USD ЦБ 58.8370
EUR ЦБ 69.2982
Главная -> Политика и власть -> Доклад вице-губернатора Гриценко о градостроительных бедах Краснодара. Без купюр
Доклад вице-губернатора Гриценко о градостроительных бедах Краснодара. Без купюр фото: пресс-служба мэрии

Доклад вице-губернатора Гриценко о градостроительных бедах Краснодара. Без купюр

Выступление замглавы Краснодарского края, куратора отрасли архитектуры и строительства Юрия Гриценко на конференции, посвященной обсуждению нового генпллана Краснодара, которая прошла в пятницу, 20 ноября, разлетелось на цитаты по всему интернету. Информагентство «Ясно» решило опубликовать жесткий доклад вице-губернатора полностью – чтобы у наших читателей сложилась целостная картина произошедшего.

Но прежде отметим, что, несмотря на свой резкий тон выступления, переполненную критическими замечаниями в адрес мэрии, Гриценко, подводя итоги конференции, заверил присутствующих, что «никто ни с кем не ссорится». Справедливости ради также следует отметить и то, как невозмутимо и уверенно держался мэр во время прямолинейной критики Гриценко в адрес городских властей (Владимир Евланов со спокойным лицом делал заметки в своем блокноте). А когда заведенная публика, переняв резкий тон Гриценко, стала эмоционально сыпать свои жалобы, сопровождая резкими и, порой, едкими замечаниями в адрес мэрии, глава города также спокойно отвечал горожанам, давая обещания взять те или иные проблемы на контроль.

Итак, доклад вице-губернатора Краснодарского края, куратора отрасли архитектуры и строительства Юрия Гриценко, посвященный проблемам градостроительной деятельности МО город Краснодар:

«Мой доклад разделен на 8 блоков, в семи из которых содержатся конкретные поручения.


Градостроительная документация

Краснодар формально обеспечен документами территориального планирования и градостроительного зонирования, вместе с тем, использование градостроительной документации властью Краснодара трактуется по-своему. 

И основной проблемой тут является несоответствие генерального плана правилам земплепользования и застройки. Так, для понимания: там, где генеральным планом Краснодара установлены зоны зеленых насаждений и общего пользования, правилами землепользования и застройки допущена многоэтажная застройка. 

Такие несоответствия создают предпосылки свободного толкования документа в зависимости от ситуации и определенных интересов. И это неоднократно и не единично. Это повсюду. Вызывающе грубым нарушением является освоение и реконструкция территорий без проектов планировки территорий. Разрешения на строительство выдаются вслепую. Нередко десятки многоэтажных домов хаотично разбросаны на территории нескольких гектаров без объектов социальной инфраструктуры, без расчета нагрузок на инженерные сети и транспортной логистики. Если закрыть глаза и перед собой положить карту Краснодара, взять иголку и просто ткнуть в любую точку — вероятность 90 %, что мы попадем туда, где идет несоответствие градостроительных норм.

Предложение: 

Проблема настолько актуальна и злободневна, что очевидна необходимость выполнить для муниципалитета незамедлительно аудит и проведение в соответственность генерального плана и правил землепользования и застройки. До устранения подобных нарушений правила землепользования и застройки, не действующими в части несоответствия генплану, считать недействительными. Привести правила землепользования и застройки в соответствии с новым классификатором, несмотря на то, что  законодательством установлен достаточно длительный переходной период до 2020 года. Виды разрешенного использования после вступления приказа Минэкономразвития 2014 года должны выбираться только в соответствии с классификатором. 

У нас целевое назначение земельных участков доходит до бредовых, которые просто не существуют в классификаторе. А потом архитектура города мучается: куда это занести, в какие виды использования. Не допускать освоение новых территорий и реконструкцию сложившихся территорий застройки без проектов планировки территорий, без обеспечения нормативными объектами обслуживания придомовыми площадками и автостоянками. Проанализировать все существующие сегодня стройки в Краснодаре.



