Главная >> Религия >> Успение Богородицы: что празднует Церковь

Успение Богородицы: что празднует Церковь

Успение Богородицы: что празднует Церковь

Праздником Успение Богородицы завершается церковный год, ведь уже 1 сентября наступает новолетие - то есть церковный новый год. В 2021 году Успение отмечается в субботу 28 августа.

Об истории праздника, исторических истоках его возникновения, достоверности церковного предания, о внешности Божией Матери и обстоятельствах её кончины рассказывает православный обозреватель «Ясно» Роман Плюта.

Православный праздник Успения Богородицы, пожалуй, самый загадочный для нецерковного человека. Что празднуется? - смерть Богородицы, земной матери Иисуса Христа. Но как можно «праздновать» смерть дорогого человека? Однако славянское слово «успение» означает сон. То есть подчёркивается особенность смерти Богородицы - она словно просто заснула: «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула», говорит о кончине Богородицы Церковь. Празднуется же встреча Богородицы с Богом и своим сыном - Христом, в небесных обителях.

Успение Богородицы: откуда мы знаем обстоятельства Её жизни и Успения

Новый Завет в нескольких местах упоминает Марию, мать Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос, вися на кресте, поручает свою маму на попечение любимому ученику - апостолу Иоанну: «Жено! се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя. И с этого времени ученик сей взял Её к себе» - то есть на своё попечение.

Также указывается, что после казни Богородица находилась вместе с апостолами (Деяния, 1:14) и в Пятидесятницу, как и апостолы, получила дар Святого Духа - то есть способность проповедовать на разных языках. Известно, что по приятии Святого Духа апостолы оставались в Иерусалиме ещё около 10 лет, проповедуя Евангелие и крестя именем Христа новых последователей, и, по-видимому, живя одной большой христианской общиной. По прошествии же этого времени они отправились проповедовать в разные концы тогдашнего мира.

Уже в I веке об Успении Богородицы писал Дионисий Ареопагит. В IV веке на наличие предания о Богородице указывал Епифаний Кипрский. В V веке Патриарх Иерусалимский Ювеналий говорил греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, впрочем мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания».

На сегодняшний день известно порядка 70 письменных источников на различных языках (греческий, сирийский, коптский, латинский, армянский, арабский, грузинский, древнеславянский и другие), содержащих свидетельства о земной жизни Богородицы. Подлинность ряда из них оспаривалась как древними, так и современными учёными. Тем не менее, именно на основе этих источников в Церкви сложилось представление о земных годах мамы Христа.

Успение Богородицы: что нам известно о Её земной жизни

Согласно церковного предания, после мученической казни Иисуса и его Вознесения, Богородица наряду с апостолами несла Евангельский труд, распространяя учение Христа. Она проповедовала Благую Весть победы над смертью, встречалась с верующими, многие из которых приходили из других земель чтобы увидеть её, рассказывала о земной жизни своего сына, о его заповедях, служила утешением и поддержкой многим страждущим, в том числе и самим апостолам.

1 Оранта.jpg

Богородица Оранта. Фреска церкви Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция (1310 - 1315 годы). Оранта (от лат. orans - молящийся) — один из основных древних видов изображения Богородицы, представляющий её без младенца Христа с поднятыми руками, раскрытыми ладонями наружу, традиционном жесте молитвы и благословения. Первые изображения Богородицы Оранты встречаются уже в римских катакомбах I века

Сохранилось послание, написанное из Антиохии Игнатием Богоносцем апостолу Иоанну Богослову. «Если только буду иметь возможность, то приду к тебе увидеться со всеми верными святыми, у тебя собранными, а более всего желаю увидеть Матерь Иисуса, о Которой говорят, что Она у всех вызывает удивление, почтение и любовь, и все горят желанием Её увидеть. И как не желать увидеть Пресвятую Богородицу, побеседовать с Той, Которая родила истинного Бога!» - восклицает он.

В другом своём послании Игнатий Богоносец вновь восхищённо пишет апостолу Иоанну Богослову: «У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Её не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может ...; более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Её. Неистощимо Её терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого доверия, что по Её святости видно, как в Ней соединилось естество Ангельское с человеческим. Всё это возбудило в нас безмерное желание увидеть это небесное чудо и столь изумительную святость».

Успение Богородицы: что мы знаем о Её внешнем облике

Согласно предания, на которое ссылался в XIV в своей «Церковной истории» византийский богослов Никифор Каллист, Богородица «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин, брови дугообразные и умеренно-чёрные, нос продолговатый, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Её священный головной покров».

В последнем предложении речь, по видимому, идёт об одежде из льна и о предпочтении её в виде скромных естественных цветов, то есть без применения ярких красителей.

2 Агиосоритисса.jpg

Богородица Агиосоритисса. Фреска церкви Святых Врачей в Кастории, Греция (конец XII века). Название иконы Агиосоритисса происходит от названия часовни Агиа Сорос (греч. Ἁγία Σορός) — Святой Раки, т.е. гробницы Богородицы, перенесённой из Иерусалима в Халкопратийский храм Богородицы в Константинополе. Это один из редких типов изображения Богородицы - без младенца Христа, в повороте в 3/4 с молитвенным жестом рук

Основываясь на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, святитель Амвросий Медиоланский в своём труде «О девственницах» писал о Божией Матери следующее: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Её было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель... Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Её покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые...».

Успение Богородицы: как происходило Успение Божией Матери

Согласно церковному свидетельству, ко времени своей кончины Богородица находилась в Иерусалиме. Богородица очень любила посещать места, где проповедовал, исцелял, творил чудеса её сын. Подолгу молилась в Гефсиманском саду, из которого Христа увели на крестные муки. Поднималась на Елеонскую гору, где произошло Преображение Христа и молилась там.

