Главная >> Политика и власть >> Сергей Килин: развитие государства не построить на культивировании превосходства

Сергей Килин: развитие государства не построить на культивировании превосходства

Сергей Килин: развитие государства не построить на культивировании превосходства на фото: Сергей Килин
Сторонников позиции, аргументирующей главенствующую роль государства в жизни человека, иногда ассоциируют с консерваторами, всматривающимися исключительно в прошлое и там находящими путь развития. Также бытует расхожее мнение, что это сообщество выстраивает патриотизм на национальном, государственном или ином превосходстве. Рассуждая о природе духовного развития, наш эксперт Сергей Килин, показывает, что это всего лишь миф.  

Выдающийся русский религиозный философ Владимир Сергеевич Соловьёв в статье «Несколько слов в защиту Петра Великого» утверждает: «Самосознание есть необходимо самоосуждение и жизнь есть изменение».Смысл этого афористического выражения состоит в том, что самодовольно настроенное сознание непродуктивно, ибо руководимый им человек и народ остаётся удовлетворён своим наличным состоянием, а в случае такой самоудовлетворённости никакого развития и изменений в его жизни произойти не может.

Отсюда следует, что для индивидуального и общественного сознания крайне вредны лозунги расового, национального, гражданского и государственного превосходства. Насаждая у представителей подрастающего поколения иллюзию их исключительной значимости, эти лозунги формируют у подростков ложное мировоззрение. Юношество застревает в эгоистическом умонастроении, и без того присущем юному возрасту, что ведёт его ко всем другим нравственным порокам, возникающим из самовлюблённости и вызывающим оскудение творческих потенций. «Мы — самые лучшие!». Это утверждение, сделанное, быть может, с благими намерениями сплочения народа и возбуждения его созидательной мощи, содержит в себе самообман и обман других, так как все народы имеют свои более или менее ярко выраженные особенности и уже поэтому лучшим во всём какой-то один народ быть не может. Льстящее молодежи заигрывание с нею чревато тем, что «лучшие» за своё «превосходство» со временем потребуют каких-то преференций, то есть льгот и преимуществ, возбуждающих в обществе националистические, или даже шовинистские страсти. Молодые люди не только застынут в настоящем, но и погрузятся в прошлое — в стихию неразумия, так как настоящий разум без единства сознания и самосознания, то есть без критического отношения ко всему и, прежде всего, к себе самому не существует.

Следует, конечно, признать, что жить прошлым, обожествив старину, может показаться кому-то весьма привлекательным. Но что будет, если держаться известного положения, сформулированного протопопом Аввакумом: «До нас положено — лежи оно так во веки веков»? Так и будем, уцепившись за эти якобы «непреходящие» ценности, с ними вместе лежать и вечно покоиться! К сожалению, ставка на окаменевшие «традиции» до сих пор нередко делается в нашей светской и религиозной риторике. Почему в предшествующем предложении я взял хорошее слово традиции в кавычки? Потому, что настоящая традиция есть то, что передаётся от поколения к поколению. Но, передаваясь, она не может не изменяться, не развиваться в духе времени, иначе она просто перестаёт быть живой и животворящей духовной традицией. Если вдуматься, то само Евангелие есть всегда новый завет непрекращающегося развития духа, завет сбросить с себя ветхого Адама, то есть преодолеть своё убожество, свою конечность и смертность путём достижения божественного, нравственного и духовного совершенства. Как ясно сказано в нём, если зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода. «Всякое существо, единичное или собирательное, которое отказывается от этой мысли, — убеждён Соловьёв, — неизбежно погибает», так и не родившись для действительно новой и вечной жизни.

Истинная религия начинается с покаяния и вызванной им перемены ума, ведущей того, кто действительно раскаялся в своём прошлом, к началу его действительно новой, уже не временной, а вечной жизни. В связи с этим развитие любого народа и государства остро нуждается в обличающих их недостатки произведениях. Они выполняют необходимую функцию предпосылки их дальнейшего саморазвития и самосовершенствования — предпосылки, которая рождается из их самосознания, из их противоречия с самими собой. «I veri cotinuatori di una dottrina sono coloro che la negano». Это выражение приведённое Владимиром Эрном в работе «Борьба за логос» в переводе с итальянского языка означает: истинно продолжать какое-либо учение может лишь тот, кто его отрицает. Именно поэтому в каждом государстве в любую из эпох его истории нужен как бы светский пророк, обличающий современную ему ложь в общественной жизни.

Итак, действительное самосознание, или совесть любого человека или народа всегда будет досаждать ему упрёками, неудовлетворённостью, сомнением в его правоте. Только при такой предпосылке ему постепенно, но непременно откроется разумный путь в будущее. Есть, конечно, много разных средств, применив которые, можно заставить замолчать в себе голос совести, но это уже будет не настоящая жизнь, которая без самосознания, или самоосуждения невозможна.

Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~Osr2t

Версия для печати

Поделиться с друзьями