Александра Гитман: «Сегодня очень велик риск потерять своё чадо на просторах интернета»
В преддверие нового учебного года издание «ЯСНО» разбиралось, может ли электронный друг помочь в обучении детей
Портал «ЯСНО» писал о недавнем исследовании учёных из университета Монреаля (Канада), которые наблюдали за геймерами и пришли к выводам, что у многих участников экспериментов происходило улучшение реакции и эпизодической памяти, но и значительно ухудшалась долговременная память.
Чтобы лучше понять, как компьютерные игры и длительное зависание в интернете влияет на детей и подростков, корреспондент «ЯСНО» встретился с Александрой Вольтовной Гитман, практикующим психологом, кандидатом педагогических наук, доцентом Кубанского государственного университета. Как понять, что ваш ребенок уже зависим от электронных устройств, в каком возрасте детям можно покупать телефон, как вернуть своё чадо в реальную жизнь – об этом и многом другом в эксклюзивном интервью портала «ЯСНО».
ЯСНО: Александра Вольтовна, каковы причины столь массового ухода детей в виртуальную жизнь, есть ли у этого процесса очевидные минусы и плюсы?
А. В.: Разве в самих гаджетах и компьютерным играх основная причина? Возникает вопрос к родителям: кто направляет поведение ваших детей в процессе их развития, на ком лежит ответственность по воспитанию вашего ребенка? Вряд ли кто-то согласится поручить столь важное дело неодушевлённому электронному устройству, пусть даже самой современной модели.
С другой стороны, гаджеты удобны современным родителям. Есть такая игрушка, с которой можно оставить ребёнка, на время забыть про него и заниматься своими важными, неотложными делами. Телефон - это средство связи, и без него не обойтись, но есть и привязанность взрослых людей к телефону такая, что они не могут от него оторваться и подают детям пример того, как нужно взаимодействовать с этим гаджетом. Когда ребенок видит маму или папу, погружённых в гаджет, это для него сигнал: мне туда же, там что-то такое, что очень увлекает самых моих близких людей - родителей. Они интересуются этим даже больше, чем мной, понимает ребёнок.
Часто можно наблюдать, как малыш обращается к родителям, а в ответ слышит: «Подожди, мне некогда. Я занят, минуточку!». Тогда для ребенка становится очевидным, что не он важен, а именно этот исключительный и любопытный предмет, стоящий на первом месте в жизни взрослых. Родители таким поведением демонстрируют именно это. Причина - в их образе жизни.
ЯСНО: Возможно ли устранить эту причину?
А. В.: Лишь отчасти, потому что мы живем в современном мире, и сейчас растёт поколение Z, рождённое после 2000-го, а это уже представители информационного обществасогласно классификации Уильяма Штрауса. Деться от гаджетов некуда. Необходимо искать баланс между воспитанием личности человека и объективными условиями жизни в мире, в котором их родители, даже молодые, не жили. Это было другое поколение - Y, а бабушки и дедушки современных детей - поколение X.
Детей, рождённых после 2000 года, называют «поколением памперсников» в том смысле, что им не надо было прилагать никаких усилий ни для чего, «расслабься и получай удовольствие!». Они это не выбирали, а уже родились в таких условиях. Задача родителей современных детей - помочь им вписаться, разобраться в ИТ-сфере, причём не с точки зрения технической: здесь дети дадут взрослым 100 очков вперёд. Этим малышам достаточно показать только одну кнопку «Включить», всё остальное они найдут сами. Вот когда предложить новую «игрушку», в какой обстановке, что с ней делать - здесь родители очень здорово могут повлиять. Как обращаться с гаджетом- это один из элементов общей культуры, который прививают родители.
Есть примеры, когда ребёнок в коляске, а ему дают для игры телефон/планшет, и полуторагодовалый малыш вполне может пальчиком листать странички и рассматривать картинки. А зачем, что это даёт? Ничего, кроме удовлетворения родительских амбиций. Чаще всего это происходит потому, что у родителей ценности смещены, и им удобно, чтобы так себя вёл ребенок. Ничего большего за этим не стоит.
