Как на раскалённой сковородке: что происходит с благоустройством Краснодара

Как бесконтрольная урбанизация уничтожает зелёный каркас столицы Кубани и делает жизнь в городе невыносимой
«Бетонная стена» между городской властью и обществом в Краснодаре, о чем портал ЯСНО писал ранее, является не абстрактной проблемой, а имеет конкретные последствия. Одним из таковых является благоустройство краевого центра.
Краснодар стремительно сокращает свой зелёный каркас, превращаясь летом в «раскалённый океан» с тепловыми островами. За последние 25 лет средняя температура в городе выросла на 9°C, площадь зелёных насаждений уменьшилась на 21%. Хаотичная застройка, вырубка тысяч деревьев, отсутствие новых парков и игнорирование градостроительных норм делают жизнь в кубинской столице всё более невыносимой. Общественные активисты, урбанисты и эксперты бьют тревогу, ищут решения, которые могут изменить ситуацию.
Портал ЯСНО разбирался в проблемах вместе с Еленой Шуваловой, координатором движения «Помоги городу», Антоном Гладченко, экспертом Народного фронта, и урбанистом Мирославом Гриценко.
Урбанизация в Краснодаре без тормозов: температура растёт, зелень исчезает
Краснодар переживает бум инфраструктурных проектов: новые дороги, жилые комплексы, торговые центры и коммуникации появляются с завидной скоростью. Однако за внешним прогрессом скрывается тревожная картина. Исследование Института градостроительства Краснодарского края за 1999–2024 годы показывает, что площадь застроенных территорий увеличилась на 12%, а площадь высокой растительности сократилась на 21%. Это привело к повышению средней температуры в городе на 9°C.
По данным исследования, наиболее жаркие зоны — территория «Города спорта» у «Баскет Холла» (43,7°C) (здесь и далее — пиковые значения) и общественно-деловая зона на улице Уральской (43,3°C). Для сравнения, в парковых зонах, таких как Парк 30-летия Победы, Чистяковская роща и Солнечный остров, температура составляет 35,7°C. Разница в 8–10 градусов между зелёными и урбанизированными территориями подтверждает: деревья — это не просто эстетика, а жизненно важный инструмент регулирования микроклимата.
— Проблема повышения температуры обсуждается уже больше десяти лет, — говорит Елена Шувалова. — Уничтожение зелени и деревьев привело к созданию нашего движения «Помоги городу» в 2014 году. Тогда было очевидно, к чему ведёт бесконтрольная застройка и нарушение градостроительных норм при строительстве жилых домов, дорог, тротуаров и коммуникаций. Нарушение законодательства при трансформации города стало системной проблемой, и, к сожалению, она сохраняется.
Масштаб проблемы впечатляет. Тысячи деревьев вырубаются ежегодно ради строительства дорог, тротуаров, жилых домов и коммуникаций. Например, при прокладке 20-го канализационного коллектора в районе Ростовского шоссе, где движение «Помоги городу» и местные жители создавали бульвар, началась вырубка деревьев без плана пересадки или восстановления.
— Дендроплана, который должен предусматривать, какие деревья будут пересажены, какие высажены заново, их породы и места высадки, просто нет, — отмечает Шувалова.
Эксперт сетует, что жителям иногда буквально приходится вставать под ковши экскаваторов, чтобы защитить деревья, которые они сами сажали в прошлом.
Впрочем, эксперт Народного Фронта Антон Гладченко подчёркивает, что говорить только о негативных изменениях в городе не корректно.
— Если брать последние 2–3 или 5 лет, то, безусловно, Краснодар стал лучше — в плане удобства и благоустройства. Красивее — это субъективно, но город действительно стал более благоустроенным. В частности, я вижу хорошие изменения в ремонте дорог и тротуаров. В старом центре ведется реконструкция старинных зданий. Город визуально стал комфортнее.
С ним соглашается и урбанист Мирослав Гриценко:
— Благоустройство города за последние 15 лет существенно шагнуло вперёд. Уличная мебель стала разнообразней и интересней, а ассортимент озеленения увеличился в десятки раз.
Впрочем, и Гладченко и Гриценко признают, что с озеленением крайцентра по-прежнему серьезные проблемы.
По словам эксперта ОНФ, необходимо разделять понятия «благоустройство» и «комфорт». Власти кубанской столицы ведут активную деятельность по благоустройству. Однако проблема дефицита зелёных зон, по его оценке, по-прежнему остаётся актуальной.
Компенсационное озеленение: закон есть, исполнения в Краснодаре нет
По закону вырубка деревьев должна сопровождаться компенсационным озеленением. Однако в Краснодаре эта норма остаётся на бумаге.
— Вырубают деревья в одном районе, а сажают в другом. Например, в Пашковском после вырубки в центре. Это не решает проблему локального микроклимата, — объясняет Шувалова. — А бывает и хуже: деньги на озеленение выделяются, но высадка не проводится вообще. Средства из года в год не используются по назначению.
