Год СВО и волонтеры Кубани: «Многие начали понимать, что вся эта история может коснуться их семей»

Как становятся волонтерами, зачем на фронте нужны ковры, что шокирует на Донбассе, и почему волонтеры крайне настороженно относятся к предложениям координировать их деятельность - в материале «ЯСНО».
В цоколе многоэтажки на улице Байбакова в Краснодаре, где расположен офис «Транспортной инициативы», в углах стоят подписанные коробки, лежат пакеты с вещами и консервными банками для изготовления окопных свечей.
«Здесь у нас , видите, написано: «Танкистам от краснодарцев». Здесь: «Госпиталь. Для Горловки от краснодарцев». А это одежда для девочки шести лет. Переселенцам из Херсона. Здесь игрушки ждут своей очереди. Вот нам инвалидную коляску привезли», - проводит небольшую экскурсию Марина Репещук, сорганизовавшая вокруг себя неравнодушных жителей Краснодара для помощи Донбассу и нашим воинам в зоне СВО.
Фото из личного архива Марины Репещук
Волонтеры Краснодара: всё начиналось с госпиталя в Горловке
Ее знают больше как активиста, старающегося навести порядок в пассажирских перевозках в городе и крае. Но, оказалось, что волонтерство в жизни Марины Репещук было гораздо раньше.
«Началось всё в 2014 году. Майдан. У меня много родни и друзей на Украине. Пристально следила за тем, что происходит. Всё это коснулось нашей семьи. Когда восстал Донбасс, получилось так, что в соцсетях я познакомилась со Светланой. Она была в той бригаде Стрелкова, которая отступала из Славянска. Она на несколько месяцев переехала в Россию и, пока здесь находилась, мы занимались гуманитарной помощью. Светлана хорошо знала проблемы Донбасса. Помогали мы детдомам, старикам, семьям с детьми. С этих пор мы со Светой в одной связке», - рассказала Марина Репещук.
Светлана вернулась на Донбасс. И с началом специальной военной операции Марина связалась с ней. В чате жителей района, где живет Марина Репещук, один из них спросил, как можно помочь бойцам. Марина написала, что помогает человеку, который работает в госпитале в Горловке, и люди начали отправлять деньги. Но после общения со Светланой выяснилось, что есть жесточайший дефицит медикаментов и перевязочных средств. После мониторинга цен волонтеры поняли, что лекарства в Краснодаре на порядок дешевле и собираемыми средствами можно распорядиться более разумно. Было принято решение, что часть денег пойдет на покупку лекарств в Краснодаре.
«А потом появилась аптека, владельцы которой предложили помощь в оптовой закупке лекарств. Я очень благодарна им и объясню почему. Мы закупали партию перевязочных пакетов. В интернете он стоит 400 рублей, а мы на тот момент купили по цене 115 рублей. Чувствуете разницу? Эта аптека всегда помогает по максимуму. Более того сами сотрудники собирают лекарства и передают. Например, регулярно передают коробки с дорогостоящими препаратами, помогающими при ампутациях», - рассказала Марина Репещук.
Фото из личного архива Марины Репещук
Со временем выяснилось, что кроме лекарств в горловском госпитале нужно постельное белье. И сейчас краснодарские волонтеры на постоянной связи с медучреждением - доставляют то, в чем возникает необходимость. Направили парогенератор, гладильную доску, чистящие и моющие средства и т.п.
Волонтеры Краснодара: помощь херсонцам и «уазики» для передовой
Помимо помощи госпиталю Горловки, волонтеры начали заниматься помощью прибывшим на Кубань переселенцам из Херсонской области.
«Мы собрались и поехали в Туапсинский район. Туда привезли 15 тысяч херсонцев. И в том пансионате, в который мы прибыли, выяснилось, что больше недели прошло, но к ним никто и не приезжал. А они все бежали, кто в чем был. Поэтому мы начали в срочном порядке собирать им вещи. И за короткий срок, за месяц, мы отвезли им четыре грузовика с памперсами, лекарствами, средствами гигиены и одеждой. Когда мы увидели, что там уже проблема решена, мы занялись поставками на передовую машин», - рассказывает Марина Репещук.
Фото из личного архива Марины Репещук
Новым направлением помощи стала покупка «уазиков», очень востребованных на фронте проходимых автомобилей. Один приобрели представители бизнеса, на другой собрали своими силами, сто тысяч рублей на закупку дали транспортники Краснодара. Помимо машин на передовую передавали и сварочные аппараты, бензопилы, рации, газовые горелки и баллоны.
«Дальше больше. Мы помогаем херсонцам, переезжающим в Краснодар, с обустройством быта - собираем посуду, пледы, одеяла, подушки. Потому что первые херсонцы, которые к нам пришли, жили на съемной квартире и укрывались просто куртками, в которых по улицам ходили. Естественно, мы не могли оставить их без внимания», - говорит Марина Репещук.
