Главная >> Общество и происшествия >> Главный судебный пристав Кубани Александр Кумиров: должникам важно знать свои права

Главный судебный пристав Кубани Александр Кумиров: должникам важно знать свои права

Главный судебный пристав Кубани Александр Кумиров: должникам важно знать свои права

Понятие «коллекторы» прочно вошло в нашу жизнь. О том, как должникам правильно выстраивать взаимоотношения с кредиторами и их представителями, рассказывает руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю – главный судебный пристав Краснодарского края Александр Кумиров.

- Александр Владимирович, вот уже почти два года служба судебных приставов курирует коллекторские агентства. Что сделано за это время?

- Действительно, в соответствии с рядом законодательных актов на ФССП России в 2017 году была возложена обязанность по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Кроме этого, в ведение судебных приставов было передано осуществление федерального государственного контроля (надзор) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.

Для исполнения возложенных задач в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю был создан отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

В настоящее время на территории Краснодарского края зарегистрированы и внесены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности три юридических лица (коллекторских агентства). Это ООО «Независимая экспертная палата», «Центр ЮСБ ЮФО» и Юридическое агентство «ВИП-Коллекшн». Но нужно отметить, что любое коллекторское агентство может работать в регионе независимо от того, где именно оно зарегистрировано.

Сведения обо всех российских реестровых коллекторах, которые прошли определенную процедуру проверки на соответствие требованиям закона, опубликованы на сайте ФССП России в разделе «Сервисы». Таким образом, любой гражданин может в любое время ознакомиться с данным перечнем.

Следует отметить, что закон не содержит общепринятого в быту определения «коллектор». Но для удобства восприятия, в нашей беседе мы можем называть их именно так.

- Правда ли, что приставы ограждают людей от нападок коллекторов?

- Мы действуем в рамках Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Этот закон устанавливает ограничения, условия и порядок деятельности кредиторов и иных юридических лиц, действующих от их имени.

Необходимо понимать, что закон не освобождает заемщиков от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов и лиц, действующих от их имени, предъявленные в рамках закона, правомерны и не могут рассматриваться как нарушение прав. Однако если представители коллекторских агентств выходят за рамки закона, то граждане вправе обращаться за помощью в Федеральную службу судебных приставов и правоохранительные органы.

- И какие же действия по возврату просроченной задолженности законны?

- Кредиторы и лица, действующие от их имени, имеют право контактировать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, смс-уведомлений, электронной и почтовой переписки. Но есть ряд ограничений при взаимодействии с заемщиком. Так любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в рабочие, и с 20 до 9 часов по местному времени в выходные и праздничные дни. Личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю. Телефонные звонки допускаются не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Кроме того, телеграфные, текстовые или голосовые сообщения для должника разрешено направлять не более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц.

Помимо этого, кредиторам и лицам, действующим от их имени, при взаимодействии с должником запрещены угрозы причинения вреда здоровью или жизни, уничтожения или повреждения имущества. Также не допускается оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц. Не допускается вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства.

- Куда жаловаться, если коллекторы ведут себя неподобающе?

- Все вышеперечисленные правила действуют в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В случае нарушений со стороны кредиторов и представляющих их лиц граждане могут обращаться в отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Краснодарскому краю. Он находится по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, д.141.

Также обращения принимаются по телефонам консультативного центра Управления: (861) 262-04-77 и 262-74-14.

- Часто к вам обращаются обиженные коллекторами должники?

- За девять месяцев текущего года в отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Краснодарскому краю поступило 368 обращений. Это более чем в полтора раза больше, чем в аналогичном периоде 2017 года.

- Как надо себя вести заемщикам, чтобы обезопасить себя от нечистых на руку «собирателей долгов»?

- Есть ряд рекомендаций. Например, следует в течение трех лет после возврата долга сохранять свои экземпляры документов, подписанных при оформлении займа и в период исполнения договора. Особое внимание нужно уделить хранению квитанций и расписок о погашении долга.

- Что еще посоветуете людям?

- Не общайтесь с коллекторами в анонимном режиме. При личной встрече требуйте предъявлять документы, поскольку действующее законодательство Российской Федерации разрешает вам просить копии этих документов, либо их фотографировать.

При общении в телефонном режиме, если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет.

Если кредитор применяет неправомерные методы воздействия, фиксируйте беседу с помощью диктофона, камеры мобильного телефона и с помощью других средств аудио- и видеофиксации. Сообщите о проводимой съемке представителю кредитора, это может заставить оппонента быть более корректным.

Если вам звонят слишком часто или в ночное время, то отвечайте на звонки и фиксируйте точное время. Возьмите у своего оператора связи детализацию звонков с указанием времени звонка и телефонного номера абонента.

- А как себя вести, если поступают угрозы от коллекторов?

- В случае если лица, осуществляющие действия по возврату просроченной задолженности, угрожают вам причинением вреда, убийством и т.п., то необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы. При этом целесообразно письменно ходатайствовать об установлении номер телефона звонящего и кому он принадлежит.

- Что делать в случае других незаконных действий коллекторов?

- Расскажу о наиболее распространенных ситуациях. Так если коллектор требует внести платеж не на счет в банке, а отдать ему наличными, то, возможно, вы столкнулись с вымогательством и злоупотреблением служебными полномочиями. Вы имеете право подать заявление в полицию.

В случае если выявлен факт разглашения персональных данных должника без его согласия, можно смело обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с жалобой.

В ситуации, когда коллекторы пытаются попасть в ваше жилье, прикрываясь необходимостью описать и изъять ваше имущество, следует срочно вызвать полицию. Кроме того попросите выйти двух соседей для засвидетельствования правонарушения. У коллекторов требуйте предъявить документы, чтобы в случае их ухода до прибытия полиции была возможность подать заявление в правоохранительные органы. Важно помнить, что наложение ареста на имущество должника осуществляется только судебным приставом-исполнителем в соответствии с полномочиями, которые он получает на основании вступившего в законную силу судебного акта. Коллекторы к указанному процессу не имеют никакого отношения.

- Куда конкретно жаловаться?

- Если права нарушены кредитором, который не является кредитной организацией, а относится к реестровым или нелегальным коллекторам, то необходимо обратиться в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю по телефону консультационного центра (861) 262-74-14 или электронной почте mail@r23.fssprus.ru.

Для объективного рассмотрения заявления и достижения удовлетворительного результата целесообразно в заявлении детально в хронологическом порядке изложить события и одновременно приложить следующие документы: копию паспорта; копии договоров займа, кредитных договоров, по которым имеются непогашенные обязательства, копии судебных актов о взыскании денежных средств; детализацию смс-сообщений и телефонных звонков от оператора сотовой связи; копии договоров на оказание услуг, заключенных с операторами сотовой связи; аудиозаписи общения (на компакт-диске); скриншоты, т.е. цифровые копии изображения экрана монитора компьютера, свидетельствующие о том, что коллекторы размещают в различных социальных сетях негативную информацию в отношении должника; распечатанные копии электронных писем; копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, если обращались в правоохранительные органы; копии ответов органов прокуратуры, если вами оспаривались постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; копии ответов из территориального органа Центрального банка Российской Федерации или прокуратуры, если обращались в эти органы.

- Спасибо. И последний вопрос. Александр Владимирович, что бы Вы посоветовали нашим читателям?

- Реально оценивать свои финансовые возможности перед тем, как брать кредит!


Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~kbxsb

Версия для печати

Поделиться с друзьями