дополнительного законодательного регулирования.
- Какие законопроекты, внесенные вашим комитетом в этом созыве Законодательного Собрания Краснодарского края, Вы бы назвали основополагающими?
- Это краевые законы об утверждении заключения Соглашений об установлении границ между Краснодарском краем и Карачаево-Черкесской Республикой, Краснодарским краем и Ростовской областью.
Мы в этом созыве также установили границы нового муниципального образования - городского округа Сириус.
Законодательно мы закрепили правовые основы внесения в местные администрации инициативных проектов по решению вопросов местного значения, имеющих приоритетное значение для жителей, а также финансового и иного обеспечения реализации таких проектов. Этот закон создал условия для непосредственного участия граждан в определении приоритетных направлений расходования местных бюджетов.
Это, конечно же, не все законы, разработанные нашим комитетом, которые можно было бы назвать знаковыми.
- Над чем в первую очередь, по Вашему мнению, предстоит работать депутатам комитета нового созыва, который будет выбран в этом году?
- Депутатам комитета в следующем созыве предстоит большая работа. Во-первых, это связано с принятыми в мае 2019 года изменениями в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем, в частности, уточнены требования, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований. Ряд критериев, в том числе численность населения, станут более точным после подведения итогов Всероссийской переписи населения 2020 года. Таким образом, например, к рассмотрению вопроса соответствия статуса существующих городских округов Краснодарского края требованиям Федерального закона комитет вернется именно в следующем созыве ЗСК.
Во-вторых, предстоит большая работа в случае принятия проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Он был принят Госдумой в первом чтении 25 января этого года. Концепция проекта этого закона предусматривает обновленную модель организации и деятельности органов местного самоуправления в единой системе публичной власти.
Несмотря на то, что проект федерального закона пока еще не принят, комитет уже сейчас готовится к масштабной работе по приведению краевого законодательства в соответствие с меняющимся федеральным законодательством. И мы понимаем, что после принятия законопроекта основная работа по реформированию местного самоуправления на Кубани начнется в следующем созыве.
В-третьих, комитет совместно с профильными комитетами ЗСК, органами исполнительной власти края и местного самоуправления продолжит практику проведения дней муниципальных образований Краснодарского края. Это помогает изучить меры, принимаемые муниципалитетами по социально-экономическому развитию их территорий за последние три года и перспективах их развития.
Формат работы по проведению дней муниципальных образований в настоящее время выстроен следующим образом: профильные комитеты ЗСК предварительно выезжают в муниципальное образование, где с властями обсуждают вопросы по социально-экономическому развитию территорий, созданию условий для оказания медпомощи населению, организации системы образования, обеспечению граждан комфортными условиями проживания, развитию ЖКХ, обеспечению качественными дорогами, развитию малого и среднего предпринимательства и агропромышленного комплекса. Это позволяет выявить требующие особого внимания проблемы, выработать рекомендации, позволяющие оперативно определить пути их решения.
Далее встреча с руководством муниципалитета проходит уже в Законодательном Собрании на заседании круглого стола, по его итогам принимаются рекомендации, которые ложатся в основу будущего постановления Законодательного Собрания. Проведение такого анализа, уверен, необходимо проводить и в следующем созыве. Эта форма работы уже показала себя как эффективный механизм взаимодействия депутатов ЗСК с органами местного самоуправления при непосредственном участии органов исполнительной власти края для выработки общих решений наиболее важных вопросов каждого конкретного муниципального образования.
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Законодательное собрание Краснодарского края