«Постой, паровоз»: что случилось с билетами на поезд из Анапы, Сочи и Краснодара, рассказали в РЖД
Что происходит на железных дорогах Юга России?
Август 2024 года стал настоящим испытанием для пассажиров, планирующих поездку на юг страны. Дефицит билетов на поезда в этом направлении достиг критического уровня, оставив многих путешественников без возможности приобрести поездки на желаемые даты. Особенно остро ситуация сложилась для отдыхающих, которые уже отправились на курорты Краснодарского края и Крыма, но не позаботились заранее об обратной поездке. Сейчас им предлагают билеты из Краснодара, Анапы или Сочи в Москву с пересадкой по 70 тысяч рублей.
Что же происходит на железных дорогах страны и почему возник такой дефицит? Об этом ЯСНО решил узнать у первоисточника, обратившись в пресс-службу РЖД.
Дефицит ж/д-билетов на юге: свободные места «унесло» турнаплывом
Не секрет, что трафик отдыхающих на юг растет год от года. Однако после начала СВО и фактического закрытия европейской границы для россиян, «наплыв» туристов на юг приобрел лавинообразный характер.
Ещё в прошлом году председатель правления Ассоциации отельеров Дмитрий Богданов рассказывал в комментарии для ЯСНО, что туристы активно раскупают путевки в Сочи уже на март и апрель.
А по данным одного из экспертов ЯСНО, фактически туристический сезон 2024 года стартовал уже в апреле на всех популярных курортах Краснодарского края.
— А с мая по сегодняшний день Сочи, Геленджик и Анапа просто «кишмя кишат» туристами, — отмечал собеседник издания.
По количеству принятых туристов Краснодарский край ставит рекорды. К примеру, в 2013 году у нас за год турпоток составил более 13 миллионов, а в прошлом, 2023-м — уже более 18 миллионов. Получается, только за 10 лет турпоток увеличился на треть. И это только данные статистики, без учета тех, кто переехал на эти годы на Кубань на ПМЖ.
— Количество отдыхающих действительно резко выросло. На юг идет сильный туристический поток, — комментирует ситуацию ЯСНО доцент Экономического факультета КубГУ, член СПЧ при губернаторе Карина Косенкова. — А с момента СВО закрылись 3 из 4 краевых аэропортов, что еще больше увеличило транспортную нагрузку. Вся страна едет сюда.
Многие россияне предпочитают проводить отпуск на юге страны, где можно насладиться теплым климатом и отдохнуть на побережье на курортах Краснодарского края. Однако железнодорожная инфраструктура страны просто не справляется с таким скоплением людей, желающих отправиться на море или вернуться домой.
— Этим летом спрос на железнодорожные билеты можно назвать беспрецедентно высоким. Так, с мая по июль текущего года поездами АО «ФПК» перевезено более 6,3 млн пассажиров, что на 3,9 % больше, чем в 2023 году, — рассказали в пресс-службе РЖД в комментарии для журналиста ЯСНО.а
Дефицит ж/д-билетов на юге: поездов стало больше, но…
В РЖД уточнили, что в сообщении с курортами Юга России в летнем сезоне-2024 предусмотрено курсирование 141 пары круглогодичных и сезонных поездов АО «ФПК». Сейчас в составе поездов на южных направлениях компания использует 6,1 тыс. вагонов, это примерно 40% от общего парка.
— С мая по сентябрь 2024 года АО «ФПК» запустило в продажу порядка 14,4 млн мест (что на 344 тыс. мест больше, чем за аналогичный период 2023 года, рост составляет 2,4%). В сообщении с Анапой, например, количество мест составляет 3,3 млн, что на 147 тыс. мест больше, чем за аналогичный период 2023 года, — уточняют в РЖД.
Дефицит ж/д-билетов на Юге: что происходит и как быть пассажирам?
Впрочем, принятые меры так и не сняли дефицит. Например, по данным сайта компании «Российские железные дороги», до конца августа в свободной продаже нет билетов по направлению «Краснодар – Москва». Билеты из столицы Кубани в первопрестольную появляются только в сентябре. Схожая ситуация обстоит с билетами из Анапы, Сочи, Новороссийска, Темрюка, Ейска.
