Сейчас: 13-04-2024 22:09
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 93.4419 EUR ЦБ 99.7264
Главная >> Новости >> Общество и происшествия >> Виталий Бондарь: для оживления достопримечательностей Краснодара не хватает политической воли

Виталий Бондарь: для оживления достопримечательностей Краснодара не хватает политической воли

Виталий Бондарь: для оживления достопримечательностей Краснодара не хватает политической воли Фото: Алексей Костылев, «ЯСНО»

Виталий Бондарь: для оживления достопримечательностей Краснодара не хватает политической воли

Известный историк и общественник рассказал «ЯСНО» о том, как культовые места краевого центра Кубани «убили», а реставрация превратилась в «подкрашивание губ».

Почему нынешняя перестройка легендарного Дома книги не вызывает радости, почему краснодарский Арбат так и не удалось снова сделать местом притяжения, что можно сделать с уникальной Шуховской башней, и почему единственная популярная достопримечательность в Краснодаре — Парк Галицкого, Виталий Бондарь рассказал в первой части большого интервью для «ЯСНО».

Историк Виталий Бондарь о Краснодаре: «колхоз» на месте старых неформальных центров

— Виталий Вячеславович, несколько лет назад вы выступали против масштабной перестройки Дома книги в Торговый центр. Объект удалось сохранить в относительно первоначальном виде. Но сам магазин закрылся. А на его месте теперь ресторан и молодежный центр. Как оцениваете произошедшее?

— Я добавлю, что там также действует торговая площадка, где продают одежду, украшения и сувениры. Конечно, текущий результат — не самое худшее, что могло быть со зданием. Но радости нынешняя перестройка у меня не вызывает.

Многие вспоминают, что здесь был один из крупнейших книжных магазинов в СССР. Но также архитекторам удалось создать очень «живое» пространство. «Дом книги» был центром притяжения общественной жизни. Не только в здании, но даже на крыше там поначалу работали несколько кафе, били фонтанчики. В самом здании, помимо книготорговли, регулярно устраивались выставки художников и фотографов. Пространство перед магазином было местом встречи антикваров, букинистов, музыкантов... «Книжка» была точкой сбора и для представителей молодёжных субкультур.

Дом Книги в Краснодаре

Дом Книги // Из комплекта открыток "Краснодар"

То есть это был такой неофициальный общественный центр, уничтоженный во время эпопеи с реконструкцией в нулевых годах. Тогда же был «убит» еще один неформальный общественный и культурный центр — Краснодарский Арбат на Чапаева. Интересно, что по прошествии десятилетия власти города попытались воссоздать в этих точках культурную жизнь. Но результат меня не впечатляет.

Еще несколько лет назад из здания «Дома книги» предлагали сделать территорию т.н. коворкинга, куда люди могли бы приходить и работать частным порядком, проводить деловые встречи. Также на части пространства можно было бы разместить культурный центр, где проходили бы выставки, лекции, театрализованные постановки и концерты. Какая-то попытка этого была предпринята, но развития не получила. А жаль: это бы сохранило функцию центра общественного притяжения. Но, судя по всему, молодежное пространство там нередко пустует. Пока же точками притяжения здесь остаются недавно созданные ресторан и кафе по краям здания.

Ресторан на территории Дома Книги

Ресторан на территории Дома Книги // Дмитрий Мирошников, «ЯСНО»

В здании создано несколько перегородок, напрочь убивающие первоначальную концепцию создателей «Дома книги»: целостность пространства, архитектоника здания изначально просматривались снаружи и изнутри. Там должна быть единая перспектива, с юга на север, вдоль променада по улице Красной, которая была визуально связана с внутренним пространством Дома книги посредством сплошного остекления главного фасада. Там на втором этаже по стенам – рельефы нашего выдающегося скульптора Александра Алексеевича Аполлонова – изображающую в «ленте времени» человечества историю письменности.

И с ними в экстерьере тематически и одновременно – художественными образами – перекликается огромная, по всю стену примыкающего старинного дома Аведова мозаика художника Валентина Фёдоровича Папко. Она называется «Я вызову любое из столетий». Там очень мощная смысловая нагрузка и недостижимый нынче (увы) художественный уровень произведения. И все это сочеталось с визуальным эффектом «перетекания» интерьера здания в уличное пространство и наоборот через ленточный стеклянный фасад.

