Когда Краснодару будет 250: мрачные и оптимистичные прогнозы, что будет с городом через 20 лет
В сентябре столица Кубани отмечает 230 лет со времени основания, а каким город будет в свой 250-й день рождения - в 2043-м году?
Краснодар пришел к 230-летию в статусе города-миллионника со своими преимуществами и недостатками, но в который упорно стремятся переехать жить со всей страны. Еще 20 лет назад это был совсем другой Краснодар, и мало кто мог представить, каким он станет в 2023-м году. И, пока в городе готовились к празднованию 230-летнего юбилея, портал «ЯСНО» предложил пофантазировать известным краснодарским экспертам, политическим и общественным деятелям, какой будет кубанская столица в 2043-м году - ее архитектура, транспорт, жители и общественно-политическая жизнь.
Выжимку из прогнозов мы оформили в отдельную презентацию, которую запустили анонимно еще до публикации статьи, что вызвало определенный резонанс. Презентация, судя по комментариям, вызвала у краснодарцев смешанные чувства. Многие посчитали прогноз мрачным. Но, насколько это так - в материале «ЯСНО».
Архитектура Краснодара через 20 лет: в центре высотки, на окраинах - гетто
Лидер известного в Краснодаре движения «Помоги городу» Елена Шувалова смотрит на будущий архитектурный образ пессимистично и считает, что ничего хорошего город не ждет, если сохранятся сегодняшние тенденции в градостроительстве. Она категорично утверждает, что через 20 лет Краснодар будет выглядеть «также уродливо, как и сейчас». По ее мнению, город будет еще больше уплотняться.
«Земли в городе уже нет. Поэтому, я не вижу примеров и тенденции к улучшению архитектуры в целом в Краснодаре. Это никем не контролируется, у тех, кто должен следить за этим, нет ни ресурсов, ни полномочий, чтобы работу эту осуществлять. У нас даже должность главного архитектора упразднена. И у застройщиков нет амбиций, чтобы сделать что-то крутое, классное для города. Вот, только Галицкий сделал хороший парк, это однозначный вызов. Исходя из всего этого, у меня негативный прогноз по поводу будущего архитектурного облика нашего города», - рассказала «ЯСНО» Елена Шувалова.
Краснодар в 2043 году. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.2
Пессимизма по поводу облика Краснодара через 20 лет придерживается экономист, блогер и политический эксперт Роман Иноземцев. По его мнению, частный сектор в городе ждет печальная судьба, а «человейники» станут в будущем криминальными гетто.
«В центре города продолжится вытеснение частного сектора высотками жилого и общественного назначения, как и сейчас. На окраинах города с его «человейниками» сформируются криминальные районы. Дело в том, что из-за плохой транспортной доступности обеспеченные и приличные люди будут уезжать, что и сейчас происходит. Им не нравится вставать в шесть утра и ехать рано на работу, чтобы не стоять в пробках. Соответственно, когда они оттуда окончательно съедут, районы обеднеют. Их место займут мигранты из других районов страны. Люди, как правило, со своим порядками. Если говорить про Сибирь, то там много людей с устоявшейся тюремной, криминальной культурой», - отмечает Роман Иноземцев.
Краснодар в 2043 году. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.2
Авторитетный кубанский экономист и заместитель председателя Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди, а также политтехнолог, эксперт краснодарского Центра политических исследований и технологий Юрий Янкин обратили внимание на судьбу исторического центра Краснодара в будущем.
«Я думаю, Краснодар будет расти ввысь, но с сохранением исторического культурного наследия. Потому что уже взят курс на реставрацию исторических зданий. Где-то это делает администрация, где-то собственники. Безусловно, город будет стремиться вверх из-за недостатка земель. Будет с одной стороны стеклянный, современный, технологичный с сохранением исторического шарма. С точки зрения инфраструктуры, думаю, для решения вопроса с пробками придется расширяться, а частный сектор по большей части уйдет за пределы города. По крайней мере из центра», - считает Юрий Янкин.
По мнению Александра Полиди, за 20 лет старый центр окончательно обветшает и нужны будут серьезные решения.
«Надеюсь, за это время решения, как развивать исторический центр будут найдены. И надеюсь, краснодарский центр станет более архитектурно приглядным, более развитым. Что касается роста города вширь, думаю, тенденция продолжится, но, всё-таки этот рост будет не таким быстрым, как освоение старого центра», - рассказал эксперт.
А краснодарский журналист, депутат Городской Думы Краснодара Владимир Вербицкий думает, что архитектурный облик кубанской столицы за 20 лет сильно не изменится.
«По большому счету мы видим, что за 20 лет города сильно не меняются. Это процесс долгий и трудный. За 20 лет из изменений, думаю, подтянется инфраструктура за городом. Если, конечно, не будет изменен сегодняшний курс. Это касается многострадальной ливневки, фекальных коллекторов и очистных сооружений. Это, безусловно, трамвайные ветки во всех районах. Что прописано в Генплане на 20 лет вперед», - сказал «ЯСНО» Владимир Вербицкий.
