Главная >> Экономика >> Эксперт - о ЖКХ Кубани: тарифы – завышают, поставщики ресурсов – наглеют, чиновники – порой некомпетентны

Эксперт - о ЖКХ Кубани: тарифы – завышают, поставщики ресурсов – наглеют, чиновники – порой некомпетентны

Эксперт - о ЖКХ Кубани: тарифы – завышают, поставщики ресурсов – наглеют, чиновники – порой некомпетентны Владимир Колпаков. Фото "ЯСНО"

На что чаще всего жалуются кубанцы, о «царьках» в ТСЖ и что делать, если вам пришла платежка с завышенными суммами


Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль сложная и многогранная. Во многом – потому, что море коммунальных проблем, окружающее нас, копилось десятилетиями. Обилие реформ вкупе с регулярным повышением тарифов и появлением новых строчек в коммунальных платежках добавляет вопросов. Расплести клубок неиссякающих проблем и найти «точки роста» портал «ЯСНО» попытался с членом комиссии по вопросам ЖКХ и развития городской среды Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Владимиром Колпаковым, председателем союза «Краснодарская краевая корпорация жилищного самоуправления. 

Тарифы и перерасчёты

- Владимир Станиславович, какими жалобами к вам чаще всего обращаются граждане? 

- Ежегодно в нашу организацию поступает около 3 тысяч жалоб. Часто граждане недовольны выставленными коммунальными счетами – требуют перерасчета. Как правило, шквал обращений вызывают изменения, связанные с ростом тарифов или внедрением новых платежей.  

Когда начали взимать взносы в Фонд капитального ремонта, отмечался рост обращений по этому поводу: люди просто не понимали, что это за платежи. Постепенно улеглось. Сейчас отмечается всплеск обращений по поводу нового закона по обращению с твердыми коммунальными отходами. 

На скачки тарифов население всегда остро реагирует. Люди не понимают, почему при официально рекомендованном росте тарифов на уровне 4% у них суммы в платежке почти на четверть возрастают. Начинаем вместе считать – получается, что по каждой из прописанных услуг – электричество, газ, вода, тепло, содержание общедомового имущества - рост произошел в рамках рекомендованных 4-5%, а в сумме это удорожание, действительно, привело к увеличению платежа на 20-25%. Выясняем нюансы в каждом конкретном случае, как считали.

От граждан поступает много вопросов – и по благоустройству территорий, и по переносу сроков капитального ремонта, и по вялой реализации госпрограмм, и поводу ржавой воды, которая бежит из крана. 


От консультаций до контроля 

- Расскажите об основных задачах, которые стоят перед Краснодарской краевой корпорацией жилищного самоуправления сегодня. Изменились ли они за время существования союза? 

- Инициатором создания Краснодарской краевой корпорации жилищного самоуправления в 2007 году выступило Законодательное собрание Краснодарского края. Такая структура была необходима, поскольку тогда – в свете реформирования ЖКХ – нужно было оказывать помощь гражданам в создании ТСЖ. Мы консультировали, разрабатывали «дежурный» пакет документов для ТСЖ, помогали с решением организационных вопросов.  

DSC07512 (2).JPG

В 2013 году мы активно оказывали правовую поддержку ТСЖ и УК. В 2014 году - вплотную занялись общественным контролем, стали держать руку на пульсе в вопросах реализации федеральных и краевых программ на местах. Представители нашей организации принимают участие в работе профильных комиссий краевого законодательного собрания и местных парламентов, входят в состав муниципальных комиссий по отбору подрядчиков, участвуют в мероприятиях по линии Министерства ТЭК и ЖКХ. У нас налажено взаимодействие с Госжилинспекцией, прокуратурой, Фондом капитального ремонта и другими структурами. 

Сейчас мы по-прежнему консультируем граждан, ТСЖ и УК, помогаем разрешать споры – как в досудебном, так и в судебном порядке. А также активно работаем в новом для нас направлении – по формированию в регионе профессионального объединения. 

Владимир Колпаков

- Граждане чаще жалуются на УК или ТСЖ? 

- В последнее время чаще граждане начали жаловаться на ТСЖ. Как правило, на те из них, где председатель находится при должности не первый срок, уже заматерел и превратился в «царька», который не считает нужным отчитываться перед собранием собственников. Это тенденция последних лет.  

