Молочный ценопад: чем грозит снижение закупочных цен на молоко в России

Эксперты поспорили о возможности картельного сговора как причины кризиса на молочном рынке, который грозит забоем животных
В Краснодарском крае к 2030 году производство молока увеличат до 2,1 млн тонн в год. Такие планы в очередной раз подтвердил губернатор Вениамин Кондратьев. Вот только отрасль уже сейчас испытывает серьезные причины с профицитом продукта, что уже ударило по доходам его производителей. В чем причина падения закупочных цен на молоко? Какую роль в этом процессе сыграли поставки из Белоруссии? И уместно ли в данной ситуации говорить о картельном сговоре? На этот вопрос «ЯСНО» ответили отраслевые эксперты .
Молоко и цены: кубанские фермеры бьют тревогу
Краснодарский край стал еще одним регионом России, в котором производители молока столкнулись со снижением цен.
О проблемах с реализацией этого продукта в середине марта рассказали жители посёлка Восход, слова которых приводятся в
По словам фермера Оксаны Кравчук, местные производители вынуждены работать с перекупщиками. Для работы напрямую с заводами необходимо открыть ИП и собирать со всего поселка не менее 3-х тонн сырья. Однако из-за небольших объемов фермеры не имеют такой возможности, и им приходится обращаться к посредникам, которые в последнее время устанавливают низкие цены.
Недавно закупочная цена на молоко понизилась до 27 рублей за литр. Однако на прилавке магазина пакет молока уже стоит не меньше 80 рублей. Но посредники все равно отказываются приобретать молоко у фермеров, мотивируя отказ тем, что заводам выгоднее покупать белорусское сырьё, чем кубанское.
— Такая ситуация сложилась не только в нашем посёлке, но и в других районах края. Тысячи людей, которые живут в сельской местности, сталкиваются с подобной проблемой. Заводы не хотят принимать наше молоко, — рассказала Кравчук журналистам.
Схожие проблемы испытывают и производители из других регионов. Так, ранее о падении закупочных цен сообщали журналисты из Татарстана, Курганской и Кировской областей, Ставропольского края и ряда других регионов.
Закупочные цены на молоко: независимые фермеры как «слабое звено»
По оценке экономиста и блогера Романа Иноземцева, первыми под удар попали мелкие производители из ЛПХ. Причина простая — качество молока у них зачастую ниже, чем у более крупных хозяйств, просто в силу того, что в личных хозяйствах люди не всегда знают, как грамотно заниматься скотоводством.
— Они им занимаются в силу привычки, никакого профильного образования там нет и потому с их молоком всегда проблемы. Но нам нужны как крупные, так и мелкие хозяйства. Консолидация отрасли в крупных хозяйствах приведет к монополизации рынка, реальным картелям и моральному азарту руководителей, когда государство будет вынуждено спасать тот или иной банкротящийся агрохолдинг, — добавляет экономист.
По его оценке, если в 2021 году в России в среднем молоко закупалось в районе 28-30 рублей за литр, то сейчас цены стремятся к 22-26. При этом на Кубани цены только начинают снижаться.
— Пока у нас в крае закупочная цена на молоко в среднем снизилась на 60 копеек. Это неприятно на фоне общего роста цен. А учитывая, что ни Краснодарский край, ни Россия полностью себя своим молоком не обеспечивают, то сейчас местные производители находятся в недоумении, — комментирует ситуацию член губернаторского Совета по правам человека, представитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Сергей Коваленко.
По мнению Романа Иноземцева, складывающая ситуация является серьезной угрозой для всех фермеров: как для мелких, так и для крупных.
— Насколько мне известно, в Татарстане уже начинают забивать молочный скот, а ведь это зачастую высокопродуктивные породы, которые импортировались из ЕС и стоят очень больших денег. Ситуация вполне может повториться и у нас, — акцентирует экономист.
Падение закупочных цен на молоко: сезонный фактор
По просьбе «ЯСНО» ситуацию с производством и реализацией молока в крае прокомментировали в региональном Министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Представители министерства отметили, что вопрос ценообразования не находится в их компетенции. Однако, там не исключают, что одной из основных причин происходящего может являться сезонный фактор и ситуация в дальнейшем может измениться.
