Главная >> Общество и происшествия >> «Коммунальная» головная боль Кубани: причины, симптомы и лечение

«Коммунальная» головная боль Кубани: причины, симптомы и лечение

«Коммунальная» головная боль Кубани: причины, симптомы и лечение

Спектр сюрпризов, которые периодически преподносят кубанцам управляющие компании, ТСЖ и ресурсоснабжающие организации, обширен.

От частных отключений электроэнергии, воды и отопления, до странных сумм в выставленных счетах и сфабрикованных подписей в протоколах собраний собственников - эти и другие «типичные проблемы», с которыми сталкиваются потребители жилищно-коммунальных услуг Краснодарского края, обсудили в рамках дискуссионного пресс-клуба, прошедшего в стенах регионального отделения Общероссийского народного фронта.

Эксперты не только ответили на щекотливые вопросы журналистов, но и подчеркнули наметившуюся тенденцию к снижению количества обращений граждан с жалобами на жилищно-коммунальные неурядицы. В заседании приняли участие член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко, руководитель Государственной жилищной инспекции Диана Трушкова, начальник отдела защиты прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора Татьяна Непиющая, замруководителя управления по жилищным вопросам администрации Краснодара Елена Шлыкова, заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам строительства и ЖКХ Иван Жилищиков, а также представители прокуратуры, общественности, редакторы и журналисты краевых средств массовой информации.

«Мы решили рассмотреть проблему работы управляющих компаний и ТСЖ, поскольку обращения граждан, в которых содержатся претензии к качеству оказываемых коммунальных услуг, поступают регулярно, - отметила Наталья Костенко. - Люди обращаются и в надзорные органы, и к народным избранникам, и в СМИ. Ко мне как к депутату Госдумы только в этом месяце поступило несколько обращений от граждан по вопросам ЖКХ. Одни – жалуются на отключение горячей воды и отопления в разгар отопительного сезона. В некоторых случаях долг перед ресурсоснабжающими организациями, из-за которых дома отключают, формируются не из-за того, что люди не оплачивают счета, а потому, что управляющие компании аккумулируют эти средства на своих счетах и не спешат перечислять их поставщикам ресурсов… Были случаи появления управляющих компаний – близнецов, которые собирали с граждан деньги и документально «прощали им их долги»… Проблемы годами остаются те же самые. Предлагаю совместно обсудить обращения, которые поступают от граждан по вопросам деятельности УК и ТСЖ и подумать, как с помощью контролирующих органов улучшить ситуацию».

K0ynd6Bap4M.jpg

Первым с докладом выступил обозреватель интернет-издания Дмитрий Мирошников. Он не только обозначил типичные проблемы, которые возникают при взаимодействии граждан с УК и ТСЖ, но и напомнил о ряде вопиющих случаев, свидетельствующих о том, что в сфере ЖКХ далеко не всегда заинтересованные стороны используют цивилизованные методы в отстаивании своих интересов.

«Значительная часть граждан в современной России, если не большинство обитают в многоквартирных жилых домах, поэтому им постоянно приходится взаимодействовать с управляющими компаниями. УК – это некая прослойка между жителями и властями, сбытовыми организациями, другими инстанциями, - отметил он. - С марта 2015 года у собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов появилась возможность самостоятельно выбирать способ управления домом. Появились управляющие компании и товарищества собственников жилья. Сейчас в Краснодарском крае действует более 400 УК и ТСЖ, по моим подсчетам. Проблема взаимодействия УК и ТСЖ оказывается в центре внимания СМИ регулярно».

По словам журналиста, только за 3 последних месяца прошлого года в жилинспекцию края поступило более 2,5 тысяч жалоб. Проблемы типичны. Ряд УК и ТСЖ в прошлом году, к примеру, были ограничены в ресурсах за долги. Совокупный объем долгов перед ресурсоснабжающими организациями к этому времени составил более 400 млн рублей. Долг по жилищно-коммунальным услугам по Кубани за прошлый год составил более 6 млрд рублей, по сообщениям СМИ. Более половины неплательщиков - юридические лица.

