Сейчас: 28-03-2024 13:02
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 92.5919 EUR ЦБ 100.2704
Главная >> Новости >> Статьи и интервью >> Воспитание детей: шаблоны уходят в прошлое

Воспитание детей: шаблоны уходят в прошлое

Воспитание детей: шаблоны уходят в прошлое

Воспитание детей: шаблоны уходят в прошлое

Как правильно обучать и воспитывать «глазастых», «ушастых» и «осязающих» детей - в интервью с учителем-дефектологом

Пройдя через различные методы обучения и воспитания, сегодня у нас есть выбор: делать так, как с нами поступали родители, или, опираясь на ведущие каналы восприятия мира малышей, подбирать им интересные игры и задания.

Если вам удастся вспомнить, что вы больше всего любили делать в детстве, то у каждого в голове появятся совершенно разные образы: кто-то был очень общительным и увлекался музыкой, кто-то обожал рассматривать иллюстрации в любимой книжке, рисовать и прихорашиваться перед зеркалом, а у других всплывут картины дворового футбола, догонялок и сражений с «чужаками» из соседних районов.

Ведущий канал восприятия информации (визуальный, аудиальный или кинестетический) определил наши детские, а впоследствии и взрослые пристрастия, хобби и даже сферу деятельности. Развитие новых поколений опирается на те же законы психики.

О том, как эффективно воспитывать и при этом осчастливить подрастающих потомков порталу «ЯСНО» рассказала Елена Волкова, учитель-дефектолог, логопед.

Елена Волкова

Елена Волкова


ЯСНО: Елена, кто такие визуалы, аудиалы и кинестетики?

Е. Волкова: Вы замечали, как по-разному люди воспринимают и обрабатывают информацию? Например, у кого-то прекрасно развита зрительная память, и он лучше всего «запоминает глазами», но при этом словесные инструкции для него могут быть сложными и даже непонятными: он их забывает, путает, постоянно переспрашивает. А другой, наоборот, понимает и запоминает всё, что угодно, если просто слышит это.
Так вот, в зависимости от особенности восприятия и обработки информации, взрослых и детей условно можно разделить на 3 основные категории: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Визуалы – люди, которые лучше всего воспринимают информацию с помощью зрения.

Аудиалы – те, у кого ведущим каналом восприятия является слух.

Кинестетики – те, кто большую часть информации воспринимает через ощущения и с помощью движений.

воспитание детей

Деление людей на категории в зависимости от ведущего канала восприятия предложил британский психолог Эдвард де Боно. Справедливости ради, необходимо отметить, что им также был выделен четвёртый тип – дигиталы (это те, у кого восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов). Но людей данного типа даже среди взрослых крайне мало, а среди детей и вовсе нет.

Людей, которые бы пользовались исключительно одним каналом восприятия, практически не существует. Так что все мы представляем смешанные типы восприятия. Однако чаще всего какой-то один тип восприятия всё же является ведущим.

ЯСНО: Для чего нужно знать тип восприятия информации своего ребёнка?

Е. Волкова: Люди с разными типами восприятия не всегда хорошо понимают друг друга, даже если это родители и дети. Например, родители часто говорят о том, что ребёнок не любит играть, слушать книги, учиться. Такое чаще всего происходит, когда родители даже не подозревают (или на время забывают), что их ребёнок воспринимает мир по-другому, не так, как они. Зная, какой канал восприятия является ведущим у ребёнка, а также понимая особенности детей-визуалов, аудиалов, кинестетиков, можно подобрать такие способы подачи информации, которые будут близки малышу и помогут ему не просто услышать, но и воспринять её. Это всё равно, что говорить с ребёнком на иностранном языке, а затем перейти на родной: понять, в конце концов, можно и на чужом языке, но на своём – проще и быстрее.

Кратко ответить на вопрос «для чего нужно знать тип восприятия информации?» можно так: чтобы говорить с детьми на понятном им языке и использовать эти знания для их более успешного обучения и развития.

ЯСНО: А как же определить ведущий тип восприятия информации?

Е. Волкова: Если внимательно присмотреться к своему ребёнку, понаблюдать за ним некоторое время, можно многое понять о его типе восприятия информации.

