Сейчас: 04-11-2024 01:32
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 97.5499 EUR ЦБ 106.1426
Главная >> Новости >> Общество и происшествия >> Евгений Витишко: власть перестала закрывать глаза на экологические проблемы Кубани

Евгений Витишко: власть перестала закрывать глаза на экологические проблемы Кубани

Евгений Витишко: власть перестала закрывать глаза на экологические проблемы Кубани

Евгений Витишко: власть перестала закрывать глаза на экологические проблемы Кубани

Эколог рассказал, как продолжает спорить с чиновниками, являясь членом губернаторского Совета по развитию гражданского общества и правам человека.

Евгений Витишко длительное время был одним из лидеров кубанской оппозиции, возглавлял реготделение партии «Яблоко», а до этого успел отбыть заключение за порчу забора на «даче Ткачева». Теперь он состоит в губернаторском Совете по развитию гражданского общества и правам человека, а также в ряде общественных комиссий при региональных ведомствах.

Какие изменения в деятельности региональной власти позволили ему пойти с ней на сближение, что он считает главными успехами администрации края в природоохране, на какие ключевые экологические проблемы акцентирует внимание, почему покинул «Эковахту», и как на данный момент выстраивает отношения с Андреем Рудомахой - на эти и другие вопросы Евгений Витишко ответил в большом интервью для «ЯСНО».

Евгений Витишко: чем занимается эколог

— Евгений Геннадиевич, пожалуйста, расскажите о вашей текущей деятельности.

— Практически вся она сегодня связана с вопросами экологии и природозащиты.

Я председатель регионального отделения общероссийской экологической организации «Российская зеленая лига» и член МСЭОО «Экологический центр». Также состою в Совете по правам человека при губернаторе Краснодарского края и в Экспертном совете по особо охраняемым природным территориям региона, работаю экспертом ряда рабочих групп по созданию и изменению границ ООПТ в крае, состою в рабочей группе по мусорной реформе на Кубани.

Деятельность, связанная с ООПТ, занимает практически большую часть времени. Приходится не только корпеть над документами или участвовать в многочисленных совещаниях, но и бегать с учеными по нехоженым тропам. Для меня это довольно интересно.

Евгений Витишко

— Каких успехов вам удалось достичь в экологической работе за последние годы?

— Пожалуй, главные успехи (мои и моих коллег) как раз связаны с созданием особо охраняемых территорий регионального и муниципального значения.

Сейчас Краснодарский край находится в лидерах по созданию новых ООПТ в России. В регионе сформировано 428 особо охраняемых природных территорий всех уровней, включая 7 федеральных, 352 территории регионального и 69 — местного значения. Их совокупный размер составляет 509,7 тыс. гектаров». Рад, что в этой работе есть и моя лепта (как и других общественников и экспертов).

Мы постоянно пытаемся убедить краевых и районных чиновников, что создание местных ООПТ и лесопарковых поясов позволит стратегически сэкономить бюджетные деньги на строительство новых парков . Сейчас боремся за то, чтобы создание ООПТ закладывалось в новых генпланах.

В настоящий момент мы работаем в рамках государственного контракта с Министерством природных ресурсов Кубани по созданию Мезмайского природного парка на площади около 22000 га, где многие ценные территории давно были проданы частным лицам. Мы добиваемся, как минимум, ограничения использования данных территорий, где на каждый квадратный метр приходится 3 и более краснокнижных растений, принятия таких правил землепользования и застройки (ПЗЗ), когда в подобных зонах инвестор (застройщик) сможет застраивать условно не больше 5% своего участка. 

В такой ситуации землю будет выгодно покупать только крупным инвесторам, вынужденным приобретать сразу много участков и сохранять значительную часть территории в первозданном виде. Либо же настаиванием на возврате территорий в муниципальную или государственную собственность.