Конечно, у гаджетов, есть и свои плюсы. Если речь идет об ожидании или о дальней поездке, а ребёнок требует постоянного внимания, то это оправдано. С помощью современных устройств он может посмотреть картинки или мультик.
Но тут снова оговорка: какие картинки, какой мультик? Если родители побеспокоились о том, чтобы в гаджете были специальные программы на данный возраст: пазлы, ребусы, познавательные ресурсы, тогда никто не будет против такого досуга, кроме врачей-офтальмологов. Они предупреждают о том, что смотреть в экран допустимо не больше 10-12 минут в день, если ребенок совсем маленький, и 20 минут, если ему уже исполнилось 5-6 лет. Причём это общее время, включающее в себя и просмотр телевизора.
Мы объективно имеем дело с таким информатизированным поколением, но никто не отменял главных родительских функций – ответственность за воспитание их малыша. Ребёнок может раздражать своих родителей, постоянно требуя внимания, так как он: а) живой, б) человек, в) другой человек. Вот почему перед тем, как заводить ребёнка, паре нужно осознать всю важность этого шага.
ЯСНО: Александра Вольтовна, к чему на практике приводит чрезмерное увлечение детей гаджетами?
А. В.: Неумеренное использование гаджетов ведёт к негативным последствиям:
Во-первых, бьют тревогу врачи. Окулисты, которые настаивают на жёстком ограничении по времени использования гаджетов.
Психологи говорят о том, что у детей недостаточно формируется навык общения. Если виртуальная реальность победит, то дети всю свою жизнь заменят на виртуальную, потому что это просто, приятно, ни к чему не обязывает. Одним кликом можно всё вырубить и прекратить. Это характерно для нашей эпохи так называемого постмодернизма. Люди все больше склоняются к получению удовольствия, теряют интерес к некоторым аспектам реальной жизни. Удовольствие и интерес - это разные вещи.
Гастроэнтерологи и эндокринологи сообщают о том, что если ребёнок много времени проводит, сидя за игрой, не ест вместе со всей семьёй, а таскает к себе перекусы (чипсы, гамбургеры, орешки), начинаются серьёзные сбои в системе здоровья. У него просто нет желания делать паузу, чтобы поесть полезный супчик вместе с родными. Ему удобно есть, не отрываясь от экрана. Отсутствие полноценного питания при сидячем образе жизни зачастую приводит к ожирению.
Логопеды отмечают задержку речевого развития у детей, чрезмерно увлеченных электронными игрушками.
Во-вторых, есть мнение о вреде электромагнитных излучений, особенно длянесформированного мозга маленькихдетей, но здесь нужны специальные исследования и статистика. Пока нет таких подробных данных, и, видимо, никто их нам не покажет. Здесь можно провести аналогию с вредными и полезными продуктами: то пишут, что нам одно полезно, потом все перечёркивают и говорят, что полезно совершенно другое. Никто не следит за чистотой эксперимента.
В-третьих, разрушаются семейные традиции совместного общения за столом, интересных занятий и прогулок. Семья хотя бы вечером должна собираться вместе, чтобы посмотреть друг на друга и узнать, кто чем живёт.
Отсутствие полноценного общения в семье может привести к отчуждению между родителями и детьми, особенно ближе к подростковому возрасту детей. В этот период и так появятся новые проблемы, а просиживание за компьютером только подстегнёт негативные процессы.
О чём можно разговаривать, если мама не в курсе последней компьютерной игры, да и папа тоже? Мама презрительно говорит: «Ну, что ты ерундой занимаешься, лучше бы книжку почитал!». А для ребёнка это совсем не ерунда! В 8 лет он ещё будет делиться с родителями, что ему нравится, а что нет. Родителю нужно хотя бы отчасти погрузиться в интересующую его ребёнка тему и с уважением относиться к его жизни. Тогда есть шанс, что и в 10 лет вас не устранят, а в 12 позволят что-то спросить и поделятся своими мыслями.