Например, вы можете быть уверены, что ваше чадо – визуал, если видите, что он познаёт окружающий мир в основном при помощи зрительных ощущений. Такие дети легко запоминают цвет, форму, размер предметов, с удовольствием играют в кубики, домино, лото, складывают пазлы (настольные игры – их фавориты). Любят рисовать, лепить, мастерить различные поделки. Очень наблюдательны в мелочах: заметят любую соринку на полу или пятнышко на одежде. В целом, таких детей можно охарактеризовать как очень спокойных и усидчивых. Они больше любят созерцать, наблюдать за происходящим со стороны, не испытывают большой потребности в том, чтобы общаться или активно двигаться.

Если ваш сын или дочь предпочитает познавать окружающий мир через голоса и звуки, то можно предположить, что он/она аудиал.

Такие дети раньше других начинают говорить, обладают большим словарным запасом. Любят слушать музыку, петь. Это дети-почемучки: они с раннего возраста задают взрослым бесконечное количество вопросов. Им хорошо удается воспроизводить различные звуки, звукоподражания. Могут просто сидеть и слушать стихи, сказки (мечта многих родителей), картинки для них неважны. Очень любят словесные игры. Легко выполняют устные инструкции. Детей данного типа можно охарактеризовать как общительных, эмоциональных, но слегка не скоординированных.

Если же дитя любит познавать окружающий мир через тактильные ощущения, то, скорее всего, он кинестетик. Дети-кинестетики очень хорошо развиты физически, нередко даже обгоняют сверстников по этому параметру: рано начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. У них прекрасно развита крупная моторика. Они активны, любят спорт, подвижные игры. Но слушать чтение книг, наоборот, не любят: могут запротестовать и убежать, сложно удерживать их внимание во время чтения. Могут выглядеть неопрятно: одежда не сочетается между собой, в пятнах, – их это не беспокоит, но она обязательно должна быть удобной, а ткань - приятной на ощупь. Таких детей можно охарактеризовать как очень активных, целеустремлённых.

Чтобы подтвердить или опровергнуть свои догадки, можно пройти тест на определение типа восприятия.

По каждому типу восприятия даны различные утверждения. Из них выберите те, которые соответствуют вашему ребёнку. Затем сосчитайте, где выбранных вами вариантов больше. Будьте максимально объективны, чтобы получить достоверный результат.

Ребёнок-визуал

1. Хорошо собирает по образцу (картинка готового варианта и прочее).
2. Очень наблюдателен, заметит любую мелочь: крошку на полу, пятнышко на одежде и т. д.
3. Хорошо складывает пазлы.
4. Ему очень нравится раскрашивать.
5. Хорошо запоминает то, что видит.
6. Важно опрятно выглядеть.
7. Любит смотреть картинки во время чтения книжки.
8. Редко начинает говорить первым, чаще просто отвечает, когда спрашивают.
9. При общении всегда смотрит в глаза.
10. Легко успокоить, отвлечь, показав что-то интересное.

Ребёнок-аудиал

1. Любит общаться, много разговаривает.
2. Любит слушать музыку, аудиосказки.
3. Любит слушать книжки, наличие картинок неважно.
4. Чётко и быстро выполняет устные инструкции.
5. Когда играет один, разговаривает, проговаривает сюжет, постоянно «бурчит» что-то себе под нос.
6. Ему нравится самому придумывать игры.
7. Очень хорошо развито звукоподражание.
8. Очень часто первым начинает разговаривать, «затрагивает» к общению.
9. Нравится общаться с более старшими по возрасту детьми и взрослыми, а не с ровесниками.
10. Очень любит рифмованные рассказы (стихи).

Ребёнок-кинестетик

1. Не любит слушать книжки, убегает, трудно удерживать внимание во время чтения.
2. Любит подвижные игры.
3. Редко сидит спокойно.
4. Любит «обнимашки».
5. Любит всё пробовать на ощупь, на вкус.
6. Любит танцевать, слушая музыку.
7. Сильно нажимает на карандаш, фломастер, кисточку и т. п.
8. Часто имеет неопрятный вид.
9. При общении любит дотрагиваться до собеседника, до его одежды, аксессуаров.
10. В одежде любит мягкие, приятные ткани. Протестует при попытках надеть колючую шерстяную одежду.

