Обещанных мостов 20 лет ждут в Краснодаре: что обещала мэрия, но так и не построила

Разговоры о новых переправах через Кубань давно стали чем-то вроде ритуального танца для городских чиновников — громкие анонсы, презентации с цветными слайдами, обсуждения на общественных слушаниях, переговры с инвесторами. Только вот вместо бетона — обещания, вместо свай — пустые амбиции.
За последние два десятилетия в Краснодаре не построили ни одного принципиально нового моста. Исключением стал один дублер, сооруженный рядом со старой эстакадой. На этом фоне свежее заявление о «трёх новых мостах через Кубань», сделанное замглавы города Владимиром Архиповым в апреле 2025 года, звучит одновременно обнадёживающе и фаталистично. Портал ЯСНО решил проследить путь краснодарских мостов — от проектной бумаги до забвения в архивах мэрии или переносов на новые сроки.
Строительство мостов в Краснодаре: занимательные планы из нереализованных генпланов
С начала двухтысячных годов власти крайцентра приняли целых три варианта генплана. И это не считая «неудачных» версий главного градостроительного документа, несколько раз уходивших на доработку. Очевидно, что городу не везло с продуманными планами и реализацией их в жизнь. Как и с возведением запланированных мостов.
Генплан Краснодара, разработка которого началась в 1996 году, устарел к моменту принятия в 2012 году, несмотря на переработку в 2004–2007 годах. Новый проект был «завернут» в 2016-м после жесткой критики губернатора и общественников. В итоге заново созданный документ утвердили в 2020 году, но он также быстро утратил актуальность. В 2024 году власти приняли очередной переработанный генплан, но из-за скандалов, протестов и критики федеральных ведомств он, вероятно, снова будет признан устаревшим в ближайшие годы.
Еще в первом из перечисленных документов разработчики планировали серьезное расширение числа мостов. В 2007-м. О намерении в течение года завершить сооружение моста через реку Кубань в районе улицы Обрывная, с которой соединяется улица Старокубанская говорил тогда начальник отдела организации дорожного движения МУ «Служба заказчика» Геннадий Зенин. Тогда же мэр столицы Кубани Владимир Евланов заявлял, что транспортной схемой генерального плана Краснодара предусмотрено строительство автомобильных мостов через Кубань в районе ул. Индустриальной (территория завода «Седин»), ул. Воронежской (территория авторынка) и южнее отделения № 4 учхоза «Кубань».
Кроме того, планировалось создать еще несколько переправ.
— Схема устройства мостов через реку Кубань с Адыгеей согласована. Один мост предполагается в ЮМР на продолжении ул. 70 лет Октября, другой - в районе ул. Думенко, третий, автомобильный, мост в районе Мясокомбината. А в районе ул. Захарова будет еще один железнодорожный мост, параллельно существующему. Рассматривается вопрос о строительстве автомобильного моста в районе ул. Вишняковой, — заявлял тогдашний вице-мэр Владимир Лыбанев уже в 2008 году.
Строительство мостов в Краснодаре: кочующие переправы
Тогда эти планы так и не были реализованы. А через несколько лет депутаты Гордумы внесли в них корректировки.
В 2011 году в «Стратегии инвестиционного развития» Краснодара, принятой Гордумой, запланировали три новых моста через р. Кубань: в створе Ближнего Западного обхода, продолжения ул. Старокубанской и ул. Обрывной, а также ул. им. Захарова. Также планировалась создать дублер уже устаревшего Яблоновского моста. Эти идеи вошли в генплан 2012 года, но так и повисли в воздухе.
Примечательна ситуация с мостами в ЮМР. В том же документе был зарезервированы места под возможное строительство целых трех переправ, которые должны были соединять микрорайон Юбилейный с соседней Адыгеей. Один мост планировался от улицы 70-летия Октября, второй — от трамвайной конечной на проспекте Чекистов, вдоль границы Рождественского парка. Третий должен был стать продолжением улицы Коллекторной. Тогда не было прописано: будут ли сооружения автомобильными или пешеходными. Дискуссионным оставалось то — сколько точно объектов в итоге должно было появиться.