Если закрыть глаза и перед собой положить карту Краснодара, взять иголку и просто ткнуть в любую точку — вероятность 90 %, что мы попадем туда, где идет несоответствие градостроительных норм
 


Обеспечение нормативным количеством парковочных мест

Острой проблемой является дефицит нормативных парковочных мест для автотранспорта жильцов многоквартирных домов. Необходимость размещения автостоянок для легковых автомобилей при строительстве многоквартирных жилых домов установлено сводом правил градостроительства, планировкой и застройкой городских сельских поселений. Местные нормативы градостроительного проектирования города содержат количественные требования к местам парковок — не менее одного машиноместа в центре города и 0,75 на остальной части МО. Вместе с тем, сложилась практика продажи парковочных мест, либо псевдопланирования строительства, так называемых, «карусельных парковок», которые строители, либо «застройщики», для получения разрешения на строительство создают, чтобы выжать максимум из данного земельного участка. При этом следует учесть, что норма, предоставляющих застройщику право продаж машиномест при многоквартирном доме, законодательством не предусмотрена. 

Уважаемые строители, кто здесь присутствует, уважаемая мэрия города Краснодар, парковочные пространства должны быть общедоступными, а если вы продаете парковки, которые строите — это бизнес. Это вне правил, которые мы сейчас и будем корректировать.

Предложение: 

Парковочные места для жителей или будущих жителей многоквартирных домов должны рассчитываться и предусматриваться исключительно на безвозмездной основе, в четком соответствии с нормативами. Реализации на коммерческой основе могут подлежать исключительно сверхнормативные места.

Местные нормативы градостроительного проектирования города содержат количественные требования к местам парковок — не менее одного машиноместа в центре города (фото: pikabu.ru)


Об объектах социальной инфраструктуры

Одной из уловок застройщиков являются — тут я применяю слово «застройщиков» — самостоятельное изменение основных видов разрешенного использования земельных участков без согласований и без учета утвержденной планировочной документации, если такая была на момент выдачи разрешения на строительство. В результате жилые районы постоянно лишаются перспективы появления детских садов — перспективы даже — школ и поликлиник.

Мэрия города, те, кто трудится в этом городе, отвечая за жителей, ради кого они трудятся, почему любые подвиги мы совершаем исключительно после того, как вам на них указали? Указал губернатор, указал министр, который прилетел из Москвы, указал вице-губернатор. Куда вы смотрите? Вы в этом городе живете или нет? Я задаю эти вопросы исключительно из моих патриотических чувств. Исключительно из указаний губернатора. Смотреть, прежде всего, на людей, а не на себя и свое окружение. И по дороге к себе домой выбирать не один маршрут, а много — заезжая во все населенные пункты, сворачивая в улицы, на которых вы никогда не были. Все, о чем я сказал, свидетельствует о том, что муниципалитет не ведет учет выданных разрешений на строительство многоквартирных домов и разрешений на их ввод в эксплуатацию в конкретном микрорайоне с точки зрения привязанности потребностей в школах и детских садах и фактическому наличию садов и школ. Это приводит к тому, что существующие школы вынуждены набирать по 6 и более первых классов. О рекорде, который мы поставили в стране, знают все — 17 первых классов. 

Кроме того, с попустительства городской власти застройщики используют такой прием: сначала земельный участок для строительства многоквартирного дома осваивается с соблюдением всех норм и правил, и после ввода объекта в эксплуатацию, либо на границе ввода, та свободная часть, которая по проекту являлась детской площадкой, либо парковкой, каким-то образом отрезается, и на нее берется новое разрешение на строительство — на очередной дом. Есть и другая уловка у городских предпринимателей, особенно специализирующихся на продаже земельных участков под ИЖС, вот здесь особое внимание. То, что я сейчас скажу, ложится на бюджет МО, который и так уже трещит по швам. На гектарах земли, формирующихся под ИЖС, которые переводят, как правило, из сельхозки. Владимир Лазаревич, тут особое внимание — не допускать перевода вот таким образом ИЖС в застройку, а если уж и переводим, то четко следить за тем, построены ли этим собственником дороги, тротуары, сети, для того, чтобы бюджет МО Краснодарского края не строил потом уже за теми, кто с этого лимона выжал полный сок и ушел. Страдают люди, прежде всего.