Думаю, причина в том, что в свете последних изменений, внесенных в законодательство, деятельность УК стала более регламентированной. УК поставлены в жесткие рамки. За любые нарушения – штрафы: от 100 тысяч рублей на юрлицо. Если УК не справляется – она просто очень быстро уйдет с рынка. А деятельность ТСЖ осталась недорегулированной. Если УК обязаны подготовить дом к осенне-зимнему периоду: провести опрессовки, промывки, весь перечень работ четко определен, то ТСЖ может ограничиться лишь минимальным кругом работ, которые они сочтут необходимыми. Соответственно, и проблем потом у жителей таких домов больше – отсюда и недовольство граждан. Думаю, пора ужесточить ответственность и для ТСЖ. 

Союз флагманов 

- Сколько управляющих компаний уже вступили в ваш союз? Готов ли жилищно-коммунальный сектор Кубани к сплочению и совместной работе с конкурентами ради общих целей? 

- Мы приступили к созданию профессионального объединения, когда поняли, что никто целенаправленно не занимается проблематикой выстраивания цивилизованных взаимоотношений на рынке услуг, не разрабатывает «моделей» эффективного разрешения тех или иных конфликтных ситуаций в сфере ЖКХ. 

Наша задача – запустить определенные процессы, которые позволят принципиально изменить ситуацию на рынке оказания коммунальных услуг, прекратить случаи злоупотребления доминирующим положением, которые давно стали привычными для поставщиков ресурсов. Мы обобщаем правоприменительную судебную практику, разрабатываем алгоритмы разрешения проблемных вопросов. 

Закон не обязывает управляющие компании вступать в саморегулируемые общественные организации, поэтому наш союз профессионалов отрасли формируется на добровольной основе. На сегодняшний день мы объединили около полусотни управляющих компаний Кубани. Не так и много, если учесть, что в регионе действует около 700 домоуправляющих организаций. Но мы не гонимся за количеством. 

Те компании, которые уже изъявили желание стать членами краевой саморегулируемой организации, являются крупнейшими в регионе, у многих на облуживании миллионы квадратных метров жилой недвижимости, это флагманы отрасли. И они осознают важность совместной работы – для устранения «правовых» пробелов, продвижения законодательных инициатив, внедрения передового опыта, для того, чтобы выстраивать конструктивный диалог с властями, с поставщиками ресурсов, увереннее чувствовать себя на рынке, повышать свой профессионализм и сообща решать серьезные проблемы. 

DSC07507 (2).JPG

- С какими законодательными инициативами вы выступаете? 

- Их за годы работы было достаточно много. Предложения рождаются из опыта работы управляющих компаний, которые сталкиваются в своей работе со сложностями из-за существующих законодательных пробелов. Иногда они нацелены на решение конкретных проблем. 

В прошлом году мы предложили включить в программу капитального ремонта замену лифтового оборудования и пожарной безопасности как приоритетные направления. Это – требование времени. Фонд капремонта и Министерство ЖКХ были против, поскольку это сулило им дополнительные хлопоты по разработке нормативной документации, регламентов, коррекции планов, но депутаты нас поддержали и внесли соответствующие изменения в краевой закон. 

Неоднократно на заседаниях комитета ЖКХ и строительства поднимался вопрос об увеличении размера взноса на капитальный ремонт, и приведению его к среднему уровню по стране — 15 - 17 рублей. Мы не видим в этом смысла. Пока на счетах регионального оператора находятся огромные неосвоенные средства (4-5 миллиардов рублей), и пока региональный оператор не научится их осваивать, нельзя вести речь об увеличении взносов. 

Счета - как на севере 

- Если человек приходит к вам с квитанцией, которую желает оспорить, какую помощь вы оказываете? 

- Люди, как правило, не понимают, что недостаточно просто взглянуть на квитанцию с «завышенными», по их мнению, суммами, для того, чтобы объективно оценить ситуацию. Прежде чем писать президенту или обращаться в прокуратуру, нужно попытаться разобраться на местном уровне, в первую очередь - направить запрос в управляющую компанию с требованием разъяснить порядок начисления и произвести перерасчет. Это позволит выявить причину «завышенных» счетов: возможно, показания счетчиков были переданы не вовремя или имели место быть так называемые «перетопы» и «недотопы» дома во время отопительного периода. Только детально проанализировав ситуацию, можно обращаться в суд с твердой уверенностью, что вопрос будет решен в вашу пользу. Естественно, мы помогаем урегулировать споры в досудебном порядке или подать исковое заявление, или жалобу в надзорный орган, если в этом есть необходимость. 

