Сейчас: 25-02-2024 07:41
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 92.7519 EUR ЦБ 100.4425
Главная >> Новости >> Статьи и интервью >> Почему высшее образование не гарантирует жизненный успех в России — экономист

Почему высшее образование не гарантирует жизненный успех в России — экономист

Почему высшее образование не гарантирует жизненный успех в России — экономист

Почему высшее образование не гарантирует жизненный успех в России — экономист

Роман Иноземцев рассуждает о взаимосвязанных проблемах студентов, вузов и работодателей

Российский день студентов — хороший повод для рефлексии о ситуации с высшим образованием в России, качество которого нередко вызывает нарекания у работодателей, учащихся, их родителей и самих педагогов. Более того, только каждый третий россиянин после вуза работает по полученной в нем специальности. Ко Дню студентов личным мнением с читателями «ЯСНО» о том, что не так с отечественными университетами и ведущимся в них педагогическим процессом, поделился кубанский экономист, выпускник МГИМО и Финансового университета при Правительстве России Роман Иноземцев:

Проблема с нужными для экономики кадрами

«Татьянин день 2024 года Россия встретила в парадоксальной ситуации. С одной стороны, мы имеем высокую долю людей с высшим образованием (высшее образование имеют 35% работников), но с другой стороны работодатели постоянно сетуют на дефицит кадров и на низкое их качество. При этом у нас по дипломной специальности своего вузов работают только 36% жителей России, следует из опроса, проведенного сайтом «Работа.ру». Остальным приходится искать себя на рынке труда и менять специальность.

Получается парадоксальная ситуация: квалифицированные кадры стране нужны, но система образования готовит не тех, кто нужен экономике. Что не так с нашей системой образования и с ней ли проблема?».

Университеты волнуются о количестве «голов студентов»

«Очевидно, данная статистика свидетельствует о том, что система образования не до конца понимает, кого ей нужно готовить. В противном случае, готовила бы тех, кто потом находит работу. Это так, да не совсем: студент всегда приносит с собой финансирование, следовательно, чем больше студентов, тем больше денег у вузов.

Университеты, институты и академии заинтересованы в том, чтобы к ним поступали студенты. В первую очередь им важно количество «обучаемых голов», за которые они получают бюджетные отчисления. Дальнейшее трудоустройство выпускников их волнует лишь настолько, насколько влияет на метрики и  рейтинги каждого конкретного учебного заведения».

Студенты «плывут по течению»

«Это еще как-то можно объяснить. Гораздо тяжелее понять и объяснить, почему дальнейшая судьба молодого специалиста часто не волнует его потенциальных работодателей (тех самых, которые жалуются на дефицит кадров) и, самое главное, не волнует самих студентов.

Согласно уже упомянутому опросу «Работы.ру», 40% опрошенных вообще не работали по специальности, полученной в ВУЗе. А еще 24% респондентов успели по ней поработать, но пришлось менять сферу деятельности. Причем, основной причиной такого выбора называют недостаточный уровень заработка. На втором месте – невозможность устроиться по специальности.

Получается, выбирая профиль обучения, многие студенты (и их родители) не просчитывали, кем будут работать и сколько будут получать. Видимо, руководствовались какими-то другими соображениями, начиная с тяги к какой-то профессии, заканчивая тем, что просто плыли по течению – шли на то, что модно или шли, куда возьмут.

При этом, стоит отметить, что до недавнего времени у людей не было самой возможности просчитать свое будущее, ведь такая статистика просто не велась, а сайты по поиску работы лишь набирали популярность. В результате, система образования многие годы выпускала и продолжает выпускать «профессиональных безработных», как правило, гуманитарных специальностей, которые не находят себе места в современной экономике».

Экономика не «порешала»

«Причем, что самое интересное, экономика так и не сказала, кто ей нужен и в каком количестве. Те самые представители бизнеса, которые жалуются на дефицит кадров, в массе своей не хотят поучаствовать в их выращивании. Партнерские программы вузов с теми или иными компаниями, в рамках которых готовятся именно нужные компаниям специалисты, все еще остаются редкостью, хотя первые такие программы стали появляться более 20 лет назад.

За исключением этих партнерских программ, когда компании растят себе кадры, студент-практикант рассматривается не как возможность заполучить нового члена команды, а как возможность получить дешевый труд, либо просто как проблему, от которой отмахиваются, ставя фиктивную практику».

Восприятие выпускников вузов как обузы

«И это проблема современного образования – оно не рассматривается работодателями как средство повышения эффективности бизнеса. Человек – это не возможность, а риск, а в риск никто не хочет вкладывать ни деньги, ни время, ни силы. Еще одним косвенным подтверждением распространенности такой позиции является популярность книги «Атлант расправил плечи», которую активно продвигают в сообществе предпринимателей, как правило, жертвы Хаббарда, Адизеса или «инфоцыган». В этой книге наемных работников прямо называют паразитами, сидящих на спинах у предпринимателей, атлантов, которые расправляют плечи и сбрасывают паразитов. Популярность этой книги свидетельствует о глубоком нравственном кризисе среди отечественных предпринимателей.

