Сейчас: 06-12-2024 17:15
vk Ясно telegram Ясно rss Ясно
USD ЦБ 103.3837 EUR ЦБ 109.7802
Главная >> Новости >> Статьи и интервью >> В Краснодарском крае предложили создать Федеральный образовательный центр «Земский учитель»

В Краснодарском крае предложили создать Федеральный образовательный центр «Земский учитель»

В Краснодарском крае предложили создать Федеральный образовательный центр «Земский учитель» Фото "ЯСНО"

В Краснодарском крае предложили создать Федеральный образовательный центр «Земский учитель»

Авторитетное мнение на этот счет высказал известный исследователь, академик РАО, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, профессор Анатолий Цирульников

Нельзя поднять качество образования в селах, просто выплатив временно переезжающим в глубинку педагогам по миллиону рублей. Отработают по пять лет и уедут… Нужно сделать так, чтобы они захотели остаться, чтобы жизнь в селах перестала ассоциироваться с неустроенностью и забвением. Только гармонично связав программу «Земский учитель» с планами по реализации инвестиционных проектов и переформатировав подход к обучению в малых школах, можно по-настоящему вдохнуть жизнь в российское село, дав новый импульс экономическому развитию страны.

Мнение о том, как сделать программу «Земский учитель» эффективной, высказал академик Анатолий Цирульников в недавнем выпуске «Учительской газеты». Для этого, он уверен, необходимо не только материально стимулировать учителей к переезду в села и малые города, но и заботиться о создании в глубинке комфортных условий для жизни и работы, а также пересмотреть подход к сельскому образованию.

Он считает, что было бы логично создать в стране сеть Федеральных образовательных центров «Земский учитель». Они могли бы курировать реализацию упомянутой госпрограммы, вести подготовку универсальных учителей, которые обладают достаточной компетенцией для преподавания нескольких предметов школьной программы, повышать их квалификацию, проводить комплексные смены для педагогов и сельских школьников, транслировать передовой педагогический опыт, помогать адаптировать учебные программы с учетом особенностей каждого отдельного региона. Эти центры включились бы в реализацию уже зарекомендовавших себя в разных субъектах РФ социокультурных образовательных проектов, способствующих решению проблем местных сообществ и социально-экономическому развитию сельских территорий.

Коротко о госпрограмме

Государственная программа «Земский учитель» призвана обеспечить кадрами школы сел и малых городов, где сегодня не хватает более 10 тысяч педагогов, а средний возраст тех, кто продолжает вести уроки, приближается к 50 годам.

Госпрограмма была объявлена президентом России Владимиром Путиным на ежегодном послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года, а с января 2020 года - официально начала действовать.

В числе ее задач – обеспечение сельской местности учителями-предметниками и повышение качества образования в деревнях, райцентрах и отдаленных населенных пунктах.

Условия участия притягательны. Учителя, ставшие участниками программы и переехавшие в деревни и поселки, получают от государства по 1 млн. рублей. Переехавшим на Дальний Восток выплачивают по 2 млн. рублей. После заключения госконтрактов они обязаны в течение 5 лет отработать в селе.

Однако, несмотря на готовность государства материально стимулировать учителей к жизни за пределами агломераций, огромного потока педагогов, желающих переехать и жить размеренной загородной жизнью в отдаленных селениях, не наблюдается.

И это не удивительно.

Как отметил Анатолий Цирульников, недавнее исследование показало, что в России «земскими» учителя часто не готовы становиться по причине отсутствия в селе, куда предложен переезд, рабочих мест для членов их семей, а также условий для качественного образования их детей и развитой социокультурной среды. А эти вопросы органы, ответственные за исполнение президентской программы, не учитывают.

Не думай о глубинке свысока

Анатолий Цирульников – один из немногих российских ученых, знакомых с ситуацией «за пределами МКАД» и крупных городов не понаслышке. Он – не кабинетный ученый, а исследователь, который объехал почти всю страну, изучая педагогическую реальность России, и подготовил по итогам экспедиций и социокультурных исследований серию из 20 книг под общим названием «Неопознанная педагогика». Его перу принадлежат более 500 публикаций, 40 книг, монографий, учебных пособий для студентов педагогических вузов, энциклопедий для юношества. Особо отметим его труды по истории школьных реформ, этнокультурным проблемам образования, развитию инноваций, проблемам сельской школы.

Нынешнее состояние сельской школы в России Анатолий Цирульников назвал гуманитарной катастрофой и указал те факторы, которые необходимо учесть, чтобы скорректировать ситуацию.

В частности, на его взгляд, следует оглянуться на зарубежный опыт и отказаться от практики необоснованного укрупнения, оптимизации и упразднения малокомплектных школ. Он приводит примеры разных стран, включая Китай, где сегодня не закрывают сельские школы до тех пор, пока в населенном пункте есть хотя бы один ученик. По простой причине: школы в трудные времена всегда становятся очагами, поддерживающими экономическую активность сел.

Одной из главных проблем академик считает отсутствие социального института по разработке содержания сельского образования, который вел бы подготовку и переподготовку сельских учителей и управленцев, осуществлял бы координацию и популяризацию продуктивных практик, которые обеспечили бы эффективную реализацию программы «Земский учитель».