- Счета на какие виды коммунальных услуг чаще всего вызывают вопросы? Вам не кажется странным, что за отопление в Краснодаре люди платят не меньше, чем, к примеру, в Тюмени или в Ханты-Мансийске, где зимы куда более суровы?  

- В отопительный период, действительно, значительное количество жалоб касаются несогласия с суммами, прописанными в графе «центральное отопление». Часто в старом жилом фонде всю зиму в квартирах батареи бывают чуть теплыми, людям приходится пользоваться электрическими обогревателями, чтобы согреться, а счета за тепло им выставляют «по полной программе». В каждом конкретном случае нужно досконально разбираться – какие мероприятия управляющая компания провела для подготовки дома к зиме, какой температуры теплоноситель подавался в дом, какой была температура в конкретном помещении, отсутствовала ли циркуляция… Естественно, я считаю, что это ненормальная ситуация, когда людям за холодные батареи приходится платить как за горячие. 

Около 3000 обращений ежегодно.JPG

- В редакцию «ЯСНО» обращались представители ТСЖ, расположенного в одном из домов на улице «Парусной». Они судятся с поставщиком тепла. Предоставили технические заключения и официально сделанные замеры, свидетельствующие о том, что не соблюдались нормативы подачи тепла. Но суд их аргументы не учел, поддержав позицию поставщика ресурсов. Это – типичная ситуация? 

- На Парусной ТСЖ выиграло суд первой инстанции. Им удалось часть суммы оспорить. Но каждый отдельный случай уникален, и, к сожалению, в судебном порядке, действительно, бывает сложно добиться перерасчета у теплоснабжающей организации. Даже если в распоряжении обратившихся есть необходимые температурные замеры и заключение технической экспертизы. Нередко суды поддерживают позицию поставщиков ресурсов.  

Наша задача – анализировать правоприменительную практику (она в разных регионах – разная), добиваться справедливости, искать результативные механизмы защиты прав граждан и управляющих компаний. Поставщики ресурсов из-за монопольного положения нередко недостаточно внимания уделяют вопросам качества оказываемых услуг, чем следовало бы. 

О прозрачности

- Президент в своем последнем послании говорил о борьбе с бедностью... Как вы считаете, нужно ли в рамках этой борьбы обуздывать тарифы? Не слишком ли высоки существующие сегодня ставки на коммунальные услуги?  

- На днях я увидел комментарий руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря Артемьева по поводу действующих сегодня тарифов. Его высказывание достойно аплодисментов. Он заявил, что у нас в стране тарифы на коммунальные услуги завышены более чем в два раза. Я разделяю эту точку зрения и считаю, что тарифы на коммунальные услуги у нас неоправданно высоки. Особенно с учетом их качества. 

- Как сделать тарифы справедливыми? 

- Подход должен быть взвешенным. По фонду содержания у нас, в принципе, ценовая политика сдержанная и круг задач, которые обязана исполнять домоуправляющая организация, четко регламентирован и подконтролен. Вопросы есть к поставщикам ресурсов, контролю их деятельности и качества услуг. 

Естественные монополии у нас слабо контролируются государством. РЭК, утверждая тарифы, закладывает инвестиционную составляющую – те средства, которые должны направляться на обновление инфраструктуры. Но почему РЭК прежде чем в очередной раз одобрить индексацию тарифа, не анализирует соблюдение сбытовыми организациями взятых на себя обязательств, связанных с улучшением сетевого комплекса? Нужно учитывать этот фактор: не выполнили сбытовые организации обязательства – на следующий год урезаем тариф. 

Еще один резерв для оптимизации – исключение из цепочки перепродавцов и транзитеров, а также регламентирование их деятельности: добавленная стоимость на их услуги не должна быть сопоставима с прибылью, которую получают производители ресурсов. 