И вот во время одной из этих молитв ей вновь явился Архангел Гавриил. Который ранее приносил известие о предстоящем рождении Христа. В этот раз архангел открыл Богородице, что через 3 дня будет окончен путь её земной жизни.

Получив это знание, Богоматерь послала весть апостолам, тем самым приглашая их к себе. Сама же стала готовиться к своему переходу - постом и усиленной молитвой. Именно в память о прощении Богородицы перед её успением и установлен Успенский пост. Православные постятся подражая её подвигу, пребывая в посте не только пищевом, но и духовном - то есть, по слову Христа, находятся на страже и пребывают в бодрости - памятуя и о своей будущей кончине.

Успенский пост длится две недели – с 14 по 27 (по старому стилю - с 1 по 14) августа включительно, завершаясь на праздник Успения. Он такой же строгий, как и Великий пост - из трапезы исключаются яйца, рыба, мясные и молочные продукты, но можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, а в понедельник, среду и пятницу практикуется сыроедение - то есть вся пища вкушается исключительно сырой, без тепловой обработки. Упоминания об Успенском посте встречаются с 450 года, то есть он весьма древний.

Вскоре к Богородице явились Иосиф Аримафейский, Иоанн Богослов и другие апостолы, коих к тому моменту было уже значительно более двенадцати - святой Иоанн Дамаскин указывал, что "апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией".

В назначенный день Богородица собрала всех вокруг себя. В последний раз она глядела на апостолов, благословляла их веру и труды в проповеди Евангелия, "каждого призывая по имени".

3 Успение икона Киево-Печерская.jpg

Икона УСПЕНИЕ Киево-Печерская - одна из древнейших икон в Русской Православной Церкви, святыня лавры; была изготовлена в 1073 году в Византии для Успенского собора Киево-Печерской лавры. На иконе изображены Богородица, апостолы, окружающие её и Христос с ангелами, принимающий душу Богородицы

Затем Она молилась до своего исхода. В назначенный час, без всякого телесного страдания - как бы уснув, то есть успев - Богородица предала свою душу в руки Господа. Церковь так говорит об этом в одном из песнопений: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо». То есть даже бывшие там ангелы удивились лёгкости, с которой Богородица покинула свою земную жизнь.

Оплакав разлуку с Матерью Божией, апостолы погребли Богородицу в пещере в Гефсимании, куда, по преданию, они несли с песнопениями её тело похоронной процессией от горы Сион через весь Иерусалим. И сегодня в память об этом в православных храмах во время праздничного богослужения Успения Богородицы совершается чин погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы - Плащаница Божией Матери (специальный вышитый плат, изображающий лежащую во гробе Богородицу) украшается живыми цветами и ставится на престоле, а также и посреди храма, а затем в виде гроба крестным ходом обносится вокруг храма - символизируя тем самым события погребения Богородицы в Иерусалиме.

4 Плащаница.jpg

Плащаница в Свято-Успенском храме Псково-Печерского монастыря (Псков)

Тело Богородицы апостолы положили в гробницу в пещере и закрыли вход в неё большим камнем. Предание гласит, что апостол Фома опоздал к успению Богородицы, дойдя до Иерусалима лишь на третий день после её кончины. Узнав о случившемся, он со слезами упал ниц перед могильной пещерой и горько плакал о том, что не удостоился последнего благословения Матери Христа и прощания с ней. Апостолы сжалились над ним и решили открыть пещеру, чтобы Фома мог поклониться хотя бы святым останкам. Но, открыв гробницу, они нашли в нем лишь одни только погребальные пелены и заключили таким образом в вознесении Богородицы на небо.

Вечером в тот же день апостолы по традиции собрались в доме для общей поминальной трапезы. Некоторые из них подняли часть хлеба, по традиции поставляемого на трапезу в память Христа («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» - как бы отделив от хлеба для Спасителя часть и для Богородицы. Этим, согласно предания, было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне совершается в монастырях.

Успение Богородицы стало одним из самых любимых церковных праздников на Руси. Со времени святого князя Владимира и его Крещения Руси Успенские храмы в России - главные. Так, именно Успению Богородицы была посвящена заложенная в Киеве в 989 году князем Владимиром Десятинная церковь - первый на Руси каменный православный храм. Главный соборный храм Киево-Печерской лавры - прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, а также усыпальница киевских князей - тоже был освящён в честь Успения Богородицы.

К XIV веку храмы Успения Богородицы как главные церкви были построены во всех крупных русских городах - Суздале, Ростове, Ярославле, Пскове, Звенигороде, Москве. Во Владимире Успенский собор был возведён в 1158–1160 годах князем Андреем Боголюбским в качестве главного собора столицы нового русского Владимиро-Суздальского княжества. Успенский собор был главным храмом древней Руси - в нём помазывались на царство князья, рукополагалось священство. С переносом столицы в Москву Великим князем Иваном III (по сути - первым русским царём) в Московском Кремле в 1472 году был заложен и построен Успенский собор Московского Кремля - по образу Владимирского, что символизировало преемство столиц от Москвы Владимиру и от Владимира - Киеву и сохраняло посвящение русского государства Пресвятой Богородице - Божией Матери.

5 Успенский собор Кремля.jpg

Успенский собор Московского Кремля (Москва)

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в Фейсбуке и ВКонтакте, на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость:https://yasnonews.ru/~FV1Ek

Версия для печати

Поделиться с друзьями