Краснодар в 2043 году. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.2
Транспортная ситуация в Краснодаре через 20 лет: пробки останутся, но появится альтернатива
Кардинального разрешения многолетней проблемы транспортной доступности эксперты «ЯСНО» через 20 лет однозначно не прогнозируют. Но замечают, что автомобили станут роскошью, а также ждут появления в Краснодаре альтернативного, внеуличного, транспорта
«Мы все умрем в пробках. Потому что по городу будет невозможно передвигаться вообще. Тем более, если сейчас окончательно застроят Восточный обход, который уже практически стал городской улицей. Ситуация будет только ухудшаться. Единственное, с учетом того, что люди будут жить все беднее и беднее, они не смогут покупать автомобили. Может, только это изменит ситуацию. И то, это не сильно повлияет потому, что я не вижу сейчас транспортной политики. Той же замены душных «пазиков» на комфортабельные низкопольные автобусы. Идут разговоры про трамвай, но заморозили проект городской электрички - «наземки». Прогноз у меня очень печальный - пробки. А люди будут замыкаться в своих районах», - делится своим прогнозом Елена Шувалова.
«Я думаю, развитие общественного транспорта продолжится и усилится в силу того, что доля автомобилей будет уменьшаться. Это связано с дороговизной машин и неудобством для езды по городу. Будет развиваться общественный транспорт. И администрация города делает на этом упор и урбанистика говорит об этом», - отмечает Роман Иноземцев.
Дороги Краснодара в 2043 году. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.2
На транспортную обстановку через 20 лет оптимистично смотрит Юрий Янкин.
«Думаю к тому времени решат коллапс с пробками. Будет взят курс на расширение использования общественного транспорта - на его экологичность и улучшение качества, комфортность. Увеличение количества автобусов, электробусов и трамваев. Думаю, что с учетом большого влияния на нас опыта Китая, большинство краснодарцев перейдут на электротранспорт», - говорит политтехнолог.
Экономист Александр Полиди ожидает появления в Краснодаре монорельса или подземного трамвая.
«Думаю, что через 20 лет мы увидим внеуличный транспорт. То есть, надземный или подземный. Потому что, я уверен, что те темпы роста города, которые есть, и которые наверняка сохранятся, потребуют более радикальных решений, нежели просто прокладка трамвайных линий. Думаю, это будет время, когда мы увидим, например, монорельс или что-то подобное метро. Скорее всего что-то типа подземного трамвая».
Монорельс в Краснодаре в 2043 году. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.2
Депутат Владимир Вербицкий несколько затруднился с прогнозом, отметив, что, если поднять материалы 20-летней давности, где задавались такие же вопросы, то ответы будут сильно далеки от того, что мы видим в городе сейчас.
«Главное, что должно произойти с нашим городом, и это самое большое чудо, если все же у нас появится разветвленная трамвайная сеть и наземное метро, которое соединило бы электропоездами близлежащие районы, сняв нагрузку на въезд-выезд из города. Плюс, скорее всего, город пойдет по пути приоритета общественного транспорта на дорогах. Если не отдать ему сейчас приоритет, выделенные полосы, то движение в городе так и будет медленным. И наверняка создадут разветвленную сеть для средств индивидуальной мобильности - велосипедов, самокатов и т.д. Нужно их убирать с тротуаров. Но пропадут ли за 20 лет из Краснодар пробки? Нет. Можно ли сделать жизнь горожанина комфортнее? Безусловно», - считает журналист и депутат.
И главное, по словам Владимира Вербицкого, сейчас надо не начинать опять выбирать новый путь, а реализовать тот, который прописан в Стратегии социально-экономического развития Краснодара.
Краснодарцы через 20 лет: выживут ли приезжие коренных
Почти все эксперты отметили, что сегодня Краснодар растет за счет внутренней миграции, но этот поток с годами может снизиться. Но все же коренным краснодарцам придется нелегко.
«Уже сейчас в СМИ много информации, что Краснодар не такой уж и рай, как представлялось приезжим. С другой стороны, и стоимость жилья сильно повысилась. Поток северян, продающих у себя жилье и переезжающих в Краснодар, закончится. К сожалению, до сих пор никто не посчитал соотношение местного населения, приезжих из края и приезжих из других регионов страны. Но у девелоперов есть статистика, что примерно 30% квартир покупают краснодарцы. И, если в районе Новознаменского построят этот ужасный город, который строить собираются, то лет через 20 в Краснодаре будет миллиона три населения, а то и больше», - прогнозирует лидер краснодарского движения «Помоги городу» Елена Шувалова.
Три миллиона жителей для 250-летнего Краснодара прогнозирует и экономист, блогер и политэксперт Роман Иноземцев.
«Я ожидаю, что через 20 лет город выйдет примерно на три миллиона населения. Я имею в виду официальную цифру. И в основном это будут мигранты из других регионов России. Коренные останутся в центре города, приезжие с других районов Кубани будут также представлены. Но все они будут в Краснодаре в меньшинстве», - считает Роман Иноземцев.