Еще вместе с коллегами по экологической комиссии СПЧ мы готовим экспертные заключения по крупным инвестиционным проектам, которые могут наносить вред экологии. Прежде всего, это — мусорные полигоны. Не каждое ведомство способно согласиться с нами (особенно, когда речь идёт о больших деньгах). Но нам дают возможность выступить. В том числе рассказать о потенциальных или реальных вопиющих нарушениях.

Евгений Витишко: отношения с властью

— Могли бы вы привести конкретные примеры?

— Последнее, за что мы боролись (да и продолжаем настаивать на своей позиции) — недопустимости строительства в долине реки Чекупс (рядом со станицей Варениковской), где Министерство ТЭК и ЖКХ Кубани и РТ-Инвест хочет создать мусорный полигон, а мы давно планировали создать ООПТ по защите степной растительности.

Там часть территории, вообще находится в водоохраной зоне реки и является оползневой. А строительство полигона планируется вести прямо в пределах вулканического поля и места, где предполагалось добывать нефть. В итоге пока возобладала точка зрения Министерства, которому, по сути, дали «зеленый свет». Правда, удастся ли что-то в итоге построить — непонятно.

Губернатор нас услышал в ситуации с полигоном рядом со станицей Роговской, который должен был находиться вблизи подворья монастыря. Против этого проекта выступили и местные жители и служители церкви, проводя сходы, собрания и даже крестный ход. А потом они же подали в краевой суд уже на отмену генплана Роговского поселения Тимашевского района.

Аналогичная история была связанна и с селом Дефановка в Туапсинском районе. Этому вопросу было посвящено отдельное совещание, которое собрал губернатор. МинТЭК опять пытался убедить всех, что полигон непременно нужно строить именно на этом участке. Но нам удалось доказать, что здесь высока вероятность того, что фильтрат от отходов может попасть в реку. А у жителей села нет ни централизованного водоснабжения, ни канализации, а есть только свет и лес.

У меня нет задачи «добиться закрытия всех инвестпроектов». Однако моя первоначальная позиция основана на потенциальной опасности как для человека, так и для природы полигонов, производств, застройки. Вместе с рядом других членов экологической комиссии СПЧ рассказываю, какой вред может принести тот или иной проект и поставить под вопрос доводы инвестора. Соответственно, он или доказывает свою правоту власти или ему приходится отказаться от реализации. Нечасто, но такое бывает.

— Какие изменения произошли в деятельности региональной власти, что позволило вам начать с ней свое сотрудничество, не изменяя своим принципам?

— За последние 8 лет кардинально изменился сам подход администрации края к решению экологических проблем и диалогу с экологами. Там, где раньше общественников притесняли — сегодня ведется конструктивный диалог. Там, где раньше региональное руководство закрывало глаза на экологические преступления — сегодня стремится решить их с общественностью. В том числе, на площадке Комиссии по экологии в Совете по правам человека при губернаторе.

И здесь, конечно, огромная заслуга губернатора края Вениамина Кондратьева. Именно благодаря его неравнодушной позиции произошел кардинальный сдвиг.

В то же время говорить, что у нас с экологией все чудесно — нельзя. В крае остается множество проблем. Некоторые из них — довольно серьезные. Кроме того, во власти немало тех, кто тормозит их решение. И на уровне края и на уровне муниципалитетов.

Евгений ВитишкоНо позитивные изменения в плане персоналий тоже бывают. С целым рядом подчиненных губернатора у нас сейчас хорошо выстроены взаимоотношения. Например, с курирующим теперь сферу природных ресурсов вице-губернатором Романом Лузиновым удалось выстроить куда лучший и продуктивный диалог, чем с его предшественником.

В целом, краевая власть перестала закрывать глаза на экологические проблемы в регионе, начав решать многие из них. Это серьезное достижение.

В крае есть и главы муниципалитетов заинтересованные в реальном решении проблем, а не в их профанации. Например, мэр Анапы, главы Приморско-Ахтарского, Ейского и ряда других районов.

