Организатор ВФМС 1985 о нынешнем фестивале: видно, что фестиваль готовили чиновники, а не идеологи
После окончания XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (ВФМС 2017) организаторы подвели итоги. Выяснилось, что в мероприятии приняли участие около 25 тысяч молодых людей из 188 стран. Организаторам помогали 5 тысяч волонтеров, 100 из которых - волонтёры ООН. Самые яркие моменты освещали 1364 журналиста российских и мировых СМИ. Более 3000 экспертов и 1325 спикеров участвовали в реализации деловой программы фестиваля. Более 800 образовательно-дискуссионных мероприятий привлекли почти 11 тысяч слушателей из разных стран.
Делегаты из Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки принимали живое участие практически во всех мероприятиях ВФМС 2017 и зачастую становились их хедлайнерами, в отличие, например, от гостей из вполне благополучных Европы и Северной Америки.
Корреспондентам «ЯСНО» удалось встретить среди тысяч пёстрых участников ВФМС 2017 одного из организаторов XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проведённого в Москве в 1985 году (ВФМС 1985). Его зовут Алексей Комов - журналист, писатель, режиссер, бывший шеф-редактор новостей «Первого канала» и «ТВЦ», а ныне главный редактор интернет-журнала «Вундеркинд». Благодаря его бесценному опыту мы можем вернуться на 32 года назад и сопоставить эти два события из разных времён и эпох.
ЯСНО: Алексей, можно ли сравнить ВФМС 2017 и ВФМС 1985?
- Невозможно напрямую сравнивать эти фестивали, слишком они разные. Нынешний фестиваль прошёл в конкретное время. Обстановка в 1985 году и сейчас - это две большие разницы. Тогда мы вроде как открывали мир для себя и себя для мира. Во многом где-то наивно смотрели на вещи. Фестиваль 2017 года стал самым крупным по количеству участников.
Когда мы начали готовиться к фестивалю 1985 года, я был заместителем председателя по идеологии и пропаганде в Интернациональном клубе фестиваля делегаций стран Бенилюкса, Австрии, Западного Берлина. Мы тогда не знали, к чему точно готовиться. Здесь как раз и начинается главное отличие от современного фестиваля, который был совсем закрыт для посещения жителями и гостями Сочи. Сюда попасть не так просто.
В 1985 году фестиваль шёл по всей Москве: помимо центральных площадок в Лужниках, Дворце молодёжи, у каждой делегации был свой интерклуб. Для каждой делегации мы готовили стенды, участники приезжали и выкладывали на них всё, что хотели. Был такой случай с голландцами: они повесили на своём стенде плакат против войны в Афганистане. Мы всячески старались сохранять спокойствие, а вот делегация из Австрии со славными традициями коммунистов 30-х годов рванула на себе рубашки и закатила страшный скандал...
ЯСНО: Несмотря на некорректность прямого сравнения этих фестивалей, можете ли Вы выделить явные их отличия?
- Да, конечно, они есть. Одно из них: почему-то представлены только левые политические силы. Хотя ВФМС 1985 фактически организовывал комсомол, был представлен широкий диапазон: от социалистов и коммунистов Австрии, Западного Берлина до партий голландских гомосексуалистов, которые, кстати, уже тогда требовали отдельного дня для презентации своих взглядов.
Когда первое желание меряться своей прогрессивностью и революционностью прошло, началась настоящая работа. Каждая делегация привозила свою культурную программу, прямо в клубе готовили и дегустировали их традиционные блюда. Любой человек мог погрузится не только в атмосферу всего фестиваля, но и в отдельную национальную культуру.
Хорошо, что у всех участников ВФМС 2017 есть форма, но она, к сожалению, одинаковая. Когда мне нужны были люди для интервью из разных стран, я не смог их найти среди общей массы присутствующих. Визуально не всегда можно различить представителей разных делегаций.
ЯСНО: Алексей, что лично Вам больше всего понравилось на фестивале в Сочи?