При разработке тарифов важно найти золотую середину – чтобы конечный результат был экономически оправдан и понятен. Добиться этого можно только прозрачностью. Как только у нас появится открытая информация от органов власти и поставщиков ресурсов об исполнении взятых ими на себя обязательств по обновлению сетевой инфраструктуры, потерь на сетях и получаемой «чистой» прибыли, появится возможность формировать честный и справедливый тариф. 

Капремонт и недоработки 

- Охотно ли краснодарцы платят взносы в Фонд капремонта многоквартирных домов и довольны его работой? Почему так сложно добиться «приближения» сроков капитального ремонта? 

- Собираемость взносов в Фонд капитального ремонта на Кубани на уровне 80%. Люди платят, но вопросы, касающиеся проведения капитального ремонта в жилом фонде, конечно, не уходят с повестки дня. Они касаются и деятельности самого Фонда, который не всегда укладывается в сроки при проведении ремонтных работ – даже притом, что в половине случаев функции заказчика переданы самому фонду. 

На сегодняшний день у нас в крае выполнена на 100% лишь программа капремонта 2017 года. По данным на декабрь прошлого года программа капремонта 2018-го года была выполнена лишь на 15%! Полностью исполнить ее нам обещают только к концу 2019 года. 

Есть вопросы и к качеству проводимых работ – много времени уходит на то, чтобы в судебном порядке заставить исполнителя переделать те или иные работы. С выбором подрядных организаций ситуации и вовсе странная: многие из них имеют не по одному десятку (у некоторых фирм более 50!) административных протоколов о допущенных нарушениях и срывах сроков выполнения работ и давно должны быть исключены из реестра добросовестных поставщиков, но они продолжают работать и выходить на новые объекты. Такой подход недопустим. 

Возмущает также работа чиновников на местах. Мне не понятно, почему у нас муниципальные чиновники буквально поголовно испытывают сложности с переносом сроков капитального ремонта на конкретных объектах. Механизм четко прописан в приказе Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края – действуйте! По итогам 2017 года в Краснодарском крае только два муниципалитета (из 44-х!) смогли соблюсти процедуру переноса сроков выполнения капитального ремонта по отдельным объектам программы капремонта – это Сочи и Приморско-Ахтарск. Фактически, в большинстве случаев у нас чиновники на местах не знают, как перенести сроки капитального ремонта. 

По роду своей деятельности – в рамках выездных мероприятий в составе комиссий и работы совета при губернаторе - я часто бываю в сельских территориях и, к сожалению, могу констатировать, что на сегодняшний день в муниципалитетах буквально все госпрограммы – и федеральные и краевые - идут с пробуксовками.  

Бронзовые мундиры 

- Почему так происходит? 


- Во многом – из-за инертности чиновников на местах, из-за их некомпетентности и неготовности менять свой стиль работы. Некомпетентность муниципальных чиновников – это то, с чем мы сталкиваемся постоянно. Очевидно, что муниципальных служащих необходимо обучать, повышать их квалификацию, обновлять их ряды. Многие из них просто не могут работать в новых условиях – находятся на своих местах по 15-20 лет и уже начали "бронзоветь": все промахи и недоработки объясняют нехваткой денег в бюджете и совершенно не замечают фактов неэффективного использования средств местных бюджетов.  

С моей точки зрения, помимо финансов, есть и другие факторы – если поэтапно начать двигаться и осваивать федеральные и краевые деньги, и грамотно инвестировать свои ресурсы (где-то, может быть, на первом этапе себя ущемлять), то через 5-7 лет любой муниципалитет может выйти на неплохие показатели – и по качеству ресурса, и по модернизации инфраструктуры, и по благоустройству. 

Владимир Колпаков.JPG

Федеральный проект «Комфортная городская среда» дал замечательную возможность благоустроить населенные пункты, переоборудовать общественные городские пространства, дворы. И что мы видим? Инертность на местах. В год запуска проекта у нас в нем приняли участие всего около 10 муниципальных образований. Сейчас – количество участников увеличилось, но – опять же – проекты, которые они выдвигают, - единичные. Краснодар - активен, по остальным городам – простой.  

На территории конкретного муниципального образования может находиться 10 и более населенных пунктов, а они – выдвигают всего один проект по благоустройству одной общественной территории – парка, хотя должны были постараться обеспечить каждое из поселений комфортной средой и выдвинуть для участия в федеральном проекте хотя бы по одному объекту по каждому поселению. Создается впечатление, что муниципалитетам это не интересно. Мы даже сталкивались с фальсификацией. 

