Главная >> Статьи и интервью >> Предназначение человека в условиях мобилизации: разбор психолога

Предназначение человека в условиях мобилизации: разбор психолога

Предназначение человека в условиях мобилизации: разбор психолога

Предназначение человека в условиях мобилизации: разбор психолога

«ЯСНО» представляет интервью с экспертом по предназначению, психологом и писателем Олегом Еременко

Как относиться к мобилизации в России, если человек считает, что военная служба – не его природа? В чем отличие предназначения и призвания? Нужно ли получить предназначение от гуру или найти самому? Каково предназначение мужчины и женщины в семье? Ответы на эти и другие злободневные вопросы – в материале «ЯСНО».

Олег Еременко - психолог, писатель, преподаватель Института ценностно-ориентированной психологии (Олега Гадецкого), разработчик ряда образовательных программ. Многие годы изучает древние Ведические трактаты Индии.

О мобилизации в России

- Олег Александрович, давайте начнем с актуальной на сегодняшний день темы, темы мобилизации. Как относиться к этому вопросу с точки зрения предназначения человека? Скажем, если кто-то считает, что служить – совсем не его призвание?

- Знаете, здесь нельзя обойтись без выхода за пределы своей узкой точки зрения. Потому что когда мы говорим о предназначении самого себя, то часто имеем в виду себя любимого: «я ищу себе какое-то место». И мы забываем об одном важном моменте, что мы находимся в социуме, в определенной среде.

Предназначению, как правило, должна соответствовать реалия, которая есть вокруг нас. Ведь я же, если предназначен, то для кого, для чего?

Олег Еременко

Олег Еременко

Возьмем пример в контексте профессии: я – повар. Вопрос: твое поварское искусство для кого предназначено? Ты же должен кормить людей. Твоим искусством должен кто-то пользоваться. Поэтому когда речь идет о таких глобальных социальных процессах, мы можем говорить «Это не мое, мне это не нравится», имея в виду именно себя. Но если говорить о предназначении с глобальной точки зрения, мы должны учитывать себя, свою семью, родовую систему, город и страну, в которой родились. В конце концов, мировую ситуацию в целом.

Сейчас такое время, когда предназначение, по большому счету, у всех одно. Поскольку мы наблюдаем огромное количество усилий со стороны тьмы: запудрить людям мозги, включить непонятные системы ценностей и вести себя совершенно непотребно. Предназначение одно – быть людьми, которые несут мудрость, знания, свет, тепло, доброжелательность, поддержку.

С этой точки зрения предназначение – понятие коллективное, понятие социального порядка. Возможно, история с мобилизацией может выглядеть не совсем спокойно. Но мы должны обязательно учитывать и контекст среды, в которой мы живем. В этой среде необходимо быть носителем света, чистоты и мудрости, а также помогать влиять на это цивилизационное поле, в котором мы находимся.

- Вы говорите «в этой среде». Имеется в виду «в тылу» или прямо на фронте?

- Под средой я подразумеваю всю цивилизацию. Фронт идет по всей планете. Сейчас идет битва за мысли, сознание людей, за то, в какую сторону вырулит цивилизация и вырулит ли она вообще. Сейчас мы наблюдаем фронт, и какими бы ни были драматичными события, тем не менее, это только часть общей картины.

Мы можем воспринимать эту ситуацию с разных позиций. Можно смотреть с позиции обывателя, которому страшно сойти с насиженных мест. Можно смотреть на это как на трагедию двух народов, которые встретились и сейчас проясняют что-то. Но в большом ключе, на самом деле, это нечто большее.

Там дали вызов разным ценностям и разным системам взглядов. Все зависит от того, какую точку зрения я выбираю (обывательскую, в которой будет страшно и некомфортно, или солдата с автоматом).

Я считаю, предназначение здесь – быть человеком. Мобилизация – это инструмент для того, чтобы реализовать те или иные задачи. Сама мобилизация не является высшим смыслом.