Этой осенью в городе высадили несколько аллей с крупными деревьями — редкий позитивный шаг.
— Это шаг вперёд, но он совершенно недостаточен. Каждый год мы теряем десятки тысяч деревьев, а высаживаем в разы меньше. И даже новые посадки часто не приживаются, — подчёркивает активистка.
По её словам, отсутствие муниципальной программы по озеленению, ответственных лиц и прозрачного плана тормозит прогресс.
Благоустройство или разрушение? Николаевский бульвар Краснодара и другие примеры
Елена Шувалова считает, что под видом благоустройства часто происходит деградация природы.
— Возьмём Николаевский бульвар в районе Гидростроя. Раньше там была живая экосистема: сосны, почва, птицы, даже ежи. Теперь это вымощенное плиткой пространство, где природная среда, регулирующая микроклимат, влажность и температуру, практически исчезла. Такие проекты, несмотря на внешнюю привлекательность для некоторых жителей, наносят ущерб экологии, — говорит она.
Аналогичная судьба постигла и некоторые другие зеленые зоны.
Эксперт подчёркивает, вместо создания новых парков город урбанизирует существующие. В Краснодаре, согласно генеральному плану до 2040 года, предусмотрено создание новых озелененных пространств общего пользования на впечатляющей площади 3 262 гектара. В результате реализации данного проекта общая площадь таких зеленых зон в кубанской столице вырастет до 3 601 гектара. Эксперт напоминает, что власти планировали создать около 500 новых зеленых зон. Но в основном по программе «Городская среда» проводится благоустройство уже существующих территории, где делается много мощения, и идет заливка асфальтом и бетоном. В итоге страдают даже существующие деревья.
Вопиющим примером здесь является сквер Чепеги. Несмотря на то, что эксперты портала ЯСНО предупреждали о рисках реконструкции, а мэр Краснодара Евгений Наумов обещал, что деревья не пострадают — они в итоге были повреждены рабочими.
Как отмечает Антон Гладченко, гораздо сложнее интегрировать благоустройство в уже существующую территорию, не уничтожая старые деревья и не ухудшая ситуацию.
— К сожалению, мы до сих пор сталкиваемся с проявлениями «оскала капитализма», когда проще снести всё и посадить что-то новое, чтобы потом заработать на этом.
Елена Шувалова отмечает высадку аллей прошлой осенью, как одно из немногих реальных достижений городских властей. Тогда по всему Краснодару были высажены тысячи саженцев.
— Это хорошо, но недостаточно. Без системной работы мы продолжаем терять зелень, — подчёркивает она.
Стройплощадки без защиты деревьев
По оценке Елены Шувалвоой сейчас в Краснодаре одновременно ведётся реконструкция дорог и тротуаров на примерно двух десятках участков, включая реконструкцию Тургеневского моста и дорожного полотна в районе Западного обхода. Но ни на одной из них, по словам Шуваловой, не соблюдаются базовые правила благоустройства.
— В Москве и Санкт-Петербурге деревья защищают деревянными щитами, а работы рядом с корневой системой запрещены. У нас же бордюры ставят прямо по корням, а техника работает механически. Через 3–4 года эти деревья погибнут, — рассказывает она.
Отсутствие контроля и дендропланов приводит к тому, что город ежегодно теряет зелёный фонд, а новые посадки не компенсируют ущерб.
Застройщики: зелень ради прибыли и «технические ошибки» на 14 этажей
Елена Шувалова отмечает, в последние годы уделять больше внимания озеленению стали частные застройщики. Но не из экологической сознательности, а из-за рыночных реалий.
— Покупатели теперь смотрят не только на квартиру, но и на среду вокруг. Наличие зелёного пространства рядом с домом может увеличить стоимость квартиры до 50% и ускорить продажи, — отмечает Шувалова. — В рекламе все пишут: «Рядом с парком Галицкого», рядом с «Дендрарием» и т.д. Некоторые компании создают небольшие скверы в жилых комплексах, и это позитивный сдвиг, но он минимален.
Схожее мнение высказывает и Мирослав Гриценко.
— Разумеется, застройщики стали щепетильнее и ответственнее относиться к благоустройству прилегающих территорий. В основном за счёт здоровой конкуренции, а также вследствие разборчивости горожан в вопросах благоустройства.
Однако Елена Шувалова считает, что без строгого требования градостроительных норм и муниципальной программы эти шаги остаются точечными.
Кроме того, рядом с зеленью застройщики нередко закладывают всё плиткой, создавая тепловые острова, особенно в районах торговых центров. Пример — торговые центры вроде «Красной площади» или «Галактики», где асфальт и бетон формируют зоны с температурой до 10°C выше, чем в парках. Шувалова неоднократно предлагала внедрять проницаемые парковки с поглощающим тепло покрытием и наличием деревьев, создающих тень.
— Один застройщик, не по требованию властей, а по собственной инициативе, высадил катальпы на парковке, что снижает температуру. Но такие примеры редки, — делится эксперт.