— Как вы оцениваете деятельность главы региона в экологической сфере края?

— Мне очень нравится работа, которую проводит Вениамин Иванович в плане природозащиты. Нравится его подход и гражданская позиция. При нынешнем губернаторе Кубань стала экологичнее. Радует и отношение главы к природе, которую, как мне кажется, он считает нашим основным достоянием.

Сейчас Краснодарский край — один из лидеров по России в плане создания ООПТ регионального и местного значения. И это прямая заслуга Кондратьева. Кроме того, ведется серьезная работа по возвращению краю ценных территорий, которые в предыдущие годы передавались в частные руки на сомнительных основаниях. Речь не только о горах, лесах и реках, но и о земле парков в городах.

К сожалению, полностью остановить процесс передачи природных объектов не удалось. У меня вызывают серьезные вопросы проекты горнолыжных курортов в Лагонаки (строится в Адыгее на границе с Краснодарским краем — прим. «ЯСНО»), в Сочинском национальном парке «Долине Васта» (на Красной Поляне), а также морской курорт «Новая Анапа». Последний по плану и вовсе должен захватить часть границ недавно созданной ООПТ «Анапсикая пересыпь».

Кроме того чиновничество по-прежнему ставит много препонов природоохранной деятельности. И некоторые вещи приходится несколько раз доносить до губернатора. А он уже своими инструментами пытается это урегулировать.

Например, у нас часто «затык» в правовом отделе. С начала прохождения экспертизы до момента подписания документа проходит много времени. У нас есть проект ООПТ, который мы реализуем уже 8 лет. Вместе с общественниками мы достаточно часто встречаемся с губернатором, с которым меня лично познакомил Андрей Рудомаха.

Видно, что глава региона стремится получать информацию из разных источников. Не только от чиновников, но и от активистов. Дает им возможность задавать острые вопросы. Не всегда общественникам удается отстоять свою позицию (особенно, когда речь идет о многомиллиардных проектах). Тем не менее, у нас есть возможность бороться за интересы людей и природы.

Евгений Витишко: общение с экологами

— Кстати, ходили слухи, что у вас с Андреем Рудомахой в какой-то момент случился конфликт. Так ли это на самом деле? И как строятся отношения сейчас?

— Конфликта никакого нет. Отношения были и остаются дружескими. С Андреем сейчас ведем совместную конструктивную деятельность.

Но были расхождения по принципиальным вопросам. И мне не нравилось, что «Эковахта» — организация ярко выраженного лидерского, персоналистского типа. В итоге посчитал правильным ее покинуть.

В существующем формате взаимодействие между нами является более эффективным. Так-то мы делаем одну и ту же работу. Во многом у нас общие взгляды. Но могут отличаться методы и подходы.

— Какие отношения с общественниками и экспертным сообществом края?

— Отношения отличные, со многими дружу. Вместе ищем пути решения экологических проблем.

Однако отдельная проблема в том, что активные общественники в основном находятся в крупных городах. А на уровне многих районов люди ждут, когда ситуация сама решиться в нужную сторону. Желательно, без их участия, чтобы не портить отношения с местной властью и бизнесом.

И получается, что бороться за интересы жителей приходится нашему небольшому экологическому сообществу. Сейчас ситуация, когда многие вещи сами инициируем. Но нас иногда осуждают с Рудомахой: «почему вы там лезете в наш район?». Хорошо, лезьте сами, делайте сами. МинТЭК и ЖКХ края и вовсе считает, что мы – «в каждой бочке затычка» со своими советами. Но это не так. Мы влезаем в проблему тогда, когда остальные проявляют пассивность.

Евгений Витишко

Напомню, что ранее губернатор поставил задачу создать общественные советы при главах во всех муниципалитетах края. Советы создали. Но зачастую, что с ними делать, не понимают ни власть, ни общественники. Тех, кто может довести дело до конца и отстаивать свое мнение, можно по пальцам пересчитать. Поэтому наша задача – знать реальных активистов в районах, помогать им в работе.

