Главная >> Политика и власть >> Сергей Алтухов: важно перейти от управления по поручениям к управлению по целям

Сергей Алтухов: важно перейти от управления по поручениям к управлению по целям

Сергей Алтухов: важно перейти от управления по поручениям к управлению по целям

Как помогает опыт работы вице-губернатором, жива ли промышленность на Кубани и как после западных санкций изменился портрет инвестора, вице-спикер ЗСК рассказал порталу «ЯСНО».

В Законодательном Собрании Краснодарского края Сергей Алтухов возглавляет комитет по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, связи, потребительского и финансового рынков, внешнеэкономической деятельности. В своем интервью он рассказал о том, как уже в качестве депутата краевого парламента выстраивает свою работу, каковы перспективы развития промышленности, как иностранные инвесторы вкладывают средства в экономику Краснодарского края.

- Сергей Викторович, Вы избрались в ЗСК с должности вице-губернатора, на которой курировали промышленный блок. Полученный там опыт насколько Вам помогает уже в законодательной деятельности?

- Опыт работы в исполнительных органах власти крайне важен. Более того, важно же работать системно и сообща. Сейчас все руководители, которые присутствуют в департаменте инвестиций и промышленной политики – это бывшие мои коллеги, с которыми я работал в качестве вице-губернатора. К тому же векторы, которые мы задали еще в 2015 году, последовательно реализуются и сейчас. Мы работаем очень тесно, понимание есть практически по всем вопросам, и мы видим, что-то, чего раньше не хватало с точки зрения совершенствования законодательства.

Сегодня работа только усилилась. Мы недавно внесли изменения в закон о промышленной политике, в котором ввели понятие технопарков, приняли Закон об инновационных технопарках. Уделялось или не уделялось этому внимание раньше? Уделялось, но сейчас внимания нужно больше. Вопросы, которые я курирую, это всё блок развития – промышленность, малое и среднее предпринимательство, внешняя экономическая деятельность и в этой работе мы на одной волне с коллегами из исполнительной власти.

- Сегодняшняя Кубань больше воспринимается как аграрно-курортный регион страны. А успешные промышленные предприятия можно по пальцам буквально пересчитать. Во всяком случае, так видится со стороны. Каковы шансы кубанской промышленности встать в один ряд с АПК и санаторно-курортной сферой по значимости для кубанской экономики?

- Безусловно, Краснодарский край в последние годы развивался больше как аграрный, туристический, логистический. У нас есть успешно развивающиеся порты, а промышленностью серьезно до 2015 года никто не занимался. Только в конце 2015 года была принята госпрограмма «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности».

Вместе с тем есть успешно работающие предприятия, которые, я считаю, в последнее время получили определенный новый виток поддержки. Например, возьмем отрасль сельхозтехники, сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас у нас уже более 20 предприятий, которые успешно работают, в том числе и иностранные.

Не так давно мы открывали новый логистический центр компании STIHL. Когда здесь был владелец компании, мы проговаривали возможное открытие локализованного сборочного производства. И он сказал очень простую вещь: «Если бы рядом я не увидел, что успешно развивается компания КЛААС, то я бы десять раз подумал. А сейчас я говорю – это возможно». И такие намерения, я понимаю, у него есть. Почему? Конечно же, он сейчас ввозит товары в иностранной валюте, себестоимость формируется тоже в валюте. В виду того, что курс у нас не всегда стабилен, цена, получается, для конечного потребителя напрямую зависит от этого. А если у него будет локализация, как у КЛААС, который более 50% компонентов производит у нас, в Краснодарском крае, то он будет более конкурентоспособен. И если часть себестоимости у STIHL будет в рублях, его продукция будет еще конкурентоспособнее. И они все это понимают. Бизнесменов не нужно учить считать – они сами прекрасно умеют ориентироваться в экономике.

Что касается химической промышленности, то, как вы знаете, у нас очень большой рынок сбыта. Более того, приближенность к другим аграрным регионам - Ростовская, Волгоградская области, Ставропольский край. Гораздо будет проблематичнее, если ты издалека доставляешь – экономику убьет логистика. Второй ключевой фактор – это уже успешно работающие предприятия. Например, «ЕвроХим», который, как вы знаете, отлично развивается.

В отношении развития мебельной промышленность стоит отметить, что у нас в крае работает большое количество предприятий, которые производят мебель. Наша задача – создать условия, при которых они смогут объединяться, создавать определенные центры кооперации по разным видам. Мы уже видим конкретные результаты этой работы – сети отдают комплексные заказы и передают их в мебельную ассоциацию для производства.

- То есть Вам приходится выступать связующим звеном между бизнесменами, я правильно понял?

- Безусловно все должно развиваться в конкурентных условиях. Но часто сами промышленники говорят: «Мы не можем получить доступ к большому заказу». Наша задача сориентировать их, каким образом будет лучше. Промышленность у нас показывает рост, но, вместе с тем, у нас еще большое будущее. И, я убежден, что та планомерная политика, которую мы вместе с органами госвласти реализуем, даст отличный результат.