Предложение: 

Незамедлительно разработать механизм защиты земельных участков, предназначаемых в планировачной документации жилых районов для детских садов, школ, поликлиник и иных объектов социальной и спортивной инфраструктуры. Предусмотреть механизм контроля, позволяющий не допускать уплотнения застройки многоквартирнными жилыми домами за счет отрезания свободной части земельного участка под запланированную раннее застройку.


О рекорде, который мы поставили в стране, знают все — 17 первых классов
 

О самовольном строительстве

Структура самовольного строительства в последнее время изменилась. Разрешение на строительство застройщик получает, но вместо разрешенного объекта используется объект повышенной этажности. С иными параметрами и целевым назначением, которые ложатся дополнительной нагрузкой на и без того изношенные сети и коммунальные инфраструктуры. Основной бич этого явления уже прошел. Но это не значит, что такие застройки остановились, такие объекты есть, и я готов мэрию города, управление муниципального контроля провести по городу и показать там, где объекты строятся вне полученного разрешения на строительство.

Судебная практика, к сожалению, пока показывает, что, как правило, в последствии эта незаконная застройка узаканивается. Причина тому очень проста: либо поздно реагировали, либо связана с тем, что кто-то кого-то конкретно покрывает. Посыл губернатора и посыл мой: неприкосновенные закончились, если они были. Я обращаюсь ко всем, кто владеет этой ситуацией, о том, что кто-то где-то стоит за такими объектами — всю информацию смело можно передавать лично мне, я вам гарантирую, что все эти объекты будут отработаны, «крышевания» на этом закончатся. Это обещание мое и оно будет выполнено, если вы передадите такую информацию.

Предложение: 

Обеспечить проработку механизма, позволяющий оперативно готовить материалы для обращения в суд с заявлением о принятии исключительных мер в виде наложения запрета на ведение строительных и иных работ на спорном земельном участке до вступления в силу судебного акта. А также наложение ареста на земельный участок. Усилить взаимодействие с органами внутренних дел, детально проверять все сигналы, поступающие от граждан. Здесь я призываю органы ТОС включиться в эту работу.



Судебная практика, к сожалению, пока показывает, что, как правило, в последствии незаконная застройка узаканивается
(фото: gazeta.ru)



О зеленых зонах

Все присутствующие знают, насколько они уменьшились, как застройщики у нас пренебрегают нормами озеленения на застраиваемой территории. У нас по нормам 25 % от территории застройки должны быть озеленены. С этого момента я хотел бы видеть, чтобы эти 25 % были не отдельными деревьями возле каждого подъезда, в лучшем случае, а отдельными 25-процентными территориями, прилегающими к застройке. Если это гектар, то 25 соток должны быть парковой зоной. 

Мэрия сегодня формирует достаточно земельных участков, наверное, с целью пополнения бюджета. Я призываю добрую часть из них, прежде чем выставить на торги, еще раз посмотреть и подумать о том, что, может быть, превратить ее в парковую зону?

О передаче полномочий по выдаче градостроительных планов и разрешений на строительство на региональный уровень

Вы уже  слышали, что таким было предложение губернатора. К большому сожалению, то количество разрешений, выданное за последнее время, которые на самом деле не соответствуют никаким нормам законодательства, оно доминирует. Я из опыта хочу сказать — 80 % почты, которую приходится расписывать — это жалобы жителей Краснодара, которые относятся либо к незаконной застройке, либо к отсутствию зеленых зон, либо к отсутствию тротуаров, либо жалобы от обманутых дольщиков.

В связи с обоснованными жалобами на действия муниципалитета и с учетом поручения губернатора, нами подготовлено инициативное предложение рассмотреть вопрос о передаче на уровень края следующих полномочий: по подготовке градостроительных планов земельных участков, выдача разрешений на строительство по определенным категориям жилого и инфраструктурного строительства, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

На период передачи полномочий по выдаче разрешений на строительство и тех градостроительных документов, о которых я сказал, право подписи за выдачу разрешения на строительство передать либо главе города, либо заместителю, курирующему эту отрасль.