— Спрос на молочную продукцию упал в связи со снижением покупательской способности и Великим постом. По этой причине молокоперерабатывающие комбинаты снизили объёмы закупки сырья, — акцентируют в краевом министерстве.
— Мы понимаем, что сезонный фактор играет свою роль. Но, наверное, он не ключевой, — делится председатель комиссии по вопросам развития агропромышленного сектора Общественной палаты Краснодарского края Антон Коновалов.
Падение закупочных цен на молоко: санкционный удар
Впрочем, представители индустрии считают, что ситуация может быть связана с другими причинами. Еще в конце января участники XIV съезда Национального союза производителей молока («Союзмолоко») обращали внимание, что потребление молочной продукции в РФ в 2022 году сократилось, а запасы на предприятиях в конце прошлого года выросли.
Как заявил на съезде генеральный директор союза Артем Белов, снижение спроса является одним из основных вызовов, с которым отрасль будет сталкиваться в ближайшие годы.
С тем, что падение закупочной цены на молоко является неизбежным следствием профицита в стране, согласен и кубанский экономист и блогер Роман Иноземцев.
— В молочной отрасли складывается очень непростая ситуация. С началом СВО и введением санкций против России и Белоруссии, у наших молочников резко упали заявки на отгрузку. Во-первых, потому, что наш рынок начал компенсировать белорусским производителям выпавшие объемы Европы. Во-вторых, потому, что санкции сильно осложнили экспорт. В результате на рынке образовался профицит молока и если в былые годы молокозаводы за сырье дрались, то сейчас оно становится ненужным, и его отбраковывают при малейшем несоответствии нормативам, — делится с «ЯСНО» эксперт.
Молочные реки из Белоруссии
По словам фермера Оксаны Кравчук, кубанские производители склонны считать, что одна из причин нынешнего кризиса – серьезное влияние Белоруссии на российский молочный рынок. Напомним, что эта страна, фактически находящаяся с РФ в едином экономическом пространстве, предыдущие годы увеличивала поставки молочной продукции.
А в марте 2023-го белорусский Минсельхоз еще больше снизил минимальные цены на молоко для России. Данную меру власти страны объясняли поддержкой экономики республики.
По оценкам «Союзмолока», в 2022 году импорт в Россию составил 6,2 млн тонн. Из них на белорусскую продукцию приходится 83%, говорит гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев. А общее потребление молочной продукции в России в 2022 году оценивается в 29,5 млн тонн.
— По имеющимся в отрасли оценкам можно сделать вывод: Белоруссия не производит столько молока, сколько она поставляет в Россию. Там количество дойного стада и возможных объемов производства не стыкуется с объемами поставок в Россию. Такая же ситуация по некоторым другим позициям. Можно вспомнить пресловутые «белорусские креветки», – делится Сергей Коваленко, напоминая, что уже долгие годы из этой страны к нам завозится большой объем продукции, на европейские аналоги которой наложены санкции.
В то же время, эксперт считает, что экспорт молока из Беларуси сейчас сопоставим с предыдущими годами. И говорить о его серьёзном скачке неверно.
— Возможно, здесь есть какие-то нелегальные вещи. Например, реэкспорт. Тогда в вопросе должна разбираться таможенные служба. Напомню, что Белоруссия входит в Союзный договор с Россией. У нас действует ЕврАзЭС, единое экономическое пространство. Понятно, что как бы не договаривались госорганы, всегда найдутся дельцы, готовые обойти законные механизмы и заработать денег. Однако чтобы утверждать, что это влияет на рынок Кубани и России — нужны конкретные доказательства. Пока их нет, — подчеркивает Антон Коновалов.
Падение закупочных цен на молоко: есть ли картельный сговор
Впрочем, Антон Коновалов не исключает, что мы сталкиваемся с ситуацией, когда некоторые поставщики поставляют на молокозаводы свою продукцию, однако занимаются демпингом.
— У нас закупочные цены определяют молокозаводы. Между собой они достаточно хорошо коммуницируют. Поэтому искать внешние причины в этой ситуации не стоит. В магазинах значительного снижения цены на продукцию не наблюдается. А сами производители говорят о возможности картельного сговора. Но пока это просто предположение, — делится своим мнением Сергей Коваленко.
