Главная >> Экономика >> Кубанский гель может спасти весь мир от кариеса

Кубанский гель может спасти весь мир от кариеса

Кубанский гель может спасти весь мир от кариеса

В рамках проекта «Наука Юга» портал «ЯСНО» знакомит читателей с кубанскими учёными и их разработками

Учитывая, что с каждым годом медицина в России становится всё менее бесплатной для населения , а тем более стоматология, вопросы самопрофилактики здоровья становятся сверхактуальными. Всем известны последствия деятельности кариозных монстров на зубах: маленькое пятнышко превращается в большое, а затем появляется уже целая пещера, кишащая бактериями. Благодаря разработке ассистента кафедры терапевтической стоматологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России (далее - КубГМУ) Жанне Соловьёвой кариес на ранней стадии можно предотвратить, а зубам вернуть былое здоровье.

«Наука Юга» - просветительский проект информационно-аналитического портала «ЯСНО», нацеленный на популяризацию кубанских учёных, их открытий и исследований, успешных методов обучения и раскрытия научного потенциала в студентах, а также на проблемы современной системы образования, устранения которых придаст стремительное ускорение инновационной экономики Юга и России в целом. Участниками нашего проекта являются сотрудники кубанских учебных заведений, студенты, независимые учёные и изобретатели. Мы рассказываем о самых интересных изобретениях, чтобы привлечь к ним внимание предпринимателей и инвесторов, так как внедрение инноваций - одно из главных экономических преимуществ каждой современной компании и целых регионов. Кроме того, «Наука Юга» знакомит читателей с личностями самих учёных, историями их прихода в науку, чтобы каждый родитель смог вовремя рассмотреть призвание своего ребёнка ещё в детстве.

ЯСНО: Жанна, расскажите о сути Вашего изобретения?

Жанна: Моё изобретение нацелено на профилактику начальных проявлений кариеса. Кариес в стадии пятна - это единственная форма, при которой возможно обратное развитие заболевания. При сохранности белковой матрицы, формирующей эмаль, можно остановить её дальнейшую деструкцию.

Моя педагогическая деятельность в КубГМУ тесно сопряжена и с научной. Вместе со студентами мы изучали эффективность зубных паст, содержащих гидроксиапатит как структурный компонент эмали. Мы обнаружили, что на российском рынке недостаточно препаратов отечественного производства с гидроксиапатитом, а профессиональные средства вообще не выпускаются. Так возникла идея создать эффективное лечебно-профилактическое средство для восстановления эмали зубов.

Сейчас проект находится на стадии окончательной доработки: и состава, и упаковки для удобного использования потребителями. Я решила, что вещество будет производиться в форме геля. Его можно применять на ночь или после чистки зубов как дополнительный источник микроэлементов. Гель наносится зубной щёткой или вносится в капу для более пролонгированного эффекта. Кроме того, его можно использовать после отбеливания и профессиональной гигиены зубов. В состав не входят антисептики, нарушающие микрофлору полости рта, поэтому его можно применять на постоянной основе. Для профессионалов будет разработан более концентрированный аналог. В течение 2-3 лет я, надеюсь, гель уже появится в свободной продаже для населения и специалистов в сфере стоматологии.

Развитие кариеса определяется многими факторами, основными из которых являются: кариесогенные бактерии полости рта, приём легкоусвояемых углеводов (сахаров), которые являются субстратом для жизнедеятельности микрофлоры, соблюдение индивидуальной гигиены полости рта (даже после чистки через пару часов у человека на зубах образуется скопление бактерий), генетическая предрасположенность, характер питания (преобладание мягкой пищи и недостаток при этом в рационе фруктов и овощей, способствующих естественному самоочищению эмали), стресс и другие факторы. Комплекс этих факторов оказывает сильное влияние на состояние здоровья полости рта.

ЯСНО: Жанна, как часто посещать стоматологов, чтобы вовремя обнаружить предвестников кариеса?

Жанна: На Западе колоссальное внимание уделяется профилактике, так как стоимость стоматологической помощи достаточна высока. Поэтому в других европейских странах активно проводится профилактика стоматологических заболеваний.

В России к стоматологу чаще приходят тогда, когда зуб требует экстренного лечения, а в худшем случае лечение уже оказывается невозможным в силу разрушения зуба. У многих россиян советского поколения существует некий «генетический» страх стоматологов.

2.png

Я всегда даю рекомендации пациентам, что стоматолога необходимо посещать 1-2 раза в год, для того чтобы обнаружить, возможно, кариес на самой ранней его стадии («белого пятна»), при которой возможно остановить его дальнейшее прогрессирование. Если образовался поверхностный кариес, никакими реминерализующими гелями уже не помочь. Надо всегда помнить, что профилактика проводится безболезненно и комфортно для пациента, уже не говоря про стоимость по сравнению с лечением.

Я не знаю, какая ситуация существует в детских садах и школах плане стоматологического просвещения, но могу сказать, что необходимо ещё на стадии планирования беременности позаботиться о будущем здоровье малыша. Молодые родители должны знать, что необходимо заботиться о зубах своего ребёнка с момента прорезывания первого зуба. Кроме того, при необходимости лечить вовремя и молочные зубы, так их состояние влияет на формирование и целостность постоянных зубов. Важно с детства прививать культуру посещения стоматологов.

Ещё важная мысль: нужно прежде всего взять на себя ответственность за собственное здоровье, не перекладывая её ни на врачей, ни на общество в целом. Самостоятельно проявляйте заботу о своем здоровье: регулярно посещайте стоматолога, как и других врачей, для того чтобы предупредить заболевания или же лечить их на ранней стадии развития.

ЯСНО: Как питаться, чтобы зубы всегда были здоровыми?

