Главная >> Статьи и интервью >> «Кинематограф умирает, он лежит и бьется в агонии»

«Кинематограф умирает, он лежит и бьется в агонии»

«Кинематограф умирает, он лежит и бьется в агонии»

«Кинематограф умирает, он лежит и бьется в агонии»

Почему тема духовности обходится стороной в фильмах, но как даже в советском кино она очень глубоко подавалась и как кино связано с Ведами?

Портал «ЯСНО» уже знакомил читателей с творчеством кинорежиссера Николая Евстифеевафильм которого «Дети Бога» показал, в том числе, канал «Кубань 24».

Документалист, художник и психолог Николай Евстифеев родился в 1982 году в г. Мирный (Якутия). В 2009 году окончил ВГИК (мастерская В.А. Мана и М.М. Бабак). Премьера его первого фильма – «Зимник. Край лютых» - состоялась в 2009 году. Затем были работы «Медвежий ор о родине» (2012), «Матушка» (2015), «Путешествие за грань материи» (2017).

Его картина «Дети Бога» вышла на киностудии «Вечные ценности». Съемки проходили в Краснодарском крае. Фильм получил высокую оценку на 10-м Московском международном фестивале «Профессия-Журналист». Николай был удостоен специального приза Гильдии кинорежиссеров России.

Не так давно на свет появился мини-сериал «Дело Кришны», которой еще, вероятно, предстоит получить признание.

О нынешнем состоянии кинематографа, духовности в кино, почему он не смог удержаться, чтобы не снять «Дело Кришны», каким образом можно получить доступ к сериалу, а также о других творческих проектах режиссера – в нашем интервью с Николаем Евстифеевым.

- Николай, в своем фильме «Дети Бога» вы постарались дать универсальное понимание духовного пути, без привязки к какой-либо традиции. Насколько это, как говорится, "зашло" зрителям?

- Это правда, мы старались очень точно лавировать между разными религиями, как по минному полю. Ведь одно неверное слово - и все взлетит на воздух, а в нашу сторону полетят проклятия и желания предать нас анафеме. Именно поэтому в фильме “Дети Бога” мы упоминаем разные духовные традиции и объединяем их все пониманием, что у всех один отец. Ведь Богов не может быть много, Бог он на то и Бог, что он такой один. Просто разные традиции называют Его по разному, как солнце для всех одно, просто кто-то называет его sun, а кто-то surya. Так же как и понимание слова ЛЮБОВЬ. На разных языках оно звучит по разному, все понимают его значение. Где есть любовь - нет места пошлости.

фильм "Дети Бога"

кадр из фильма «Дети Бога»

Насколько я могу судить по отзывам и комментариям к картине, людям сейчас таких фильмов не хватает. Они уже наелись этой “розовой жвачки” для ума, которая склеивает извилины и как мне сказал один молодой зритель (танцор, 25 лет) что это кино было для него приятной неожиданностью, от которой он получил импульс задуматься о смыслах и о жизни.

- А были ли негативные критики из числа приверженцев каких-либо традиций, в том числе, из ведической традиции?

- Был один комментарий, в котором нас пытались обвинить, что мы опять использовали шаблон, что если чеченец – то обязательно боевик. И он отчасти был верным. Однако порадовало, что на этот комментарий последовали ответы других участников – что через образ чеченца мы показывали не образ боевика, а образ того, как люди могут быть по настоящему преданы Господу. Я очень уважительно отношусь к правоверным мусульманам. У меня есть несколько близких друзей из этой духовной традиции, я показывал им это кино и советовался. Получив одобрение, я понял, что это кино можно выпустить в широкий прокат.

- Как вы считаете, почему Бог и отношения с Ним не являются популярной темой в кино? Ведь речь о самой основе мироздания.

- У вас так много вопросов про веру и Бога, что я себя чувствую не режиссером, а священником <смеется>.

Тема духовности и веры на мой взгляд в нашей стране достаточно интимна. И не привычно или даже не прилично спрашивать у людей об их отношениях с Богом. Мне очень понравился сильнейший образ, который, как мне кажется, отражает духовность нашей страны в фильме “Дорогие Товарищи” Андрона Кончаловского. Там героиня коммунистка до мозга костей, но когда пропала дочь, то она закрывшись в публичном туалете, на грязном полу неистово молится, прямо рядом с унитазом. Потому что когда прижмет, то ты не будешь обращать внимание ни на какие внешние обстоятельства.