С этой точкой зрения не согласен Роман Иноземцев:
— Молочников тоже можно понять. Они все работают с очень низкой рентабельностью из-за потерь, так как реализуемый товар является скоропортящимся и к нему предъявляются высокие требования. Поэтому разговоры о «картельном сговоре» несправедливы: когда у аграриев росли издержки, они очень организованно продавливали повышение цены, совершенно справедливо говоря о росте цен на то же сено. Теперь издержки растут у молокозаводов, которым тоже нужно как-то выкручиваться, — отмечает эксперт.
Антон Коновалов считает, что чисто гипотетически существование картельного сговора допустить можно, однако пока нет каких-либо факторов, указывающих на это. Закупочные цены на молоко в разных регионах страны находятся на разном уровне.
— Здесь, наверное, не прямой сговор, а «улавливание трендов». Владельцы молокозаводов держат «руку на пульсе» и в условиях начавшегося снижения цен присоединяются к этому «по цепочке».
Падение закупочных цен на молоко: выход из ситуации
По мнению Сергея Коваленко, в перспективе решить проблему можно более активным таможенным регулированием, а также увеличением субсидий для региональных производителей. Однако практика показывает, что это достаточно инерционные процессы, эффект от которых будет отложен. Поэтому исправить ситуацию в короткие сроки не удастся.
— У нас падение закупочных цен происходит периодически. Поэтому, чтобы нивелировать негативный эффект — необходимо сделать субсидии для производителей более гибкими, чтобы они быстрее начинали работать. Пока же поступающая из бюджета помощь должна пройти согласование в Правительстве РФ, и обычно приходит с определенным запозданием.
Также, Сергей Коваленко предлагает стимулировать молочное производство через контроль цен.
— Кроме того, небольшие хозяйства могут объединяться в кооперативы и заниматься переработкой молока. Позитивные примеры у нас в крае есть.
По мнению Романа Иноземцева, для решения проблемы необходимо продолжение субсидирования, а также повышение производительности труда и эффективности работы предприятий отрасли, что может снизить размер издержек и повысить конгруэнтность продукции. И прежде всего – для КФХ.
— Это особо актуально для аграриев, многие из которых скупятся на зарплату специалистов и за это платят многократно в виде падежа скота от «неизвестных» болезней. Коль скоро эти люди привыкли выпрашивать деньги у государства, оно должно контролировать насыщенность производства специалистами и достойную оплату их труда. Нашим молочникам также не помешал бы аудит эффективности. Благо, в стране реализуется нацпроект "Производительность труда".
Кроме того, экономист считает, что молокозаводы в сложившейся ситуации нуждаются в оптимизации производства.
— Все они закупают и используют сухое молоко, которое нужно для выравнивания показателей продукции. При этом сушилки для молока имеют единицы. А это — отличный способ утилизации излишков и экономия на сторонних закупках. Сухое молоко отлично подходит для экспорта: долго хранится, простое, не имеет культурных особенностей. Просто молочники привыкли пускать молоко в переработку по второму разу. И, что называется, не парятся.
«Не париться» уже не выйдет
Сергей Коваленко и Роман Иноземцев сходятся в необходимости большей активизации действий российских властей для экспорта отечественной молочной продукции в дружественные и нейтральные страны.
— Необходимо выходить на новые зарубежные рынки стран и расширять присутствие на существующих. Эту задачу без государства не решить, — подчеркивает Роман Иноземцев.
По словам эксперта, здесь нужны активная работа торгпредставительств, исследования рынков, адаптация продукции под культурные особенности и регламенты той или иной страны.
— Я считаю, что для начала необходимо более глубоко разобраться в вопросе. Пока жалобы от фермеров к нам не поступали. Если такое обращение придет в Общественную палату края, то наша комиссия возьмет ситуацию на контроль и посмотрит глубже, в корень проблемы, — подчеркивает Антон Коновалов.
Общественник напомнил, что у Палаты есть широкий инструментарий и опыт для решения проблем. И что палата готова работать с фермерами, когда они изложат свои аргументы.
Дмитрий Мирошников
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~CfSRs
Поделиться с друзьями
Материалы по теме: Сельское хозяйство / Краснодарский край