Главная >> Общество и происшествия >> «Современная культура практически не транслирует идеалы «развивайся как личность»

«Современная культура практически не транслирует идеалы «развивайся как личность»

«Современная культура практически не транслирует идеалы «развивайся как личность»

Журналист «ЯСНО» Алексей Кащенко и эксперты искали ответ на вопрос, почему люди предпочитают в интернете развлекаться, а не черпать из него знания для саморазвития.

В этот день, 24 октября, отмечается Всемирный день информации о развитии. Праздник этот был учрежден резолюцией Генассамблеи ООН в 1972 году. Его целью стало привлечение внимания мирового общественного мнения к проблемам развития. Спустя почти 50 лет получение информации для большинства населения Земли стало максимально доступным, как и разнообразие каналов коммуникаций, из которых главную роль все больше играет интернет. Поменялось и восприятие информации, и цель ее поиска.

Не секрет, что подавляющее большинство современных людей уже не могут воспринимать длинные тексты, как их предки 50 лет назад, отношение к информации стало более легким, она перешла в разряд развлечений и все меньше используется именно в целях развития личности и повышения интеллекта. Людям за 40 это увидеть гораздо легче на примере музыки. Если раньше, чтобы добыть пластинку или кассету любимой группы надо было сильно постараться, то теперь в интернете масса сервисов, где можно найти не один, а все альбомы любого исполнителя. Если раньше с трудом добытую пластинку заслушивали буквально до дыр, то сейчас прослушивание музыки проходит в быстром режиме – человек редко дослушивает композицию до конца, переключая ее на следующую. То же самое и с видео – на Ютьюбе для смотрибельности рекомендуют не заливать длинные ролики, в Instagram хронометраж вообще ограничен одной минутой.

Кузьмин.jpg

(Возраст - не преграда для дальнейшего развития. На фото музыкант Владимир Кузьмин на развивающем фестивале "Психология третьего тысячелетия")

В свое время американский политический деятель Джон Браун дал определение телевидению, которое также точно подходит и к современному интернету – «Chewing gum for eyes» (Жвачка для глаз). Всё в наше время заточено под развлечения, а не для самообразования. Шоу-программы и развлекательный контент по количеству аудитории оставляют далеко позади контент образовательный. Показательны и данные о самых частых запросах в поисковых системах «Яндекс» и «Google».

Так, по данным «Яндекса», в 2019 году наиболее популярными были следующие запросы (в порядке убывания): «Скачать», «Онлайн», «Купить», «Смотреть», «Бесплатно», «Песни», «Фото», «Лучший», «Погода», «Видео». Большинство этих запросов относятся к желанию пользователя бесплатно скачать контент или посмотреть его онлайн.

Анализ трендов в поисковике «Google» показал, что больше всего в 2018 году аудиторию Рунета интересовали Чемпионат мира по футболу, Олимпиада, выборы президента, боец Хабиб Нурмагомедов, Настя Рыбка и Павел Грудинин, смерть ученого Стивена Хокинга, певца Иосифа Кобзона и актера Олега Табакова, как стать блогером, моделью и программистом. В общем, ничего, что имело бы отношение к самообразованию и развитию.

Бречалов Сообщество.jpg

Так в чем же причина, что люди больше используют каналы коммуникаций для развлечений, а не для саморазвития? И можно ли это исправить, и как?

Ректор Института ценностно-ориентированной психологии, кандидат философских наук Олег Гадецкий считает, что причина кроется в самом времени, современной культуре. Он разделяет мнение, что люди пренебрегают своим развитием и больше хотят развлекаться.

«Сама современная культура транслирует именно эти идеалы - «наслаждайся жизнью». Современная культура в практически не транслирует идеалы «развивайся как личность». Поэтому посыл исходит из общего культурного поля. А люди просто на это откликаются», - считает Олег Гадецкий.

Человек, который развлекается, по мнению Олега Гадецкого, более управляем, меньше способен осмысливать что-то, делать какие-то выводы, быть независимым внутренне и иметь свое мнение. А преодолеть эту тенденцию можно только тогда, когда будет заказ со стороны общества на людей развитых и личностно зрелых.

