USD ЦБ 80.8883 EUR ЦБ 90.1117
Сейчас: 13-05-2025 22:31
Главная >> Новости >> Экономика >> «Магнит» меняет вкус: зачем гигант ритейла из Краснодара купил премиальную «Азбуку» из Москвы

«Магнит» меняет вкус: зачем гигант ритейла из Краснодара купил премиальную «Азбуку» из Москвы

«Магнит» меняет вкус: зачем гигант ритейла из Краснодара купил премиальную «Азбуку» из Москвы

«Магнит» меняет вкус: зачем гигант ритейла из Краснодара купил премиальную «Азбуку» из Москвы

Второй по величине игрок розничной торговли с Кубани решил открыть «новый фронт» против своего основного конкурента, вступив в борьбу за состоятельных покупателей.

Сделка по приобретению контрольного пакета в бизнесе премиальной сети «Азбука вкуса» стала наиболее амбициозным шагом «Магнита» за последние годы. 30 апреля пресс-служба компании официально подтвердила покупку контрольного пакета долей в уставном капитале ООО «Городской супермаркет», под управлением которого находятся магазины сегмента премиальной розницы в двух столицах.

Анонимный финансист из Краснодара отметил, что столица является ценным призом в борьбе крупнейших игроков рынка. И приобретение «Азбуки Вкуса» позволяет «Магниту», который традиционно слаб в Москве, занять премиальный сегмент, недоступный «Пятерочке». По его мнению, сделка выглядит логичной, если не окажется переплатой, но эксперт также предупредил о возможных скрытых рисках.

Покупка «Азбуки вкуса»: структура сделки и масштабы бизнеса

Сделка, которая еще должна получить одобрение ФАС, значительно расширит присутствие «Магнита» на российском рынке и откроет ему доступ к высокодоходному сегменту.

«Азбука вкуса» известна своим широким ассортиментом высококачественных продуктов, собственным производством и развитой онлайн-доставкой. В состав приобретаемых активов входят:

  • 171 магазин в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, включая супермаркеты «Азбука вкуса», минимаркеты «Азбука Daily», гипермаркеты «АВ Маркет» и винные магазины «Энотека»;
  •  пять фабрик-кухонь, выпускающих до 75 тонн продукции в сутки;
  •  три распределительных центра с общей площадью 47 тыс. кв. м.

Ранее интерес к «Азбуке вкуса» проявляли «Яндекс» и «Севергрупп» Алексея Мордашова, но предложение «Магнита» оказалось более выгодным.

Официальных комментариев от сторон по поводу суммы сделки так и не последовало. Однако, по оценкам журналистов, она может составлять в районе 30–35 млрд рублей, при годовой выручке приобретаемой компании около 100 млрд.

Напомним, что сам «Магнит» в 2024 году увеличил выручку на 19,6%, до 3,04 трлн рублей. Основную долю выручки генерируют магазины у дома «Магнит» — 2,08 трлн. Еще 326,3 млрд дали магазины «Дикси»; 266,6 млрд — супермаркеты; а дрогери-магазины — 226,9 млрд.

Краснодарский «Магнит» приобретает» московскую «Азбуку»: новый вкус, старые вызовы

— Покупка «Азбуки вкуса» дает нам возможность заметно усилить рыночные позиции в Москве и выйти в принципиально новый для нас сегмент премиальной розницы, — заявил генеральный директор ПАО «Магнит» Евгений Случевский.

Он также подчеркнул, что ключевое преимущество сети — сегмент готовой еды, экспертиза в котором позволит улучшить и расширить ассортимент «Магнита» в наиболее динамично развивающемся секторе розничной торговли.

Как отмечает в комментарии для ЯСНО анонимный финансист, «Азбука вкуса» — бренд с высокой узнаваемостью, сильной позицией в сегменте готовых блюд и устойчивой маржой. Более 20% выручки приходится на продукцию собственного производства. Это открывает перед «Магнитом» двери в более дорогую нишу и позволяет разнообразить экосистему покупательских сценариев.

— Это бизнес с лояльной аудиторией и хорошей наценкой. Если его купили за 30 млрд и частично акциями — отлично. Но если за 70 млрд — значит, переплатили, — делится инвестор, обращающий внимание на закрытые детали сделки.

По его словам, одна из возможных целей покупки — масштабирование формата премиальной сети за пределами столиц.

— Возможно, они хотят масштабировать этот формат в городах-миллионниках — Питере, Екатеринбурге, Краснодаре и т.д. Но там уже есть свои аналоги. К примеру, на Кубани — «Табрис», который здесь сильнее «Азбуки». Так что на этом направлении возможны сложности, — замечает собеседник.

Главные риски «Магнита»: долги и долгосрочная неразбериха

По мнению эксперта, несмотря на стратегическую логику, сделка сопряжена с рядом серьёзных рисков.

Во-первых, долговая нагрузка «Магнита» уже превышает 250 млрд рублей. Во-вторых, ключевая ставка остаётся высокой, и любое дополнительное кредитование обходится компании дорого.

— У «Магнита» и так долг выше 250 млрд. При нынешней значительной ставке обслуживание съедает огромные деньги. Если добавят еще кредитов под «Азбуку» — риски вырастут. Хотя банки им точно не дадут упасть: слишком большая система», — поясняет эксперт.

В-третьих, по мнению эксперта, продолжается стагнация основного бизнеса. Финансист считает, что магазины «у дома» уже семь лет не демонстрируют роста трафика, несмотря на реновации и открытие новых точек. На фоне активного обновления «Пятёрочки», «Магнит» проигрывает даже в визуальной привлекательности, делится своим мнением финансит.

— На мой взгляд, у них кризис идентичности: в корпорации не понимают, как конкурировать в сегменте, являющимся основным источником прибыли. Причем, проблемы у ритейлера начались еще во времена руководства Сергея Галицкого.

И наконец, еще один риск — распыление ресурсов, считает визави ЯСНО. Сразу несколько векторов развития — от маркетплейса до премиальных форматов — могут привести к тому, что компания потеряет фокус.

— Они лезут сразу во все: маркетплейс Kazan Express, «Азбука Вкуса», аптечная сеть, переделка «Дикси». Базовая отрасль — магазины у дома при этом стагнируют. А даже новые торговые точки, на мой взгляд, могут проигрывать находящимся по соседству «пятерочкам», не только по качеству продуктов, но и по визуальному оформлению пространства. Клиенты уходят — и это главная угроза, — предупреждает инвестор. 

Покупка «Азбуки вкуса»: игра на опережение «Магнита»

Сделка с «Азбукой вкуса» укрепляет позиции «Магнита» в крупнейшем потребительском регионе страны и позволяет зайти в сегмент, который до сих пор оставался вне его охвата. А это даст сети стабильный источник прибыли. Если интеграция будет успешной, и при этом компания справится с долговой нагрузкой и наведёт порядок в основной рознице — «Магнит» получит важное стратегическое преимущество.

Визави ЯСНО резюмирует, что сегодня рынок ритейла в России уже фактически поделен между «Магнитом», «Пятерочкой» и «Лентой». А остальные игроки, вероятно, будут поглощены. Однако, по его словам, если «Магнит» не приведет в порядок свой основной бизнес, даже удачные приобретения не смогут его спасти от стратегических проблем.

Дмитрий Мирошников

 

 

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~TAX7F

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Торговля / Бизнес / Аналитика / Краснодар