Я бы предостерег всех, кто сейчас побежит в мэрию, строителей, застройщиков, говорить, что у вас все готово, экспертиза на выходе, дайте скорее документы. Уже на протяжении трех недель каждое выданное разрешение на строительство в городе Краснодар сканируется и отправляется мне, а мои юристы анализируют, насколько оно было выдано в правовом поле.


У нас по нормам 25 % от территории застройки должны быть озеленены


Об обеспечении доступа к градостроительной документации

Я не понимаю, каким образом, когда уже, например, с 2008 года, другие субъекты федерации применяют технологии 21 века, мы до сих пор публикуем генплан на сайте, в котором только от размера зерна на экране компьютера зависит линия разграничения данного генплана. Либо от качества струйного принтера. Здесь такая зона, либо такая. Либо на усмотрение того, кто это распечатал. Во многих субъектах федерации уже каждый житель МО, либо субъект в границах своего населенного пункта, либо строитель через личный кабинет — разный объем информации — сделав на компьютере определенную последовательность действий, в отношении любого земельного участка МО, может увидеть план детальной планировки, правила землепользования и застройки, нормативку, что здесь можно размещать, а что — нет, проценты застроек, обеспеченность детсадами, школами, вечерними учреждениями, красные линии. И в этом случае каждый, кто будет пытаться планировать инвестиции в каждый конкретно земельный участок, уже будет видеть, надо сюда инвестировать или нет, надо ли подходить комплексно. 

Необходимо сделать в этом первоочередные шаги. Я готов познакомить с разработчиками этой программы, поехать обменяться опытом. Мы поможем нашим строителям в этом случае видеть, где развиваться, как город должен развиваться, стоит ли сюда инвестировать, есть ли здесь сеть.

Я поручаю разработать эту систему во благо всех жителей Краснодара.


Мы до сих пор публикуем генплан на сайте, в котором только от размера зерна на экране компьютера зависит линия разграничения данного генплана


Архитектурный облик Краснодара

Очередной болью и нашим позором является архитектурное лицо Краснодара. Я называю все своими именами. Серьезный вопрос, который до недавнего времени находился на задворках всех совещаний по развитию столицы региона. 

Что происходит с лицом нашего города, с тем, что формирует представление о столице края? Лицо, бренд, имидж — это то, что оценивают люди, посещающие город. Первая мысль, которая их посещает, когда они видят основные улицы города. «Впечатления о Краснодаре: яркий и одновременно безликий», «неузнаваемый», «с невнятной архитектурой», «с отсутствием концепции архитектурно-фасадного имиджа» — все это из интернета, с форумов, из переписки как туристов, так и молодых архитекторов.

Есть ли единая концепция в застройке каждой из улиц, каждого из кварталов, имеются ли принципы определения этажности в пределах кварталов или соседствующих кварталов? Установлены ли правила по выбору материалов по отделке фасадов, цветовые составляющие? В этом городе может быть все. Только у нас каждый, кто строит, он — архитектор.

Насколько я знаю, у нас сейчас появилась возможность ввести норму обязательного согласования фасадной части с мэрией города. По крайней мере, я призываю всех это делать на уровне своего патриотизма к городу. 

У меня вызывает непонимание, как бизнес без всякого взаимодействия с властью меняет фасады. Самый яркий пример, который видят все присутствующие здесь: улица Красная в районе между Чапаева и Карасунской, бар снял помещение и сделал все так, как это им хотелось — обшили деревом, покрасили в красный цвет. Кто-то из МО подошел, сказал, что это центр города? Что рядом — здания-памятники архитектуры, что нельзя так делать? У нас абсолютно каждый предприниматель хочет что-то свое внести, даже в арендованные помещения, а мэрия города закрывает на это глаза. После этого мы получаем полную безликость.

Я обращаюсь к молодым ребятам-архитекторам, чтобы именно вы приняли самое активное участие, чтобы понять, как эту 15-летнюю трагедию можно вылечить. 