Если к маленькому человеку относятся свысока, пренебрежительно, то у него происходит отторжение близких людей. Нить, связывающая родных людей, становится настолько тонкой, что родители начинают бить в набат и обращаться к психологам. Это чаще всего уже подростковый возраст, потому что проблемы, заложенные в детстве, проявляются, когда ребенок становится школьником и особенно подростком. Тут уже многое сформировалось и сложилось, человек выбрал себе собственный образ жизни, и родители остались в другом мире. Они не входят в его ближний круг, не являются для него значимыми взрослыми. А что может быть печальнее, если родитель для своего ребёнка не является значимым взрослым? Теряется уважение к родным. Поскольку это место не пустует, то его занимает кто-то другой: человек из сети, «нехорошие» группы, виртуальные друзья. Детей, которые отдалились от родителей, в сети найдут другие люди. Это страшно, так как намерения таких виртуальных друзей часто ведут к негативным последствиям в жизни ребенка и даже к суициду.
В-четвертых, если дети с самого раннего детства подсаживаются на гаджеты, то у них неправильно развиваются процессы, связанные с познавательной и творческой активностью. Дети по природе своей - деятели, они всё познают в эксперименте: им нужно всё потрогать, попробовать. В реальной игре дети учатся выстраивать взаимоотношения, договариваться. В компьютерной игре это, как правило, не требуется: один клик, и ты уже король.
Навыки вербального общения, недостаточно развитые у юных любителей виртуального мира, можно наблюдать даже у некоторых студентов 1-2 курсов, которым сложно внятно и логично изложить суть проблемы. Чтобы вернуться к нулевой точке и начать прирост познавательной, творческой активности, нужны годы. Этого не сделать за неделю, потому что потребление с созиданием никак не связаны. А мы пришли в этот мир всё-таки что-то создавать. Дети 2000-х находятся в сложной ситуации уже по факту своего рождения в обществе потребления и постоянных удовольствий, когда вопросы, связанные с необходимостью изменения чего-то в жизни, не являются для них очевидными.
Например, определенная часть моих студентов считает, что если преподаватель задает вопрос, то их задача- максимально быстро найти ответ в интернете и выдать (прочитать) ему ответ. Ребята в полной уверенности, что это и есть учёба. Однако, так не формируются аналитические навыки, не происходит процесс присвоения знаний (а это и есть суть учения), наша совместная деятельность лишается смысла. Студенты недоумевают: «А что же ещё преподавателю нужно, кроме ответов из сети?». Для них не важен источник информации, так как отсутствует критическое мышление: «Получите ответ и оставьте меня в покое!».
ЯСНО: И кем же становятся такие представители поколения Z?
А. В.: Все чаще современные молодые люди стремятся стать фрилансерами, которые не очень дорожат местом работы. Они попытаются искать себя в профессиональном плане, но в большей мере будут нацелены на удовольствия. Если финансовые возможности не смогут удовлетворять его потребности, он скорее снизит свои потребности: сдаст квартиру, уедет на Гоа и будет там лежать под пальмой.
ЯСНО: Могут ли инновационные гаджеты позитивно влиять на подрастающее поколение?
А. В.: Да, конечно, у современных технологий есть и свои плюсы:
- временная занятость ребёнка при условии подбора развивающих программ.
- Компьютерные игры повышают самооценку подростка, что в реальной жизни ему порой бывает сделать сложно. Если он дошел до какого-то уровня в игре, то сразу становится уважаемым человеком.
- Знакомство с английским языком, пусть однобокое, но дети понимают, что он нужен. Есть коллективные компьютерные игры, когда ребята знакомятся с разными людьми и порой вынуждены общаться с ними на английском языке. Здесь, наверное, есть определенная польза. Хотя нужно помнить, что интернет дает возможность всем людям быть под масками. Этих масок может быть сколько угодно.Ребёнок это понимает (или вы должны ему это объяснить), так как он тоже выбирает себе нереальные ники и аватарки.
