Сейчас: 13-04-2024 21:57
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 93.4419 EUR ЦБ 99.7264
Главная >> Новости >> Статьи и интервью >> Не нужен нам берег заморский: почему спрос туристов на Анапу и Сочи растет вместе с ценами

Не нужен нам берег заморский: почему спрос туристов на Анапу и Сочи растет вместе с ценами

Не нужен нам берег заморский: почему спрос туристов на Анапу и Сочи растет вместе с ценами Фото: Алексей Костылев, «ЯСНО»

Не нужен нам берег заморский: почему спрос туристов на Анапу и Сочи растет вместе с ценами

Стоимость отдыха на Кубани может опуститься через несколько месяцев, но турпоток продолжит расти, сообщил вице-президент АТОР Сергей Ромашкин

Уже с начала 2024 года отдых на курортах Краснодарского края и Юге России пользуется ажиотажным спросом у Россиян. Цены на путевки там, как никогда активно растут, но, вместе с ними увеличивается и уровень спроса на отдых в предстоящий большой сезон. Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин в своем интервью рассказал «ЯСНО» о ключевых тенденциях курортного сезона 2024, структуре туристического интереса, стоимости летнего отдыха на Черноморском побережье, и моментах, которые необходимо учесть при выборе курорта.

Турсезон 2024 в Краснодарском крае: цены и спрос

— Как изменилась стоимость путевок на Курорты Краснодарского края на большой сезон 2024?

— В среднем рост для курортов региона составил примерно 10-15% за год. В абсолютных цифрах это изменение зависит от конкретного места, куда отправятся туристы, и конкретного отеля, где они будут останавливаться.

— Это существенная цифра. В чем причины такого увеличения цен?

— Как обычно бывает в таких случаях, здесь действует целый комплекс факторов. Выделим три основных.

Первое — инфляционные эффекты в отрасли, связанные с общим процессом удорожания товаров и услуг в стране. Растут цены на продукты питания, которыми отели кормят постояльцев, растут тарифы на коммунальные услуги. 

Второй фактор — это существенный рост зарплат персонала в отельном сегменте турбизнеса. Дело в том, что в прежние годы отрасль особо не отличалась высокими зарплатами сотрудников. Но, к настоящему моменту у нас сложился колоссальный дефицит кадров. А издержки покрываются компаниями за счет увеличения цен. При этом конкуренция идет не только внутри отрасли, но и между другими отраслями. Причем, к примеру, не только со строительством, но и со сферой доставки.

А на фоне высокого спроса на гостиничный отдых компаниям приходится не только удерживать существующий персонал, но и привлекать новых сотрудников. В итоге проблема с высоким спросом на персонал решается в отрасли простым рыночным механизмом — ростом зарплат, которые ранее находились на довольно низком уровне.

Третий фактор — это продолжающийся рост спроса на курорты Краснодарского края.

— Упомянутый вами рост спроса на отдых на Кубани — это сезонное явление или долгосрочный тренд?

— Не берусь говорить о его долгосрочности. Основные ценовые события все еще впереди. То, что сейчас хорошо продается по завышенным ценам, не обязательно будет сильно востребовано летом. 

К примеру, в прошлом году некоторые очень крупные отели Адлера 1 июня снизили цены на 25%. Им пришлось пойти на это из-за существенной недозагрузки.

Возможно, к середине года ситуация изменится в лучшую для туристов сторону и цены снова пойдут вниз.

Море Краснодарский край

Турсезон 2024 в Краснодарском крае: ценовые особенности курортов

— Какие тренды предстоящего большого сезона вы можете выделить? В чем особенность отдыха на курортах Краснодарского края в 2024 году?

— Каких-то существенных изменений мы не видим. Можно говорить о сохранении трендов последних лет. Это и сохранение роста турпотока, и уже отмеченные разнонаправленные колебания уровня спроса на путевки и стоимости отдыха в отелях на протяжении года.

 Кроме того, сюда же можно добавить сегментацию курортов на две основные зоны. Условно говоря: «летающие» Сочи и Адлер с действующим аэропортом и «нелетающие» Анапа, Геленджик, а также другие приморские курорты.

В этих двух зонах немного разные туристы, немного разная динамика цен. Здесь, как ни странно, есть свои парадоксы. Например, сейчас в доступном для авиасообщения Сочи цены поднялись меньше, чем в Анапе. Если в столице зимней Олимпиады прирост стоимости проживания составил, по нашим оценкам, 8-9%. То в Анапе, куда добраться значительно трудней, цены выросли куда больше. Там за первые два с лишним месяца спрос на путевки увеличился на 50% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Если брать структуру турпотока, то в Анапе, Геленджике и Туапсинском районе больше 50% отдыхающих составляют жители Кубани. Также сюда едут дончане, ставропольцы и жители других близлежащих регионов, которым удобно сюда собираться на автотранспорте. Впрочем, часть трафика приходится на поезда и автобусы.

В Сочи в основном едут жители Москвы и Московской области, Петербурга, Екатеринбурга и других крупных городов России. При этом большого желания ехать на собственном автотранспорте жители «летающих» регионов не проявляют. Впрочем, часть отдыхающих едет сюда на поездах. То есть можно говорить, что география прибытия туристов в две обозначенные зоны сейчас несколько отличается.

Добавлю, что Сочи останется безусловным лидером среди городов-курортов в России. По прогнозам за год это место посетят 6-7 млн. отдыхающих. При этом трафик в Анапу составит 3,5-4 млн отдыхающих. А остальные как-то будут догонять.