Так и с каждым, пока у нас все хорошо, стабильный рубль, пули не свистят над головой, как говорится “Гром не грянет, мужик не перекрестится”. И это одна сторона отношений с Богом. Мы вспоминаем о Нём, когда в нашу жизнь приходят трудности. Как уходят, то забываем. Но нам бы научиться и в радостях быть с Богом. Ведь счастья в жизни больше чем горестей, так и с Богом тогда будет больше о чем поговорить.

Сейчас наверно некоторые наши читатели заскучали и подумали о чем он говорит, о Боге разговоры. Но я поделюсь своим опытом. Я был в Индии в городе Джайпур. Там есть храм Говинда Джи. И там я увидел - как весь город живет отношениями с Богом. Утром люди приходят перед работой и рассказывают о своих планах, просят поддержки. В обед они приходят и рассказывают о своих делах, о том, что их поразило, порадовало или огорчило. А вечером горожане приходят и благодарят за удивительный день, который позволили им увидеть Господа по новому. И так каждый день. И если только приходить и просить у Господа что-то, то желаний не хватит <смеется>, а если общаться с Ним как с близким, самым дорогим и любящим меня, то всегда найдется что сказать.

- Николай, какова на ваш взгляд разница между духовностью и религиозностью?

- Наверное, в понимании, что не Бог для меня, а я для Него. Религиозность - это форма общения с Богом. Как разные языки - есть английский, русский и прочие, так и есть разные религии. А духовность - это о чем это общение, то есть о чем мы разговариваем на этих разных языках. Поэтому, религиозные люди могут не понять друг друга и конфликтовать, а духовный человек всегда поймет духовного. Ведь у них одинаковые переживания от общения с Богом.

- Вы придерживаетесь ведического мировоззрения. Однако кино не является традиционным ведическим искусством. Вероятно, для вас его аналогом является театр. Тем не менее, у кинематографа есть свои особенности. Удается ли вам как-то встроить свое творчество в ведические рамки?

- Кино вообще не является традиционным искусством для всего мира. Театр, драматургия, музыка- все это древние искусства, но кинематограф появился на пересечении всего этого, и он не мог появиться пока не наступила технократическая революция. Мы видим, что и сейчас кинематограф переживает новые трансформации, например, полнометражное кино ушло в формат короткого метра. А из разряда искусства, кино перешло просто в видео-контент. И социальные сети, чтобы схватить и удержать сознание зрителя, используют в видео-контенте в основном крючки, которые цепляют нашу животную природу. И от этого, честно сказать, кино как вид искусства просто умирает.

Николай Евстифеев

Николай Евстифеев на съемках в Индии

Что касается ведического понимания искусства, либо любой другой деятельности, будь то финансы или кулинария - все это строится на духовной платформе понимания того, что есть Бог, и все живые существа - это часть Его мира. Все они часть одной большой семьи и, следовательно, все что я делаю — я делаю это во благо всех и, конечно же, для доставления радости нашему Отцу Небесному. Следовательно, я пытаюсь встроить себя в ведические рамки тем, что все, что я делаю - я делаю для удовлетворения Господа, а, значит, я не могу поступиться какими-то рамками приличия и совести, ведь за каждое мое действие мне придется нести ответ как перед людьми, так и Богом.

- Нет ли ощущения двойного давления: с одной стороны - ведические рамки, с другой - современные реалии, современные стандарты кинематографа?

- У честного человека всегда есть давление. Это - высота твоей совести. В чем-то ты не позволяешь себе опуститься и, конечно, в чем-то ты пытаешься всегда поднять планку выше. Это, наверно, единственное давление, которое должно быть у человека. А про какие стандарты кинематографы, говорите?

Кинематограф умирает, он лежит и бьется в агонии, с одной стороны у него рвота в виде пошлых сериалов, которые делают людей дебилами, а с другой стороны у него понос разврата, который прорывается через социальные сети, делающих из подростков похотливых животных.

Я иногда себя чувствую мамонтом, которые уже все вымерли, потому что я люблю хорошее кино. Оно должно быть полнометражное. С качественным изображением и душещипательной историей. И в этом фильме должна быть душа. Душа — веры. После кино человек должен выйти с желанием жить.