Дмитрий Мирошников

«Краевая прокуратура работает в этом направлении, здесь проблема в том, что не понятно, кто виноват: УК, ТСЖ или сами неплательщики. Я не знаю, как обстоит ситуация в Горячем Ключе сейчас, но некоторое время назад город был ограничен из-за долгов в горячей воде, причем без доступа к ресурсам остались даже добросовестные плательщики. Впрочем, проблема с поставкой коммунальных услуг, с задержками и подключениями - не самое страшное, что может быть с жильцами. На слуху у многих краснодарцев история, которая произошла с журналистом Александром Лазаридисом, у которого был долгий спор с ТСЖ: ему подожгли двери квартиры… В сфере ЖКХ немало «узких мест». К примеру, изначально предполагалось, что собственники собираются вместе и определяют форму управления своим домом, но здесь есть важный нюанс. Дело в том, что в новостройках у застройщика находится большая часть квартир, поэтому строительные компании нередко навязывают управляющую компанию или какие-то решения. Такие ситуации приводят к сбоям», - рассказал Дмитрий Мирошников.

Докладчик также обозначил темы, которые чаще всего становятся поводом для обращения граждан в инстанции: недобросовестность исполнения УК и ТСЖ прямых обязанностей, плохое качество и неполный объем услуг, отказ УК выполнять пункты, оговоренные в заключенных соглашениях, повышение тарифов без основания, а также изменение и корректировка любых тарифов, которая должна в обязательном порядке согласовываться на общем собрании жильцов. Кроме этого он выделил факты выявления поддельных подписей жильцов в протоколах голосования при принятии тех или иных решений, некорректные сведения о потребляемых услугах, нежелание производить перерасчет за отопление и другие услуги, использование сомнительных «карманных» контрагентов, выполняющих ряд работ по дому с завышенным объемом работ, нерасторопность реагирования чиновников на обращения, безынициативность работников управляющих компаний, которые должны отстаивать интересы жильцов, но далеко не всегда этим занимаются.

Глава краевой жилищной инспекции Диана Трушкова согласилась с тем, что жилищное законодательство в России – непростое, и далеко не всегда обывателям легко разобраться в «правилах игры». Она призвала прессу к сотрудничеству в просветительской работе и конструктивному взаимодействию в оказании гражданам помощи в решении возникающих у них проблем. Диана Трушкова также сообщила, что возглавляемое ею ведомство старается «стать ближе» к народу: аккаунты краевой Госжилинспекции есть уже практически во всех популярных социальных сетях, а сайт регулярно пополняется полезной информацией, призванной разъяснить гражданам их жилищные права.

Поделилась руководитель ведомства и статистикой обращений, представила доклад о работе жилищной инспекции за последние три года, и сообщила о том, что позволило сделать работу инспекции более эффективной.

C0t-3UILUEo.jpg

«Начиная с 2015 года, когда жилищное законодательство существенно претерпело изменения, в том числе с введением лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также с возрастающими объемами жилого строительства, количество жалоб на неудовлетворительное управление многоквартирными домами стало расти с каждым годом», - сообщила Диана Трушкова.

Так, по ее данным, в Госжилинспекцию края в 2015 году поступило 20 647 обращений, в 2016 году – 29 033, а в 2017 году количество обращений составило уже 33 817. Так как количество многоквартирных домов растет с каждым годом, с таким объемом обращений работать было невозможно и не всегда в инспекции их успевали рассматривать.

«В этой связи с целью снижения недовольства граждан в сфере ЖКХ, а также повышения эффективности контроля за деятельностью управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, а также организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, с 1 января 2018 года вступил в силу Закон «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля». Впервые 9 муниципальных образований: Анапа,Армавир, Геленджик, Краснодар, Новороссийск, Сочи, Ейский, Крымский и Туапсинский районы стали полноправными участниками контрольно-надзорной деятельности по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории своих муниципальных образований», - рассказала Диана Трушкова.

Благодаря слаженной работе местных властей и Госжилинспекции края в 2018 году удалось повысить эффективность работы и охватить своевременным контролем все поступающие сигналы, - подчеркнула руководитель ведомства. Одним из положительных результатов реализации этого закона стало снижение количества жалоб граждан на неудовлетворительную работу организаций ЖКХ.

Так, количество обращений граждан, поступивших в Госжилинспекцию края и органы местного самоуправления в совокупности, в 2018 году составило 29 762 обращения - на 12% меньше, чем в 2017 году.

