USD ЦБ 79.7530 EUR ЦБ 91.2990
Сейчас: 22-05-2025 23:14
Главная >> Новости >> Статьи и интервью >> Автор легендарной «лекции в ФСБ» Виктор Ефимов: есть более высокий уровень после «веры в Бога»

Автор легендарной «лекции в ФСБ» Виктор Ефимов: есть более высокий уровень после «веры в Бога»

Автор легендарной «лекции в ФСБ» Виктор Ефимов: есть более высокий уровень после «веры в Бога»

Автор легендарной «лекции в ФСБ» Виктор Ефимов: есть более высокий уровень после «веры в Бога»

Спустя 20 с лишним лет после той самой «лекции в ФСБ о Боге» в эксклюзивном интервью ЯСНО Виктор Ефимов рассказал о том, как это было и что теперь поменялось в его представлениях.

За свою жизнь Виктор Алексеевич Ефимов сделал карьеру как ученый и государственный деятель. В 2005—2015 годах был ректором Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. Член Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга. До этого занимал руководящие посты в серьезных коммерческих организациях. Является доктором экономических наук, кандидатом технических наук, профессором. Последние годы посвятил образовательной деятельности, которую осуществляет в Школе управления собой, страной, цивилизацией.

Видеозапись легендарной лекции была сделана в 2001 году. Спустя некоторое время она начала распространяться на кассетах, потом на дисках, а с развитием интернета стала разлетаться по соцсетям.

Как запись попала в открытый доступ, почему он изменил сейчас подачу этой темы и каков следующий этап ее постижения – об этом и многом другом Виктор Ефимов рассказал в эксклюзивном интервью главному редактору ЯСНО Алексею Костылеву.

Уважаемые читатели, ниже приводится текстовая версия интервью, которая является частичной. Полностью смотрите на видео:

Или на странице ВКонтакте

«Лекция в ФСБ о Боге» Виктора Ефимова: как это было

- Виктор Алексеевич, давайте начнем разговор с той самой легендарной записи. Сейчас она получила более 20 миллионов просмотров только на Ютубе и продолжает набирать поклонников. Меня, например, не так давно знакомый полковник спросил, смотрел ли я «лекцию о Боге в ФСБ», и очень хорошо о ней отозвался.

Для меня было удивительно, конечно, от полковника такое слышать, но, благодаря Вашей подаче, эта тема нашла отклик у многих. Скажите, это действительно было в ФСБ?

- Да, в ту пору были кабинеты политпросвещения, и на Литейном в Питере меня приглашали для выступления. Дважды выступал с такими серьезными лекциями там, наверное, по паре часов минимум, потом еще были ответы на вопросы. Эта информация тогда воспринималась с интересом. Потом как-то был организован налет чего-то такого… И она стала вне, что ли, такого официоза. Хотя она сегодня переводится на все языки мира.

Информацию в ней я давал о концепции в целом. Может быть в отношении религиозных конфессий я тогда не совсем давал правильный срез.

Вы спрашивали меня до этого разговора, как запись попала в сети. Дело в том, что там же работали конкретные люди. Я спросил у одного из своих знакомых в Москве однажды: «Слушай, а как эта информация оказалась в открытом доступе?». Он ответил: «Ну, сознаюсь тебе честно, с одной из лекций я сам принял участие в распространении записи. Дело в том, что я тогда служил в Иркутске, и у нас на курсах повышения квалификации эти лекции демонстрировались. А демонстратор был мой приятель, ну, я его и попросил. Он мне эту запись дал, а я ее запустил в сети».

Это просто все шло на уровне такой народной общественной инициативы. Иногда мне пишут, что такого не может быть, это что-то придуманное. Нет, это было именно так.

Виктор Ефимов, автор «лекции в ФСБ о Боге»: что изменилось спустя 20 лет

- Да, интересно очень. Виктор Алексеевич, Вы уже начали немножко говорить о том, что сейчас может в другом срезе это бы давали. Как я понял, это касается отношения к традиционным религиям. Расскажите, что вообще с тех пор изменилось в Вашем подходе, в Вашем восприятии этой темы?