Недавно она поднимала этот вопрос при строительстве торгового центра «Любимово», но вместо зелёных зон город получил очередной тепловой остров.
— Некоторым нравятся бетонные парковки — удобно ставить машины, а другим важна зелень и красивые газоны. Важно находить баланс между этими интересами, — делится своим мнением Антон Гладченко.
Лидер «Помоги городу» добавляет, что краевой Департамент архитектуры и градостроительства под руководством Ильи Познякова пытается вводить новые нормы, например, ограничения по этажности. Но их соблюдение остаётся проблемой.
— В одном проекте документация предусматривала 10-этажные дома, а построили 24-этажные. Назвали это «технической ошибкой». Это цинично, — возмущается Шувалова.
Проблема не только в правилах, но и в отсутствии контроля. Муниципалитет не справляется из-за нехватки кадров, а общественный контроль не налажен. Однако есть и позитив: некоторые застройщики создают парки, доступные не только жильцам, но и соседним территориям.
— Даже губернатор предлагал выделить деньги на озеленение, но муниципалитет за полгода не смог оформить заявку, — рассказывает Шувалова.
Отсутствие муниципальной программы по озеленению, ответственных лиц и прозрачного плана тормозит прогресс.
— Пока у города не появится чёткая программа по зелёной инфраструктуре, изменений не будет, — уверена она.
Благоустройство столицы Кубани: что стоит изменить
При этом, по словам Антона Гладченко, недостаток общественных пространств — одна из ключевых проблем Краснодара (наряду с транспортной). В городе не только дефицит зелёных зон, но и катастрофически мало площадей, а также других открытых пространств, где граждане могли бы проявлять свою активность.
При этом значительная часть территории, особенно в центре, приходится на пустыри (зачастую, занятые парковками), долгострои и т.д. Все это занимает место, но никак не включено в городскую жизнь. Антон Гладченко считает, что для улучшения ситуации необходимо, чтобы администрация вместе с поддержкой общественности «выгрызала» эти пространства и сохраняла их зелёными.
Эксперт добавляет, что граждане сами будут готовы благоустроить прилегающие к домам территории, если им дать такую возможность.
— Прежде всего, важна обратная связь с жителями — власти должны активно вовлекать людей в процесс благоустройства их территорий, а не просто проводить формальные субботники. Если людям дать материалы и возможности, они сами с удовольствием будут ухаживать за своим районом и защищать сделанное. В конечном счёте, всё держится на желании людей и их участии.
Но для этого требуются не только материалы, краски или саженцы, но и посыл властей.
А Мирослав Гриценко хочет видеть больше облагороженных территорий вдоль цепи Карасунских озёр и других пока еще незастроенных территорий города. Впрочем, внедрять озеленение он советует и там, где уже стоят многоэтажки.
— Для увеличения площади озеленения в городе я предложил бы городским управленцам больше развивать и поощрять вертикальное озеленение фасадов, а также озеленение крыш. Это работающий механизм, — отмечает Мирослав Гриценко.
Также урбанист предлагает развивать велоинфраструктуру, поскольку вокруг неё завязаны не только жители, но и курьерские службы, логистика, городская экология.
Участие общественников и подключение верхних этажей власти как решение проблем с благоустройстве Краснодара
Елена Шувалова видит выход в налаживании диалога между властями, застройщиками и общественностью.
— Мы, активисты, не враги, а ресурс. У нас есть время, знания и желание помогать. Можно создавать попечительские советы из местных жителей, которые будут контролировать подрядчиков, — предлагает она.
Такой подход помог бы компенсировать нехватку кадров в муниципалитете и повысить прозрачность проектов. Она также призывает жителей быть активными: участвовать в обсуждениях, следить за проектами благоустройства, защищать зелёные зоны. Горожане готовы влиять на выбор территорий для обновления. Но без системных изменений и контроля эти инициативы рискуют остаться косметическими.
Схожего мнения придерживается и Антон Гладченко.
— Общественность может играть ключевую роль в контроле за благоустройством. Местные жители и сообщества не дадут так просто уничтожать зеленые зоны, если их вовремя услышать.
Еще властям необходимо активнее работать с ЛОМами, считает эксперт ОНФ.
— Лидеры общественного мнения зачастую бывают непростыми для власти — дотошные и нонконформисты. Иногда даже неприятные. Но именно они помогают двигать город вперёд. Если администрация их игнорирует, назревают конфликты, и это плохо сказывается на развитии.
По словам Гладченко, также необходимо более активное участие региональной и федеральных властей. Эксперт уверен: оставлять благоустройство на откуп местным элитам и бизнесу — путь к хаосу. Он добавляет, что федеральные проекты приходят с готовыми стандартами и макетами, которые не дают возможности сильно менять или экономить на материалах — это помогает сократить коррупцию и унифицировать качество. Внедрение таких проектов обычно идёт успешнее, чем когда каждый пытается подогнать всё под свои интересы.
Дмитрий Мирошников
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~HR0x1
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Краснодар