Краснодарский край смотрит в сторону Азии: кубанские предприятия всё смелее выходят на внешний рынок
Как попасть на «экономический поезд» по маршруту Кубань — Азиатский рынок и добиться успеха
Какая кубанская продукция востребована на азиатском рынке и на какую помощь от экспертов и государственную поддержку в Краснодарском крае можно рассчитывать, порталу «ЯСНО» рассказал руководитель отделения Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) в Краснодарском крае, эксперт по внешнеэкономической деятельности, профессиональный китаист Екатерина Балашова.
«Поведение на рынке в Европе и Азии различаются радикально»
— Екатерина Александровна, в связи с известными событиями российским и в частности кубанским производителям-экспортерам пришлось быстро перестраиваться на азиатские рынки. Что именно больше всего интересует азиатского покупателя?
— Что касается интереса к России и к Югу нашей страны в частности, то сейчас во всем мире ажиотаж по поводу наших продуктов питания — зерновых, зерно-бобовых, масел растительных, продуктов животного происхождения, молочной продукции и т.д.
— С какими странами уже работает сегодня Российско-Азиатский союз промышленников и предпринимателей и отечественный производитель? И какие еще страны сегодня являются или могут стать ключевыми партнерами для кубанских компаний?
— Если говорить о Российско-Азиатском союзе промышленников и предпринимателей, то это некоммерческая организация. В составе Союза сейчас 43 региона и мы планируем в ближайшее время увеличить это число до 48. Что касается стран-партнеров, то мы ведем в основном деятельность с Китаем. Это связано с тем, что у нас уже 25 лет совместной внешнеэкономической деятельности, дружбы и торговли с этой страной.
С Китаем у нас накоплен наибольший опыт из всех стран Юго-Восточной Азии и, скажем так, мы друг про друга все знаем, что сильно облегчает нам взаимодействие. С другими странами региона у нас огромный потенциал, который пока не раскрыт и это наша точка роста, сфера деятельности и задача на ближайшее время. Нам очень нтересны Вьетнам, Малайзия, Камбоджа, Индонезия, Сингапур, а также страны Африки и страны МENA (Ближний Восток и Северная Африка — прим. «ЯСНО»). Но пока с ними у нас пока нет такого большого опыта, как с Китаем.
Если говорить о Краснодарском крае, то региону интересен ряд стран. Это и Белоруссия, как аграрный регион и партнер по поставкам сельскохозяйственной техники и технологий обработки. Это и Египет в силу его географической близости. Это и Индия в части консервации овощей и фруктов и совместному сбыту. Это и страны МЕNА близкие к нам по расположению, удобные в логистике и схожие по уровню жизни. Это африканские страны.
Прошедший недавно в Санкт-Петербурге саммит африканский стран показал колоссальный взаимный интерес. И, конечно, это страны Юго-Восточной Азии помимо Китая.
— Российские и кубанские производители десятки лет были ориентированы на западный рынок. Азиатский — имеет свои особенности, порой радикально отличающиеся от западных. Какие нюансы надо учитывать?
— Конечно, рынок Кубани и Юга России был традиционно ориентирован на Запад — их потребителя, их менеджмент и требования к продукту. И, подходя с этим к рынку Юго-Восточной Азии, мы рискуем потерять всё. Потому что, мировоззрение, восприятие мира, потребительские привычки, маркетинг и представление о рынке в целом и поведении на нем в Европе и Азии различаются радикально.
И, конечно, надо разобраться в требованиях китайского потребителя, адаптировать свой товар. Там нам составляют конкуренцию страны Латинской Америки, в ряде случаев индийские производители, а также местные производители и соседние с Китаем страны. Рынок Китая — это самый высококонкурентный рынок нашей планеты.
Сейчас все ведущие мировые компании и холдинги, транснациональные корпорации борются за китайского потребителя мощью всех своих маркетинговых бюджетов и силами своих лучших специалистов. Поэтому вход на этот рынок дорогой.
Этот путь начинать стоит, пожалуй, с изучения этого самого рынка. Его особенностей, менталитета, потребительского спроса, государственных ограничений на тот или иной товар. Это поможет кубанскому предпринимателю и производителю понять, где его товар пользуется наибольшим спросом. И тут стоит осознавать — если вы хотите выйти на рынок Юго-Восточной Азии, то вы должны на все сто процентов соответствовать требованиям потребителя.
«Сейчас невероятное количество мер господдержки для внешнеэкономической деятельности»
— Какие трудности могут встать на пути кубанского производителя, желающего выйти на китайский и азиатский рынки?
— Есть ряд объективных трудностей, с которыми компаниям предстоит столкнуться. Для кубанских компаний сложность номер один — это низкая осведомленность, низкая квалификация во внешнеэкономической деятельности. Со своей стороны мы проводим тренинги по повышению квалификации персонала, тренинги для собственников предприятий, позволяющие им принимать решения в условиях высокой турбулентности.
Но это маленький процент, и пока наши предприниматели не очень понимают ценность информации и навыков по ведению внешнеэкономической деятельности. Я бы хотела порекомендовать компаниям и предпринимателям, которые планируют выход на внешние рынки, пройти обучение, например, в рамках программ Центра поддержки экспорта Краснодарского края или на базе краснодарского центра развития предпринимательства «Платформа».
Это существенно снизит риски наших предприятий потерять свои активы и средства, вложенные во внешнеэкономическую деятельность и существенно повышает шансы выстроить эффективное взаимодействие и действительно начать зарабатывать на внешних рынках. У нас на Кубани есть для этого перспективы, созданы все условия, сложились все обстоятельства.
— Много ли примеров по выходу кубанских предприятий на азиатские рынки, скажем так, не в совсем традиционных для Кубани отраслях?
— Пока сложно сказать — кубанские производители еще в стадии налаживания взаимодействия. Но, мы же производим не только сельскохозяйственную продукцию. У нас есть и технологические разработки, которые пока еще не получили интерес на внутреннем рынке. Например, я знаю кубанскую компанию, которая разрабатывает в Сингапуре одну из составляющих правительственного проекта умного города.
— По вашему опыту, насколько достаточно государственных мер поддержки для кубанских предприятий, нацеленных на поставку своей продукции на внешние рынки? И насколько эти меры действенны?
— Сейчас какое-то невероятное количество мер господдержки для внешнеэкономической деятельности и ведения бизнеса вообще. Такого не было до пандемии и в пандемию тоже.
Существует несколько ярусов поддержки внешнеэкономической деятельности. На федеральном уровне это Российский экспортный центр, который проводит обучение по всей стране. На региональном уровне это
Поверьте мне — я езжу по стране, провожу тренинги и сталкиваюсь с представители разных центров поддержки экспорта в регионах. И наш Центр поддержки экспорта отрабатывает свой хлеб на двести процентов. Он организует участие предприятий Краснодарского края в бизнес-миссиях, организует совместные стенды на различных ярмарках, обеспечивает выход на цифровые торговые площадки разных стран, сопровождает написание контрактов, перевод контрактов, правовые вопросы, его специалисты помогают с экспортной статистикой и т.д.
Есть и конкретная адресная поддержка
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Экономика Кубани / Макроэкономика / Краснодар / Интервью / Мир