Напомню, что в августе прошлого года на заседании Совета по промышленности Вениамин Иванович Кондратьев предложил создать в крае региональный Фонд развития промышленности. 19 декабря распоряжение подписано губернатором.

Объем финансирования Фонда из краевого бюджета в текущем году составил 500 млн. рублей, на следующий год предполагается уже 1 млрд., а с учетом софинансирования из федерального фонда сумма может возрасти до 3 млрд. рублей.

Самое главное, созданный институт развития направлен на решение одного из основных факторов, сдерживающих развитие краевой промышленности – это необходимость обновления и модернизации основных производственных фондов. Фонд позволит создать новые производства и рабочие места, что повлечет и повышение конкурентоспособности нашей промышленности.

- Еще одна из областей работы вашего комитета – инвестиции. В условиях западных санкций насколько изменилась ситуация в этом направлении? Что приходится предпринимать, чтобы инвесторы не боялись вкладывать деньги в нашу экономику?

- Да, было мнение, что из-за санкций не будут иностранцы в Россию инвестировать. Но в реальности, мы видим, как в Краснодарском крае развиваются КЛААС, «Данон», «Бондюэль», «Нестле». Инвестпроекты реализуются, несмотря на то, что наши заокеанские «партнеры» говорят о том, что нужно очень жестко отойти от России. На пример компания «PepsiCo» инвестирует миллиардные вложения в строительство и развитие завода детского питания в Тимашевске.

Недавно был форум «Дело за малым», где удалось пообщаться с немецким бизнесом. Они рассуждают: «Как мы можем нивелировать санкции?». Да никак не можем. Это данность, которая есть. Что мы можем сделать – это улучшать отношения между бизнесом – строить взаимовыгодные связи, расширять производство». И мы видим прекрасно, что компании, которые умеют считать деньги, понимают возможности в России, продолжают инвестировать. Российский рынок легко потерять, но тяжело вернуться на него обратно.

Сказать, что санкции не повлияли, будет обманом. Очень многие наши инвесторы смотрят, что говорят политики. Но вместе с тем они умеют считать деньги. Мы видим, что доверие восстанавливается – большое количество инвесторов приезжают. Наши партнеры тоже смотрят, насколько активны и агрессивны те же азиатские инвесторы. Пока одни только выражают намерения, другие приезжают с конкретными предложениями по развитию бизнеса и уже сейчас выстраивают свои производства.

Рост инвестиций мы видим. Может, не такой большой, как хотелось бы, но он все-таки есть. И мы видим тектонические изменения в структуре инвестиционного портфеля Краснодарского края. Раньше, в 2012-2014 годах, у нас объем инвестиций был большой, но это было связано с крупными федеральными проектами. Сейчас наблюдаем рост количества средних инвестпроектов стоимостью от 100 до 500 млн рублей. Это говорит о том, что в регион приходит более диверсифицированный инвестор по самым разным отраслям. Это важнее, это реальный сектор экономики.

Наша общая задача сейчас – научиться эффективно управлять портфелем инвестиционных проектов. Я помню, как после одного из сочинских экономических форумов губернатор спросил нас, каким образом мы будем подписанные соглашения мониторить и реализовывать. Тогда мы предложили по каждому заключенному соглашению сделать «дорожную карту», подписать вместе с инвестором и определить ответственных по каждому пункту в ней. Ввести так называемую «диаграмму Ганта» и все это сделать в электронной форме, чтобы каждый госслужащий разного уровня отвечал за конкретные мероприятия. Это нужно, чтобы вовремя принимать управленческие решения, где и кто не справился. Этот важный инструмент краевой департамент инвестиций запустит уже в ближайшее время. У каждого инвестора появится свой личный кабинет, где он будет видеть, на каком этапе находится реализация его проекта. А департамент по факту будет докладывать главе региона, какие проекты идут с отклонением, анализировать причины, принимать организационные решения. Нам сейчас в структуре госуправления важно перейти от управления по поручениям к управлению по целям. Должна быть конкретная задача – осязаемая и измеримая.

- Сергей Викторович, часто говорят, что основой экономики должно быть малое и среднее предпринимательство. Но как-то нет взаимопонимания между предпринимателями и властями. Одни пытаются побольше заработать, сэкономив на налогах, другие – жестко контролировать бизнес. Есть шансы переломить ситуацию и найти полное взаимопонимание между бизнесом и властью?

- Предприниматель, конечно же, всегда будет пытаться больше сэкономить и больше заработать. Он всегда пытается сократить свои расходы, в том числе налоговые. Я считаю, те меры поддержки, которые сейчас созданы на федеральном и региональном уровнях, необходимы и достаточны. Бытует мнение, что ничего государство не должно предпринимателю - на то он и предприниматель, чтобы предпринимать. Здесь можно и согласиться, и нет, но я уверен, что плечо нужно подставить – времена непростые, кредиты дорогие и так далее. Поэтому мы последовательно реализуем политику поддержки предпринимательства на разных уровнях.

