Политолог Янкин: что будет с политикой и масс-медиа в Краснодарском крае

Начавшаяся месяц назад специальная военная операция России на Украине оказала серьезное влияние на умонастроения в обществе. Что же поменялось и ещё поменяется?
Известный кубанский политтехнолог и политический эксперт Юрий Янкин поделился с порталом «ЯСНО» своим мнением, как изменились масс-медиа и политбомонд Кубани с началам спецоперации, кто из южан решил, что «пора валить» из страны, не скатимся ли мы во времена позднего СССР, и чем отличается сегодня ура-патриотизм от истинного патриотизма.
- Насколько ситуация с началом военной спецоперации России на Украине отразилась на кубанском политическом и медийном поле? В чем это выразилось?
- Ситуация с началом спецоперации полностью перевернула и политическое и медийное поле. И это касается не только Кубани, но и всех регионов России. В чем это выразилось: центральной темой пабликов и региональных СМИ стала спецоперация, ее продвижение, экономические санкции и их последствия. И без того не сильно яркая политическая жизнь Кубани стала совсем блеклой на фоне ярких новостей и событий, волнующих каждого.
Даже если судить по ежедневной выдаче Яндекс.Новостей и аналитике Telegram, количество упоминаний с ключевыми словами «Краснодарский край», «Кубань» и «Краснодар» снизилось вдвое в сравнении с январем или декабрем, не говоря уже об аналогичном периоде прошлого года. Почему это происходит. Причин множество, но основная в том, что специальная военная операция и реакция недружественных стран на денацификацию и демилитаризацию Украины оказывает непосредственное влияние на жизнь простого народа в экономическом, социальном и даже личном плане, имея ввиду психологическое состояние людей.
- Что будет дальше: в политике и масс-медиа Кубани?
- Что касается масс-медиа, я вынужден констатировать факт их угасания, возможно временного. Здесь я имею ввиду так называемые «независимые медиа». Понимаете, здесь вмешивается человеческий фактор. Журналисты, редакторы, владельцы СМИ - люди, у которых могут быть личные переживания и личный взгляд на ситуацию, который очень сложно утаить. И, даже если они будут очень стараться на подсознательном уровне, журналист может подавать текст или видеоряд в форме отличной от действительности, так сказать с личным фактором.
Многим действительно сложно справляться с давлением Запада. Но даже, если предположить, что журналист, познал дзен и абстрагировался настолько, что абсолютно нейтрален, то даже в этом случае нет уверенности в том, что он не попадется на удочку «фейка», которые сейчас очень искусно делают, и в буквальном смысле поливают ими из всех западных государственных и «независимых» СМИ, некогда «уважаемых», которые привыкли всё цитировать.
Поэтому я вижу сокращение числа СМИ неспособных фильтровать информацию, и привыкших переворачивать её так, как им удобно, распространявших информацию из непроверенных источников.
А вот кубанская политика так и останется на прежнем уровне. Я очень активно работал на выборах в Госдуму в 2021 году с несколькими кандидатами, и я видел качественный скачок уровня политики, желание их использовать новые возможности, перестраивать свой образ и заниматься политикой, а не так называемыми «субботниками».
Это, безусловно, было связано и с требованиями руководства партии, к примеру «Единой России», где кандидаты длительное время разрабатывали полноценные стратегии ведения кампании, пытались следовать ей, нанимали технологов и постепенно уходили от старых технологий. Это давало свой эффект и даже оппозиция была вынуждена соответствовать. Было интересно.
Сейчас мы не увидим ярких кампаний - внутренняя политика сжалась в кулак и вынуждена просто всегда быть напряженной для противодействия атакам прозападников, либералов и прочих, желающих «пошатать режим». Выборы будут, их будут проводить, но в уже привычной для многих форме образца до 2020-2021 годов. Главный тренд: патриотизм, экономическая стабильность, социальные гарантии, поддержка бизнеса и населения. Новые партии начнут потихоньку уходить, потому что главный тренд сейчас не новое, а сохранение и по возможности приумножение старого, стабильность системы.
Протестное движение стухает, а с учетом законодательных новелл, протестная риторика, на которой пытались выезжать многие партии и их деятели, потеряет смысл и актуальность.
- Как всё это будет дальше переживать либеральная политобщественность и подобные паблики?
- Они уже плохо переживают. Что касается пабликов, то им теперь писать не о чем. Если раньше для всех было событием, что условный чиновник что-то сделал не так, как всем хочется, то это была новость, а теперь и более жесткие события не воспринимаются как новости. На чем они сейчас сосредоточатся сложно сказать, но они никогда не создавались ни для помощи населению, ни для позитивных изменений, а исключительно для критики, благодаря которой росли охваты.
Мы не можем сейчас говорить о разделении общества, но тем не менее оно есть, что и является предметом ряда социологических исследований в настоящий момент. Давайте объективно: большинство поддерживают специальную военную операцию, и это факт. Кто так или иначе против, те в меньшинстве, а кто в меньшинстве, тому сложнее доказывать что-либо. Он/она не патриот и на этом точка! Дальше уже становятся понятны приоритеты такого человека, а если он еще и политик, то тем более.