И, конечно, на бытовом уровне это непонятно и страшно. А на глобальном – нечто такое, что перезаписывает цивилизационный код. В каком-то смысле, мы сейчас находимся в точке перезагрузки.

Обсуждая эту тему с философской точки зрения, необходимо выходить за пределы узкого боящегося обывательского настроения. Мы должны смотреть на эту ситуацию с более высокой позиции: с позиции морали, будущего наших детей. Я слышал, что политологи и философы сетуют, что сейчас очень мало политиков, с которыми можно говорить на перспективы 2-х, 3-х, 4-х и 5-ти поколений. В основном политическая власть смотрит максимум на 5 лет вперед. Почти никто не мыслит в категориях веков.

- Скажите, а возможно ли вообще сейчас мыслить на несколько поколений вперед? Ведь Вы сами замечаете, насколько история ускоряется, и прогнозировать реально очень сложно.

- Мы должны прогнозировать. И под прогнозами на века я имею в виду формирование мировоззрения. Вот это мы должны делать. В том смысле, что мы пропустили этот ценностный ориентир. И сейчас нынешнее поколение во многом находится в ценностном вакууме.

На что ориентируется наша молодежь? При советском союзе было достаточно интенсивное культивирование ценностей, мы видели, куда стремиться. А когда ценности размыты, они вымываются, на их место приходят какие-то суррогаты, и когда будет смена парадигмы, у людей возникает стресс, они не знают, что хорошо, а что плохо.

Есть такой страх: что правильно, а что неправильно. Бытовая платформа выбита и с глобальной точки зрения никто не мыслит. Это тема для государства. Поэтому мы должны развивать понятие «правильно-неправильно». Не очень люблю слово идеология, поэтому скажу: мы должны формировать мировоззрение.

- Я правильно понял, что мы не можем прогнозировать какие-то внешние события, но должны заниматься формированием внутреннего мира человека на далекое будущее? Есть такая английская поговорка: «Чтобы воспитать леди, нужно начать с ее бабушки». Вы об этом?

- Да, именно об этом. Прогнозирование мировоззрения будущих поколений, которое закладывается именно сейчас у нас. Я сейчас должен прогнозировать, как моего внука будет воспитывать мой сын. Как я должен воспитывать своего сына, чтобы он, опираясь на меня, вкладывался в моего внука, своего сына. И вот на эту основу нужно сейчас опираться политикам и в целом государству.

Иначе, когда нет такой идеи, приходят такие форс-мажорные обстоятельства в лице мобилизации, которая выбивает людей с платформы, они не знают, что делать.

Посмотрите, что происходит: они штурмуют границы, чтобы сбежать, потому что в реальности человека тема мобилизации не умещается. Она выбивает его комфортный «мирок». Получается, что сознание людей сильно сужено. И в таком суженном сознании, о каких ценностях может идти речь? О каком служении, понимании?

Таких людей очень легко выбить из колеи, так как они легко управляемые. Если говорить в контексте предназначения, то это мой свет, который я несу, мое служение, которое не подвергается воздействию внешних обстоятельств. Если мой личный свет можно погасить каким-то дуновением ветерка, это означает, что я не сформировался как личность. И это значит, что у меня предназначения не будет.

Предназначение - это свет, который я несу миру

Предназначение – это символ мастерства, моего служения, моей способности нести что-то, что наполнит мирозданием космос. Это мое внутреннее солнце. Говоря о мобилизации, можно говорить о ситуативном обстоятельстве. Но нужно смотреть с глобальной точки зрения.

- То есть, правильно я Вас понял, что если кого-то мобилизация сейчас сбила с устойчивого состояния, вывела из зоны комфорта, человек отправился штурмовать границу, то ему, прежде всего, нужно заглянуть внутрь себя и понять, что у него нет каких-то своих собственных границ, ориентиров? В том смысле, что его любая подобная ситуация будет выводить из себя?