- Получение знаний и навыков с помощью ИТ-технологий. Никакое современное обучение в школе или вузе немыслимы без них. Это кладезь информации, только нужно указать верную тропу.
- Если игры – это не жестокие стрелялки, то они тренируют память и логику. Родители должны быть в курсе, чем увлекается их ребёнок и, может быть, предложить ему другую игру, например, стратегию. Есть международные соревнования, там не просто тренируется рука, но имышление.
У таких детей развивается не только моторика, но и быстрая мыслительная реакция.
- Существует возможность зарабатывать деньги в интернете или с помощью компьютерных игр. Однако, за нравственной составляющей такого способа заработка должны следить родители.
- Детям и взрослым гаджеты помогают сбросить агрессию и напряжение. Многие взрослые отмечают, что 1-1,5 часа «зависания» в сети помогают справиться с усталостью после работы, сбросить напряжение, забыть про проблемы реального мира.
Итак, есть плюсы и минусы использования гаджетов детьми разных возрастов. То, что интересно и необходимо подростку, совсем неприемлемо и небезопасно для маленького ребёнка.
ЯСНО: Поясните, пожалуйста, а как можно понять, что ваш ребёнок уже зависим от гаджетов или компьютерных игр?
А. В.: Существуют критерии такой зависимости. Когда ребёнку/подростку нужно только это, и если у него эту игрушку отнимают или пытаются переключить на что-то другое, то следует истерика, резкая агрессивная реакция. Родитель уже не нужен: «Уйди, отстань! Я сам знаю, что мне нужно!». Взрослые для него не авторитет, возможна даже физическая агрессия, направленная на родителя.
Задача родителей, которые сами покупают детям планшеты, телефоны и другие гаджеты, - создать баланс между разными сферами жизни, а, значит, и развития личности ребенка. Взрослым здесь поможет чувство меры.
Некоторые мамы говорят: «У меня двое (трое и т. д.) детей. Мне категорически не хватает времени. Я, конечно, их засаживаю за мультики, игры на 1,5 часа, чтобы в это время что-то сделать по дому». Однако, поскольку вы собирались быть мамой и это ваш ребенок, значит, дети - ваши помощники на кухне! Они что-то подают, смотрят, как вы готовите. Это трудно, многим проще и быстрее сделать самим, чем совместно с детьми. Родители говорят, что им некогда, негде взять на это время. Просто стоит выполнять многие дела вместе. Даже если ребёнок делает что-то хуже и медленнее вас, это ценный опыт для всех. Тем более что каждый малыш должен научиться обслуживать самого себя независимо от пола.
Есть и другая крайность. Родители, которые заявляют, что их дети всегда с ними. Например, поздно вечером они идут в ресторан и берут с собой совсем маленького ребёнка. Такая светская жизнь для психики малыша может быть опасна, тем более в этом возрасте ему важен режим дня. Главное - находить радость в общении со своим ребёнком, а не считать его обузой.
Достаточно циничные вещи я услышала от одной мамы двух дочерей, 8-ми и 11-ти лет: «Я выходила замуж без особой любви, потому что было нужно: мне 23, и все подруги уже замужем. Мне так захотелось родить двоих детей, чтобы все говорили: «Какая молодая мама, а у неё уже двое!». Я спросила, были ли ещё какие-то причины к рождению детей. Она ответила «нет». На сегодняшний день ей очень сильно мешают её собственные дети. Младшенькая растёт отличным манипулятором, а вот старшенькая «какая-то не такая...», потому что она недополучила любви от своей мамы.
Существует такой парадокс: дав ребёнку в руки гаджет, можно освободить время для себя, но позже выяснится, что подросток, порабощённый виртуальным миром, потребует еще больше внимания и сил своих родителей.
Сегодня очень велик риск потерять своё чадо на просторах интернета, поэтому усилий от родителей требуется ещё больше, чем это было вчера и позавчера. Нельзя думать, что какой-то гаджет воспитает вашего ребёнка лучше, чем вы сами. Держите при себе бразды правления в деле воспитания вашего ребенка.