«Как общество мы должны понять, что, если не будем воспитывать такие личности, то не будем иметь хорошего будущего. Мы не сможем справляться с вызовами, которые бросает нам время, а их становится все больше. Нам нужно очень много ответственных лидеров, которые реально могли бы управлять общественными процессами. К сожалению, пока заказ этот в социуме не сформирован. И очень жаль», - прокомментировал эксперт.

Таврида.jpg

(Журналисты на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида–2015»)

Категоричен краснодарский журналист, телеведущий, основатель творческой лаборатории НесТАНдАРТ и проекта МЫSLI, продюсер, режиссер, предприниматель, музыкант Артем Никитин. Он считает, что пока человек не закрыл свои потребности в еде, деньгах и безопасности, его не тянет на саморазвитие.

«Низшие потребности вызывают мгновенную реакцию нашего самого древнего мозга – мозга рептилии. Это он говорит нам: сначала еда, спокойствие и продолжение рода, а потом все остальное. И это «все остальное» требует усилия над собой. Так как усилия мы привыкли прикладывать на работе или в спорте, в обычной жизни человек предпочитает расслабляться, по мере возможности отключать мыслительный аппарат. А что еще делает это лучше, чем видео с котиками?», - отметил Артем Никитин

Категория людей, которым постоянно нужно больше и лучше, которые хотят знать больше, видеть шире, разбираться и жаль времени на пустые просмотры находится в меньшинстве. Но, по мнению журналиста, ситуацию может исправить образованием через развлечение.

«Мне кажется, хороший способ на пути к этому – то, что раньше называли «инфотейнментом»: сейчас все зависит от того, как именно подать информацию. Человечество учится рассказывать сложное просто: визуализировать, упрощать, использовать музыку, режиссуру, анимацию, графику, образы, метафоры. Те, кто умеют совместить приятное с полезным, идут впереди времени. Это проекты вроде Научпока или блогеры вроде Топлеса. В идеале именно так должна выглядеть вся школьная программа, если мы не хотим потерять будущие поколения насовсем», - считает Артем Никитин.

О жизни римлян, говорит журналист, надо рассказывать в форме удивительных приключений мускулистого гладиатора, а о законах Ньютона с помощью Смешариков. А если в каждое произведение Голливуда будет встроена полезная информация, а не стереотипы, как часто это бывает, то мир уже шагнет вперед.

Фест молодежи.jpg

(Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи)

По мнению депутата Госдумы и члена Центрального штаба Общероссийского народного фронта Натальи Костенко люди чаще используют каналы коммуникаций для развлечений, потому что саморазвитие – тяжелый труд, и исправить это может только государство, если хочет получить образованных граждан и конкурентоспособный на мировом уровне человеческий капитал.

«Для этого оно должно у детей формировать навыки преодоления и самодисциплины. Например, через участие в спортивных секциях. В целом должна создаваться культурная среда, которая вовлекает тебя в мир, где ты не можешь чего-то не знать, потому что это знают все. Я всегда вспоминаю в этой связи своих бабушку и дедушку, которые при четырех классах образования в советской школе знали наизусть многие произведения классической литературы. Они знали их не потому что они такие гениальные, а потому что тогда все это знали», - рассказала Наталья Костенко.

Она отметила, что в таком обществе простое тыканье в экран будет не интересно и не престижно. А для саморазвития нужны общественные и государственные стимулы – в естественной конкуренции должны побеждать и получать признание более профессиональные и любознательные, а не те, у кого больше связей.

Если попытаться свести мнения экспертов в одно общее, то получается, что справиться с ситуацией и заставить (а по-другому, видимо, не получится) людей заниматься самообразованием также массово, как, например, спортом, можно только с помощью внешнего воздействия – со стороны государства или общества. То есть поставить человека в такие условия, когда не желание развиваться будет грозить отсутствием социального лифта и невозможностью удовлетворить свои базовые потребности как минимум. Причем, привлечь его к получению новых знаний с помощью легкой развлекательной формы. В любом случае, как говорится, было бы желание, а каналов коммуникаций для самообразования масса, только использовать их надо по уму. И для ума.

Подготовил Алексей Кащенко

Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~nGV4V

Версия для печати

Поделиться с друзьями