Можно выделить еще один кластер в Краснодарском крае — горный отдых. В последние годы его популярность возрастает у туристов. Но это по-прежнему менее массовая тема летом, чем пляжи. К тому же туристы чаще предпочитают посещать соседнюю с Кубанью Адыгею (или туры с посещением достопримечательностей двух регионов), а также кластер Большой Красной Поляны в уже упомянутом Сочи, где летом отдых может быть совмещен с пляжным.

— Во сколько обойдётся недельный отдых в Краснодарском крае летом для семьи из 4-х человек.

— Все будет завесить от курорта. Возьмем, к примеру, упоминавшиеся Сочи и Анапу.

В Сочи в среднем недельный отдых на семью с двумя взрослыми и двумя детьми с проживанием и питанием обойдётся примерно в 120-140 тыс. в зависимости от отеля. Плюс к этому билеты из Москвы туда обратно на четверых будут стоить примерно 40 тыс.

В Анапе проживание с питанием составит где-то 100-120 тыс. Это не считая дороги, стоимость которой обойдётся в зависимости от выбранного вида транспорта.

Турсезон 2024 в Краснодарском крае: конкуренция других регионов и стран

— А как обстоят дела с турпотоком в другие регионы?

— Если анализировать соседний с Кубанью Крым, то там очень хороший спрос. Спрос на курорты полуострова за январь, февраль и половину марта этого года вырос почти в 2 раза.

 Это позволяет рассчитывать, что полуостров отыграет прошлогоднее падение. Если сохранится текущая ситуация, мы можем рассчитывать на 6-6,5 млн отдыхающих по итогам 2024-го. В то время как в прошлом году по разным оценкам было 4,5-5 млн туристов.

Неплохо продаются туры в соседнюю с Россией Абхазию. Прирост там составляет 30-40% (в зависимости от курорта) за два с половиной месяца год к году. В то же время еще в прошлом году в этой стране спрос на отдых натолкнулся на некоторый дефицит качественного отельного размещения. Все-таки отели строятся не так быстро, как растёт турпоток.

При имеющемся спросе в стране должны строиться десятки больших отелей. Да, какие-то отели возникают на побережье, но они как бы не очень масштабные. Впрочем, в этом году в стране должно быть достроены несколько крупных проектов. Если все пойдет по плану, то мы получим несколько тысяч дополнительных мест. Это примерно 20-30 тыс. туристов за сезон. Общий поток в Абхазию мы оцениваем в 1,5-2 млн отдыхающих. При этом едущие в страну туристы хотят качественного проживания в современных отелях. Формат ветхих домиков на берегу уже устарел.

Крым и Абхазия — главные конкуренты Краснодарского края в плане пляжного отдыха.Сергей Ромашкин

Сергей Ромашкин / Фото: скриншот Youtube

Что касается других регионов Кавказа, то полноценной заменой пляжному отдыху они не являются. В тот же Дагестан, где есть Каспийское море, туристы в основном едут с экскурсионными целями: посмотреть древние крепости, побывать в горах, приобщиться к экзотике. При этом пляжи в республике есть. Но их инфраструктура пока слабо развита. К тому же Дагестан был многие годы недоинвестирован, и там только сейчас разворачивается масштабное строительство отелей.

Впрочем, часть туристов выбирает санаторно-курортный комплекс Ставропольского края, включая Кисловодск и другие курорты Кавминвод. Там тоже дефицит мест и тоже хороший спрос. В принципе, весь Юг в этом году растет ударными темпами. В целом, вероятно, мы увидим увеличение турпотока.

 — А насколько серьезна конкуренция у Кубани с крупнейшими зарубежными курортами?

— Смотрите, турпоток в Турцию за прошлый год составил 6,3 млн туристов, в Объединение Арабские Эмираты — 1,1 млн, в Египет — 1,4 млн, в Грузию – 1,2 млн, в Армению — 1,1 млн, в Таиланд — 1,47 млн.

При этом только в одном Сочи за 2023-й побывало 7,6 млн отдыхающих, а весь Краснодарский край по итогам двенадцати месяцев прошлого года принял порядка 18,6 млн человек. То есть это больше, чем число визитеров во все вышеперечисленные страны.

Понятно, что объёмы внутреннего туризма и выездного сегодня несопоставимы. В основном россияне путешествуют по родной стране. Все-таки в среднем наш отдых в 1,5-2 раза дешевле, чем сопоставимые, допустим, даже турецкий.

Турсезон 2024 в Краснодарском крае: задачи для властей и бизнеса

— Какие задачи сегодня стоят перед курортами Краснодарского края именно на этот курортный сезон?

— Если говорить о стратегических вещах, то ждём начала реализации новой Анапы. Его завершение в ближайшие годы серьезно увеличит возможности региона по приему отдыхающих. Также хотелось бы увидеть перевода в практическую плоскость проекта дороги «Джубга-Сочи».

Если говорить о более приземленных вещах, то хотелось бы, чтобы дорожные работы на Кубани были завершены до 1 июня. Пока это одна из главных претензий туристов, которые путешествуют на автомобилях.

Здесь нет ничего необычного, все эти вопросы хорошо знакомы властям и бизнесу. Есть вероятность, что они достигнут успеха по этим направлениям. Всё-таки, туристическая отрасль вносит огромный вклад в экономику Краснодарского края.

 


Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~60eRc

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Туризм в Краснодарском крае / Туризм / Экономика Кубани / Интервью