Главная >> Общество и происшествия >> Какие проблемы сегодня встречаются в деятельности органов местного самоуправления?

Какие проблемы сегодня встречаются в деятельности органов местного самоуправления?

Какие проблемы сегодня встречаются в деятельности органов местного самоуправления?

Проблематику деятельности органов местного самоуправления обсудили в Краснодаре с привлечением краевых и федеральных экспертов в области местного самоуправления.

О проблемах, с которыми наиболее часто встречаются в своей работе органы местного самоуправления, рассказали:

Дмитрий Пирог.jpg

Дмитрий Пирог - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи;

shustenkov.jpeg

Александр Шустенков - депутат Законодательного Собрания Краснодарского края, председатель комитета по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий;

Козлов В.В..jpg

Вадим Козлов - заместитель директора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края, начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления.

Несмотря на стремительный процесс совершенствования правовых и финансовых основ местного самоуправления в Российской Федерации, власти на местах все еще испытывают ряд сложностей в своей работе. Эти вопросы требуют не только переосмысления, но и рационального подхода к их решению, которого можно достичь только в том случае, если находится в тесном контакте с местным населением. Мы поговорили с экспертами федерального и регионального уровня о том, с какими задачами сталкиваются органы муниципальной власти повседневно и каким способом их можно разрешать.

Важно обратить внимание на то, что, не смотря на весь комплекс задач и функций, которые в законодательстве называются «вопросы местного значения», местное самоуправление выполняет ключевую роль в российском государстве – успешно разрешает спорные ситуации и конфликты, которые каждый день возникают перед жителями городских и сельских поселений. Как отмечает Вадим Козлов, местное самоуправление нацелено на то, чтобы своевременно и из первых рук по «горячим следам» получать информацию о нуждах, потребностях и заботах граждан, чтобы в свою очередь оперативно реагировать на тот или иной запрос. Все это делается для улучшения условий жизни людей.

В целом, вопросы местного значения, которые ежедневно решают местные власти, обуславливают выстраивание эффективной системы управления в государстве. Примечательно, российский опыт показал, что местное самоуправление, оставаясь независимым направлением во властно-управленческой деятельности, успешно взаимодействует на паритетных началах с федеральной и региональной вертикалью власти. Дмитрий Пирог уверен, что подобная система во многом выстроилась из-за ментальности людей, которые готовы брать на себя управление и ответственность, возникающую вместе с необходимостью управления на местах. Особо актуально это в условиях российского федерализма и огромной территории, поскольку местное самоуправление реализуется на территории всей Российской Федерации. Сегодня выстроена достаточно эффективная, по словам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, система взаимодействия, а также передача полномочий. Передаваемые на местный уровень, делегируемые полномочия подкрепляются финансами на их реализацию. Таким образом, удается решать проблемы непосредственно на местах с учетом мнения людей, а между муниципальными и государственными властями не возникают противоречия и конфликты интересов.

Вопрос передачи полномочий с государственного уровня на муниципальный разрешен на законодательном уровне. Несмотря на фактическую независимость органов местного самоуправления, возникает ряд проблем с регламентацией и реализацией ответственности за исполнение переданных полномочий. Законодательство наделяет государственные власти серьезными полномочиями по контролю за их исполнением – вплоть до расформирования представительного органа или отстранения главы муниципального органа. Александр Шустенков отмечает тот факт, что излишняя нагрузка на местные власти с учетом их небольшого аппарата, особенно в сельской местности, требует освобождения местного самоуправления от ряда полномочий. Данные меры позволят местным властям эффективнее сосредоточиться на житейских вопросах. Как заметил депутат Законодательного Собрания Краснодарского края, муниципальная власть должна быть содержательной в плане ее наполнения в первую очередь заботами об удобных, комфортных условиях жизни людей, проживающих на территории того или иного муниципального образования.

