Сейчас: 11-09-2024 15:21
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 91.1127 EUR ЦБ 100.4995
Главная >> Новости >> Общество и происшествия >> «Шахматные победы и проигрыши - это полезный опыт для детей»

«Шахматные победы и проигрыши - это полезный опыт для детей»

«Шахматные победы и проигрыши - это полезный опыт для детей»

«Шахматные победы и проигрыши - это полезный опыт для детей»

Древняя игра возвращает свою популярность в Краснодарском крае через учеников начальной школы.

Почему шахматы обречены на массовую популярность, как трудовики и физкультурники становятся преподавателями шахмат, и сколько кубанских школьников записались в юные шахматисты - об этом порталу «ЯСНО» рассказал президент Федерации шахмат Краснодарского края Владимир Сметана.

- Владимир Васильевич, как давно шахматы на Кубани «пошли» в школу, и как они там себя чувствуют?

- Программу «Шахматы в школах» мы реализуем в крае уже третий год подряд, и на сегодняшний день в ней принимают активное участие 816 школ. Традиционно, раз в год, в рамках данного проекта Федерация шахмат Краснодарского края при поддержке нашего генерального спонсора, благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко, предоставляет школам шахматный инвентарь и учебные пособия. Мы проводим своеобразную презентацию нашего проекта и, при взаимодействии с районными властями, обеспечиваем его продвижение и популяризацию. В этом году я развожу шахматные комплекты по 25 муниципальным школам в 17 районах Кубани. В каждом районе мы устраиваем для школы особый праздник с участием руководителей района, представителей местного управления образования и спорта.

И «чувствуют себя» в школах шахматы очень хорошо. Во-первых, шахматы – это недорого. Мы с вами можем сейчас тут же, где разговариваем, провести товарищеский матч. Нам нужны только стол и стулья. А дорожные шахматы у меня всегда с собой. Шахматам не нужны специальные помещения, не нужен сложный спортивный инвентарь, и это наше конкурентное преимущество перед другими видами спорта.

- И какие успехи показывают юные шахматисты?

- С проектом мы идем только в начальную школу – с первого по четвертый классы. У нас две задачи, которые мы перед собой поставили. Первая – это чтобы наши детишки показывали лучшие результаты в олимпиаде по математике. Вторая задача, которую мы решаем, и она, наверное, самая главная – чтобы наши дети были умнее. У них, действительно, существенно улучшаются умственные способности, они начинают использовать логику, заниматься расчетами. Дети побеждают и проигрывают – это тоже полезный опыт, возможность уметь работать над ошибками, совершенствовать себя. И все это происходит в игре, заставлять никого не надо. Расставляешь перед ними шахматы, и они с удовольствием играют.

Если детишкам нравятся шахматы, то они уже идут в спортивные школы, где получают спортивные разряды, рейтинги, участвуют в первенствах района, города, края, как профессиональные спортсмены.

Для средней школы у нас есть Всероссийский турнир «Белая ладья», которому в этом году исполняется 50 лет. Отбор на него, соответственно, проходит через школьные, городские, районные соревнования и краевой чемпионат. В этом году краевой чемпионат пройдет в Армавире в начале апреля, а финал состоится в Дагомысе в июне. И на юбилей «Белой ладьи» мы ждем Президента России - Владимира Владимировича Путина; пресс-секретарь Президента России, Дмитрий Сергеевич Песков, уже подтвердил, что будут стараться найти возможность присутствовать на мероприятии и в этом году. На 45-летии президент был и, для нас, шахматистов, это большая честь.

Сметана1.jpg

- Вы сказали, что в проекте «Шахматы в школах» участвуют 816 учебных заведений края. Откуда же вы берете столько тренеров?

- Все довольно просто. Мы привлекаем все местные федерации шахмат, выстраиваем коммуникации с районными управлениями образования. Например, мы были в Кореновском районе, где 22 школ, и в каждой есть преподаватель труда, физкультуры, обучаем преподавателей начальных классов. Мы пытаемся организовать для них встречи с представителями наших федераций, чтобы они помогали им вести уроки. Но самое главное, что уроки – это обучение игре в шахматы, а нужно еще и проводить соревнования. Местные федерации как раз берут на себя такую функцию.

- Так, действительно, преподавателями шахмат становятся трудовики и физкультурники?