Как отметила Карина Косенкова, частично ситуацию помогает разгрузить увеличение количества курсирующих электричек, забирающих на себя часть межрегионального трафика.
Дефицит ж/д-билетов на юге: что делать пассажирам без билетов?
— Если на выбранный маршрут не удается купить билеты на прямой рейс, стоит рассмотреть возможность поездки с пересадками, в том числе внутри поезда. Формирование составных маршрутов происходит автоматически из всех доступных в системе вариантов. Пассажир может выбрать предпочтительные для себя опции, ориентируясь на стоимость и условия проезда, — дали совет отдыхающим в РЖД.
Там также уточнили, что можно воспользоваться новым сервисом и подать заявку в «Лист ожидания». Сервис позволяет отслеживать появление билетов на уже «распроданный» поезд.
Дефицит ж/д-билетов на юге: причина дороговизны
По данным издания «Московский комсомолец» («МК») в августе доступны только дорогие стыковочные рейсы, стоимость которых более 70 тысяч рублей с человека.
— Билетов на Москву нет, агрегаторы предлагают подписаться на рассылку и ждать. Я оставила и вот получила вариант — 73,5 тысячи рублей до Москвы с пересадкой в Ростове, — сказала собеседница издания.
В РЖД также прокомментировали дороговизну билетов. В пресс-службе напомнили, что тарифы на проезд в поездах дальнего следования можно разделить на 2 вида: регулируемые государством (регулируемый сегмент) и устанавливаемые перевозчиками самостоятельно (дерегулированный сегмент).
— В регулируемом сегменте (плацкартные, общие вагоны и вагоны с местами для сидения скорых и пассажирских поездов дальнего следования) стоимость проезда устанавливает ФАС России. Он дифференцируется по календарным периодам года. В дерегулированном сегменте (вагоны купе, СВ и Люкс, а также в вагоны с местами для сидения скоростных поездов) тарифы определяются перевозчиками самостоятельно, однако уровень их индексации соответствует уровню индексации в регулируемом государством сегменте. В данном сегменте действует динамическая система ценообразования, когда цена билета зависит от ряда факторов: от категории поезда, времени года, дня недели, времени отправления и прибытия, количества свободных мест, периода совершения покупки билета и т.д., — отметили в госкорпорации.
Дефицит ж/д-билетов на юге: требуется глобальная модернизация
Карина Косенкова подчеркивает, что пропускная способность железных дорог на юге находится на пределе. Поэтому необходима серьезная модернизация логистической инфраструктуры, что позволит ее расширить и снизить масштаб проблемы.
— В долгосрочном плане здесь нужно качественно увеличивать пропускную способность железных дорог. Я сама езжу на поезде и вижу проблемы с качеством поездов, вокзалов, железнодорожных путей. Все это требует модернизации, которая позволит составам ускорить прохождение маршрута. Это, в свою очередь, позволит выполнять большее число рейсов и создаст большее количество свободных мест в поездах.
Экономист также предполагает, что сейчас частично решить проблему может развитие комбинированных перевозок: где часть пути пассажир совершает на поезде, а часть на автобусе. Это может частично решить проблему.
— Впрочем, считаю, что требуется глобальная модернизация. Это не только запуск новых составов, но и строительство новых железных дорог и участков, «расшивающих» существующие заторы. Можно вспомнить открытие в 2018 году железнодорожного обхода Краснодара протяжённостью 65 км, который расположен в северной части города. Теперь поезда в порт Новороссийск и на Крымский мост идут севернее Краснодара.
Но строительство новых железных дорог необходимо совмещать с модернизацией существующей железнодорожной инфраструктуры, которая давно нуждается в ней, - отмечает эксперт.
Дмитрий Мирошников
Делись!
Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»
Короткая ссылка на новость:
Поделиться с друзьями
Материалы по теме:
Поезда / Краснодарский край