По моим наблюдениям, многие современные родители - представители поколения Y, умные, думающие люди. Для большинства из них важны семейные ценности. В нашем обществе они сейчас есть. Многие родители озабочены поиском подходящих кружков, секций для ребёнка, чтобы максимально развить его способности. Это отлично, только если за всем не стоят родительские амбиции. Главное, чтобы это было на пользу детям и соответствовало их возможностям.
ЯСНО: Александра Вольтовна, надо ли ребёнку покупать телефон и в каком возрасте?
А. В.: В современных реалиях, когда ребёнок идёт в школу, возникает потребность в средствах связи: могут отменить уроки или ему нужно куда-то перемещаться. Здесь телефон действительно пригодится.
ЯСНО: А как преодолеть агрессию и истерики детей, глубоко увязших в гаджет-зависимости?
А. В.: Во-первых, стоит обратиться к психологу, потому что наверняка есть и сопутствующие проблемы. Скорее всего, это проблемы в общении, отсутствие или плохой контакт с окружающими. Необходимо сделать всё, чтобы ребёнок начал слышать родителей. Для начала можно попытаться отвлечь его внимание на что-то другое, что также доставляем ему удовольствие.
Ведь в виртуальном мире он получает удовольствие, и к другому не готов. Однако, даже это бывает сложно.
Можно считать первой маленькой победой, если вам удалось его просто оторвать от гаджета. Так постепенно учиться отрывать его от игр, предлагать что-то сделать вместе, и подросток начнёт вас слышать, но не сразу. На это может уйти пару лет, особенно если ему больше 10 лет.
По словам специалистов краевого наркологического диспансера, игровая зависимость - самый сложный вид зависимости. Если есть алко- или наркозависимость, сначала медики проводят детоксикацию организма, а затем к работе приступают психологи. А вот игроманию лечить очень сложно.
Отбирание и прятанье гаджетов ни к чему хорошему не приведут. Это эффективный способ, но на очень короткое время. Его можно применять для подростков лет 13, которые могут заиграться и забыть обо всем на свете.
Умные родители сначала предупреждают свое чадо о разумном времени его взаимодействия с гаджетом, а в случае нарушения договорённости применяют меры отключения устройств или их электропитания. Родители заключают своеобразный договор с подростком, совместно вводят такие правила жизни, с которыми дети соглашаются. Важно, чтобы оба, родитель и ребёнок, в такой момент находились в спокойном, адекватном состоянии. Тогда можно требовать исполненияэтих правил. Главная оговорка: родители не должны утратить свой авторитет в глазах подростка. Многих родителей мучает чувство вины, что в свое время они неправильно воспитывали своих детей. Нужно вовремя признать свою ошибку и начинать работать уже с той ситуацией, которая сложилась.
ЯСНО: Скажите, а до какого возраста можно еще перевоспитывать ребёнка?
А. В.: Нашему менталитету свойственно воспитывать и оберегать детей до их пенсии. В 12-14 лет должна произойти сепарация, т.е. психологическое отделение ребёнка от родителей. При этом контакт должен быть сохранен. Подросток уже осознаёт себя как личность, и такая сепарация позволит ему взять ответственность за свои поступки. Да, у него будут ошибки, но это его ошибки, и исправлять их он будет сам. Придёт к родителям за советом!
По моему мнению, очень правильно, особенно для мальчиков 13-14 лет, когда родители вместе с ними обсуждают, сколько лет и где лучше учиться подрастающему наследнику, когда он полностью возьмёт на себя ответственность за собственную жизнь. Юноше 16-ти лет вполне можно доверить взять ответственность за собственные поступки. Бесконечно оберегать и почти насильно пытаться осчастливить - самое плохое, что могут делать родители для своего взрослого чада. Подросток должен сам выбрать будущую профессию, место своей учёбы, хобби - свою жизнь. Пусть это будет его решение!
Беседовала Олеся Кранда
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~y5Rqb
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
ЗОЖ