Главная >> Общество и происшествия >> Андрей Баранов: На Кубани не хватает серьезного подхода к этнополитике

Андрей Баранов: На Кубани не хватает серьезного подхода к этнополитике

Андрей Баранов: На Кубани не хватает серьезного подхода к этнополитике

Доктор наук развенчал «Ясно» миф об анти-либеральной миграционной политике в Краснодарском крае

В конце февраля отмечается вторая годовщина с момента госпереворота на Украине. После событий на Майдане Кубань стала одним из основных регионов России, в который хлынули украинские беженцы, в результате чего в крае даже вводился режим ЧС.

Как сейчас обстоят дела с миграционными потоками? Какие наблюдаются тенденции и в чем власти, как говорится, есть куда расти? Об этом и другом информагентство «Ясно» поговорило с доктором политических и исторических наук, профессором кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета Андреем Барановым.

- Андрей Владимирович, прежний губернатор Александр Ткачев неоднократно заявлял, что мигранты вредны и опасны для Краснодарского края. Как Вы как эксперт можете оценить вред, нанесенный мигрантами Краснодарскому краю?

- Прежде всего, тогдашний губернатор говорил о незаконной и неконтролируемой миграции. По оценкам краевых юристов, на каждого легального переселенца приходится такое же количество нелегальных.

В 2015 году продолжались профилактические мероприятия по пресечению правонарушений в муниципальных образованиях края. Они по распоряжению губернатора края проводятся на постоянной основе. Сводные группы состоят из сотрудников УФМС России по краю, полицейских, казаков и представителей администраций.

Сотрудники УФМС по краю провели за 2015 год выявили более 56 тысяч административных правонарушений в миграционной сфере, в том числе – 17 тысяч по линии иммиграционного контроля и трудовой деятельности иностранцев и 1 тысячу по линии гражданства. Возбуждено 122 уголовных дела.

На последнем в 2015 году заседании ОКС 28 декабря А.А. Троценко сообщил о динамике выявления правонарушений миграционного законодательства. За 11 месяцев 2015 г. выявлено и привлечено к административной ответственности 16525 нарушителей миграционного законодательства.

В частности, краевой суд по апелляционному представлению прокурора рассмотрел уголовное дело в отношении участников преступной группы, которая почти 10 лет в Сочи занималась организацией незаконной миграции граждан Турции на территорию Российской Федерации. Создал преступную группу турок Карбуз Валид, получивший гражданство России. Карбуз осужден на 4 года условно с испытательным сроком 3 года и штрафом в 200 тысяч рублей, а участница группы Носова — на 3 года условно с испытательным сроком 3 года. Приговор вступил в законную силу.

Во-вторых, Краснодарский край – регион приграничный. В условиях растущих рисков военного конфликта с Турцией и Украиной, да и, не будем скрывать, в целом с НАТО, самонадеянно оставлять без контроля состав миграционных потоков. Выросла также опасность, что поток мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки перенаправится из Европы в Россию. Поэтому нам нужна не любая «рабочая сила», к чему призывают либеральные демографы А. Вишневский и Ж. Зайончковская, а политически лояльное и законопослушное население, которое знает государственный – русский язык и основы российской культуры, готово адаптироваться и интегрироваться в российское общество НА НАШИХ условиях. Разумеется, носителей экстремистских идей, правонарушителей надо в законных рамках не допускать на территорию РФ, а если они уже незаконно проникли и совершили свои противоправные деяния, - депортировать.

- В Краснодарском крае в 2015 году размещено 38 тысяч временных вынужденных переселенцев. За последние полтора года основной поток переселенцев шел с Украины, сейчас он пошел на спад?

- За январь-октябрь 2015 года в край прибыло 174 тысячи мигрантов, выбыло – 126 тысяч, что дало повышение миграционного прироста в сравнении с аналогичным периодом 2014 г. Из прибывших мигрантов 89 % - внутрироссийские, 10 % - зарубежные (из них 9 % граждан стран СНГ и 1 % граждан стран дальнего зарубежья). В сравнении с аналогичным периодом 2014 года умеренно снизился удельный вес внутрироссийских миграций и возрос – международных из стран СНГ, прежде всего – Украины.

Наибольшую миграционную нагрузку испытывают Сочи, Новороссийск, Краснодар, северные сельские районы (где размещаются беженцы из Донбасса), а также районы Черноморского побережья, где количество иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящих на учете, выше, чем в других муниципальных образованиях края.

Новым фактором миграционной ситуации является приток вынужденных переселенцев из Украины, нарастающий с весны 2014 года.

Значимость проблемы очевидна по тому, что именно граждане Украины составляют 93 % обратившихся в органы УФМС по краю за предоставлением временного убежища и статуса беженца. Для граждан Украины предусмотрена специальная процедура получения этих статусов. Получение статуса «временное убежище» занимает 3 дня, а раньше для этого требовалось 3 месяца. Распоряжением Правительства РФ увеличены квоты субъектам федерации на выдачу разрешений на временное проживание для иностранных граждан. На 2 тысячи человек увеличилась квота для Краснодарского края.

- Андрей Владимирович, а как научное сообщество оценивает ситуацию с мигрантами в нашем крае?

- Вопреки сложившимся стереотипам СМИ, миграционная политика в крае достаточно либеральна. За 2015 год отмечен значительный спад количества иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых в гражданство Российской Федерации. В частности, за минувший год отказано в виде на временное проживание 36 иностранцам и лицам без гражданства, аннулирован вид на временное проживание 61 человек, тогда как получили данный вид 13 тысяч человек.

- Органы власти активно работают в этом направлении, принимают программы и решения, но что, на Ваш взгляд, упущено в этой проблеме?

- Речь должна идти о финансировании масштабных социологических и конфликтологических исследований, об организации постоянного мониторинга тенденций этнических отношений, их прогнозирования и профессионального консультирования органов власти. Необходимо создать в структуре краевой и муниципальных администраций, представительных органов более влиятельные, чем сейчас, структурные подразделения, специализированные на этнополитике и сформированные из профессионалов.

Целесообразно ускорить разработку программы реализации в Краснодарском крае «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», что предписано указом президента РФ от 19 декабря 2012 года. В группу ее разработчиков должны войти не только юристы, но и этнологи, историки, психологи, политологи. Состав рабочей группы должен быть известен профессиональным научным сообществам.

Следует ускорить создание территориального управления Федерального агентства по делам национальностей Российской Федерации в Краснодарском крае, законодательно определив его функции, штат, финансирование.

Принцип равенства всех этнических общностей и индивидов эффективно может реализоваться в экстерриториальных формах. Нуждается в усиленном развитии институт экстерриториальной национально-культурной автономии. Необходимо коренным образом улучшить финансирование и организацию изучения русского языка в полиэтничных и миграционно привлекательных местностях.

Политические элиты региона и его муниципальных сообществ должны отражать в полной мере полиэтничный состав населения. Необходимо обеспечить баланс этнического представительства в органах власти края и местного самоуправления. Полезно воссоздание специализированных ведомств региональной исполнительной власти.

Значительные ресурсы следует направить на поддержку интернет-сайтов, противодействуя пропаганде сепаратизма и этнорелигиозного радикализма.

Вопросы – Полина Ракитина

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО».

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~17L6g

Версия для печати

Поделиться с друзьями