В 2015 году к идее моста вернулось руководство IKEA Centres Russia (владелец ТЦ «Мега Адыгея-Кубань»), предложившее возвести сооружение за свои деньги. Изначально обсуждались указанные забронированные в генплане места. Однако против проекта выступила общественность ЮМР, ссылавшаяся на загруженность района и негативное отношение к застройке зеленых зон. В итоге в 2016-м власти города предложили компании строить мост уже в сторону станицы Елизаветинская. После этого уже бизнес решил отказаться от проекта, который потерял для него логистическую привлекательность.
Кроме того, пешеходный мост «на спонсорскую помощь» мог быть построен между аулом Новая Адыгея и парком 30-летия победы. За его возведение выступали как власти соседней с Краснодаром республики, так и тогдашний мэр крайцентра Владимир Евланов.
Параллельно с бюрократическими обсуждениями в 2016 году возник неожиданный вариант решения проблемы – группа компаний «ОСТ» предложила построить пешеходный мост между парком 30-летия Победы и аулом Новая Адыгея. Все расходы на проектирование и строительство частный инвестор готов был взять на себя. Но проект потонул в море согласований. По слухам, долго не удавалось получить разрешение на строительство от федерального центра.
В январе 2017 года о готовности выделить средства на реализацию проекта заявил один из крупных застройщиков, реализующий проекты на территории Адыгеи. «Группа компаний AXIS подтверждает свое намерение не просто софинансировать, а полностью оплатить строительство пешеходного моста, соединяющего парк Победы в районе Затона и аул Новая Адыгея с выходом на ТЦ «Мега». Эту инициативу отверг уже новый градоначальник — Евгений Первышов.
Строительство мостов в Краснодаре: проекты, продолжающие жить на бумаге
Возможно когда-нибудь в Краснодаре все же построят переправы на Юго-Востоке города. Например, мост в районе улицы Обрывной, возведение которого в 2012 году тогдашний мэр Владимир Евланов называл «одной из стратегических задач для города». По расчетам местных властей, строительство должно было занять 5-8 лет, стоимость проекта к тому времени достигла 12 млрд рублей.
От проекта не отказались. И сейчас в районе Обрывной планируется до сих пор реализация Южного скоростного периметра — масштабного логистического проекта, который должен был соединить северную и южную часть города новым проходом и взять на себя часть трафика. Речь идет о проекте магистральной дороги от ул. Воронежской до ул. Бородинской.
Его создание позволит решить сразу несколько задач: соединить в черте города федеральные дороги М-4 «Дон» и Краснодар — Новороссийск, разгрузить от транспорта старый центр и улицу Ставропольскую, а также обеспечить быстрое сообщение с аэропортом (в случае реализации проекта «Краснодарский транзит» — и с новым ж/д вокзалом).
Как сообщал Владимир Архипов в 2024-м году, стоимость строительства оценили в 80 миллиардов рублей, а ориентировочная стоимость проектно-изыскательных работ — 500 миллионов рублей. Трассу от улицы Воронежской до Бородинской обещают реализовать в 2026–2035 годах. Планируется, что дорога пройдет по улице Валерия Гассия, также построят два моста через озеро Старая Кубань. Общественные обсуждения уже завершились, по словам чиновника, документацию по планировке направили на доработку. Реализация проекта возможна в 2026-2035 годах при условии наличия финансирования. Предполагается, что деньги будут выделены из федерального центра.
А в апреле 2025-го Владимир Архипов анонсировал еще 3 переправы через Кубань.
«Многие эксперты принимали участие в публичных обсуждениях Единого документа территориального планирования, в нем предусмотрено еще три мостовых перехода. Один из них в районе кирпичного завода в СНТ «Дубки». Это федеральный проект, это будет продолжением Западного обхода с выходом в Адыгею на Старобжегокай. На его проектирование и стройку планируется федеральное финансирование. Еще один мост предусмотрен в створе с ул. Вишнякова, где расположен бывший речпорт, и еще один со стороны ул. Старокубанской», — заявил замглавы крайцентра.