- Почему вы решили снять фильм «Дело Кришны»?

- Это последняя моя работа, большая получилась, сериал из 5 серий. Я называю их пятью томами, ведь это “Дело” уголовное. Сначала меня удивила история одного человека, который за вегетарианство получил срок 2,5 года тюрьмы. Человек был очень искренний, живой, радостный, верующий. Эта история была настолько удивительна, что я захотел снять с ним интервью, а на основе этого интервью сделать фильм. Но после записи интервью он спросил: «А вы слышали про другого моего друга, который тоже сидел в тюрьме по этой статье? У него еще сказочнее истории». И так одно за другим я снял около 14 интервью.

фильм "Дело Кришны"

По факту их сажали в тюрьму не за вегетарианство, а за веру в Бога. При коммунизме же вера была разрешена, а вегетарианство нет. Но они «слепили» бумажку, что вегетарианство вредно и садили людей за это.

На самом деле в те времена сажали в тюрьмы людей за веру тысячами. Поэтому не я решил снимать это кино, оно само собой появилось. Когда я снимал одно за другим интервью, то понимал что каждый мой герой - это как отдельная грань этой истории. Один озорной и игривый, другой смелый, третья была очень целеустремленная, и через каждого были проявлены разные качества. Кто-то был даже очень юморной и в тюрьме оставался таким же. Но у всех был свет в глазах, у всех был внутренний духовный стержень, который помог этим людям пройти эти испытания и остаться людьми. Посмотрите это кино обязательно, у меня самого эти истории очень сильно увеличивают веру.

- Этот фильм уже о конкретной традиции. Какие отзывы от представителей других традиций?

- Честно сказать, пока этот фильм не видели многие, мы его еще не выпустили в широкий доступ. Но те верующие, которым удается посмотреть его на закрытых показах, которые мы организуем, узнают истории, которые созвучны их сердцу. Как собака узнает своего хозяина в любых одеждах, так и верующий человек чувствует радость и силу веры героев фильма «Дело Кришны».

У многих встает вопрос: а готов ли я пойти на лишения ради веры, готов ли я на крест за других, ну или хотя бы попоститься денек другой? Думаю, что широкое число отзывов мы сможем получить, когда кино выложим в общий доступ.

- Вы создали «Киношколу». Не буду спрашивать, чему вы научили других. Хочу спросить неожиданно: чему они научили там вас?

- Они учат меня, как быть режиссером. Я понял, что я режиссер только когда снимаю фильмы. Ведь режиссер должен этим заниматься. А, следовательно, чтобы учить этому ремеслу, я сам должен быть практик. Это как повар только тогда, когда готовит, или велосипедист только когда едет на велосипеде, а в остальное время он пешеход. Так и я понял для себя, что режиссер - это тогда, когда ты снимаешь кино. А когда кино смотришь, ты уже просто зритель.

Так вот, я хочу учить своих учеников законам кинематографии, которые сам применяю, которыми живу. Думаю, что и детей надо так учить. Учитель должен болеть своим предметом, жить им, тогда он передаст вкус к нему. Надо не вдалбливать детям физику или химию, а дать преподавателя, который живет своим предметом, который сможет их заинтересовать им и удивить.

- Какие планы на будущее?

- Обычно принято не говорить о своих плана. Ведь тогда им не суждено сбыться, либо с большими усилиями. Но я поделюсь и совмещу это с воплощением их в жизнь. В будущем я хочу снять фильм-сказку. Знаете, как были советские добрые, поучительные сказки. Они не только для детей, но и для взрослых. Люди устали от пропаганды и от второсортных фильмов. Взрослые скучают по хорошим сказкам, которые смогут смягчить сердце и позволит взрослому побыть ребенком. А детям будет интересно и радостно смотреть такие сказки и обогащать свое мировоззрение.

Сказки - они всегда чему-то учат. «Сказка ложь, да в ней намек…». Вот и обращаюсь к людям, может кто писал или пишет сказки, может есть готовые сценарии, для таких фильмов. Буду рад ознакомиться с ними.

1 серия фильма «Дело Кришны, или Свободные духом».
Как посмотреть другие серии читайте в описании под видео на Ютуб.

Беседовал Алексей Костылев

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~9YOlX

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Смыслинг / Кино / Русь, Россия и Веды