Железнодорожный вокзал в Краснодаре в 2043 году. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.2
Незавидную судьбу коренным краснодарцам предсказывает через 20 лет и Юрий Янкин.
«Думаю, что с учетом всех тенденций, коренных краснодарцев будет все меньше. Если будет сохраняться в Краснодаре сегодняшняя тенденция, будет сохраняться и уровень миграции. Если нет - то лет через 7-10 этот поток остановится. И в процентном соотношении будет где-то 40% коренных жителей и 60% некоренных, приезжих. С увеличением краснодарской агломерации, через 20 лет мы приблизимся, думаю, к 4-5 миллионам населения города».
Разрастаться численно Краснодару предназначено судьбой и географическим положением, считает Владимир Вербицкий.
«Это южный центр страны и сюда будут стремиться. Но это уже не будет тот фантастический рост, когда мы за десять лет получили практически миллион жителей. Оценки разные. Но больше, чем официальные данные. Лет через 20 у нас будут официально миллиона два. Но реально сильно больше. Если строительный рынок сохранится, то может быть и повторение примера Москвы, приросшей территорией области, и краснодарская агломерация станет по-настоящему агломерацией. А расти будем за счет внутренней миграции. Естественный прирост - это вопрос не на 20 лет», - сказал «ЯСНО» депутат.
Александр Полиди считает, что к 2043 году официально в Краснодаре будет 2,5 миллиона жителей. А коренных краснодарцев и приезжих будет поровну.
«В Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года есть разные сценарии. Лично я думаю, что через 20 лет мы увидим 2,2-2,5 миллиона человек в городе. Это официально. И это будет за счет миграционного притока - он скорее сохранится, поскольку северные регионы начнут испытывать избыток рабочей силы из-за автоматизации процессов. Миграционный приток дополнится и естественным притоком, когда увеличивающееся население за счет молодых людей будет увеличиваться и за счет рождаемости. Поэтому я думаю, что 2,5 миллиона будут достигнуты к 250-летию и тенденция к тому, что у нас один из самых молодых городов страны, сохранится. Соотношение коренных краснодарцев, родившихся в городе и приезжих, думаю, будет пятьдесят на пятьдесят», - отметил экономист и общественный деятель.
Краснодарский аэропорт в 2043 году. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.2
Общественно-политическая жизнь Краснодара через 20 лет: также, как в стране в целом
Наибольшее затруднение у опрошенных «ЯСНО» экспертов вызвал прогноз общественно-политической обстановки в Краснодаре образца 2043-го года. Например, экономист Александр Полиди вообще не взялся что-либо прогнозировать, а депутат краснодарской Гордумы и журналист Владимир Вербицкий сказал, что из всей общественно-политической жизни он может дать лишь один прогноз - на 2024 год и выборы президента. А дальше загадывать уже невозможно.
Остальные однозначно увязывают будущее общественно-политической жизни Краснодара с федеральной повесткой.
«На город «зеркалится» федеральная повестка. Мы ничем не отличаемся в этом плане от других регионов. А вот роль общественников, на мой взгляд, начала падать со времени ухода мэра Первышова. Он старался строить открытую систему. Были реальные изменения. Сейчас влияние гражданского общества в городе минимально. Нет ярко выраженных объединений и движений. Через 20 лет, думаю, всё больше люди будут заниматься вопросами выживания. А когда с утра до ночи необходимо работать, чтобы заработать на еду, то им чаще всего не до общественной деятельности», - снова пессимистична Елена Шувалова.
Субботник в Краснодаре в 2043 году. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.2
Экономист и блогер Роман Иноземцев также замечает, что городская и краевая политические повестки будут завязаны на федеральную и многое зависит от того, чем разрешится сегодняшняя ситуация на Украине. У эксперта на будущее три сценария.
«Первый - стабильность. Будет всё, как и сейчас. Новый застой. Но это, по-моему маловероятно. Сейчас также кто-то видит необходимость перемен в сторону либерального курса, но тогда в Краснодаре в частности общественная политическая жизнь будет очень «веселой». Либо это курс, который нравится лично мне - борьба с мегаполисами, как с явлением. Сторонников у такого курса пока немного», - сказал Роман Иноземцев.
Политтехнолог Юрий Янкин тоже несколько затруднился с прогнозом, отметив, что в стране, к сожалению, не сформирован образ будущего.
«Но что-то мне подсказывает, что будет у нас СССР 2.0 , учитывая все технократические и демократические решения. И, как озвучивал Президент, с учетом положительного опыта, который был в Советском Союзе. И в Краснодаре будет все то же самое».
В любом случае, несмотря на разные мнения, главное, что будущее у Краснодара есть, и в город так и будут стремиться переехать жить со всей страны. Редакция «ЯСНО» желает любимого городу процветания и в год своего 230-летия, и через 20 лет. И чтобы сбылись только оптимистичные прогнозы!
Подготовил Алексей Кащенко
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Краснодар