На сегодняшний момент, на Кубани полностью перестроен подход к господдержке предпринимателей, мы отказались от невозвратных форм субсидирования, средства перенаправлены на развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – Фонда Микрофинансирования и Фонда развития бизнеса.

В 2017 году Фонд микрофинансирования был докапитализирован более чем на 355 млн рублей, а в 2018 году еще на 150 млн рублей. Фондом предоставляются микрозаймы по 11 программам, а процентная ставка составляет от 1% годовых на сумму до 3 млн рублей сроком на 3 года.

- Судя по новостям, одно из важных направлений работы комитета - борьба с контрафактным алкоголем. Понятно почему – туристы едут, в том числе, и пробовать наши вина и прочие алкогольные напитки. Вы лично проводили зональные совещания с главами муниципалитетов, обсуждали меры противодействия контрафакту - эффект есть?

- Эффект безусловно есть! Но это совместная работа всех ветвей власти над конкретной проблемой. Почему мы за нее взялись? Мы прекрасно понимаем, что зачастую это становится фактором летальным, когда люди травятся от контрафакта, но нарушений в области оборота алкогольной продукции больше. Мы ни в коем случае не должны эту тему замалчивать. Чем больше мы будем эти нарушения выявлять, чем больше мы будем вместе с другими ветвями власти, полицией, прокуратурой, муниципалитетами отрабатывать все эти факты, замолчать их уже не получится. На всех моих совещаниях я говорю: закон один для всех!

Если ты торгуешь без лицензии, а она стоит 60 тысяч рублей, неужели ты готов рискнуть своим бизнесом ради этой не большой суммы? А штрафы за это могут быть до трех миллионов рублей - для малого бизнеса это уже банкротство.

В первую очередь мы говорим с муниципальными властями, чтобы те говорили с предпринимателями, собирали их и доводили до них, что у кого нет лицензии, пусть покупают. Продавать после 22 часов не надо, несовершеннолетним тем более.

И сейчас в том же Краснодаре ситуация кардинально другая. Если раньше мы находили нарушения более чем в половине случаев, то сейчас их единицы – два или три за последний мониторинг. Это к вопросу есть ли результат. Он есть.

Мы обновляем комиссию, мы включаем туда депутатов, общественные организации, казачество. Совместно с краевым департаментом потребсферы планируем запустить единый интернет портал, где будет аккумулироваться вся информация о нарушениях законодательства в этой сфере.

Вы знаете, что губернатор уделяет этому серьезное внимание. Готовятся еще более масштабные и системные меры, направленные на борьбу с контрафактным алкоголем. Если кто-то на этом зарабатывает, то это не бизнес, это просто криминал. Мы призываем - делайте бизнес легально.

Мы выходим сейчас с инициативой, и в первом чтении в Госдуме прошел уже законопроект, упрощающий получение лицензий гаражным виноделам, и отменяющий двойное лицензирование для производителей коньяка. Сейчас по факту производители коньяка платят и когда получают спирт, и когда разливают сам готовый продукт. Такие коллизии мы и пытаемся убрать.

Активна наша позиция и в вопросах регулирования нестационарной торговли (НТО) в крае. На недавней сессии ЗСК мы приняли контрольное постановление, которое содержит анализ деятельности органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления по оказанию содействия в благоприятном развитии нестационарной торговли, по созданию экономических и правовых условий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности таких торговых организаций. Проанализирована практика органов местного самоуправления не только в части разработки схем размещения НТО, но и проведения конкурсов на предоставление права на размещение НТО; вопросы введения платности размещения,эксплуатации, НТО в местные бюджеты, в том числе расчет базового размера финансового предложения хозяйствующих субъектов.

- Какие краевые законопроекты в ближайшее время ваш комитет собирается инициировать для рассмотрения в ЗСК?

- У нас все направления стратегические. Вот на прошедшей недавно Южно-Российской парламентской ассоциации мы вышли с инициативой внести изменения в закон о связи, где предлагаем дополнить полномочия субъекта РФ в области содействия в строительстве объектов обеспечения связи.

У нас более 350 населенных пунктов без устойчивого сигнала – интернета нет, и порой голосовая связь элементарно отсутствует. Люди испытывают большие сложности и даже скорую помощь не могут вызвать.

Очень важное направление - цифровая экономика. Не так давно была создана некоммерческая ассоциация IT-компаний Краснодарского края. На форуме «Дело за малым» была впервые презентована. Мы видим, что часто на решение какой-то задачи, которую могут решать кубанские компании, привлекаются далеко не местные IT-компании, мы проанализировали эту ситуацию и предложили IT-компаниям вырабатывать пакетные решения и предлагать их властям.

Законодательно скорректированы полномочия краевой власти в области региональной инновационной политики. Мы предусмотрели отделение статуса технопарков в сфере IT от промышленных технопарков, а также определили порядок оценки эффективности деятельности технопарков в сфере IT, предоставления им субсидий.

И, конечно, традиционно важное направление – промышленность. Здесь мы стараемся работать четко, целенаправленно и последовательно.


Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~QEPUN

Версия для печати

Поделиться с друзьями