Главная >> Экономика >> Как регионы Юга России справляются с кризисом: ситуация сложная, но лучше чем ожидалось

Как регионы Юга России справляются с кризисом: ситуация сложная, но лучше чем ожидалось

Как регионы Юга России справляются с кризисом: ситуация сложная, но лучше чем ожидалось коллаж "ЯСНО"

Как регионы Юга России справляются с кризисом: ситуация сложная, но лучше чем ожидалось

Эксперты «ЯСНО» оценили социально-экономическое положение регионов ЮФО

Вот уже более трех месяцев продолжается военная спецоперация российских сил на Украине. Однако борьба сегодня ведется не только там. Ведь с конца февраля Запад развязал масштабную экономическую войну против России. О том, как ее последствия переживают регионы прифронтового Южного федерального округа, с какими проблемами столкнулись, и как их решают местные власти – читайте в аналитическом материале «ЯСНО».

Регионы ЮФО во время спецоперации: на особом положении

Регионы Южного федерального округа играют крайне значимую роль для всей страны. Здесь (а также в соседнем Ставрополье) производится основная часть российских сельхозпродуктов (от зерна до вина). Здесь же расположены многие логистические маршруты, включая газо- и нефтепроводы. А Новороссийск и Ростов-на-Дону являются ключевыми портами Юга, через которые в страну завозится значительная часть товара и экспортируется огромный объем ресурсов. Кроме того, курорты Кубани и Крыма являются основными местами летнего отдыха для россиян. А активное строительство в столицах ЮФО стало основным из драйверов роста для отрасли в целом.

Беспрецедентные западные санкции и издержки военной операции нанесли ощутимый удар по экономике регионов Юга и будут иметь отложенные последствия.

Только недавно страны ЕС согласовали принятие 6-го санкционного пакета, в рамках которого под удар попали нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия юга, экспортирующие нефть морским путем.

Впрочем, последствия санкций регионы ЮФО стали ощущать сразу после начала военного противостояния России и Запада на Украине.

Так, с началом спецоперации была приостановлена работа всех аэропортов округа, за исключением воздушной гавани Сочи. Это поставило под удар благополучие целого ряда курортов в регионах ЮФО, транспортная доступность к которым серьезно ухудшилась. Решать проблему пришлось лично президенту Владимиру Путину, по требованию которого на юг было увеличено число поездов.

Кроме того, в регионе приостановили работу многие предприятия, принадлежавшие западным корпорациям. Это тоже ухудшило ситуацию, как и общий масштабный рост цен, который Юг пережил вместе с остальной Россией.

Регионы Юга России: лучше, чем ожидалось

В то же время, ситуация оказалась значительно лучше, чем предсказывали эксперты.

– Стоит отметить, что в конце февраля и марте мы услышали много апокалиптических сценариев о перспективах России и Юга после введения санкций и отмены SWIFT. Однако ни один из них так и не реализовался. Ситуация оказалась не столь кошмарной, как можно было ожидать, – рассказывает в комментарии для «ЯСНО» политический эксперт, колумнист ряда федеральных порталов (РИА Новости, ФАН и др.) Владимир Джаралла.

По его словам, это обусловлено целым рядом причин, которые разнятся от региона к региону.

– Однако на микроуровне мы видим негативные тренды для всех регионов. Это рост цен и одновременно замершие доходы, что наиболее ярко проявляется в бюджетной сфере. Это сдерживает рост спроса со стороны значительной части потребителей. При этом в «серой зоне», в которой задействовано большое число жителей Юга, многие работники испытывают трудности в получении платы за свой труд. Повсеместно происходят задержки, а также невыплаты там, где деловые отношения не оформлены договорами. И это негативно отражается на настроениях граждан и спросе. Что касается легальной зоны, то мы можем наблюдать учащение случаев отстаивания работниками частных компаний своих прав. Забастовки и столкновения принуждают работодателей решать проблемы, – добавляет эксперт.

Владимир Джаралла

Также по его словам, в сложной ситуации оказалась строительная отрасль, бывшая драйвером роста для многих регионов Юга. Однако последствия кризиса в ней станут серьезно ощущаться к концу года.

– Пока что на рынке продолжает действовать инерция предшествующего периода с высоким спросом и доступностью кредитования. Но с марта мы наблюдаем сокращение спроса и заявок на ипотеку, доступность которой уменьшилась. А также сокращение финансирования строек. Все эти факторы имеют отложенный эффект и уже осенью могут привести к кризисным ситуациям в отрасли.

Устойчивость казачьих центров в ЮФО

Владимир Джаралла отмечает, что наиболее хорошая ситуация оказалась в Ростовской области, Краснодарском крае, а также в примыкающем к ним Ставрополье, которое хоть и не входит в ЮФО, однако напоминает соседей по структуре экономики и долгосрочным трендам.

– Примечательно, что все три субъекта специализируются на туризме, логистике и строительстве. Однако главной опорой в кризис здесь оказалось реальное производство, а также морская и сухопутная логистика. Конечно, регион номер один здесь - это Краснодарский край. Все, что связано с сельским хозяйством, промышленностью и перевозками, являются факторами экономической устойчивости. По этим показателям для 3-х регионов не наблюдается падения, а в ряде сегментов наоборот идет рост, как с международной торговлей зерном и портовым хозяйством. Очевидно, что флагманы отраслей оказались не подвержены краткосрочному влиянию. А правительственная финансовая политика позволила купировать финансовые риски, что позитивно сказалось не только на отраслях, но и на устойчивости экономической системы регионов, – рассказывает эксперт.

По словам эксперта, Краснодарский край также выделяется мощной перерабатывающей базой в АПК, что помогает региону вывести производство на следующий уровень и заместить продовольственные товары уходящих западных компаний. Это требует и большого объема рабочих рук и увеличения производственных площадей, что в перспективе может позволить выйти на внешние рынки.