- Эта история с мобилизацией подняла такие понятия, как честь, долг, ценности, внутренние ориентиры, что важно, что не важно. Я сейчас не оцениваю «хорошо-плохо». Я говорю о факте их наличия или отсутствия. И получается, что кто-то из молодых ребят говорит: «У нас Родина. Мы должны не опустить честь деда, который по такому же пути шел». А кто-то говорит «Мне этого не надо. Мне важно, чтобы у меня было мое внутреннее спокойствие». И то, и другое – разные варианты реакции.

- Могли бы Вы назвать какие-то источники, которые Вы бы порекомендовали для лучшего изучения политической ситуации?

- Первым источником является история. Потому что в том, что мы сейчас наблюдаем, ничего удивительного нет. Если честно, я ждал этой ситуации, к которой мы сейчас пришли, 40 лет. Я помню, мне было лет 5, наверное. Я сидел, смотрел телевизор, это был 80-й год. По телевизору показывали ситуацию с войной во Вьетнаме. Показывали какие-то кадры, хроника была. Я помню свой шок на этот счет.

У меня запустился процесс, в котором я сделал для себя очень глубокий вывод в то время. Мол, оказывается наш мир не такой уж и спокойный, как бы хотелось. И нынешняя ситуация – для меня не удивление.

В моей картине бытия есть чувство нестабильности. И то, что мы сейчас наблюдаем, - это обострение. Молодых ребят нужно учить с исторической точки зрения, чтобы не было иллюзий. Нужно делать это без геополитической наивности. По большому счету, история – это учитель. И первое, чему нужно нас учить – это не быть наивными, тем более смотря через капиталистическую призму. Поэтому то, что эта ситуация для кого-то – удивление, это следствие того, что мы не смотрим далеко, а смотрим себе под ноги.

Предназначение и призвание: в чем отличие

- Давайте вернемся к теме предназначения. Как можно отделить предназначение от призвания?

- Я изучаю эту тему достаточно обширно и встречал толкование с разных сторон. Поэтому чтобы разобраться в этом, нужно понять, о чем речь. В своей книге по предназначению я дал формулировки предназначению и призванию следующие:

Призвание – это специализированный термин, который касается твоего врожденного таланта к какому-то ремеслу. Это твоя способность, жилка. Предназначение – понятие более широкое. Я бы отнес это к теме смысла, который ты вкладываешь в основу своей деятельности.

Можно сказать, что призвание – это инструмент, которым ты пользуешься. А предназначение – это тот смысл или миссия, которым ты заряжаешь этот инструмент. 

Подобно тому, как у машины должен быть бензин. Призвание – это машина, а предназначение – это бензин, который помогает этой машине ехать. Поэтому человек может быть даже талантливым специалистом в какой-то области, но если он не мотивирован ценностями, если у него нет идеи и ощущения важности и внутренней миссии, то он будет печальным. Поэтому призвание – это профессиональная форма деятельности, а предназначение – это энергетически смысловое наполнение этой формы.

- А могут ли предназначение и призвание меняться в течение жизни?

- Корректировки будут происходить, конечно же, всегда, потому что мы растем. Мы шлифуем свои ценности с опытом и возрастом. У человека должна быть карьерная лестница, процесс развития в том, что он пришел подмастерьем, а, в конце концов, становится мастером. И в этом плане его профессиональный инструмент должен расширяться.

Возможно, человек пойдет изучать какие-то другие профильные дисциплины, почему нет? Хирург может пойти изучать и биологию, и биохимию, чтобы быть лучшим специалистом в своей области. Поэтому призвание может пользоваться другими инструментами, а человек может иметь разные виды образования и профессиональных навыков, конечно же.

Предназначение как некий смысл, как ценность будет корректироваться. По факту нашего движения и роста мы будем осуществлять эту корректировку. Где-то она будет сложнее, где-то – проще. Проходя те или иные события, ты начинаешь понимать, что самое важное.

