«Сделано очень много. Но явно недостаточно. Парадокс»
Главный редактор самого популярного СМИ Крыма об итогах 3-хлетия «#КрымНаш»
В марте отмечается трехлетие с момента присоединения Крыма к России после прошедшего на полуострове референдума. Главный редактор самого популярного (по данным рейтинга «Медиалогии») регионального информагентства «Крыминформ» Максим Николаенко специально для издания «Ясно» попытался ответить на вопрос, что получилось, а что нет за это время.
«Крым продолжает свой путь интеграции в Российскую Федерацию. И оценивать этот процесс можно совершенно по-разному, при этом одни и те же факты могут подтверждать диаметрально противоположные взгляды. Надо признать, что объективного мнения просто не существует.
На фото: вид с парома в сторону Крыма на Керченской переправе
По всем статистическим показателям экономика пошла в рост. Если предельно кратко: бюджетные сборы выросли, производство наращивается, предприятия продолжают регистрироваться, Свободная экономическая зона фиксирует все больше участников, сельское хозяйство вышло из пике трехлетней давности, курорты с каждым годом собирают новое рекордное число туристов — это факт. Если требуются цифры и показатели, то на их поиск в сети уйдут секунды — в Крыму настоящее соцсоревнование в исполнении пресс-служб всех министерств и ведомств.
На фото: один из щитов социально-политической рекламы в Крыму
Важно другое. Действительно, большинство точек приложения федеральных усилий и средств привели к качественному росту по отдельным направлениям. Аэропорт Симферополь зимой никогда еще не принимал более 30 рейсов в день, а Керченская переправа в этот же период всегда справлялась одним небольшим паромом, тогда как последние шторма породили очереди из сотен автомобилей. В украинские времена выделение Крыму единственного за всю историю транша на дороги в сумме порядка 3 млрд. рублей преподносилось как несусветная благость, тогда как в прошлом году на все ремонтные работы ушло 15 млрд. рублей. При Украине детские сады на полуострове только закрывались, а при России в шаговой доступности от дома у автора этого текста открылось три модульных детсада. На замену лифтов, ремонт кровель жилых домов, обновление медицинского оборудования в больницах — перечислять статьи расходов можно долго - ушло в десятки раз больше средств, чем при Украине за все годы. Сделано очень много. Но явно недостаточно. Парадокс.
Разницу в подходах к оценке всего происходящего в Крыму легко проиллюстрировать конкретно на нескольких примерах. Скажем, дороги в Крыму, с одной стороны, это сплошные ямы и трещины, выпирающие или утопленные люки, тотальное отсутствие разметки и ливневой канализации даже на вновь отремонтированных улицах. И многих уже давно не покидает ощущение, что сколько ни трать на эти дороги, лучше не станет. С другой, дороги реально делаются, просто география ремонтов не совпадает с запросами крымчан, потому что разрушается гораздо больше. И если кого спросить: где вообще взять столько ремонтников, чтобы влёт привести в порядок все дороги при наличии на это требуемого (условного) триллиона рублей, то ответа не будет, но осадок останется.
На фото: трасса Ялта-Симферополь
Схожая ситуация и с детсадами. Более десяти тысяч созданных мест не подразумевает сокращение самой большой в России региональной очереди в дошкольные учреждения именно на десять тысяч желающих. В Крыму сейчас приоритетом при устройстве в детсад своих детей пользуются приехавшие с материка специалисты. И хотя понятно, что иначе сюда вообще никто не приедет, удовлетворенности молодым родителям такой подход не добавляет.
Сегодня конкретно в столичном Симферополе остро стоит проблема доступного жилья. Убитая однокомнатная квартира в хрущевке стоит в среднем 2 млн. рублей, ее аренда при определенном везении обойдется в 15 тыс. в месяц. Но строительство в черте города — по определению зло для большинства живущих в информационном поле горожан. Любое решение требует нескольких лет подготовки и тренировок. Что делать прямо сейчас — непонятно.
Даже туристы пошли какие-то не те. Если раньше ветшавшие крымские курорты принимали в основном далеко не самых взыскательных и платежеспособных украинских туристов, а взаимное недовольство «покупающих» и «продающих» услуги друг другом выводило ситуацию в ноль, то понаехавшие россияне позволяют себе открыто возмущаться отвратительным сервисом. И как бы власти Крыма ни презентовали полуостров в целом, лучше становится только в частностях.
На фото: набережная Ялты
Позволю себе категоричное суждение. Главная проблема Крыма и его жителей заключается в неспособности «подвинуться» на фоне завышенных ожиданий. Должно быть все и сразу, по волшебству. Потому что если дорогу не ремонтируют, найдутся сотни недовольных. Начнут ремонтировать — появятся сотни тех, кому это мешает. Не хватает детских садов для тысяч крымчан? Хорошо, делаем. Но пока делаем, десятки активных и подкованных трубят в соцсетях о нарушениях. И именно их читают в кабинетах.
В идеале, встал с утра — и все готово. Дороги отремонтированы, садики построены, города засажены деревьями (причем сразу 10-летними), поля колосятся несмотря на нехватку воды и отсутствие средств на развитие капельного орошения, новые микрорайоны с развитой инфраструктурой высятся на позабытых окраинах. И ведь все это возможно, потому что так же произошло совсем недавно, всего три года назад, когда вооруженные люди без опознавательных знаков подняли российские флаги над парламентом и правительством Крыма. Казалось бы, еще вчера засыпали в полной неопределенности, и вот уже все решено. Крымская сказка от приезжего волшебника. Только вот и приезжих уже не чествуют».
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Крым