- Ничего не изменилось с точки зрения сущностной, эти вопросы стали еще более актуальными. А вот подача этих материалов изменилась с моей стороны, потому что я подавал это как бы с позиций далекого будущего, и не совсем учитывал текущие ситуации.

Хотелось просто бросить взгляд в будущее, не задумываясь о том, как к нему идти.

Сейчас я внимательно отслеживаю не только будущее, но и технологию продвижения в эту сторону, поэтому с гораздо большим уважением отношусь к религиозной проблематике. В нынешних условиях это реально мощнейшая скрепа цивилизационная, и мы это наблюдаем по событиям на Украине, когда гонениям подвергается, прежде всего, наше отечественное Православие, потому что оно действительно является очень важной скрепой.

Тогда я говорил, может быть, о следующем шаге. Для меня как для ученого было понятно, что, помимо культурологических аспектов богословия, есть еще и мировоззренческие.

Cегодня, конечно, нужно понять, что очень важна вера в Бога на уровне традиционных конфессий. Да, надо признать, что по богословским и по социологическим проблемам, скажем, Библия и Коран — это разные учения. В некоторых вопросах радикально разные, но по базовым вопросам бытия человека, по любви, доброте, нравственности - они, конечно же, едины.

На данном этапе чрезвычайно важно уважительное отношение к любой религиозной конфессии. Особенно это актуально для нашей страны, которая многоконфессиональна. Я же тогда уходил чуть-чуть дальше. Надо признать, сегодня проблема подачи наиболее остро стоит. Порой у меня возникают раздумья, как лучше это сделать.

Дело в том, что для меня как для физика абсолютно понятно, что есть Нечто, что над нами. В разных культурах это по-своему именуется. В кораническом мировоззрении речь идет об Аллахе. «Аллах», если перевести строго на русский язык, то получим термин «Бог», потому что «ал» — это артикль, «лах» — в Коране это означает «дающий истоки и жизнь всему». Условно говоря, бог по-русски.

- Бог богов? Можно так сказать?

- Да, может быть так, если говорить об эгрегориальных религиях.

Виктор Ефимов: за всеми религиями стоит одна Сущность

Во всех религиозных представлениях есть различия в вероисповедании, культуре, но всех объединяет наличие Творца и Вседержителя.

Я очень аккуратно сегодня подсказываю, насколько это мне удается, иерархам нашей Православной Церкви, что очень важно было бы говорить и о следующем этапе богословия. Есть вера в Бога - она в каждой конфессии своя, в своей культуре, в своих обрядах, в своих традициях.

Это вера в Бога. По сути, она открывает многим людям вот ту очень важную мысль, что нужно верить в то, что есть это Нечто, что над нами. Но следующий этап для тех, кто верит в Бога — это уже ситуация веры Богу, без букв «в».

Это принципиально иное состояние души, когда человек осознает, что Бог как Творец и Вседержитель реально имеет контакты с человечеством, и нужно верить, что если страна, народ, человек живет по-божески, то тогда Бог оказывает поддержку. Включается такой ветерок вседержительности, то есть, если угодно, случайности. В моем понимании случай — это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем.

Мне кажется, что если люди встречаются на условной поляне веры Богу, то там не стоит вопрос — «а ты в какой конфессии?»

Это абсолютно неважно! Если встретились два человека, они не спрашивают, кто из какой конфессии., они спрашивают: «А ты веришь Богу?»

Один говорит: «Да, я верю Богу, что если я буду делать всё праведно и по-божески, то, конечно же, Он будет меня поддерживать».

И они находят общий язык. Так вот, создать такую площадку, на мой взгляд - это миссия нашего Православия. Русский язык очень говорящий, и по его лексике «Православие» — это право славить. А право — это правда, праведность, справедливость - однокоренные слова. Вот о чем идет речь.

Поэтому мне очень хотелось бы, чтобы именно наше отечественное русское Православие попробовало взять на себя миссию по формированию такой межконфессиональной площадки, где люди говорят о ветерке вседержительности, о поддержке Бога, абсолютно независимо от того, к какой конфессии принадлежит тот или иной человек, живет в той или иной стране.

Очень важно, чтобы там находили свое место и атеисты, а я их отношу к людям верящим - может быть, даже более, чем все остальные - в то, что Бога нет. Но они никогда это не докажут никому. У всех народов во все времена была вера Богу, но они верят в то, что Бога нет.

Очень важно сегодня, чтобы мы, вне зависимости от культурологических аспектов веры Богу, находили бы единство вот в этом ветерке вседержительности.

У меня сегодня есть свои взгляды на это. Тогда их не было даже и в помине, потому что я только-только преодолевал, как мы говорим, материалистический атеизм. Ну, вы представляете, я физик, секретарь Ленинградского горкома партии в недалеком прошлом, и тогда вообще даже мыслей-то о Боге не было, это было всё под прямым запретом.

И я находился в переходном состоянии. Сегодня я совершенно осознанно могу свои представления дать. Не претендую на то, что они имеют какую-то глубокую научную основу, но у меня в душе это всё выстраивается в абсолютно понятную логичную картину.

Я даю свое определение Богу. Бог для меня — это живая, всеобъемлющая, всепроникающая, мыслящая эфирная Сущность. Я категорически не согласен с современной физикой о том, что эфира нет. Я считаю, что в основе всего мироздания лежит эфир, и Бог тоже является эфирной сущностью, потому что в эфире жизнь точно такая же, как и в проявленном мире.

Более того, человека я рассматриваю как единство тела, духа и души, при этом душа человека в моем понимании также является эфирной сущностью.

<…>

Кстати, то, о чем я рассказывал уже на лекции ФСБ тогда. Я говорил, что есть разные уровни интеллекта: есть минеральная жизнь, есть жизнь растений, есть жизнь животных, а есть жизнь человека. Так вот, с уровня растения невозможно понять, что такое коза, которая съела у него листочек.

Точно так же, с уровня человека невозможно понять, что такое Бог, потому что это надмирная реальность.

- В Индии есть такое понятие — Ачинтья бхеда абхеда таттва —непостижимое отличие и единство человека с Богом. То есть существуют какие-то моменты, которые нас роднят с Творцов, но есть и существенные отличия, которые нам невозможно до конца понять. Но не будем сейчас вдаваться в глубокие философские моменты. Хотел бы у Вас спросить о таком практическом вопросе. Вы привели две категории: «вера в Бога» и «вера Богу». Если мы говорим о человеке, который верит Богу, собственно говоря, а какой это человек? У нас, к сожалению, распространено представление, что это какой-то юродивый, бедный человек. Кто же он по-вашему?

- Во-первых, мы четко должны увидеть преемственность. Первый этап — это вера в Бога, человек может жить и думать, что как бы из обезьяны мы появились, и вот так и живем, поэтому первый этап — вера в Бога, а второй этап — после того, как вера в Бога освоена человеком, тогда он способен выйти на этап веры Богу.

Здесь противоречий нет, это развитие человека. Так вот, верящий Богу человек осознает, что Бог всё считывает что он думает, о чём он творит. А как Бог считывает? А Бог считывает по…

Смотрите продолжение беседы в видеоверсии интервью. На видео вы узнаете, почему активный в социуме человек может быть ближе к Богу, чем погруженный в молитвы; как алкоголь и табак связаны с духовной жизнью; лучший способ лечения алкоголизма; преодоление зависимостей и внутренних программ, ломающих жизнь; о порнографии и отличии эротики от нее и Роли русской цивилизации.


Ранее портал ЯСНО рассказывал, что в чем коренное отличие человека действующего для удовлетворения своего эго от со-творца Бога - в интервью с методологом и социальным философом Энвером Измайловым «Вы не станете ведическим мудрецом сразу после прочтения книжек».

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~2u7e0

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Смыслинг / Религии мира / Космос / Интервью