Продуктами помогла известная общественница Светлана Недилько с ее продовольственным фондом «Русь». Как говорит Марина Репещук, она так загрузила волонтеров продуктами, что их хватило, чтобы отправить и на передовую, и в госпиталь, и мирным жителям освобождённых территорий. Помогали всем, кому могли.
«Дальше сложилось так, что наше сообщество зажило своей жизнью, его стали называть «Марина Репещук и ее друзья». И я предложила придумать название без упоминания моего имени, а то будут думать, что я корону на голову надела. Кто-то предложил сначала «Гуманитарная инициатива», а потом решили назвать «Гражданская инициатива». И вот теперь «Транспортная инициатива» и «Гражданская инициатива» каждая живут своей жизнью, - рассказала Марина Репещук.
Двое ребят из команды волонтеров ушли на передовую. Теперь «Гражданская инициатива» помогает подразделениям, в которых они служат. Помогают их семьям, чем могут. А дальше о краснодарских волонтерах полетела весть. Недавно к ним обратились бойцы из Ростовской области - там есть полигон. И краснодарцы отозвались - для них собрали коробки с сухим топливом, коробки со свечами и прочие нужные в солдатском быту вещи.
Фото из личного архива Марины Репещук
Краснодарские волонтеры: зачем бойцам ковры, и какие простыни не берут в госпиталях
Пока Марина Репещук рассказывала о становлении и организации волонтерской помощи в «Гражданской инициативы», два раза в офис приезжали люди, которые привезли помощь для передовой и переселенцев.
Один мужчина привез ковры. Его перенаправили в другой офис, где они как раз хранятся.
«У нас есть еще офис на улице Московской. Там лежат ковры, паласы. То, что у людей не востребовано, но нужно для обустройства блиндажей. К нам недавно приезжал человек из инженерной роты и мы ему сразу четыре ковра выдали», - пояснила Марина Репещук.
Через какое-то время приехала краснодарка Лилия, которая с подругой привезла для горловского госпиталя пододеяльники простыни, прочие вещи.
«У меня муж уже год служит. И я ему говорю: я помогу здесь, а тебе там кто-то поможет», - рассказала Лилия.
Марина Репещук бегло осматривает привезенные вещи. Говорит, что в госпиталь не берут «гладкое» постельное белье, только хлопок. Солдаты на койках ворочаются от боли и простыни из синтетики под ними скатываются, причиняя дополнительные неудобства. Но такие простыни и пододеяльники вполне подойдут для переселенцев. Берут и костюмы - это для Мариуполя и тех мест, где уже налаживается мирная жизнь.
Фото "ЯСНО"
Краснодарские волонтеры и мариупольские дети
С Мариуполем у Марины Репещук особые взаимоотношения. К тому же, осенью 2022 года произошла история, после которой у нее теперь есть подшефные дети оттуда.
«К нам приносят книги. Мы их сейчас собираем. Есть дети из Мариуполя, которых мы опекаем с августа. Они будут учиться в школе, а школа их сейчас ремонтируется. И получилось так, что международное движение «Внуки» вывозило детей на отдых. Я это видела и сказала человеку, который этим занимается, что, если вывезут детей в Краснодарский край, то смогу помочь, как педагог что-то организовать, провести», - рассказывает Марина.
Но она никак не предполагала дальнейшего развития - ей позвонили и сказали, что дети уже на Кубань едут, но человек, который должен был перевести деньги их не перевел. Она предложила вернуть детей назад, но там решили всё же ехать дальше.
«Я тогда кинула в городские и краевые паблики клич и за сутки собрали более 150 тысяч рублей, бизнесмены и жители помогли продуктами, развлечениями. И после этой истории так получилось что мы этих детей теперь опекаем. В октябре ездили к ним в Мариуполь, в январе ездили. Еще я пообещала детям, что мы будем изучать с ними русский язык. У меня, кстати, два высших педагогических образования. Они очень настроены, готовы учиться без перерыва. В Телеграме делаем группу для них и будем заниматься»,- говорит Марина Репещук.
Краснодарские волонтеры: впечатления от поездки на Донбасс
Марина рассказывает, что была в Мариуполе несколько раз и помнит этот город красивым приморским местом. Поэтому, побывав там после боевых действий была шокирована. И даже не столько масштабами разрушений, сколько рассказами местных, что творили украинские солдаты.
«Я до этого в соцсетях читала, что, когда шли бои, украинские войска расстреливали дома, чтобы показать якобы «зверства» россиян. Это было для меня большим шоком. Самым тяжелым было увидеть город таким - с легким трупным запахом. Я не могу понять, как можно стрелять под видом противника по своим. Местные жители рассказывали, как их травили газом в подвалах. Это было тяжело. Одно дело по телевизору, другое - увидеть воочию, что с городом делали сами украинские военные», - делится впечатлениями Марина.