- Но ведь у каждого муниципалитета должна быть дорожная карта и каждый глава муниципалитета – независимо от того, когда он приступил к исполнению своих обязанностей, должен иметь возможность ознакомиться с краткосрочными и долгосрочными планами, включиться в работу. Может быть в регионе, в целом, назрела необходимость стандартизировать деятельность муниципалитетов? 

- Вы правильно ставите вопрос. У каждого муниципалитета должны быть стратегии развития на 5-10 лет. Должны быть дорожные карты по данной отрасли, с четким планом решения проблемных вопросов. Когда мы выезжаем в муниципалитеты и просим ознакомить нас с планом развития поселения на ближайшую и долгосрочную перспективу, выясняется, что стратегическим планированием на местах никто не занимается. Оправдываются дефицитом бюджета. 

Чистая вода 

- Недавно Минстрой запустил программу «Чистая вода». Насколько она актуальна для Кубани? Неважное качество воды питьевой воды – это проблема отдельных территорий или края в целом? Как вы оцениваете качество воды в Краснодаре? 

- Федеральный проект «Чистая вода» рассчитан до 2024 года. В рамках его исполнения должны быть обеспечены качественной водой 99% городского населения и 90% - населения в целом. На эти цели из федерального бюджета выделяется 147 миллиардов рублей. 

Качество воды – проблема, актуальная для Краснодарского края. Это связано с тем, что у нас очень высокий процент износа водопроводных сетей, которые необходимо обновлять, но этого не происходит. По ряду причин. Во-первых, замена водоводов – дело очень затратное, а объемы финансирования той же программы «Чистая вода» на территории нашего региона – очень скромные… На год было выделено всего около 80 млн. рублей – естественно, это небольшие деньги с учетом масштабов накопившихся проблем.

Что касается освоения бюджетных средств в Краснодарском крае, то за последние три года было выделено 189,2 миллиона рублей на организацию водоснабжения, из них за это время было освоено только 64%, и то менее чем половиной муниципальных образований Краснодарского края.  

Компетентность и инициатива 

- Как Краснодарский край выглядит на фоне других регионов по темпам исполнения государственных программ? И как, на ваш взгляд, можно добиться качественных изменений к лучшему? 

- Гордиться нам пока, прямо скажем, нечем. Мы – в отстающих. И эту ситуацию необходимо менять. Нам нужно наращивать темпы участия в госпрограммах. Как может Краснодарский край по ряду программ, связанных с благоустройством, отставать от таких регионов, как Чукотка, Ямало-Ненецкий автономным округ и других северных территорий? У нас – курортная зона, мы должны быть заинтересованы в преображении общественных пространств. Кроме того, у нас погода позволяет буквально круглогодично вести работы. Этой возможности лишены почти все субъекты РФ. Это говорит о том, что у нас на местах не хватает компетентности и инициативы.  

Я полностью разделяю позицию, которую обозначил советник губернатора Андрей Зайцев, в своем недавнем интервью вашему изданию. Нужно активизировать гражданскую инициативу на местах – люди заставят чиновников работать активнее. Нужен общественный контроль, гражданская инициатива, резонанс, чтобы заставить чиновников изменить свой подход к работе. Кроме того, потребители должны быть грамотными. Только это позволит им эффективно защищать свои права, и станет стимулом для развития отрасли. 

У корпорации огромное количество дипломов.JPG

Справка. Владимир Колпаков возглавляет Краснодарскую краевую корпорацию жилищного самоуправления с 2013 года. За это время организация была неоднократно отмечена на общероссийском уровне как лидер в своей области. Корпорация периодически составляет рейтинги управляющих компаний края, выступает с законодательными инициативами, осуществляет общественный контроль за реализацией государственных программ, связанных с модернизацией сферы ЖКХ, обновлением городской среды, проведением капитального ремонта, помогает управляющим компаниями соответствовать требованиям законодательства, решать конфликтные ситуации, возникающие между УК, ТСЖ, потребителями, поставщиками ресурсов и муниципальными властями – как в судебном порядке, так и за «круглым столом». 

Беседовала Наталья Глумова

Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~YHxJL

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: 
Материалы по теме:  Построение гражданского общества в Краснодарском крае. НКО