Строительство мостов в Краснодаре: сколько удалось построить за 20 лет?
Один. Всего один мост из обещанных появился за это продолжительное время. И то, речь идет не о новой переправе в новом месте, а о дублере существующей — новом Яблоновском мосте, поскольку старый морально устарел и должен был быть закрыт.
Краснодарский дублер Яблоновского моста анонсировался еще Владимиром Евлановым в 2007 году. В 2011 году его анонсировал экс-губернатор Александр Ткачев, уверяя, что 300-метровую конструкцию с четырьмя полосами построят к 2014 году за 2,2 млрд рублей. А в 2012-м включили в генплан. Реализацию проекта планировали только при софинансировании со стороны властей края и Республики Адыгеи.
С тех пор сроки неоднократно сдвигались: мэр Владимир Евланов в 2013 году обещал старт работ осенью, затем перенесли на 2014-й из-за незавершенного проектирования. К 2015 году, когда проект получил госэкспертизу, цена выросла до 5 млрд рублей, а власти сулили начало строительства летом.
В 2020 году «СтройЮгРегион» выиграл контракт за 3,4 млрд рублей. Злые языки утверждают, что выбить федеральное финансирование на объект удалось благодаря лоббистским связям прежнего экс-главы города Евгения Первышова, а добиться согласования — благодаря политической воле губернатора Вениамина Кондратьева.
Впрочем, за время возведения моста сменилось целых три мэра. И объект «достраивал» уже Евгений Наумов. Как ранее сообщал ЯСНО, возводившая его компания принадлежит депутату Заксобрания Кубани от «Единой России» Александру Карпенко — члену и экс-главе Союза дорожников Кубани.
По просьбе ЯСНО проблемы с созданием переправ через Кубань в Краснодаре, прокомментировали эксперты.
«Такие амбициозные планы, как строительство новых мостов, скорее всего, не под силу не только муниципальному бюджету, но и краевому. В проектах такого масштаба нужна федеральная поддержка», — сетует урбанист и автор ТГ-канала @gorodistmiro Мирослав Гриценко специально для ЯСНО.
Схожего мнения придерживается экономист и политический эксперт Иван Чумаков. По его словам, местные власти не привыкли экономить, что приводит к постоянному удорожанию разрабатываемых инфраструктурных проектов и к их постоянному откладыванию.
«У нас бюджет воспринимается, как «рог изобилия». И, конечно же, мы понимаем, что эффективно тратить деньги казны никто не хочет. Чиновники привыкли к тому, что все расходы покрывают федеральные власти, дожидаясь денег от них. При этом основные траты у нас идут на социалку. А федеральный центр, видимо воспринимает, что логистическая инфраструктура здесь отлажена и вмешиваться пока не стоит», — делится эксперт с журналистом ЯСНО.
По словам экономиста, для создания новых мостов требуется включение их в федеральную целевую программу, а также «суперконтроль» из федерального центра за эффективным расходованием средств.
При этом оба эксперта подчёркивают, что проблема с дефицитом мостов в постоянно растущем Краснодаре давно перезрела.
«Инфраструктурная стесненность у нас крайне высокая. Кроме того, Краснодар — это агломерация, включающая в себя больше, чем просто городской центр. Это и пригороды, это и фактические спутники (такие, как станица Динская), и многочисленные сельские территории, откуда в город едут на работу люди. Краснодар притягивает трудовые потоки, наверное, в районе 80-ти километров радиуса. Кроме того, город является транзитным пунктом на пути к морю».
По словам Мирослава Гриценко три существующих переправы через Кубань (2 моста и дамба) давно не удовлетворяют потребности города-миллионника. Стремительно развивающейся агломерации просто необходимы новые транспортные узлы. И, в первую очередь, мост с южной стороны города в районе улицы Обрывной с выходом на Южный обход. А также быстрый выезд к улице Бородинской через Большой остров.
Но сколько лет или десятилетий ждать появления хотя бы еще одного нового моста — сегодня точно не скажет никто, учитывая печальный прошлый опыт Краснодара
Дмитрий Мирошников
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~j5EwT
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Краснодар / Строительство