Дом Кинги

Пано Дома Книги // muranochka.livejournal.com

«Дом книги» и кинотеатр «Аврора» — это выдающие образцы воплощения концепций советского структурализма, объединяющих внутренние и внешние пространства. Сейчас это всё угроблено переделками и реконструкциями. Замыслы архитекторов нарушены. Считаю, что необходимо исправить это. Тому же ресторану никак не помешает, если устроенную перегородку уберут. У архитекторов в арсенале есть сотни способов визуального отделения пространства. Более того, если там удастся возродить общественную активность, ресторан от этого только выиграет.

— Вы упомянули краснодарский Арбат? А довольны ли реставрацией улицы Чапаева и других улиц в районе Красной?

— К сожалению, в мероприятиях по реконструкции исторического центра Краснодара отсутствует комплексный подход. А это — одна из важнейших вещей.

У нас обычно идет реставрация (реконструкция) не целых улиц и кварталов (часть из которых сохранилась с позапрошлого века), а отдельных зданий. Более того, в основном приводят в порядок уличные фасады. При этом, фасады дворовые и, тем более, интерьеры не трогают.

То есть надо говорить, что применяется не реставрация в полном смысле, а этакая «полуреставрация». Как говорят архитекторы, «губки подкрасить». Понятно, все это идёт от нашего безденежья, а зачастую, «мнимой бедности», когда главная цель мероприятия – создание временного внешнего эффекта. В итоге экономия оборачивается деградацией, а иногда и утратой ценных объектов подлинной городской среды.

Реконструкция ул. Чапаева

Реконструкция ул. Чапаева // Дмитрий Мирошников, «ЯСНО»

Что касается улицы Чапаева, то меня, как горожанина, конечно же, не устраивает текущее ее состояние. Сужение проезжей части, очевидно, изменило исторический профиль улицы и, главное, сделало неопределенным, непонятным соотношение пешеходного пространства с пространством движения автомобилей и реальными условиями их парковки. Замысел был неплох, но то, как это реализовано, иначе как «колхозом» не назвать. Между тем, есть с чем сравнивать. Посмотрите, например, на Соборный переулок в Ростове-на-Дону.

Историк Виталий Бондарь: что не так с сохранением Шуховской башни и какие  административные препоны с экскурсией по катакомбам

— Шестнадцать лет назад вы боролись за сохранение Шуховской башни на прежнем месте. Довольны ли вы результатом?

— Тем, что получилось, конечно же, недоволен. Речь даже не о торговом центре рядом, который закрывает исторический памятник со стороны улицы Северной. И на месте которого можно было бы создать какое-то более нужное горожанам общественное пространство.

К сожалению, даже организация пространства на оставшемся вокруг башни небольшом пятачке выполнена крайне неудачно. Нельзя сказать, что объект полностью «убит», но пока его потенциал как одного из символов города не реализован и сильно ограничен.

Историк Виталий Бондарь

Виталий Бондарь // Фото из аккаунта в соцсетях

С другой стороны, хорошо, что в принципе удалось сохранить один из символов Краснодара на его историческом месте. Признаюсь, это стоило мне и моим коллегам больших усилий. Более того, раскрою секрет. Когда решалась судьба «Шуховки» нам «подыграл» один из чиновников мэрии, что позволило отбить попытки ее переноса.

Тогда активисты пошли на хитрость. По его предложению для депутатов гордумы подготовили предложения со множеством вариантов для переноса (новых мест размещения), и сами же написали, почему это сделать невозможно. По каждому из «предлагавшихся» мест. Сработало. Памятник федерального значения остался на месте. Кстати, иное решение подпадало бы под действие статьи 243 Уголовного кодекса.

— Что сейчас можно было бы сделать, чтобы вернуть объекту жизнь?

— Свои идеи по развитию объекта мы излагали еще в момент обсуждения его переноса. Но считаю, что наши предложения не утратили актуальность и сейчас.

Во-первых, самый очевидный вариант — создание смотровой площадки. Это отличное точка, откуда до сих пор просматривается близлежащее городское пространство.

— В теории Шуховскую башню можно было бы сделать объектом, по которому можно подниматься наверх?