- Меня сильно поразило внимание к фестивалю руководства страны и видных общественных деятелей. Мы можем это объяснить началом предвыборной кампании, но по большому счёту я не считаю это особым пиаром. По моему мнению, люди такого уровня не будут тратить время на пустые разговоры. Я давно не припомню такой открытости государственных служащих разного ранга. Например, сегодня я лично встретил в коридоре заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича. Он выступил, а затем вышел в коридор просто пообщаться с участниками. То же самое с Сергеем Лавровым и Эллой Памфиловой. Вот назовите любого известного в стране человека и скорее всего вы поймёте, что он был здесь. В какой такой стране так везёт мальчишкам и девчонкам? Такого никогда не было, и это, конечно, поражает. А на том фестивале я вытряхивал из ЦК не то, что человека, брошюрки с программной речью Михаила Горбачёва доставал благодаря большим связям в типографии. Тогда иностранцы очень интересовались словами нового генсека.
На ВФМС 2017 я увидел совершенно новый уровень общения ответственных государственных людей с гостями мероприятия. Единственное, я бы изменил форматы общения, а то везде они были одинаковыми. Видно, что фестиваль готовили чиновники, а не идеологи. Можно было бы добавить открытых дискуссий без президиума, круглых столов для свободного общения. Если вы уж сражаетесь против империализма, то позовите кого-нибудь, кто «за» империализм, и тогда получится продуктивно. Вы кричите: "Долой, долой!", а что дальше? Вот столкнулись бы лбами, это было бы интереснее.
Если прошлый фестиваль можно назвать знакомством, то этот - фестиваль нашего национального самоутверждения.
ЯСНО: Что Вам не понравилось на ВФМС 2017?
- Я считаю, слишком много пространства заняли стенды регионов России, а некоторым странам выделили только по небольшому столику. В 1985 году прибыла внушительная по составу делегация из Европы, а сейчас европейцев пришлось искать с лупой. Хорошо это или плохо, я не берусь оценивать. Может, европейцы не поехали по своей инициативе.
Были в этот раз и некоторые организационные просчёты. Ну, не продумали они с питанием, возникли очереди. Хотя многие участники радостно признались, что именно в этих очередях они и знакомились друг с другом. Самое главное, что людей это не ломало: очередь и очередь. В конце концов всё надо испытать в этой жизни.
Мне показалось, что благодаря интерклубу культурная программа ВФМС 1985 была намного богаче. Вечером на выступление молодых рок-групп и танцоров собирались сотни участников. Даже Надежда Бабкина со своим новым коллективом устроила импровизированный концерт для почитателей музыкальной программы фестиваля.
Здорово, что на сочинском фестивале ребята устраивали спонтанные и яркие концерты в коридорах. Однако, это всё хорошо для любителей, но я то знаю, что приехали профессионалы, а выступить негде. Небольшие сцены перекрывались колоннами и не имели подходящей акустики. Вот это было не продумано. Очень много сил отдано содержательной программе и она блестяще выполнена, а вот культурная надстройка уступает, хотя и организовано много мест для интересных мастер-классов.
Принимая участие в ВФМС 2017, я посвятил целый репортаж многочисленной делегации, которая не была зарегистрирована и аккредитована, но всё равно присутствовала на фестивале. Это делегация роботов! Хочу отметить, что впервые и именно здесь россияне показали принципы взаимодействия «робот-человек» не как человек и игрушка, а уже в определённо уважительном формате. Таким образом, принципы уже заложены, а подрастающее поколение только о роботах и говорит:
«Когда я узнал, что попаду на фестиваль, я очень хотел посмотреть на настоящих роботов, как они в футбол играют… как дерутся… Люди здесь тоже интересные… Но вот роботы, 3D-ручки – интереснее!» - говорит мой семилетний респондент Максим Петрашов из Ростова-на-Дону.
Беседовала Олеся Кранда
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи