Александр Усанин: опыт лучшего экопоселения Европы, к которому стоит присмотреться в России
Известный российский просветитель Александр Усанин лично изучил жизнь экологической общины в Венгрии и поделился с ЯСНО основными аспектами, благодаря которым удалось создать процветающее поселение.
Венгрия сейчас чуть ли не единственный союзник России в Европе. Будапешт задолго до начала спецоперации поддерживал хорошие отношения с Москвой, а западная пресса считала премьера страны Виктора Орбана другом российского лидера Владимира Путина.
Общественный деятель, автор 8 книг о развитии человека и общества, профессор Академии геополитических проблем Александр Усанин о поселении–сказке в Венгрии, в котором удалось воплотить самые невероятные духовные идеалы, совместив их с экономической рентабельностью.
«С подачи Владимира Мегре, написавшего серию книг об Анастасии, в России произошёл взрыв интереса к созданию Родовых поместий. Хотя идея создания экологических поселений не только в России, но на планете в целом становится с каждым годом всё популярнее, я лично считаю концепцию «одногектарного счастья», запущенную Мегре в российские массы не очень полезным для нас концептуальным вирусом, взращивающим дух индивидуализма под экологическим соусом.
Русские, в отличие от живущих на своих хуторах латышей или финнов, всегда жили деревнями, общинами. Тем, кто по природе своей более склонен к уединению, чем общению, жить в километре от ближайшего соседа — нормально. Но для «душевно более тёплых» народов жить общиной естественней: КПД повышается. Вместе всегда веселее работать, сообща можно сделать больше работы, чем по одному и за меньшее время. Ну и главное — близкое по различным вопросам общение, дружба, помощь, взаимовыручка — придают другой вкус нашей жизни, делают её полноценней, насыщенней, защищённей.
Вместе — общиной, деревней, легче решаются любые проблемы, проще преодолеваются любые невзгоды. На Руси всегда, если у кого-нибудь дом сгорел или если кто-то в деревне женился, вся деревня им дружно за неделю, за несколько дней ставила новый дом.
Многие, кто поддался порыву, купили себе землю, «гектарчик» и пытались там жить. В результате, когда закончились деньги, уехали в город снова работать, потому что жить только землёй, без большого запаса финансов вначале, без поддержки друзей не так просто. Зная многие экообщины, я вижу, что жизнеспособны лишь те из них, которые создаются или ярким духовным лидером, или идейным и грамотным бизнесменом. Таким, например, как Андрей Барков из Краснодарского края. До своей смерти он создал Агрокомлпекс «Солнечный», вокруг которого собрал последователей экоидей и выращивал пшеницу без «химии» безпахотным способом на 2000 гектарах земли. У них был коровник на 600 кров и они гордились, что ни одной коровы не убили. Производимый хлеб из проросшего зерна без дрожжей завоевал много медалей на международных конкурсах и пользовался спросом в гипермаркетах Сочи и Краснодара. А из пшеничного белка продолжатели дела Баркова до сих пор делают вегетарианские колбасы в Северском районе Кубани, которые теперь продаются почти по всей России.
Во время моих лекций на Кипре, мы много беседовали на тему экообщин с одной удивительной женщиной, Марией Каневской, в 25 лет попавшей в Книгу рекордов Гиннеса, как самая молодая женщина на планете, заработавшая с нуля свой первый миллион долларов. Став вегетарианкой, Мария приобщила к здоровой диете и всю семью, и теперь разрабатывает потрясающие рецепты для сыроедческих ресторанов.
Перед возвращением в Россию у меня в голове несколько раз всплывали мысли о том, что было бы хорошо посетить поселение последователей Общества сознания Кришны в Венгрии, которое считается лучшей экологической общиной в Европе, и посмотреть, как у них всё устроено
В интернете я нашел сайт и адрес общины и узнал, что её лидер Шиварама Свами за выдающийся вклад в развитие благотворительности и духовности в Венгерской Республике награждён орденом «Почётного Золотого Креста» — второй по значимости наградой этой страны.
Оказавшись на месте, у входа меня встретили два каменных белоснежных слона и живой дружелюбный охранник.
Сразу за входом — совсем другой мир, мир реальности - сказки.
Экологическая община венгерских вайшнавов (именно так правильно называются те, кто поклоняются Кришне и Вишну) располагается на территории 200 гектаров. Община сделана по образу Вриндавана – города в Индии, считающегося самым святым местом на планете у вайшнавов.
Вместо павлинов сюда залетают и бегают без опаски фазаны. Некоторые лесные животные тоже иногда здесь гуляют.
На широких лугах здесь пасутся коровы, быки.
Многие посетители, оставляя машину у входа, увидев на возвышении жёлтое очень красивое здание, принимают его за храм. Когда подходят ближе — оказывается, что это — школа, где дети получают дипломы государственного образца. Поскольку там всего сорок учеников, мальчики с девочками учатся вместе, только уроки физкультуры для мальчиков и девочек проходят отдельно. Они занимаются йогой, изучают боевые искусства.
Успешное экопоселение Европы: всем необходимым обеспечить себя самостоятельно
Следуя ведическим принципам, жители Долины Кришны в Венгрии ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИВАЮТ СЕБЯ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ и живут автономно, полностью независимо от окружающего их мира. Если завтра случится вдруг «конец света», «экономический армагедон», в их счастливой размеренной жизни не произойдёт никаких изменений. Кроме того, что они обеспечены молочными продуктами, они выращивают рожь, пшеницу, овёс, гречку, пшено. Они сами давят из выращенных ими продуктов подсолнечное, льняное, тыквенное масло, включая и масло из виноградных косточек. Они выращивают бобы, чечевицу, несколько видов фасоли, растят даже индийский мунг-дал…
Здесь выращиваются 30-40 видов овощей и 20 видов фруктов, включая абрикос и шелковицу. Из фруктовых деревьев здесь нет только цитрусовых (температура зимой опускается здесь до -20 С). Члены этой общины умеют производить собственную одежду и обувь из выращиваемого ими здесь льна. Они полностью не зависят от источников энергии внешнего мира — электричества, газа. Но при этом при всём собирают большой урожай экологически чистых и генетически безупречных продуктов (которые уже не могут позволить себе 99,999 жителей нашей планеты) взращивая и собирая их грамотным экологически безупречным подходом.
Используя опыт предков, научный подход и международный опыт по выращиванию экологическим способом с/х культур, за 30 лет практики члены этой экообщины разработали способы получения максимального урожая при минимальных затратах. Так же, как наши бабушки и дедушки, они не используют химию не только для выращивания своих экопродуктов, но также и для борьбы с их вредителями.
Здесь внимательно учитывается взаимная совместимость, симбиоз самых разных растений для их высокопродуктивного роста и взаимной защиты от паразитов. Говоря проще — есть насекомые, тля, паразиты, которые любят только определённые растения и терпеть не могут присутствия рядом других. Хотя эти растения, кроме того, взаимно обогащают почву необходимыми другому веществами, энергетикой, микроэлементами. И если учитывать это, если сажать определённые растения грядками просто лишь рядом друг с другом, просто лишь этим можно добиться повышения их урожайности экологическим способом без дополнительных затрат на борьбу с паразитами. Это в значительной мере перекликается принципом Пермакультуры Зеппа Хольцера.
В этой общине разработаны рекомендации для огородников и для дачников — что с чем сажать, чтобы повысить взаимную урожайность растений и чтобы было меньше проблем с разного рода вредителями, сорняками. Чтобы вообще снизить затраты и на полив — я бы рекомендовал сочетать это с системою «Умного огорода» Н.И.Курдюмова.
На этой схеме — рисунок На этой схеме — рисунок что с чем сажать из расчёта участка 5 на 5 метров. Немаловажный штрих — вокруг этого участка должна быть 50-ти сантиметровая изгородь из, насколько я понял, лаванды.
По этому принципу совмещения, симбиоза растений здесь выращиваются и все овощи, разные виды растений.
С целью популяризации опыта выращивания сельхоз.продуктов экологическим способом, здесь ежегодно проводятся научные конференции с привлечением сотрудников Государственного Аграрного Университета Венгрии, учёных-экологов других стран.
Лучшая сельхозобщина Европы: особое отношение к коровам
Видя вдалеке другое большое красивое здание, туристы подходят к нему и думают, что наверное, это — храм Кришны. А оказывается, что это — коровник, гошала. Коровник здесь — это пятизвёздочный отель для коров. Это — лучший коровник в Европе. А может быть, лучший на этой планете.
Согласно древнейшим санскритским трактатам, три типа животных, если они умирают своей смертью, получают в следующей жизни тело человека: это корова, тигр, обезьяна. Поэтому к коровам здесь относятся с такой же заботой, как к людям.
В Библии, в Ветхом Завете есть утверждение, что убивающий быка совершает такой же грех, как убивающий человека. И в той же Библии есть утверждение, что воздаяние придет в той же мере, в какой человек совершил его: «око за око, кровь за кровь».
Согласно ведическому взгляду, тот, кто убивает без необходимости какое-либо животное — сам в следующей жизни станет этим животным, а это животное станет человеком и убьёт его, чтобы вернуть насильнику боль, они поменяются в следующей жизни местами:
Или же за убийство животных, за убийство их беззащитных детёнышей человека, который ест мясо или его детей так же цинично, жестоко убьют на войне в этой жизни — если человек не внимает ни Ведам, ни Библии. Именно в этой связи М.Ганди, Л.Н.Толстой, Альберт Эйнштейн утверждали, что войны на Земле не прекратятся до сих пор, пока люди продолжают есть мясо, напоминая, что в цивилизованном обществе,- в Ведической древней традиции убийство животных осуждалось так же, как и убийство людей. И царь был обязан защищать жизнь животных так же, как жизни людей, рассматривая их полноправными подданными своего государства.
Практически с каждым приемом пищи люди употребляют продукты коровы: сыр, молоко, йогурт, сливки, масло, сметану, брынзу, мацони, айран, простоквашу, пахту, ряженку, творог… Без коров не было бы даже всеми так любимого мороженого самых разных сортов, молочного шоколада, большей части конфет, взбитых сливок, тортов… На Руси всегда знали, что дом, если в нём есть дойная корова, никогда бедным не будет. Дом с коровой всегда будет в достатке. Ни одному существу на планете человек не обязан так, как корове.
Смысл, совершенство человеческой жизни — доставить удовольствие Богу. Зная, что Бог любит, когда с заботой и нежностью относятся ко всем созданным Им созданиям, здесь всё рассматривают как часть своих отношений с Богом, отношения так же друг с другом, в том числе — отношение к коровам. У каждого из сорока находящихся здесь коров и быков есть своё имя, и у каждого коровы или быка есть кто-то, кто взял личную особую ответственность заботиться именно о них.
Некоторые из тех, кто живут в городах, теоретики — «пацифисты-веганы» считают, что брать молоко у коровы — значит, забирать молоко у телёнка. Но в реальности, если корова чувствует любовь и защиту людей, она даёт достаточно молока, чтобы хватало и людям, и телёнку. Даже просто глядя на этих здоровых телят, понимаешь, что это — не теория.
Поэтому самое главное, что необходимо учитывать, это то, что коровы — ЖИВЫЕ, чувствующие отношение к ним существа. И когда они чувствуют, что их любят, что о них заботятся, они дают молока ещё больше из ответной любви к заботящимся о них людям. Есть коровы, которые дают молоко без телят непрерывно 5-6-7 лет. Но такого не стоит ожидать от коров, которые знают, что их убьют. Здесь о коровах заботятся, даже если они не дают молока, потому что из их навоза делают здесь биогаз и компост.
Министерство сельского хозяйства США университет опубликовало заключение, что быков и коров экономически выгодно содержать даже без молока просто лишь потому, что они дают самое ценное удобрение на этой планете — их гумус. Гумус, коровий навоз, способен полностью восстановить микрофлору и плодородие самых бросовых, полностью истощённых почв — за семь лет, если семь лет раз в полгода разбрасывать на эти почвы коровий навоз и потом мелко их вспахивать.
А быки — это работяги, труженики, культуристы от Бога. Им нравится ощущать мышечную радость от физических нагрузок. Те, кто используют быков для работ, знают это. Так же, как лошадь в стойле начинает болеть, так и бык начинает грустить без работы.
Один опытный фермер в Литве мне сказал, что лошадь не предназначена для того, чтобы на ней пахали: у неё ноги, в отличие от быка не упираются землю так, чтобы тянуть тяжести. Он сказал: «лошадь — как ласточка, создана для того, чтобы бегать! Бык же, наоборот, создан для того, чтобы тянуть, перевозить тяжести, чтобы пахать — у него ноги упираются в землю так, чтобы с силой толкать. И он ощущает от этого, как тяжелоатлет, радость!» Здесь быки — полноценные члены общины, они работают здесь вместе со всеми и оправдывают свой «хлеб» :-) Здесь на них сеют, пашут и жнут.
Лучшее экопоселение Европы: внутренний быт
Движимый любопытством, я постучал в один домик и попросил хозяев показать мне, как выглядит дом изнутри. Радушных хозяина и хозяйку зовут Голока Пати и Анураги.
Как мы видим, внутри очень даже красиво и относительно современно. Кроме созданных общим советом общины нескольких исключений: ни у кого в этой общине нет телевизоров, холодильников, кондиционеров и стиральных машинок. Здесь запрещена химия, стиральные порошки, синтетические моющие средства, чтобы не загрязнять ими Природу. Мыло, шампуни, аромомасла — только свои. Исключения составляют лишь благовония и аромомасла, которые для поклонения Божествам так же привозят из Индии.
Кухня оказалась очень даже уютной. Здесь готовят на собственном биогазе, который получается при брожении коровьего навоза — его хватает чтобы покрыть основные потребности всей общины. Но, кроме того, в каждом доме есть очень практичная дровяная печь: зимой она заодно согревает и дом. В Европе, особенно в Германии очень популярны в частных домах аккуратные, чистенькие и очень удобные дровяные печки. Производят их очень добротно из качественного чугуна многие очень известные фирмы. В этих печках есть так же духовка для выпечки доброго домашнего хлеба.
Канализация — общая, вода из колодца подается благодаря солнечным батареям. Все отходы, которые могут сгнить — отправляются в компостную яму. Те, которые могут гореть — становятся топливом.
Тот же принцип применялся недавно по всему миру в деревнях, он сейчас сохранился в австрийских посёлках: все отходы утилизируются на своем личном участке. Что горит — то в очаг, что гниет — то в компост. Стекло — сдается в стеклоприёмник, металл — в металлолом. Пластиковые пакеты, бутылки, запрещены.
Дом отапливается двумя каминами, которые достаточно протопить один раз: благодаря тому, что он построен из пористого глиняного кирпича, — а точнее таких глиняных блоков — дом держит летом прохладу, а зимой держит тепло как термос: теплопроводность таких блоков, как вы можете сами понять, очень низкая.
Энергию брать от природы самим
Летом вода нагревается солнечными водонагревающими панелями. Вырабатывающие электричество солнечные батареи практически вечные — гарантийный срок их работы 25-50 лет. Они вырабатывают электричество даже при слабом, рассеянном солнечном свете.
Чтобы не пользоваться аккумуляторами, срок которых недолгий, электричество здесь используют в основном только в офисе, днём. Его хватает для работы стационарных компьютеров, принтеров, факсов. Но большей частью общинники электричеством здесь вообще не пользуются. До сегодняшнего дня здесь дрова покупали, но со следующего года община будет обеспечивать себя так же дровами из своего леса, вместо вырубленных деревьев постоянно сажая новые.
Канализация в лучшей общине Европы
Канализационные стоки из строений общины благодаря слабому естественному уклону ландшафта стекают в очищающие их водоёмы, в двух из которых посажен тростник, фильтрующий воду от нечистот; а в третьем она очищается до состояния чистой питьевой воды запущенными туда один раз очищающими воду бактериями, которые размножаясь, непрерывно воспроизводят себя уже сами.
Именно чтобы Природа могла всё очистить, в этой общине не используют продукты химической промышленности. Чистая вода уходит обратно в Природу.
В России мы мало знаем об этом, но на Западе развита целая индустрия экологической очистки воды до состояния родниковой с помощью натуральных природных бактерий. В 2000 году я шесть месяцев жил в экологическом центре под Копенгагеном, созданном из расчета на 60 человек. Вода в этом центре нагревалась тоже крышей из солнечных батарей и панелей, но там были стиральные машинки — с той разницей, что использовать в них можно было только стиральные порошки, производимые этой компанией, специализирующейся на постройке экологически замкнутых (как космических) центров.
Там не росло камышей — разные виды бактерий в замкнутых подземных контейнерах очищали все стоки до состояния чистейшей. Хотя она была химически абсолютно чистой, но «морально — не очень», ею поливали огород, а новую воду брали из колодца. Выпадавший переработанный бактериями осадок становился прекрасным компостом — экологическим удобрением.
В России тоже есть фирмы, которые продают бактерии, нейтрализующие запах деревенского русского туалета и перерабатывающие его содержимое до состояния не имеющих запаха удобрений, но о них пока мало кто знает: экологически чистые технологии в России никто пока в массы не продвигает.
От экологии природы – к экологии души
Особое отношение к экологии здесь меня впечатлило. Оно здесь пронизывает всю жизнь. Сразу стало понятным, как много можно хорошего сделать, если не пить, не курить, не смотреть телевизор… Если не нарушать установленных Богом законов Природы, можно жить долго, гармонично и счастливо, быть психически и физически сильным, а если трудиться всем сообща, — можно не только обеспечить себя всем необходимым, но в свободное время превратить окружающее пространство в цветущий сад.
Вдохновение для вдохновленного слаженного сотрудничества члены общины получают из совместной духовной практики. Экономически они процветают, потому что их главная цель — это не экономическое, а духовное развитие через совершенствование отношений друг с другом. Центром и смыслом их жизни является Бог, которого они воспринимают как Единое Целое, а себя — Его неотъемлемыми частичками.
Цель их жизни — совместное удовлетворение Бога так же, как разные части тела совместно сотрудничают для удовлетворения всего тела. Здоровая клеточка оставляет себе столько поступающей к ней энергии питательных веществ, сколько необходимо для поддержания своей жизнедеятельности, остальное она передает другим клеткам, без накопительства в виде жировых отложений, без нездоровых тенденций раковой клетки «тащить всё к себе». Здесь стараются применять главный принцип Сознания Кришны: простая жизнь и возвышенное мышление. Здесь не заботятся о будущем в накопительном плане.
Члены общины живут в настоящем, зная, что хорошее будущее формируется правильными действиями в настоящем. И главный враг человека, прогресса — это внутренний эгоизм и проистекающая из него лень. Тот, кто думает не о себе, а о других, движим любовью, а любовь с ленью, инертностью не совместимы. В этом — секрет процветания этой общины. Каждый думает здесь не о себе, а удовлетворении Бога, служа другим как его частичкам. В этом и есть суть Сознания Кришны: ощущать себя Частичкою Высшей Личности, и рассматривать интересы других как свои интересы, понимая, что все они так же — частички Единого Целого, Бога, части Единой Высшей личности. Это так же означает, что не нужно потакать эгоистам, понимая, что эгоизм — это состояние больной раковой клетки.
Подпитывать раковые клетки не нужно, нужно помочь им исправиться, изменить свое отношение к окружающим, к миру, направив их сознание не на стремление тащить всё к себе, а на стремление отдавать всё Единому, Богу и сотрудничать для Его удовлетворения, для удовлетворения Единого со всеми его частичками. В этом, по сути, заключается суть всех религий. Просто разные святые объясняли это каждый своими словами.
Бог пронизывает своим сознанием всё сущее, и чтобы развивать личностные отношения с теми, кто еще не раскрыл в себе духовное видение Он, согласно ведическим древним трактатам, может принимать поклонение через Божество, изготовленное в точности с описанием Его внешности, которое приводится в древних санскритских трактатах. То же самое поклонение Богу через его изображение практикуется в каждой религии, которая принимает Бога как вездесущую личность.
Христиане поклоняются Иисусу, поклоняясь его распятию; поклоняются Деве Марии, поклоняясь её изваянию.
Мусульмане поклоняются Аллаху, Всевышнему, поклоняясь в Мекке камню Хаджар аль-асвад, который, согласно преданию, когда-то был в Раю. Так же и индуисты поклоняются всепроникающему Богу, понимая, что раз Он — всепроникающ, то присутствует также как личность и в скульптурном Cвоем изображении.
Совместное поклонение Богу в его личностном образе — центр всей деятельности этой общины. Всё, что здесь делается — делается только для Его удовлетворения, всё служение Он принимает через установленные в храме Божества. В Долине Кришны день начинается «с первыми петухами» которые кричат первый раз перед восходом. Петухов и кур здесь не держат, так как вайшнавы не употребляют, являясь этическими вегетарианцами, даже яйца.