Второе, что испытала волонтер во время посещения Мариуполя - чувство гордости, что Россия, наконец, перестала играть в добренькую, когда добрым быть уже нельзя.
«Наступает время, когда наша страна должна себя защищать. Мы долго были такими, какими нас хотели видеть. В 2014 году мне было больно, когда стало понятно, что Донбасс остался там, где его будут терзать и убивать. А теперь есть гордость, что мы вспомнили, что надо и кулаком стукнуть. Это пришло ко мне там, на Донбассе», - говорит Марина Репещук.
Фото из личного архива Марины Репещук
Краснодарские волонтеры: про координацию гуманитарной помощи
Отвечая на вопрос про часто звучащее в последнее время желание властными структурами координировать поставляемую на Донбасс «гуманитарку», Марина Репещук отмечает, что относится к этой идее с большой настороженностью.
«Мы сейчас имеем непосредственное взаимодействие с госпиталем, которому помощь нужна и она у нас максимально оперативная. Мы раз в месяц делаем им передачи. Но, когда начинается история, что есть какая-то координация, какой-то склад, на которой надо что-то перевезти, начинается больше бюрократии, чем дел. И пустого пиара. Я против таких вещей», - жестко отмечает Марина..
Волонтеры очень боятся бюрократизации процесса, что снизится скорость доставки гумпомощи, а она иногда бывает нужна срочно. И просто просят не мешать. К тому же между группами волонтеров координация и так есть - все друг друга знают и контачат.
«Когда нет лишних «прокладок» помощь быстрее поступает адресату. Мы, волонтеры, между собой выстраиваем горизонтальные связи. Мы между собой спокойно координируемся. У всех есть специализация. Мы, например, специализируемся на лекарствах. И все это знают», - говорит Марина.
Но, замечает она, администрация Прикубанского округа всегда откликается на просьбы волонтеров о помощи, за что им очень благодарна.
«Мы неоднократно обращались к ним по поводу грузовой машины. Александр Журавлев (глава администрации Прикубанского внутригородского округа - прим. «ЯСНО») смог создать такую команду, что ощущение будто они никогда не отдыхают. На связи с общественностью 24 часа семь дней в неделю. Позвонишь - через час есть машина. Я к тому, чтобы было разумное взаимодействие между властями и волонтерами. Но, чтобы не было лишнего формализма и бюрократизации», - рассказывает Марина.
Фото из личного архива Марины Репещук
Она отмечает, что количество волонтеров растет. Особенно их стало заметно больше после объявления осенью мобилизации. До этого многие или не решались или просто ждали, что из этого выйдет. И потом многие начали понимать, что вся эта история может коснуться их семей. Это и стало, по мнению Марины, мотивацией.
«Что мне нравится в волонтерстве - вот, приехала Лилия с вещами, а привезла ее соседка. В наш процесс вовлечены люди разных поколений. А конфликт поколений сейчас есть. Молодежь начиталась в интернете всякого и СВО воспринимает по-своему. У нас, их родителей, кто еще из СССР, есть понимание, как шло разграбление Украины в предыдущие годы, а в итоге, чтобы скрыть это начался Майдан, «москаляку на гиляку» и «хто не скачет, той москаль». Поэтому волонтерская работа сегодня сглаживает этот конфликт разных поколений. Это помогает воспитывать детей в правильном русле. У нас самый младший член команды - Аюб детсадовского возраста. Он помогает маме лить окопные свечи, помогает нам. Мы даже в его честь назвали одну из машин, переданную на фронт. У нас есть студенты, которые помогают сортировать. И эти ребята несут уже посыл свои сверстникам, что происходит на самом деле»,- говорит Марина.
Лидер «Гражданской инициативы» отмечает, что волонтерство - это у родившихся в СССР на ментальном уровне. Например, часть из того, что краснодарцы отправляют на передовую или в Мариуполь, приходит к ним из Казахстана.
«Мы все - выходцы из той большой страны, где культивировались настоящие общечеловеческие ценности. Дело в том, что СВО ускорило процесс объединения. Нас долго старались разъединить, но мы, как ртуть, обратно сливаемся в единое целое. То есть, до сих пор живет мечта о большом государстве, в котором народы не воюют друг с другом. И с которым боятся воевать. История показала, что, когда мы живем вместе - мы развиваемся. Когда мы идем каждый своим путем - рано или поздно нас пытаются столкнуть лбами», - заключает Марина Репещук.
Подготовил Алексей Кащенко
Ранее портал «ЯСНО» рассказал о краснодарке Ксении Сулименко-Ковтуновой, которая оставила работу в столице Кубани вместе со спокойной жизнью и переехала поближе к месту проведения специальной военной операции, в итоге став заместителем руководителя волонтёрского центра.
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~HoV51
Поделиться с друзьями
Материалы по теме: Спецоперация на Украине / Краснодар