Я скажу так, что американские и британские технологии воздействия на психику человека, успешно опробованные в ряде государств, совершенно не работают на России и русских. Мы другой народ - «умом Россию не понять» - поэтому расчет на быстрый госпереворот с привлечением пятой колонны не сработал и не сработает. Они не ожидали этого, но тем не менее есть люди в России восприимчивые к психологическим атакам Запада. Мы их видим и сейчас они себя проявляют.
- Как и по всей России на Кубани есть журналисты в госСМИ с «фигой в кармане». Они теперь засовывают «фигу» поглубже и помалкивают до поры до времени, или будут гадить тайно или относительно открыто?
- Знаете везде есть люди с «фигой», я выше об этом говорил. Надо только различать тех, у кого реальная «фига», и тех, у кого психическая неустойчивость и налицо результат нейровоздействия, за которым стоят огромные силы.
Но что касается тех, кто держит «фигу в кармане», они рано или поздно, когда поступит указание-триггер, конечно себя проявят, и мы это возможно увидим. Нельзя вот так сказать что все они будут действовать тайно или все открыто. За имеющими «фигу» кто-то стоит. Указания от западных кураторов могут быть разные, в зависимости от должности и возможностей завербованного. Поэтому кто-то может действовать тайно, сливая нужную информацию, а кто-то открыты, как Овсянникова.
Система с каждым днем старается все больше обезопасить себя, но, несмотря на то, что наши спецы лучшие в мире, невозможно проверить каждого. Тем не менее, я уверен что будут созданы все условия для разрыва коммуникаций между держащими «фигу» и их кураторами.
- Известно ли вам о каких-то крупных коммерсантах или журналистах с Юга, которые из-за происходящего решили покинуть Россию?
- На счет коммерсантов я не скажу, честно говоря, крупных не знаю Те, кто построил бизнес в России и тем более на Юге, будет его продолжать и пытаться сохранить, а иностранное воздействие минимизировать при поддержке государства.
На Западе же никто не ждет российских бизнесменов. Во-первых - санкции. Во- вторых, перевезти свой бизнес на Запад это дело не одного дня и даже месяца. А в-третьих, там не самые лучшие условия для ведения бизнеса не резидентами.
Что касается журналистов и блогеров, то мне такие известны. Есть и общественные деятели, решившие покинуть Россию.
Я не могу утверждать на сто процентов и давайте пусть это будет информация на уровне слухов, пока они сами не подтведят, но, насколько я знаю, Россию покинули владельцы паблика «Туподар» и ИА «Протокол», журналисты Юга.ру и 93.ру, журналист Андрей Кошик, и другие менее известные. Планируют покинуть страну и ряд общественных деятелей - правозащитников-либералов, замеченных в политике. Насколько мне известно, финансовые сложности у них у всех имеются, особенно после блокировки Meta (признана экстремистской организацией и ее деятельность на территории России запрещена). Они еще продолжают получать деньги за счет рекламных контрактов, а некоторые из них, вероятно перешли на прямое западное финансирование. Но давайте еще раз уточним - у меня есть такая информация, но гарантировать ее подлинность я не могу. Лучше спросить у них.
- Не рискуем ли мы теперь перенять худшие тенденции из СССР, когда реальность и картинка в СМИ сильно различались?
- На самом деле нет, не рискуем. Многие говорят, что мы возвращаемся в СССР, но это не верно - у нас разные типы экономики, совершенно поменявшиеся взгляды на жизнь. Не надо путать временный экономический спад под угрозой санкций с упадком уровня жизни и откатом в 90-е.
Никто не говорил, что государству будет легко противодействовать санкциям. Это безусловно отразится на жизни простого человека, но за эти годы мы смогли выстроить экономическую и политическую модель с большим резервом, способную противостоять практически любым внешним воздействиям. А картинка не поменяется. Загляните в Конституцию - никто не отменял демократических принципов и свободы слова. Просто не нужно говорить на черное «белое» и наоборот, это главный принцип.
Кроме того, в отличие от провозгласивших себя демократическими стран ЕС, в России не штрафуют за просмотр иноСМИ и пабликов, как ,например, это сделано в Латвии. Как говорится, вот вам и открытое сравнение между западной демократией и, как они говорят, недемократической Россией.
У нас признали экстремистской Meta, но никто людям не запрещал пользоваться ресурсами. У нас контрсанкциями запретили вещание ряда иноСМИ или вежливо попросили их помечать публикации, что они иноагенты, но никто не запрещал людям их просматривать, и никто за это не штрафует.
У нас никто не запрещает получать информацию и ее анализировать, делать свои выводы, а там, получается, запрещают, и штрафуют за мыслепреступления. Ну, и ко всему прочему, переписывают историю под нужный им лад.
- Где грань между ура-патриотизмом и здоровой патриотической позицией? Что поможет росту здорового патриотизма в обществе?
- Здесь все предельно просто. Патриотизм, это когда ты поддерживаешь свое государство и народ, любишь свою Родину. Ура-патриотизм и национализм - это когда ты ненавидишь другие государства, народы и народности, национальности и стремишься к тотальному превосходству своей нации над другими любыми путями.
Посмотрите социологию - у нас и так небывалый рост здорового патриотизма.
Что поможет росту: грамотная молодежная политика, свобода и поддержка малого и среднего бизнеса, развитие внутреннего рынка и производства, новые рабочие места и гарантия занятости для студентов вузов, популяризация здорового образа жизни и положительных примеров Героев Отечества.
Беседовал Алексей Кащенко
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~O2uxT
Поделиться с друзьями