Например, если проводится совещание по какой-то проблеме, то приглашаем на него представителей регионального экспертного сообщества, краевых ученых. А также самих местных активистов, которые могут быть новичками. Наша задача: дать им возможность задать свои вопросы чиновникам и донести проблемы до краевых руководителей.

— А как идёт работа на уровне самой экологической комиссии СПЧ?

— Не всегда гладко. У разных членов разные могут быть разные мнения по поводу той или иной проблемы. Иногда приходится долго спорить, чтобы прийти к компромиссу.

Но рад, что есть конструктивные отношения с председателем комиссии Андреем Рогачом.

Евгений Витишко: экологические проблемы Кубани

— Какие ключевые проблемы сегодня можно выделить в области экологии Кубани?

— Прежде всего — это ситуация с отходами. Считаю, что в крае она одна из самых сложных в стране. Также это незаконная вырубка леса, захват береговой полосы на черноморском побережье и в прилегающих территориях, а также общее негативное влияние работающих предприятий на окружающую среду в городах. Это только основное.

Проблем на самом деле много. Например, у нас буквально в последние годы за счет туристов серьезно скакнуло количество едущих по дорогам края машин. А вместе с этим заметно увеличилось количество выбросов вредных веществ. Страдают санитарно-защитные зоны в Сочи, Горячем Ключе и Туапсе. По-хорошему этот выросший трафик нужно куда-то убрать. Но непонятно куда.

Еще отмечу, что в крае последние 15 лет количество опасных гидрометеорологических явлений увеличилось на 25%. Соответственно, страдают и природные территории, и населенные пункты. То в крае стоит аномальная жара с засухой, а то напропалую льют дожди.

Пока кардинально исправить все проблемы не позволяет бюджет. Однако стоит хотя бы начать что-то делать. Например, начать менять нормативные документы с учетом текущих реалий.

Евгений Витишко

— Вы упомянули положение с мусором. Видимо, речь о буксующей мусорной реформе. У вас есть кардинальные рецепты преодоления сложившейся ситуации?

— Для начала следует признать, что здесь есть существенная проблема. Мусорная реформа в крае ведется давно, но к какому-то серьезному позитивному результату мы так и не пришли.

Думаю, что одна из причин этого: желание решить проблему за счет крупных государственных компаний. Однако, как в этом направлении власти ни стараются — результат всё тот же. Считаю, что в данной сфере частники более эффективны, чем госструктуры. При здоровой конкуренции легче добиться запланированного результата.

Кроме того, у нас делаются ставки на масштабные проекты. Так, у нас сейчас всего 5 действующих региональных операторов. В итоге, если кто-то из них плохо работает, то проблемы сразу у нескольких районов.

То же самое и с полигонами. Десять лет назад их было в крае около 300. Теперь 15. В итоге мусор со всего края везется в несколько точек и мы видим, как страдают жителей близлежащих территорий. Считаю, правильным было бы сортировать и перерабатывать мусор в своем районе. Это улучшило бы ситуацию с логистикой и сняло остроту проблем в том же Белореченске и Полтавской.

Еще мусор нужно не сваливать в одну кучу, а делить на фракции, перерабатывая большинство из них по отдельности. К сожалению, тут до прорывов далеко. Хотя в крае уже внедряется раздельный сбор мусора и есть позитивный опыт сортировки в Краснодаре.

А какие советы вы могли бы дать жителям Кубани в отношении снижения их экологического воздействия и поддержания чистоты окружающей среды?

— Знаете, я часто свои стримы заканчиваю фразой «берегите лес, разделяйте мусор и берегите себя».

Уверен, что если кубанцы прислушаются к этому простому рецепту, то ситуация станет значительно лучше.


Фото из личного архива Евгения Витишко.

Записал Дмитрий Мирошников

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~14DdJ

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Экология в Краснодарском крае / Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев / Краснодар