предназначение

Посмотрите, как рассуждает молодежь лет 18-20. Она может гореть и желать спасти весь мир. Потом пройдет 50 лет, парень станет стариком, ты посмотришь на него, и он скажет: самое главное, что я понял, - нужно любить людей, быть доброжелательным, хранить семью. И тот юношеский пыл с годами превратится во что-то спокойное.

- А можно ли сказать, что это - то самое обмельчание, о котором мы говорили вначале?

- Может быть и такое. А может и наоборот: человек поймет, что спасти мир ты можешь только в том случае, если прилагаешь 100% усилий рядом со своими близкими. И человек понимает, что не нужно распыляться на что-то, что нельзя контролировать, а нужно действовать только в зоне своих усилий. Это можно назвать обмельчанием, а можно – мудростью.

Предназначение: получить от гуру или найти самому?

- К вопросу поиска своего предназначения и призвания есть минимум 2 подхода. Согласно первому подходу, каждый несет ответственность за свою жизнь. Второй подход гласит, что высший (гуру) даст это предназначение и призвание. Есть ли какой-то средний путь и как относиться и к тому, и к другому подходу?

- Есть, конечно, крайности. Когда человек говорит «я сам» или наоборот «скажите мне, я буду делать». И то, и то может быть крайность, не приводящая к успеху. Должен быть срединный путь, как Вы сказали.

Я опираюсь на такую позицию: предназначение не может быть реализовано и понято человеком без свободы воли, без осознанного желания. Потому что предназначение – это творчество, творческий труд, когда ты что-то творишь, и своим трудом наполняешь жизнь.

Нельзя творить под давлением. Ты можешь работать или выполнять какую-то функцию под давлением. Но красоту может творить только свободное сердце. Сердце, в котором есть любовь, желание служения, желание создать нечто прекрасное. И учителя, гуру, наставники, святые отцы имеют задачу помочь своему подопечному выйти на уровень внутренней ответственности. Не заменить ему его свободу воли, а помочь ему ее простимулировать, чтобы ученик стал носителем этого вклада, смысла.

Я не могу себе представить того же Леонардо да Винчи, у которого стоит наставник над ухом и говорит: рисуй Мону Лизу. Леонардо был свободен в своем творчестве. Никола Тесла был свободен, Мария Кюри была свободной, Генри Форд, Михаил Ломоносов. 

Можно перечислять этих великих людей. За ними, конечно, стояли их наставники, родители. Но где-то они действовали самостоятельно, опираясь на свою свободу воли. Поэтому учитель должен привести ученика к его способности творить. Тогда предназначение распакуется в полной мере. Если этого волеизъявления нет, человек ищет, чтобы его кто-то учил, сопровождал, направлял. Тогда человек будет просто винтиком в системе. Он не будет настоящим творцом, он будет просто выполнять функцию.

Предназначение: приоритеты материального и духовного

- Когда мы говорим о предназначении и призвании, так или иначе, мы подразумеваем под этим не только порыв, но и обязанности. Эти обязанности бывают высшие, духовные и материальные. Опять же, это свойственно, может быть, каким-то религиозным практикам: оставлять свои материальные обязанности во имя духовных. Насколько это оправдано?

- Сложный вопрос, скажу сразу. На него нет единого ответа. Порой люди идут в выполнение духовных обязанностей для того, чтобы избежать материальных. Это как некое оправдание безответственности. И это, к сожалению, очень распространенное явление. Когда человек наслушается духовных, возвышенных речей и говорит: мы же тут все проездом, тело материальное – это прах, поэтому зачем что-то делать? Зачем воспитывать детей, заботиться о жене, платить ипотеку? Помахал ручкой и пошел куда-то в монастырь. Но, на самом деле, он не за Богом ушел. Он убежал от ответственности. Это никакого отношения к духовности не имеет. Это просто малодушье, слабость.

Поэтому, прежде чем идти в какие-то отречения, по какому-то духовному пути, человеку нужно понять свою обязанность по-настоящему. В Индии есть интересная поговорка: если ты бестолковый, то становись странствующим монахом. Там до сих пор очень развита культура странствующего монашества. Многие из монахов делают это, не потому что им хочется Богу молиться. А потому что их накормят всегда, дадут приют. Ходишь, смотришь на все со стороны, делаешь вид, что ты святой. А, на самом деле, это просто сбегание от ответственности.