Поэтому-то работодатели не выстроились в очереди к вузам и не побежали запускать совместные программы, чтобы расхватывать талантливых студентов – многим польза неочевидна, а для «атлантов» они просто паразиты. Хотя у лидеров отечественной экономики зачастую иной подход: многие из них уже поняли, что вместо того, чтобы ныть о дефиците кадров, надо их выращивать и платить профессионалам достойную зарплату, чтобы те «не улетали». Такой подход, к сожалению, касается в основном IT-кадров: аналитиков, программистов, разработчиков и т.п. А вот до того, чтобы выращивать, например, ветеринаров для ферм или экономистов, догадались, мягко говоря, «не только лишь все».

При этом, в общество регулярно транслируется идея о том, что образование не является гарантией жизненного успеха. Например, удивительные истории про успешных людей, бросивших ВУЗ и начавших свое дело в гараже. Про нюансы в виде богатых и влиятельных родителей, которые помогли с организацией «гаража», эти истории почему-то умалчивают и потому в них продолжают верить. Или образы, которые транслируются поп-культурой, благодаря которым все большее число школьников хочет стать поп-звездами и блоггерами, а, например, в информационных технологиях, при всей их популярности хотят работать лишь 13% опрошенных компанией Maximum Education».

Роман Иноземцев

Роман Иноземцев

Неработающие социальные лифты

«Справедливости ради, надо заметить, что, получая высшее образование, человек приобретает привычку учиться и изучать что-то новое, что позволяет совершенствоваться, изменяться и адаптироваться. Этот навык является ценным сам по себе и существенно повышает конкурентоспособность человека и его доходы, даже если он работает не по специальности.

Однако главная причина столь скептического отношения к образованию состоит в том, что оно не является социальным лифтом, а хорошее образование в массовом сознании не является гарантией жизненного успеха. Например, в 2008 году было произведено исследование биографий 1150 представителей российской политической и деловой элиты. Они закончили 451 ВУЗ страны, при этом, на долю первой пятерки (МГУ, СПбГУ, МГИМО, УГЮА, МГЮА) пришлось лишь 183 выпускника или 16%. В 2020 году исследователи изучили биографии 652 руководителей компаний. На 652 человека пришлось аж 289 ВУЗов, из которых российских 200. На первую пятерку ВУЗов (ФУ, РАНХиГС, МГУ, СПбГЭУ, СПбГУ) пришлось 175 выпускников или 26%. И это в экономической элите страны. Столь плоский результат говорил лишь о том, что образование не было фактором успешной карьеры, как это видно, например, в случае США, где есть явные кузницы кадров – Гарвардский и Стэндфордский университеты.

Правда, при внимательном изучении системы высшего образования США, становится понятно, что этот социальный лифт работает только потому, что кого попало к нему не допускают. Но именно данное обстоятельство создает между выпускниками одного университета весомый уровень доверия, который позволяет людям образованным и амбициозным работать друг с другом. Именно этого и не хватает российскому обществу, в котором доверие стало настолько редкой вещью, что надежному лицу готовы простить любую некомпетентность и наоборот, «особо умным» не доверяют.

И в этом и есть корень проблемы российского образования. Можно построить какие угодно школы и университеты, можно создать большие библиотеки и лаборатории, но если в обществе люди банально не доверяют друг другу, то образование не станет весомым фактором жизненного успеха, а, значит, у школьников и студентов не будет стимулов хорошо учиться».

Проблема на школьном уровне

«Именно на это и жалуются современные родители, обвиняющие во всем школу – такое отношение к образованию у детей взялось не из воздуха, а от общения с кем?

Для школьников их учебное заведение зачастую это не возможность для хорошего старта, а повинность, на которую их обрекли. А школьный учитель для них – не источник ценных знаний, а раздражитель, с которым они борются. И в этом им часто помогают многие родители, встающие в любой ситуации на сторону обнаглевшего от безнаказанности чада.

Это, как и скромные зарплаты, а также огромный бюрократизм в работе педагогов, уже привело к острому кадровому кризису в российских школах. И к тому, что дети не хотят учиться, а учителя не хотят учить. И, на мой взгляд, именно это и есть причина падения уровня знаний, о котором любит порассуждать старшее поколение».

Исторические предпосылки кризиса образования

«И это вдвойне забавно, учитывая то, что именно старшее поколение приложило руку к тому, что мы оказались в такой ситуации, ведь корень недоверия в обществе лежит во временах, когда разрушались православные храмы и Бог изгонялся из общественной жизни.

Пропагандируя материализм и превознося сиюминутные радости, Советское государство погрузило своих граждан в атмосферу тотального дефицита, заставив буквально «грызть друг другу глотки» ради вещей, которые сегодня кажутся само собой разумеющимися. Тем более, что по мнению тогдашней идеологии, «Бога, а значит, рая и ада, нет» и за делишки никто на том свете не воздаст.

Стоит ли удивляться, что носители такой морали при малейшем кризисе в государстве поддержали деструктивные силы и помогли этому государству скатиться в то, что сейчас называют «лихими 90-ми»?

Атмосфера тотального недоверия, взращивалась в нашем обществе поколениями. И наивно будет полагать, что мы сможем это изжить за считанные годы, даже если будем к этому осознанно идти. Возможно, с преодолением недоверия людей друг к другу, с духовным ростом всех нас, мы увидим и новые достижения в отечественной науке, а также существенный рост престижа образования и искренней тяги к знаниям».  

 

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~KBtK3

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Образование в Краснодарском крае / Образ будущего