- По-разному. Чем дальше от Краснодара, тем ближе к труду и физкультуре. Если говорить о Краснодаре, то у нас здесь работают уже профессиональные тренеры. К примеру, мы были в лицее №4 – они привлекли тренера из ДЮСШ №7 города Краснодара, а механизмы сотрудничества могут быть разные: берут их на ставки, либо подписывают соглашение с ДЮСШ№7 и сотрудничают на контрактной основе.

Я вам скажу так: чтобы взрослому человеку научиться играть в шахматы надо два-три часа, чтобы получить третий разряд - три-четыре дня, я считаю. Вся исходная информация есть в интернете, не нужны книжки, все очень быстро, если есть желание.

Мы, Федерация, благотворительный Фонд Тимченко и министерство образования края стимулируем школы и преподавателей к достижению успехов с помощью конкурса на лучшую программу преподавания шахмат в школе, который длится весь учебный год.

Организация конкурса выглядит так: Минобр края собирает заявки от тех школ, которые готовы принять участие в проекте «Шахматы в школах». Все школы автоматически становятся участниками конкурса, а в конце апреля комиссия под председательством министра образования края подводит итоги и три школы-победительницы получают компьютерные классы, а преподаватели шахмат - денежные призы. В первый год у нас победил краснодарский лицей №48 города Краснодара, в прошлом - школа № 26 имени Героя Российской Федерации Палатиди А.И. из станицы Натухаевской (Новороссийск).

Помимо этого, совместно с министерством образования, для преподавателей мы обеспечиваем повышение квалификации. В прошлом году это было 2 тысячи преподавателей, а в этом, надеемся, будет не меньше. Также в рамках проекта «Шахматы в школах» мы даем всем преподавателям доступ к интернет-ресурсу «Шахматная планета», где они могут скачивать шахматную литературу, задачи, лекции, чтобы эффективнее работать с детьми.

Сметана5.jpg

- То есть, через несколько лет вы получите целое поколение людей практически поголовно умеющих играть в шахматы? Как это было еще полвека назад, в СССР?

- Да. И наши люди будут умнее. Дело в том, что каждый шахматист, как мне представляется – это потенциальный инженер. Шахматист творит на шахматной доске, изобретает комбинации, ищет пути решения сложных задач. Но каждый из шахматной игры может извлечь что-то свое, новое, и эти навыки могут быть полезны в жизни.

Вообще, существует три ключевых направления – шахматный спорт (спорт высших достижений), шахматное образование (массовый спорт) и шахматный досуг. И нам в проекте «Шахматы в школах» нужно перейти от количества к качеству. Некоторое время назад у нас наблюдался некоторый спад в шахматном спорте, но сейчас мы активно работаем, и, думаю, через 3-5 лет мы сможем увидеть новых чемпионов, которые будут побеждать на российских соревнованиях и мировых!

В каждом спорте нужна селекция, конкурентная борьба, состязательный процесс - у нас не должно быть одна-две «звездочки», у нас должны быть сотни «звездочек». Сейчас у нас в школах, по статистике министерства образования края, занимаются 76 тысяч детей. Из них явно получится не одна «звездочка». А до этого у нас в начальной школе около тысячи детей занимались шахматами. Уже в этом году, у нас в разы увеличилось количество участников городских и районных первенств, мы довольны результатом.

Сметана3.jpg

Наш план - это вовлечь в проект все 1211 школ Краснодарского края. Сегодня проект «Шахматы в школах» реализуется во всех 44-х муниципальных образованиях – это наш успех. Еще одна задача - во всех них открыть федерации, сейчас их 30. Очень ценим поддержку руководителей районов; там, где еще нет муниципальных федераций, есть самое главное – понимание, что их нужно открывать и поддерживать.

Также, Федерация шахмат Краснодарского края в этом году подала заявку на краевой грант на программу «Шахматный всеобуч». У нас есть три формы преподавания шахмат в школе. Первое, максимальное вовлечение – это всеобуч, второй возможный вариант – это третий урок физкультуры, и последнее – факультативное занятие в школах. Всеобуч – это та модель, где можно управлять конкретным результатом. С одной стороны, кажется, что мы увеличиваем время занятий шахматами, а дети и так загружены в школе, но, на самом деле, в начальной школе всем детям очень это нравится и им, правда, интересно. Именно это я вижу в своих поездках, посещая школы края, для них это по-настоящему увлекательная игра.

Беседовал Алексей Кащенко

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~zum6L

Версия для печати

Поделиться с друзьями