Еще одним из положительных показателей работы Госжилинспекции края и 9-ти органов местного самоуправления стало количество проверок и мер, принятых надзорными органами по результатам рассмотрения обращений граждан. Так, Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления в 2018 году проведено 5908 плановых и внеплановых проверок. В их результате выявлено 22 167 нарушений обязательных требований, выдано 3074 предписаний, составлено 3159 протоколов об административных правонарушениях. В 2018 году юридические, должностные и физические лица оштрафованы на общую сумму 27, 2 млн рублей, юридическим лицам в 2018 году выданы предписания с требованием произвести перерасчет в пользу граждан на общую сумму свыше 23 млн рублей.

Участники пресс-клуба отметили, что чаще всего жалобы поступают не на деятельность ТСЖ, а на работу управляющих компаний. Однако Диана Трушкова посоветовала не спешить с выводами. По ее мнению, управляющие компании – не самые злостные нарушители прав граждан.

HJH7WtH27Qs.jpg

«Управляющие компании более организованные и эффективные, чем ТСЖ. ТСЖ, на мой взгляд, это не самая организованная форма управления, - заявила она. – В УК работают люди, которые проходят обучение, получают квалификационный аттестат. Сейчас законодательство жестко регулирует деятельность управляющих компаний, поэтому нарушений с их стороны становится меньше – их деятельность жестко регламентирована».

Она обратила внимание участников пресс-клуба на то, что сегодня расширен перечень оснований, по которым лицензия УК может быть аннулирована. Теперь остаться без лицензии управляющие организации могут не только за двукратное в течение 12 месяцев неисполнение выданных предписаний, но и за воспрепятствование в проведении проверки (такие случаи раньше не были редкостью), за долги перед ресурсоснабжающими организациями, отсутствие домов в управлении в течение полугода.

Депутат Госдумы РФ Наталья Костенко усомнилась в целесообразности столь жестких мер, применяемых к организациям, которые не ведут деятельности.

«Это требование законодательства, но, с другой стороны, мы понимаем, что в такой ситуации может оказаться даже управляющая организация, которая не допускала серьезных нарушений. Конкурентная борьба может привести к такой ситуации, и нужно ли в таком случае лишать лицензии или целесообразно лишь инициировать приостановление деятельности, которую можно возобновить при появлении домов на обслуживании… Ведь за 6 месяцев персонал не может лишиться квалификации, но подобные требования могут привести к уходу компании с рынка», - сказала депутат Госдумы.

Суды, по всей видимости, тоже не считают это требование закона объективным, поэтому иски, поданные к организациям-«пустышкам», последнее время нечасто удовлетворяют, что приводит к апелляционным рассмотрениям. На текущий момент по этому основанию в Краснодарском крае подготовлено 163 иска.

Диана Трушкова отметила, что аннулирование лицензии – крайняя мера и, как правило, управляющие компании, оставшиеся без домов на обслуживании, либо сами выступают с инициативой и прекращают свою деятельность, либо активизируются.

Иван Жилищиков

Зампредседателя комитета по вопросам строительства и ЖКХ Иван Жилищиков обратил внимание на то, что нередко проблемы, связанные с перебоями с поставкой ресурсов в жилые дома, вызваны аварийными ситуациями, а также объективно неважным состоянием коммуникаций. Он также констатировал, что на сегодняшний день ресурсоснабжающие организации не спешат реализовывать свои инвестиционные программы, предполагающие обновление инфраструктуры, хотя инвестиционная составляющая заложена в тариф.

Говорили эксперты и о таком любопытном факторе, как объективность критики, которую высказывают граждане в своих обращениях, связанных с качеством оказания коммунальных услуг. Выяснилось, к примеру, что лишь порядка 30-35% жалоб, поступающих от населения, находят свое подтверждение в ходе проводимых проверок.

Представители СМИ в рамках заседания подняли вопросы, касающиеся коррупции, холода в квартирах, регулярных отключений электроэнергии в ряде жилых домов, рейдерских захватов ТСЖ, а также предложили на законодательном уровне ужесточить наказание для чиновников, которые несвоевременно реагируют на публикации.

Модератор встречи, депутат Госдумы Наталья Костенко отметила, что работа по анализу типичных проблем в области взаимодействия граждан с управляющими компаниями и ТСЖ будет продолжена, а практика регионов в решении острых коммунальных проблем – проанализирована.

Наталья Глумова

Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~xBkyI

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Общероссийский народный фронт