Анализируя выступления представителей муниципальной власти в ходе проведенных опросов и круглых столов, можно отметить одну очень важную тенденцию – необходимость снижения возрастающей бюрократии в работе местных властей. Бюрократизация местного самоуправления неизбежно ведет к огосударствлению муниципальной власти, что допустить крайне нежелательно, поскольку это будет вступать в противоречие с требованиям Конституции Российской Федерации.

Как отмечают эксперты, процесс наделения муниципальных властей государственными полномочиями следует законодательно ослабить или даже ограничить. Александр Шустенков считает, что передаваемые на местный уровень полномочия должны быть максимально приближены к повседневной деятельности местных властей. Дмитрий Пирог предлагает проработать на законодательном уровне и исключить из смежного правового регулирования и иного отраслевого законодательства полномочия местных властей и сосредоточить их в одном нормативно-правовом акте, которым непосредственно руководствовались бы муниципалитеты при организации своей работы.

Примечательно, что современные практики, теоретики и представители ученого сообщества не высказываются на тему подготовки проекта Муниципального кодекса – единого кодифицированного акта, который в комплексе бы рассматривал всю деятельность местного самоуправления. Предложение по созданию кодифицированного акта видится слишком оптимистичной и довольной сложной задачей в настоящий период, тем не менее, потребность дальнейшего совершенствования законодательства сохраняется. Модернизируя всю систему муниципальных правоотношений, удастся избежать возникновения отдельных пробелов и спорных на практике ситуаций.

Еще одной немаловажной задачей, по мнению Вадима Козлова, является изучение практики применения законодательства о местном самоуправлении. Во многих муниципальных образованиях муниципальные служащие не имеют необходимого уровня образования по специфике работы, в том числе правовых знаний. Особую деликатность требуют межбюджетные отношения, которые в муниципальных образованиях имеют свои определенные особенности. «Необходимо четкое понимание того, каким образом вести работу по данному направлению», - отмечает он.

Многие вопросы возникают из-за экономического неравенства муниципальных образований. Фактически, одни муниципалитеты более богаты за счет природной ресурсной базы, промышленной инфраструктуры, исторических особенностей, а другие – не обладают всем необходимым набором возможностей для успешного старта в экономическом процветании. 

«В подобной ситуации помогает только тесное взаимодействие с региональными структурами, которые способны оказать посильную помощь муниципалитету. Выделяются средства, привлекаются инвесторы, создается специальная площадка для развития того или иного направления. Как раз в подобной ситуации необходимо выходить на краевой уровень и сразу же решать проблемы, что особо актуально для сельских территорий», - утверждает Вадим Козлов. Во многом процветание сельских территории определяет активная жизненная позиция по отношению к родному муниципалитету глав и депутатов представительного органа.

Аналогичной позиции придерживается Дмитрий Пирог, подчеркивая, что следует проявлять активность в первую очередь руководству муниципалитетов, в таком случае чаще удается добиться высокого результата. Примеры вполне очевидны. Уровень жизни выше там, где глава выходит «в люди», готов работать «на земле» и всячески заботится о территории», - рассказал депутат нижней палаты российского парламента.

«Участие в краевых конкурсах на лучшую муниципальную практику – отличный стимул для развития отдельных направлений на местном уровне. Действительно, необходим тесный контакт с людьми и желание работать», - поделился своими мыслями Александр Шустенков

Депутат краевого парламента отметил, что многие проблемы на местном уровне будут решаться, если проводить их общественные обсуждения, поднимать дискуссионные темы на круглых столах. Совместными усилиями удаётся налаживать позитивное взаимодействие между различными уровнями власти, что положительно сказывается на уровне жизни людей, в том числе на сельских территориях.

Проект на территории Кубани реализует КРОО «Центр правовой и социальной помощи гражданам Краснодарского края» при участии «ЯСНО».

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в Фейсбуке и ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~kPAiD

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Проект "Активные селяне - ресурс России"