— Да, конечно, не только можно, но и нужно. Больше того, мы же, когда работали по этому объекту, предлагали конкретные перспективы, варианты её использования. Там на сегодняшний момент нет подлинного резервуара, вместо него какая-то странная непропорциональная конструкция. Какое-то кольцо, которое должно было двигаться с помощью электродвигателей, и на этом кольце должна была размещаться информация. Однако в итоге механизм не работает.

Шуховская Башня

Шуховская Башня // Дмитрий Мирошников, «ЯСНО»

Но там же можно сделать помещение, то есть восстановить в натуральных пропорциях резервуар, и сделать в нём, например, архитектурные мастерские или художественную галерею маленькую, с выходом на смотровую галерею-балкон.

— А реалистично ли сделать кубанские катакомбы объектом показа?

— Это опять-таки вопрос административного характера. На сегодняшний момент это сфера интересов, скажем так, правоохранительных органов. И, как только это перестанет быть режимным объектом, эти места, возможно, станут объектом туристического показа. Это зависит от ситуации в стране и политической воли.

Это все звенья одной цепи. Мы прекрасно понимаем, что эти объекты уже не могут иметь стратегического значения в наших условиях. Но они могут выполнять какие-то коммуникативные, рекреационные функции и прочее.

Катакомбы

Фото: piqsels.com

Если хотя бы фрагменты их сделать объектами показа, я думаю обороноспособность и все остальное не пострадает. Нынешняя ситуация, в моём представлении, некий «ведомственный снобизм». Но эта точка зрения не претендует на окончательную истину, конечно.

Историк Виталий Бондарь: кармический успех «Парка Галицкого

— То, что главной и единственной популярной достопримечательностью двухвекового города оказался построенный недавно Сергеем Галицким «Парк Краснодар» — это случайность или закономерность?

— Конечно, закономерность. Будучи приверженцем кармического миропонимания, я глубоко убеждён, что ничего случайного не бывает. Кроме того, наш народ в последнее время охотно потребляет «хлеб и зрелища». Это ничуть не принижает значение парка и расположенного рядом стадиона. Но чем этот объект отличен от других?

Парковый комплекс построен на новой территории (буквально в поле), которая не была вписана в жизнь города. Объект оказался в свободном пространстве относительно исторической традиции. В нем не заложен культурный и социальный конфликт (как у ряда других нашумевших новостроек). Но также, не будучи связанным с исторической традицией, парковый комплекс имеет большую свободу для новаций и экспериментов.

Парк Галицкого в Краснодаре //  Дмитрий Мирошников, «ЯСНО»

Парк Галицкого в Краснодаре // Дмитрий Мирошников, «ЯСНО»

У парка, очевидно, высокие эстетические качества. И не только в контексте современного пространственного хаоса краснодарских «новостроечных» окраин и даже отдельных кварталов исторического центра. Но и как у самостоятельного произведения ландшафтного искусства. Несмотря на все раздражавшие некоторых специалистов «пространственные эксперименты», парк состоялся замечательным, ни на что не похожим.

Объект, конечно, выбивается из традиционных представлений о парках Екатеринодара и советского Краснодара. Да и вообще Юга России и всей страны, где термином «парк» привычно обозначали большой зеленый массив с зоной развлечений и разными павильонами. Парк «Краснодар» – произведение мирового уровня, уникальный пример художественного конструирования большого открытого пространства и наделения его целым рядом функций.

Парк Галицкого в Краснодаре

Парк Галицкого в Краснодаре // Дмитрий Мирошников, «ЯСНО»

Тут встает вопрос, а можно ли сделать такими интересными и притягательными другие достопримечательности Краснодара? Можно, но для этого, очевидно, требуется политическая воля властей, а также серьезная проектная работа. В уже существующие объекты нужно вдохнуть новую жизнь, для чего требуются серьезные вложения: ресурсы: интеллектуальные, административные и финансовые.

Во второй части большого интервью Виталий Бондарь затронет вопросы застройки исторического центра Краснодара, расскажет по какому пути, на его взгляд, должен развиваться «старый город» и почему приезжающим в кубанскую столицу на ПМЖ людям надо знать ее историю.

Публикацию подготовили: Дмитрий Мирошников, Алексей Кащенко и Мария Удовик

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~JmtCL

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: История Краснодара / Архитектура / Краснодар / Интервью