Тем не менее, даже без петухов они поднимаются перед восходом солнца и отправляются вместе в их храм, в котором для освещения принципиально ВООБЩЕ не используется электричество. Перед восходом весь храм освещается только живым светом масляных лампад.
В плане натурального освещения храмовый комплекс здесь сделан действительно очень практично. Через всё строение проходит стеклянный «хребет»-купол, расположенный, как и всё здание, в соответствии с движением солнца, благодаря чему даже первые солнечные луча сразу же изнутри освещают всё здание.
«Кто рано ложится и рано встаёт, тому Бог здоровье, богатство и мудрость даёт!», «Утро вечера мудренее!» — говорили всегда на Руси. Это вызвано ритмами Космоса. И ранние утренние часы особенно благотворны для духовной практики.
Здесь весь день выстроен в соответствии с учетом этих космических ритмов. До семи часов — время, когда наиболее восприимчиво подсознание; это время для медитаций, молитв, обращения к Богу. С семи до десяти — это период максимальной активности интеллекта мозга.
Первое поклонение Всевышнему в храме начинается в четыре пятнадцать утра (стандарт классических ведических храмов), второе — в семь пятнадцать. Между службами вайшнавы сначала поклоняются Богу в уме — медитируют, а потом повторяют имена Бога на чётках, которые, чтобы они не касались пола и нечистых вещей, хранятся, находятся в специальных мешочках.
Вот как выглядит храмовый комплекс снаружи:
Сделан он максимально эргономично — так, чтобы солнечные лучи проникали в него, освещая алтарь и все внутренние помещения без электричества.
В Долине Кришны Вы можете ходить без часов: каждый час над долиной плывёт звук колокола сообщая, который сейчас час. В девять утра звонарь бьёт девять раз, в десять — десять, т.д. В промежутках — один удар (пол-одиннацатого) Вся работа заканчивается в половине шестого.
Жизнь без холодильника никак не омрачена
Как я уже написал, холодильниками здесь не пользуются. Вместо них — традиционные деревенские погреба. Такой погреб на лето используется и как ледник: зимой он устилается блоками льда, которые посыпаются большим слоем опилок. Благодаря тому, что он находится под землей и укрыт слоем опилок, лед в таком леднике может продержаться всё лето. В ледниках можно хранить молоко, творог сметану, потому что температура в нём в самом низу плюс четыре-пять градусов. И примерно такая же температура в нём и зимой, даже во время морозов, что позволяет в нём до весны хранить овощи, фрукты, закрутки.
Общинники мне признались, что солнечные батареи они поставили только лишь для работы созданного для приезжающих туристов своего ресторанчика и для офиса, который стал необходим для координации прибывающих групп туристов, для организации экоконференций, фестивалей. Каждое лето на территории общины устраивается на несколько дней фестиваль для тех, кто интересуется здоровым образом жизни, на который приезжают 6-7 тыс. человек. За год общину посещают 20-35 тыс. туристов.
Для тех, кто хочет приехать сюда на несколько дней, чтобы погрузиться в царящую здесь атмосферу, общиники создали две небольшие гостиницы на 8 номеров каждая. Стоимость проживания — 20 и 40 евро за номер. Кроме них, в близлежащей деревне есть несколько гостевых домиков, в одном из которых я остановился. Трёх-комнатный домик с горячей водой, современной ванной и кухней — 15 евро за сутки. Простой, но уютный и весьма симпатичный:
Не хотелось отсюда уезжать, честное слово! Как и многие, кто сюда приезжают, я получил большое духовное и эстетическое наслаждение от атмосферы этой духовной общины и красоты, которую они здесь создали.
Сказав «До свиданья!» встречающим и провожающим туристов слонам, я вскоре был опять в Будапеште. Ощущение было такое, словно попал из яркого духовного мира в бесцветный материальный».
Ранее портал ЯСНО публиковал материал "Олег Матвейчев: Что делать? Зелёная революция как выход из кризиса", рассказывающий о том, как развитие жизни на селе может стать драйвером развития России.
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Зелёная революция / Мир / Религии мира