В этом вопросе у власти муниципалитета нет воли и проработанного механизма. Согласовываем проекты, даем разрешения, контролируем их реализацию, но не делаем двух важных вещей: не устанавливаем концепцию застройки в пределах одной улицы или квартала, и уже совершенно не контролируем, так ли застройщик строил, как нарисовал в конкретном проекте, такой ли фасад у его строения, как это было согласовано в разрешительной документации. Нет контроля. 

Усилить работу штабов, особенно в части рекламы. Неоднократно участвуя в работе этих штабов, хочется сказать, что я поражаюсь, Владимир Лазаревич, вашему терпению, когда слышу постоянную вашу фразу: «Пригласите этого человека ко мне, я с ним поговорю, почему он там разместил рекламу». Какой у нас штраф на юрлицо за незаконное размещение рекламы? До 500 тысяч рублей. Долго мы их будем уговаривать? Если они не уважают свой город, жителей, власть — надо наказывать рублем.

Разработать механизм и правовую основу, предусматривающую документальное согласование цветовых и структурных решений об отделке объектов. То же касается и многочисленных заброшенных, отдельно стоящих ларьков, павильонов, зданий и сооружений. Кстати, хочу отметить, что тут действительно ведется хорошая работа. Но все равно они появляются. Если они появляются под чьей-то крышей — дайте знать. 

Работа над решением обозначенных вопросов дает возможность нашим потомкам гордиться брендом под названием «Краснодар».

Предложение: 

Для того, чтобы город окончательно не потерял свое лицо, чтобы в нем стала просматриваться не только стройка, но и архитектура, предлагаю создать реальный, не на бумаге, градостроительный общественный совет при вице-губернаторе. Основной задачей которого будет разработка идеи, либо идеологии внешнего облика Краснодара. Привлечь к разработке такой концепции самые широкие массы независимых команд архитекторов, специалистов и студенчество архитектурных факультетов, художников, дизайнеров, историков и знатоков нашего города через организацию конкурсов и предоставление грантов. Я думаю, что молодые ребята, которые хотят войти в историю нашего города, чтобы их дети гордились, что тот тли иной участок улицы проектировал он, а мэрия проконтролировала, они готовы приступить к работе, я с этими ребятами встречался. Многие из них даже бесплатно, либо на уровне грантов, которые надо краю и городу учредить. 

Создать архитектурный интернет-портал для свободного обсуждения как профессиональным сообществом, так и жителями города, обмена мнений о перспективах, как будет выглядеть портал, улица, район. Сделать обсуждение открытым. Процесс не затягивать. Проработать программу с указанием этапов и конкретных сроков реализации. Безотлагательно приступить к разработке концепции архитектурно-фасадных решений, в первую очередь для основных улиц города, безусловно, с учетом имеющейся архитектуры, складывающейся в различные исторические периоды. А в дальнейшем продолжить эту работу и для остальных улиц, районов города в разрезе зон застройки. Незамедлительно рассмотреть вопрос о внесении изменений в организационную структуру и структуру управления департамента архитектуры и градостроительства города Краснодара. 

Разделить должность руководителя департамента и городского архитектора, определить, что руководитель департамента занимается административными, процедурными вопросами, а городской архитектор отвечает непосредственно за архитектуру и занимается внешней эстетикой города. Рассмотреть возможность назначения на должность городского архитектора только на основе конкурса, в том числе с приглашением кандидатов из других регионов, если это потребуется, и на основании только фактического опыта реализации масштабных проектов или проектов комплексной реконструкции.

Краснодар

Работа над решением обозначенных вопросов дает возможность нашим потомкам гордиться брендом под названием «Краснодар»



Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~juFsp

Версия для печати

Поделиться с друзьями


Материалы по теме: Мэрия Краснодара: "перезагрузка", Градостроительная политика в Краснодарском крае,

Telegram.png
«Ясно» теперь и в Telegram. Свежие аналитические сводки о политической, экономической и социальной погоде на Кубани здесь  



 ТРЕНДЫ 

отдых на Новый год


Безопасно ли ехать в СКФО?


Национальная идея


зав


Крым-2017


Абхазия


Энергетическая революция


Воевода делится секретами


7ClNQ8S9EYo.jpg

Система Orphus