воспитание детей

ЯСНО: С какого возраста определяют тип восприятия, и может ли он поменяться?

Е. Волкова: Предрасположенность к тому или иному типу восприятия может быть как врожденной, так и приобретённой.

Зачастую уже с раннего возраста можно понять, как именно ребёнку легче всего воспринимать информацию, и отметить характерные для того или иного типа восприятия черты. Но при этом важно помнить, что примерно до 2-3 лет в каждом малыше очень много от кинестетика: желание запустить руки в кашу, а затем размазать ее по столу или попробовать «на зубок» всё, что окажется в поле зрения.

Со временем способ восприятия информации может измениться под влиянием обстоятельств или целенаправленного воздействия.

Кстати, психологи говорят о том, что мальчики чаще вырастают визуалами, а девочки – аудиалами. Может быть, именно от этого и пошла известная фраза о том, что мужчины любят глазами, а женщины ушами.

ЯСНО: Елена, когда мы узнали ведущий канал восприятия ребёнка, что дальше с этим делать? Стоит ли специально развивать самый «слабый» канал?

Е. Волкова: Как мы уже говорили выше, в реальной жизни не существует чистых визуалов, аудиалов или кинестетиков, ведь информация поступает в мозг человека по разным каналам. Но один из каналов чаще всего будет развит лучше, и именно он будет ведущим.

Ведущий канал восприятия ребёнка - это его сильная сторона. Важно это учитывать и использовать. Как? Попробуйте сложную для малыша информацию преподносить через ведущий канал восприятия, но не стоит забывать о других каналах восприятия! Их нужно обязательно развивать, тренировать (особенно тот, который у ребёнка явно самый слабый). Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс развития и обучения.

ЯСНО: Если дети не любят слушать чтение книг, как помочь им, зная тип восприятия?

Е. Волкова: Детям-визуалам во время прослушивания книг очень важно видеть картинки, причём обязательно выбирайте книги с красочными и подробными иллюстрациями, так как эти дети непременно заметят отсутствие объекта, о котором говорится в книге.

Детям-аудиалам, как мы помним, картинки не так важны. Сделайте основной упор на то, как именно вы читаете. Читайте эмоционально, выразительно, меняйте голос и интонацию в зависимости от персонажа и ситуации. Добавьте максимум звуков: как подул ветер, как заскрипела дверь, как хрустнула веточка под ногами и т. д.

Детям-кинестетикам не нужно читать по книжке – с ними лучше играть. Вылепите героев сказки из пластилина, нарисуйте на листе бумаги, возьмите игрушечные фигурки или сами превратитесь в тех, о ком собирались читать, и пусть сказка оживёт на ковре! Катитесь как колобок, прыгайте как лягушка, прячьтесь от дождя под столом-«грибом». Действуйте, двигайтесь, веселитесь!

воспитание детей обучение

ЯСНО: Как можно играть и заниматься с ребёнком с учётом его типа восприятия?

Е. Волкова: С детьми-визуалами процесс игры или учебы максимально сопровождайте наглядным материалом: используйте картинки, иллюстрации, рисуйте схемы, таблицы, зрительные подсказки, вешайте плакаты, выделяйте текст маркером, используйте игрушки.

С детьми-аудиалами добавляйте звуковое сопровождение, включайте негромко музыку, действия старайтесь сочетать с подходящим звукоподражаниями, следите за своим голосом, интонацией, эмоциями. Иногда может показаться, что ребёнок вас совершенно не слушает, отвернулся или даже закрыл глаза. На самом деле с закрытыми глазами аудиалы ещё лучше воспринимают информацию, не забывайте об этом и не запрещайте так делать.

С детьми-кинестетиками обыгрывайте всё, чему вы пытаетесь их научить, больше действуйте, разыгрывайте спектакли. Такие дети обучаются посредством мышечной памяти: чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Кинестетика не стоит заставлять сидеть неподвижно долгое время. Обязательны регулярные разминки, эстафеты, зарядки.

