Микрорайон-призрак: собственников земли в Горячем Ключе лишили статуса горожан

Владельцы более сотни участков оказались заложниками непоследовательных решений властей
Краевой суд встал на сторону властей Горячего Ключа, отказав жителям недавно созданного микрорайона «Браславец» в праве быть горожанами. Теперь строительство здесь новых зданий полностью запрещено, а сама территория признана землями сельхозназначений, несмотря на возведенные ранее объекты. О том, как владельцы домов и зданий оказались заложниками ситуации, читайте в материале «ЯСНО».
Поселок признан полем
Яблочная, Длинная, Степная, Алтайская, Нижняя — эти и другие названия улиц топонимическая комиссия администрации Горячего Ключа в 2021 году

Данная территория должна была стать престижным поселком yf одном из курортов Краснодарского края. Не удивительно, что большая часть из созданных здесь 126 участков была быстро раскуплена. Владельцы приобретали землю для застройки, что позволяли виды разрешенного использования — «земли ЛПХ» или «земли ИЖС», а также официальное включение территории в черту города.

Однако уже в мае 2022 года власти муниципалитета изменили свое решение. Приняв новый Генплан, они вынесли территорию «Браславца» за городскую черту, а землям вернули статус «земли сельхозначения» что поставило крест на возможности их хозяев быть горожанами.
— Согласно новому генплану Горячего Ключа на ближайшие 25 лет наш посёлок вынесен за черту города, — сетует одна из собственников земли в микрорайоне Анна Комысова.
Как и остальные владельцы, участок она покупала по высоким «городским ценам» с надеждой возвести свой дом. Однако до поворотного решения властей успели это сделать немногие.
Примечательно, что генплан, разработанный петербургским НИИ Перспективного градостроительства, во время общественных слушаний получил десятки возражений и замечаний. Это не помешало решению депутатов, но вызвало недоумение у городской прокуратуры. Ведомство подтвердило, что публичные слушания, на основании которых был вынесен вердикт о смене категории земли под строящимся коттеджным поселком с категории «земли населенных пунктов» на «зону сельхозугодий» или «зону подтопления», были проведены с нарушениями и без учета мнения собственников земли.
— У нас там уже за свой счет засыпаны улицы, установлены столбы электропередач. Даже проведен газ. Я не могу понять, как это можно назвать сельхозугодьями? Там уже стоят несколько домов. Власти предлагают между ними сеять пшеницу? — негодует еще один собственник Антон Умаров.
Беспрецедентное право
Чтобы добиться отмены изменений в генплане, владельцы домов в поселке подали иск в городской суд, который передал дело уже в региональную инстанцию.
В краевом суде оно рассматривалось примерно год. Освещавшие дело журналисты были уверены, что служители Фемиды поддержат в споре собственников участков. Однако, к огромному огорчению последних, суд встал на сторону власти.
— Мы просто шокированы происходящим. Наши интересы просто растоптали. Это решение не поддержало граждан, которые абсолютно законно покупали участки, — сетует Антон Умаров.
По просьбе «ЯСНО» ситуацию также прокомментировал участвовавший в тяжбе юрист Михаил Цацулин.
— Решение было принято на основании отзыва прокуратуры, в котором ведомство сослалось на аналогичное дело. Краевой суд, можно сказать, не стал портить имеющуюся судебную практику и выбрал это направление. Прокуратура не увидела нарушений, хотя ряд нарушений был выявлен в ходе изучения материалов дела и озвучивался во время судебных заседаний. В итоге было вынесено решение не в пользу собственников, — делится юрист.
По словам Михаила Цацулина, суд поддержал аргумент, что земли имели статус «особо ценных» в 90-е годы, когда там еще существовал агрокомплекс. Однако юрист подчеркивает, что с 2015 года территория была официально введена в черту города. И только после этого были приобретены дачные участки с возможностью строить жилые дома.
— Уже после покупки земли под строительство администрация поменяла свое решение. Объясняют это тем, что якобы «вернули ситуацию в законное состояние». Однако люди уже вложили деньги и приобрели там участки по цене городских земель.
На странности процесса обращает внимание Анна Комысова. По ее словам, изначально власти пытались доказать в суде, что поселок попадает в санитарно-защитную особо охраняемую зону находящегося рядом объекта «Роснефти». Однако уже в ходе разбирательства нефтяная компания провела исследование и опровергла это. Вслед за этим администрация города начала ссылаться на экспертную оценку разрабатывавшего генплан института. Но и в НИИ Перспективного градостроительства сообщили суду, что об этом их попросили сами власти.
— В итоге этот процесс тянулся целый год. В конце мы уже были уверены, что решение в нашу пользу, поскольку никаких аргументов у администрации не осталось. Но перед завершением процесса на нем выступил представитель прокуратуры, использовав «последний козырь» про «особо ценные» земли. Якобы в статус «земель ЛПХ» их перевели каким-то неправильным образом. В итоге суд отклонил наш иск. Он проигнорировал тот факт, что через дорогу от «Браславца» находится земля под застройку, также выделенная из бывших угодий. Но это одно и то же поле. Нет никаких критериев, чем одни земли отличаются от других.
Загадочная принципиальность
Антон Умаров склонен связывать происходящее с персоной главы муниципалитета Сергея Белопольского, избранного в 2021 году. Именно после этого мэрия изменила свою позицию по поселку. Владелец участка предполагает, что новый градоначальник в непростой финансовой ситуации решил урезать траты городского бюджета, который должен был вкладываться в коммунальную инфраструктуру территории и изыскивать деньги на строительство социальных объектов.
Другого мнения придерживается Анна Комысова. По ее предположению некие влиятельные силы могут способствовать созданию такой ситуации, когда собственники, не имея возможности ни построить свои дома, ни обрабатывать участки, признанные сельхоземлями (как это требует закон), будут вынуждены их продать за бесценок.
— Мне кажется, тут какие-то отдельные личные интересы каких-то конкретных персон. Ничего не берусь утверждать. Но мы знаем, что в Краснодарском крае много историй, когда землю и дома отбирают у законных владельцев, являвшихся приобретателями. Страшные вещи с землей творятся и конкретно в Горячем Ключе, — констатирует женщина.
Продолжение борьбы за возвращение в город
Юрист Михаил Цацулин подчеркивает, что продолжит борьбу за права собственников в вышестоящих инстанциях.
— Перспективы есть, потому что есть альтернативная судебная практика. Будем обращаться в апелляцию.
О решимости отстаивать свои права говорят и собственники земельных участков.
— Мы сейчас будем подавать апелляцию. Но если она не пройдёт — обратимся в верховный суд. Наша борьба не окончена, — подчеркивает Анна Комысова.
***
Напомним, что в схожей ситуации недавно оказались земли СНТ «Рассвет-4» в Краснодаре. Территория, которая уже давно официально находилась во владении ученых, вновь стала камнем преткновения. Через пять лет после признания прав собственников Росимущество решило побороться за участки в пригороде столицы Кубани.
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~X6dlV
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Горячий Ключ / Конфликты / Суды / Недвижимость