Жанна: Зубам необходимы микроэлементы: кальций, фосфор и фтор. Многие ошибочно считают, что кальций можно получить только из молочных продуктов. Не меньше его содержится в растительных: кунжуте, миндале, овощах (капусте), шпинате, зелени. Овощи и зелень лучше употреблять сырыми или после минимальной термической обработки. Семена и орехи лучше предварительно замочить для того, чтобы произошли ферментативные процессы, увечилась биологическая ценность и биодоступность полезных микроэлементов.

Что касается молочной продукции, этот вопрос не совсем однозначный. Во-первых, усвояемость кальция из них не столь высока. Также у многих существует лактозная непереносимость, при которой молоко не просто не усваивается. Не нужно забывать, что при масштабных производствах молочной продукции, зачастую животных кормят кормами, в которых могут содержаться гормоны и антибиотики. На здоровье людей, конечно, это сказывается не самым лучшим образом. Магазинное молоко имеет далеко не ту же самую биологическую ценность, что и молоко из-под коровы. Это абсолютно два разных молока.

Если говорить в целом о характере питания многих людей, то нездоровая пища преобладает: фаст-фуд, полуфабрикаты, рафинированные продукты. Это пищевой мусор. Ценности он не несёт, а вред оказывает колоссальный на все системы организма. Отсутствие в питании грубой пищи, например, яблок, моркови, препятствует самоочищению эмали. Приём мягких, легкоусвояемых углеводов способствует их задержке на поверхности эмали, где, в свою очередь, находятся микроорганизмы. Бактерии активно перерабатывают сахара, выделяя при этом кислоты. Они и вызывают разрушение эмали: происходит деминерализация эмали, т. е. потеря кальция, что приводит в дальнейшем к образованию кариозного дефекта.

Краснодар - город с низким содержанием фтора в питьевой воде, поэтому его жителям в качестве профилактики нужно проводить реминерализующую терапию препаратами фтора (фторирование эмали зубов). Однако, в некоторых районах Краснодарского края, в частности, в Брюховецком, Тихорецком и Ленинградском, наоборот, содержание фтора в питьевой воде превышает допустимые показатели. Их жители страдают флюорозом в различных его формах. Фторирование им противопоказано. В первую очередь, здесь необходимо заниматься очищением воды и использовать препараты с кальцием.

ЯСНО: Как Вы пришли в науку?

Жанна: Я окончила КубГМУ, прошла обучение в интернатуре и поступила в ординатуру на кафедру терапевтической стоматологии под руководством Сергея Владимировича Мелехова. Работа на кафедре предполагает и активную научную деятельность. Постепенно мои интересы ушли в сторону профилактики кариеса. С детства мне нравилось учиться и заниматься исследовательской деятельностью. Школу и университет я окончила на «отлично», видимо, это заложило во мне черты некоего максимализма и перфекционизма - хочется постоянного развития. От мамы мне достались навыки преподавания и работы с аудиторией.

Жанна Соловьёва

ЯСНО: Жанна, на Ваш взгляд, какие проблемы в системе российского образования сегодня наиболее актуальны?

Жанна: Я считаю, что переход на новые программы обучения, постоянные «усовершенствования», на самом деле не дают позитивных изменений в реальности. Результаты ЕГЭ или любого другого тестирования, по моему мнению, - это в принципе не показатель знаний абитуриента или студента.

Новые программы обучения в КубГМУ создают большую путаницу в головах студентов. Например, идут занятия параллельно по нескольким модулям (разделам), то есть происходит наслоение информации. Когда я училась, обучение шло последовательно и более системно: один семестр мы изучали один раздел. Я считаю, что старая школа (и средняя, и высшая) была намного лучше. Те знания, которые я получила от своих учителей, создали мне прочный фундамент для отличной учёбы в вузе.

ЯСНО: Отличаются ли сегодняшние студенты от прошлых поколений?

Жанна: Что касается современных студентов, они сейчас отличаются даже от моего поколения (2003-2008 гг. учёбы). Раньше учащиеся активнее впитывали знаний, придерживались субординации с преподавателями. Бич всех занятий - это повальное увлечение гаджетами, невозможно оторвать студентов от экранов телефонов и планшетов даже на лекциях. Книги сейчас практически никто не носит, в лучшем случае изучают методички. Отношение к учёбе в основной массе стало более поверхностным. Будущие врачи ищут информацию в Интернете, но нужных знаний там нет. Конечно, всегда есть те, кто старательно учит, читает дополнительную литературу, но они, к сожалению, в меньшинстве.

Бывает так, что человек не сильно углубляется в теорию, но на практике у него - отличные руки. Я придерживаюсь мнения, что врач должен быть гармоничен в своем развитии: глубинная теория + умелые руки. Специалист должен знать последствия всех своих поступков и наперёд выстраивать прогноз лечения. Хорошая работа руками без фундаментальной теории - это уже ремесленничество.

ЯСНО: Как можно улучшить систему российского образования?

Жанна: Я бы вернула предыдущую систему образования (начало 2000-х хотя бы), которая была лаконична и последовательна. На данный момент студентам в какой-то степени сложнее обучаться в силу большего и одновременного количества информации, которая не успевает у них усвоиться. На мой взгляд, только постепенное и более глубокое изучение каждого раздела по стоматологии может сформировать чёткие знания. Сейчас студенты должны впитывать в себя больше теории, однако нужно ещё уделять время и на освоение практических навыков. Не всегда это получается делать.

Также можно отметить то, что мы в своё время изучали за один семестр, не совсем оправдано в настоящее время изучается в течение нескольких. На более сложные разделы остаётся очень мало времени. В целом, образование, как мне кажется, теряет свою целостность и структуру.

Беседовала Олеся Кранда

Делись!

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~TLy0o

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Инновации в Краснодарском крае