Кроме этого, просто развивайте то, что уже дано малышу, поддерживайте эту особенность и опирайтесь на неё. Например, вполне вероятно, что ребёнок-визуал лучше всего сможет реализовать себя в изобразительном искусстве, ребёнок-аудиал - в музыке, а ребёнок-кинестетик – в спорте. В таком случае каждый из них будет заниматься своим делом с удовольствием и без принуждения со стороны взрослых.

ЯСНО: Какие рекомендации по воспитанию детей разных типов можно дать родителям?

Е. Волкова: В первую очередь, примите детей такими, какие они есть, не пытайтесь переделать. Общайтесь с ними на их языке. Помните, что нет типов восприятия плохих или хороших, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны особенно используйте там, где ребёнку сложно, слабые потихоньку развивайте в интересных для него видах деятельности.

В повседневной жизни также учитывайте тип восприятия детей. Например, в процессе общения ребёнку-визуалу важно видеть лицо собеседника, контактировать глаза в глаза, но при этом он предпочитает находиться от собеседника на некотором расстоянии (чтобы лучше его рассмотреть) и не очень любит прикосновения и объятия. Его легко успокоить или отвлечь, показав ему что-нибудь интересное.

Используйте слова и словосочетания, связанные со зрительным восприятием: «это выглядит», «посмотри, какое», «я вижу» и т. д. Записывайте вместе с малышом задания, составляйте списки, планы, используйте карточки, стикеры, записки на холодильник.
Если вы чем-то недовольны и хотите показать ребёнку, что он не прав, достаточно покачать головой, погрозить пальцем или отобразить недовольство на лице, – этого для него будет вполне достаточно.

В общении с ребёнком-аудиалом чаще употребляйте слова, связанные со слухом и речью: «расскажи», «спроси», «послушай», «слышишь?» и т. д. Делитесь тем, что слышите сами, обращайте внимание на звуки вокруг. Чаще употребляйте при обращении к нему красивые, необычные, редкие производные от его имени. Замечания воспримутся аудиалом легче, если сказать шепотом «ш-ш-ш», «тише». Таких детей легко успокоить или отвлечь, включив им музыку или спев песенку.

В общении с ребёнком-кинестетиком чрезвычайно важны прикосновения. Лучшая похвала для него – это объятия. Чаще используйте жесты и прикосновения. Замечания также необходимо делать на понятном ему «языке»: например, положите ему руку на плечо в момент поучительной беседы. Этих малышей легко успокоить или отвлечь, если обнять, взять на ручки, покачать.⠀⠀

⠀⠀
ЯСНО: По Вашему мнению, нужны ли спецпрограммы, группы или классы для детей одного типа восприятия?

Е. Волкова: Честно говоря, сложно представить, что кто-то действительно возьмётся за реализацию такого проекта (по крайней мере, в ближайшее время), но совершенно точно это был бы интересный и полезный эксперимент.

Поскольку любое обучение – это в основном процесс восприятия и усвоения информации, то было бы прекрасно, если бы у педагогов была возможность преподносить материал, опираясь на ведущий канал восприятия детей, общаться с ними на понятном им «языке».

Визуалы лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге или на доске, представлен в таблицах и схемах. Им легче справляться с письменными заданиями, а не с устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно рисовать, подчеркивать, выделять, записывать с доски то, что он там увидел.

воспитание детей

Аудиалы эффективнее воспринимают информацию на слух, они предпочитают говорить и слушать, в том числе информацию, записанную на диктофон, нежели читать её про себя. Так они лучше запоминают произношение слов и интонации, учат стихи и готовят пересказы. Они очень хорошо пишут изложения и диктанты.

Кинестетики лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т. д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу.

Однако всё-таки не стоит забывать, что успешность обучения и умение общаться во многом зависят от того, насколько всесторонне развит ребёнок. Именно поэтому, даже определив ведущий канал восприятия, необходимо развивать и остальные.

Беседовала Олеся Кранда


Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~8OGkg

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Образование в Краснодарском крае