Святость может быть достигнута даже дома, когда ты выполняешь свои обязанности, и, возможно, ты достигнешь большего прогресса там, служа своим близким, чем иллюзорно куда-то сбежав.

При этом, я не отрицаю саму идею отречения, потому что это тоже важный момент. Люди такого уровня тоже должны быть в социуме. Я с огромным уважением, теплом в сердце, вспоминаю пример одного святого отца. Мы были в святом месте паломничества пару лет назад. И в одном из монастырей нам показывали мужчину. Отец Лука его звали. Он был одним из самых главных коронарных хирургов Греции. Более 40 лет он был хирургом, сшивающим сосуды и вены. У него была семья, дети. И в какой-то момент, когда он достиг преклонного возраста, дети выросли, супруга умерла, он пошел в монастырь и принял монашество. И это был один из самых успешных примеров: человек выполнил свой долг в социуме, родил детей, оставил профессиональный след, учеников после себя, и в завершении жизни пошел к Богу.

Такой путь, на мой взгляд, - самый гармоничный. Он естественен для многих людей. Потому что отречение в юном возрасте могут принять далеко не все. Может быть, только 1% или 0,5%. 1 из 300 человек может принять обеты и оставаться в них до конца жизни.

- Для этого нужны какие-то качества. Не могли бы Вы назвать их?

- Главным качеством является способность быть удовлетворенным. Также главным качеством является благодарность. То есть, когда ты способен благодарить, довольствоваться тем, что у тебя есть, без зависти, без желания получить чего-то большего. Поэтому когда ты молод, юн, у тебя огонь, страсть, и ты идешь в отречение, и мучаешься потом в этом отречении, это будет сложно. Что бы ни случилось, ты принимаешь этот путь и идешь по нему. 

предназначение

Но, опять же, этот путь не для всех.

Предназначение мужчины и женщины

- Когда мы говорим о предназначении, есть также тенденция: различать женское и мужское предназначение. Так или иначе, у мужчины и женщины, что бы ни говорили феминистки, разные навыки и способности. Давайте немного поговорим об этом и в том числе о том, может ли женщина занимать какие-то руководящие посты.

- Конечно, у девчонок, женщин, бабушек – своя задача, у мужчин – своя задача. Если говорить о предназначении, как форме служения, как о способности нести свет и тепло, то в большом смысле мы одинаково должны светить.

Просто мужчина светит по-своему, женщина – по-своему. Но смысл один: ты должен быть источником любви и света для тех, кто вокруг тебя.

Но как ты это делаешь, для мужчин и женщин будет по-разному. Как сказал один мудрец: если бы у нас были одинаковые возможности, то давайте рожать детей по очереди. Понятно, что у женщин своя величайшая миссия – давать жизнь. Никто на это претендовать не может, и я с глубочайшим почтением говорю женщинам «Спасибо» за то, что у них есть этот дар.

У мужчин отцовское начало. Это воспитание, защита, способность идти вперед, прокладывать дорогу, и это мужской принцип, который называют вертикальным.

Мужчина - это тот, кто идет вперед и защищает, является источником силы, ресурса. Женский принцип – горизонтальный. Он больше ориентирован на работу с теми ресурсами, которые приносит мужчина. Поэтому мужчина – добытчик, а женщина – трансформатор того, что мужчина принес.

Спросите у женщины, что она чувствует, когда с ней мужчина, который ждет от нее того, чтобы она давала ему этот ресурс. Она его никогда не будет уважать. В том смысле, если мужчина играет роль ребенка. И когда он постоянно находится в ожидающей, потребительской позиции, женщина никогда не сможет уважать его. Она себя не сможет реализовать, как женщина, а он не сможет реализовать себя, как мужчина. Эти перекосы мы наблюдаем в огромном количестве случаев.