Для Ростовской области негативным фактором является близость боевых действий. Однако это же отразилось на бурном развитии топливно-энергетического комплекса в регионе и увеличении значимости местной портовой инфраструктуры.

На макроэкономическом уровне эти регионы имеют благоприятные данные для дальнейшего роста.

Таврическая «загогулина»

Особенная ситуация сейчас наблюдается в Крыму и Севастополе

– Это два крупных региона с развитой аграрной, промышленной и туристической инфраструктурой. Однако со времен вхождения в состав России они продолжают критически зависеть от федеральных трансфертов. В том же Крыму можно было перейти к активному развитию производства. Особенно с учетом решения проблем с логистической инфраструктурой. Но руководство республик концентрируется не на стратегическом развитии, а на иных вопросах. Поэтому именно размеры бюджетных трансферов определяют здесь общую ситуацию, – сетует Владимир Джаралла.

Эксперт отмечает, что по сравнению с другими регионами Юга в Крыму повышена доля бюджетников, благодаря чему на полуострове сохраняется определенная стабильность в получении доходов. В то же время, в условиях кризиса для государства приходится изыскивать ресурсы на кормление полуострова, так и не перешедшего на «самоокупаемость».

– На этом фоне значительно выделяется Севастополь своим более высоким уровнем экономического развития и медианными доходами граждан. Сейчас власти города обсуждают задачу по его расширению за счет степной зоны, – отмечает Владимир Джаралла.

По его словам, проходящая спецоперация косвенно влияет на ситуацию на полуострове, который, как и Дон стал де-факто прифронтовой территорией. Однако переход под контроль России АЭС в Запорожской области и части Днепра уже в следующем году должен снять проблему с недостатком воды и энергодефицита, что серьезно облегчит жизнь обитателей полуострова и должно дать дополнительный импульс развитию Севастополя и Крыма.

– Пока же пошедшая с Херсонской области продукция привела к снижению цен на продуктовых рынках и в магазинах при сохранении или даже улучшении их качества, – делится эксперт.

Кавказская специфика во время кризиса 2022

Владимир Джаралла подчеркивает, что в нынешней ситуации сложнее всего пришлось дотационными регионами Юга, которые не обладают географическими и экономическими преимуществами Крыма.

– В качестве примера можно привести Адыгею. Это в значительной степени дотационный регион, в значительной степени живущий за счет связей с соседним Краснодарским краем. А главными местными драйверами роста являются сельское хозяйство и туризм. Однако последний сохраняет сезонную основу и в значительной степени развит как локальный бизнес, с присущими этому недостатками. А создание масштабного горнолыжного курорта Лаго-Наки должно стартовать только в 2023-м. Пока же курорты Адыгеи стали менее доступны для иногородних туристов из-за закрытия аэропорта Краснодар, – отмечает эксперт.

В нынешней ситуации в республике под тяжелый удар попали бюджетники, столкнувшиеся с ростом цен при замораживании зарплат. Однако они хотя бы имеют гарантированный доход, чем не могут похвастаться представители частного сектора, которым нужно выживать и искать дополнительные источники заработка в условиях кризиса.

– До кризиса частный бизнес в Адыгее был драйвером роста ее экономики. Однако сейчас в этом секторе наблюдаются перебои с зарплатами и другими ущемления прав рабочих, – делится эксперт.

Так же, по его словам, строительная отрасль, в отличие от соседних регионов, имела ранее ограниченное значение, а новые масштабные проекты были сосредоточены вокруг границ с Краснодаром. Однако в нынешней ситуации девелопмент оказался под ударом.

Кроме того, серьезный ущерб республике может нанести объявленный уход из нее компании Икеа. Это ставит под вопрос перспективы торгового центра Мега-Адыгея, который ранее был одним из ключевых мест шопинга приезжающих сюда жителей Краснодара. Впрочем, пока сам ТЦ продолжает работать.

– Хотя озвученные трудности очевидны, но многое в развитии региона будет зависеть от федеральных трансферов. И здесь у Адыгеи есть преимущество: хорошее отношение федеральной власти к руководству региона. Буквально недавно Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл встречу с главой республики Муратом Кумпиловым, на которой президент отметил его работу. Добавлю, что уже упомянутый проект Лаго-Наки, по сути, федеральный и курируется Правительством России. И после завершения строительства он может стать аналогом сочинской Красной Поляны, оказавшись новым драйвером роста для региона.

Кризис 2022: надежда на центр

– В основном сейчас в регионах работают федеральные программы поддержки. Это и субсидирование процентных ставок, и налоговые каникулы, и льготные периоды для аренды госсобственности бизнесом. Здесь выделяется Краснодарский край. Во-первых, региону удалось пролоббировать серьезную финансовую помощь из федерального центра. Во-вторых, здесь еще до кризиса была создана эффективная инфраструктура поддержки МСП: Центр поддержки предпринимательства, Центр поддержки экспорта, Фонд развития промышленности и ряд других преимуществ. Сейчас оказываемая поддержка высока как никогда. Такого уровня не было даже в пандемию, – рассказал «ЯСНО» замглавы Общественной палаты Краснодарского края, экономист, профессор Александр Полиди.

Впрочем, эксперт отмечает, что бизнес в регионах ЮФО может потребовать более серьезной поддержки. А налоговых инвестиционных возможностей для этого постепенно будет становиться меньше. Поэтому перед властями республик, краев и областей будет стоять задача по решению этой проблемы. И огромную роль здесь будет играть сохранение федеральной поддержки.

Иван Блеклый

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~aP2Gw

Версия для печати

Поделиться с друзьями