Сколько стоит быть сытым кубанцем

До 7 октября в Краснодаре открыта VIII агропромышленная выставка «Кубанская ярмарка».
Тысячи жителей устремились со всех уголков Кубани в «Экспоград Юг», чтобы пополнить свои запасы свежей продукцией, саженцами и изделиями местных мастеров. Однако не всё так радужно оказалось в южном королевстве. Даже беглый осмотр выявил, что цены не сильно отличаются от тех, что на обычных рынках Краснодара, а ряд продуктов стоит намного дороже. Например:
Наименование продукта | Цена на выставке, рублей
за 1 кг/л | Рыночная цена в Краснодаре,
рублей за 1 кг/л |
Сало | 250-460 | 250-350 |
Говядина | 350 (с косточкой), 500 (без косточки) | 350 (с косточкой), 400 (без косточки) |
Молоко в бутылке, 2,5 % | 65 | 69 |
Кровяная колбаса | 250-380 | 250 |
Минтай | 149 | 135 |
Мойва | 195 | 150-160 |
Яблоки | 40-70 | 60-90 |
Груши | 85 | 100 |
Сливы | 50 | 60 |
Сыр фермерский | 800-1500 | 600-700 |
Растительное масло | 85 | 70 |
В этом году представлено значительно меньше фруктов и овощей, зато почти целый павильон посвящён рассаде, радуя разнообразием дачников и любителей приусадебных участков.
Также заметно увеличилось количество стендов со здоровым питанием: сухофруктами, вегетарианскими закусками, экологически чистыми кашами и т. д.
По словам посетителей «Кубанской ярмарки», они смогли приобрести меньше продуктов по сравнению с прошлым годом. Основная причина - ощутимый рост цен и реальное снижение доходов, пояснили жители Юга.
«На ярмарках выходного дня и крупных базарах продукты стоят намного дешевле, чем на выставке», - сообщил один из посетителей.
По словам Галины Сильман, члена комиссии по вопросам ЖКХ и развитию городской среды и комиссии по экологии Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, её продуктовая корзинка в этот раз осталась наполовину пуста из-за ценовой политики участников «Кубанской ярмарки»:
«Я не вижу смысла ехать в «Экспоград Юг», если в своём районе я могу купить по этим же ценам и даже дешевле».
Чтобы разобраться в ситуации, портал «ЯСНО» обратился за разъяснениями к участникам выставки. Как сообщили производители, аренда павильонов им обошлась от 8 до 50 тысяч рублей плюс затраты на транспортировку и проживание (некоторые участники трое суток живут в собственных машинах в целях экономии).
«Чтобы месяц торговать на рынке, мы платим 15 тысяч рублей за аренду. Выставка в Краснодаре - мероприятие недешёвое, только единицы могут себе это позволить», - сказал глава КФХ - участник экспозиции.
Кроме того, многие производители пожаловались на высокую долю в себестоимости продукции расходов на услуги ЖКХ.
«Ежегодно происходит рост тарифов на электроэнергию, отопление и другие коммунальные услуги, постоянно дорожает топливо. Кроме того, наши естественные монополии чинят серьёзные препятствия для развития производства, не выполняют условия договора с ними. Например, я уже три года не могу решить вопрос с газовиками Курганинского района о переносе газовый трубы высокого давления с моего земельного участка, на котором запланировано строительство крупного тепличного комплекса. На возведение теплиц Россельхозбанк уже одобрил мне крупный кредит, но соглашение обязался подписать только после переноса газовой трубы с моего участка. Однако дело не продвинулось ни на шаг... Причины такого поведения газовиков мне не известны», - поделился фермер.
Нехватке энергоресурсов и постоянному росту тарифов можно противопоставить использование возобновляемых источников энергии, считает Галина Сильман.
«Однако установка солнечных и ветровых электростанций у нас в крае не субсидируется, а ведь это была бы важная мера государственной поддержки как жителей, так и предпринимателей, учитывая количество солнечных дней и наличие порывистых ветров в Краснодарском крае», - уверена общественница.
Вячеслав Легкодух, полномочный представитель главы администрации Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сообщил «ЯСНО», что как раз сейчас разработан и рассматривается в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона проект программы субсидирования сельхозтоваропроизводителей на 50 % от затрат при переводе их машинно-тракторного парка на газомоторную технику.
«По аналогии мы хотим разработать и программу субсидирования солнечных и ветровых электростанций. Это будет инициатива из Краснодарского края, который не первый раз выступает в качестве региона-пионера», - поделился планами полномочный представитель.
По его словам, на аграрном комитете активно обсуждается вопрос введения сельхозтарифа на электроэнергию для наших производителей. Тариф 9-10 рублей за кВтч «сильно снижает конкурентоспособность кубанского агробизнеса».
Что касается уровня цен на продовольственном рынке и на «Кубанской ярмарке», в частности, то для его снижения Вячеслав Легкодух предлагает фермерам объединяться. Это может быть в форме самообъединения, кооперативов либо новых предприятий.
«В советские времена колхозы на собственные средства строили молочные, кирпичные и другие заводы. Сегодня фермеры не спешат объединятся из-за наличия законодательного вакуума в их сознании, они боятся субсидиарной ответственности. Если грамотно построить экономику кооператива, создав резервные фонды, то они всегда будут служить финансовой подушкой безопасности. Я считаю, что необходима активная популяризация и разъяснение аграриям всех особенностей ведения бизнеса в форме кооперативов», - заявил эксперт.
Объединение фермеров всегда приводит к снижению торговой наценки на их продукцию, а тут уже выигрывает и всё население Кубани и ближайших регионов.
Чтобы на краевых агровыставках было больше производителей, а не перекупщиков, Вячеслав Легкодух предлагает создавать максимально благоприятные условия для участников:
«Высокая доля затрат приходится на проживание, которое в Краснодаре стоит недёшево. Жильё и логистика также влияют на цену ярмарочного продукта».
Часто фермеры говорят своему полномочному представителю, что по итогам участия в таких мероприятиях вышли в ноль.
«Тогда я им напоминаю об их выгодном позиционировании, общении, переговорах, обмене технологиями и о полезной информации с деловой программы, которая может быть адаптирована к каждому бизнесу», - сообщил Вячеслав.
У «Кубанской ярмарки» есть и свои очевидные преимущества: прямо на наших глазах представитель федеральной розничной сети договорился о встрече с председателем кооператива «Кубанское поле» для обсуждения возможности поставок свежих овощей в регионы России.
Целый павильон был превращён в настоящий рай для любителей растений и товаров народного творчества.
Пока родители изучали товарный ассортимент и ценовую политику на ярмарке, дети с удовольствием мастерили им подарки.
Несмотря на капризы погоды, десятки творческих коллективов со всего края создавали душевную атмосферу фильма «Кубанские казаки».
Делись!