Поэтому женский принцип хорошо себя чувствует и максимально распаковывается, когда рядом с ним есть мужской принцип. И в этом плане мужчина и женщина синергетически связаны.

предназначение женщины

Женщина может занимать руководящие посты. У многих женщин очень много огня, желания и опыта чем-то руководить. И женщина себя прекрасно чувствует, находясь на каких-то руководящих должностях. Но при этом она остается женщиной. Получается, что у нее запущены 2 роли. Первая роль – «я - девочка», которая нуждается в сильном мужчине рядом. Вторая роль – «я - начальник». Она может быть одновременно и слабой женщиной, и прекрасным руководителем.

Предназначение: женщина-руководитель

- Тогда нужно постоянно уметь переключаться?

- Нужно уметь жить одновременно в нескольких реальностях. Не то, чтобы переключаться, а не отрицать свои ипостаси, которые есть.

Зачастую, женщины отрицают какую-то из своих ипостасей, способностей. Поэтому мы и говорим: женщина должна знать свое место, быть на кухне. Это означает, что ее сузили до ее кухни и сказали, чтобы она занималась только этим. Китчен, Кирхе, Киндер – помните эти 3 «К»? Когда женщину сужают до каких-то домашних хлопот. У нее же могут быть свои таланты.

Если бы, например, Мария Кюри, не позволила себе проявить свои творческие таланты, не вышла бы за пределы этих псевдоограничений, то как бы она проявила свое могущество, мастерство? Поэтому женщина должна иметь право на выход за пределы каких-то социальных ограничений. Я в это верю, я это вижу. Моя супруга прекрасно проявляет себя на поприще руководителя и преподавателя. При этом она остается девочкой.

- А если женщина «залипает» в какую-то из ролей? Допустим, начальницы или слабой девушки, что нужно делать?

- Когда я выбираю одну ипостась, я облегчаю себе задачу, так как это предполагает сужение моей ответственности, моей парадигмы реальности. Но в этой парадигме я запрещаю себе появляться в других сферах. И поэтому где-то я сужаюсь, чтобы облегчить себе задачу: я только на кухне. Но у тебя же есть еще способности и потенциалы? С одной стороны, ты облегчаешь себе задачу, с другой – ты перекрываешь себе кислород в других областях.

- А Вы говорили, что мужчина – это добытчик, тот, кто дает все. Но одновременно с этим женская обязанность – это вдохновлять мужчину?

- Да, конечно. Женщина вдохновляет своего мужчину, веря в него. И женский огонь, которым женщина горит, наполняет отношения эмоциональным смыслом. Мужская природа не особо эмоциональна. Многие ребята даже не могут понять, что они чувствуют.

Я как психолог общаюсь с человеком и спрашиваю его, что он чувствует. Он отвечает: я чувствую, что я должен что-то сделать. То есть, он не чувствует, он думает про свои чувства.

Женщина же живет чувствами и эмоциями. И женщины, во многом, являются учителями своим мужчинам по поводу того, что она чувствует. И именно эта любовь и соприкосновение с чувствами наполняет мир. И когда женщина вкладывает в мужчину свою любовь и веру, она сильно его вдохновляет. Потому что мужчина должен приходить домой и видеть, что в пространстве его дома есть те, кого он любит, кому он нужен, кто любит его. И это величайшая заслуга женщины – создавать эмоциональный смысл, погоду в доме.

Женщина – хозяйка семейного очага. Она поддерживает огонь, тепло дома. Мужчина также нуждается в любви со стороны женщины. Просто язык у этой любви эмоциональный. А язык любви мужчины – это язык заботы, безопасности, пространства тепла.

Это часть интервью! Полную версию, включающую ответ на вопрос, как обрести свое предназначение, смотрите на видео:


Беседовал Алексей Костылев

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~ny5Ug

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме:  Смыслинг / Мобилизация в России и Краснодарском крае 2022 / Наука / Патриотизм / Народ