DSCN1452.jpg

«Даже в Китае, в Северо-Восточном нормальном (педагогическом) университете открыт Институт сельского образования. А у нас словно бы действует негласное табу на эти понятия – «сельское», «село» – в официальных педагогических вывесках. Необходимо восполнить этот пробел. Создать федеральную сеть образовательных центров «Земский учитель». В аналитической записке по поводу состояния сельской школы в России я написал, каким вижу подобный центр. Это не только подготовка сельских учителей, мультиплицирование новых методов обучения. Но и помощь в реализации проектов, способствующих решению жизненных проблем местных сообществ, социально-экономическому развитию территорий», - отметил Анатолий Маркович.

Нужна сеть курирующих центров

Бороться за качество сельского образования, не развивая при этом инфраструктуру и экономику села, бессмысленно.

Академик Цирульников привык оценивать ситуацию комплексно, видеть взаимосвязи и тенденции, поэтому убежден, что «вытащить из ямы» сельское образование в России, не заботясь при этом о развитии экономики и инфраструктуры малых городов и сел, о внедрении инновационного педагогического опыта с учетом потребностей и традиций местного населения, не получится. Программу «Земский учитель» было бы неплохо скоординировать с программами экономического развития сельских территорий, а также учесть уже имеющийся передовой педагогический опыт.

В беседе с корреспондентом портала «ЯСНО» Анатолий Маркович назвал площадки, где могли бы разместиться образовательные центры сети «Земский учитель» в Новгородской области, Якутии, Поволжье, средней полосе России и на юге России.

«В стране есть продуктивные, годами проверенные практики, в числе которых, наработки Текоса и Щетинина, коллективная система обучения (КСО) красноярских педагогов, опыт подготовки и адаптации выпускников педвузов к жизни и деятельности в селе (Институт непрерывного педагогического образования НОвГУ им. Я.Мудрого), выдающийся, признанный на мировом уровне опыт социокультурной модернизации образования Республики Саха (Якутия)», - высказался наш собеседник.

Он считает, что нужно использовать эти и другие практики для развития сельского, и не только сельского образования. При этом можно организовать регулярные стажировки для универсальных педагогов на базе создаваемой федеральной сети образовательных центров «Земский учитель». Причем приезжать учителя могли бы вместе со своими учениками, что позволило бы не только повышать квалификацию сельских учителей, педагогов и управленцев, но и оценивать уровень подготовки школьников, а также насыщать их обучение дополнительными экскурсиями и экспедициями, обогащать их представления о народах России, ее истории и культуре.

Кубанские площадки

В Краснодарском крае, по его мнению, есть, как минимум, две узловые точки, которые можно рассматривать в качестве потенциальных мест для базирования федеральных образовательных центров «Земский учитель». Одна из них находится в с. Текос Геленджикского района, вторая – в Мостовском районе.

Достоин, на его взгляд, самого пристального внимания уникальный проект «Родина. Мосты в будущее» («ЭкоБиоРегион»), который реализуется в Мостовском районе Краснодарского края, неподалеку от Кавказского биосферного заповедника.

be7c6b8574b302d972abfe023f61d366.jpg

«В Мостовском районе создается сеть из девяти сельских агропоселений со здоровым образом жизни. Проектируется научно-методический образовательный центр, работающий в разных - очных и дистанционных - режимах для детей и взрослых, селение с органическим земледелием, центр ремесел и многое другое, меняющее наши представления о возможности качественной жизни и образования в селе. Центр «Земский учитель» мог бы найти здесь место», - говорит ученый.

Проект «ЭкоБиоРегион» в поселке Псебай Мостовского района находится на стадии реализации. Здесь пока делают первые устойчивые шаги к намеченной цели. О том, каких успехов уже удалось добиться инициаторам идеи создания самодостаточных и экономически успешных экопоселений, мы обязательно сообщим в одной из последующих публикаций. Идею Анатолия Цирульникова инициаторы этого проекта одобряют.

Еще один образовательный центр «Земский учитель», полагает Анатолий Цирульников, может быть создан на имеющейся учебно-материальной базе села Текос Геленджикского района Краснодарского края, где находится ФГБОУ «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков», более известный как школа Михаила Щетинина.

В пользу размещения одного из образовательных центров федеральной сети «Земский учитель» в Текосе академик приводит ряд аргументов. В их числе – благоприятный климат, привлекательность теплого края и близости моря для сельских учителей и детей, приглашаемых профессоров, возможных инвесторов проекта, наличие учебно-материальной, интернатной и гостинично-гостевой базы, кадрового ядра, владеющего образовательными технологиями, ориентированными на обучение в разновозрастном коллективе сельской школы.

Стоит отметить, что на базе лицея Щетинина в сотрудничестве с Набережночелнинским государственным университетом уже выпускали «универсальных учителей», квалификация которых позволяет преподавать на хорошем уровне по 3-5 школьных предметов и работать в режиме проектной деятельности. В общей сложности было подготовлено около полусотни таких специалистов - все они оказались востребованы. Такие кадры нужны сельской школе и могли бы быть одним из ресурсов программы «Земский учитель».

«Опыт Текоса интересен и достоин внимательного изучения и распространения. Разновозрастные группы, интегрирование учебного материала, изучение предметов методом погружения, взаимное обучение детьми друг друга, обширная программа дополнительного, в том числе и профессионального, образования – все это в полной мере отвечает требованиям малых школ, - высказался Анатолий Маркович. – Ведь одно дело, когда у нас несколько классов на параллели и совсем другое – когда на занятия приходят всего 5-10 учеников разных возрастов. Можно, конечно, возить их каждый день в райцентры или соседние деревни на занятия, но не везде у нас в России это возможно круглогодично. Можно поселить детей в интернат, но мы это уже проходили. Можно набрать во все малокомплектные школы полный штат учителей-предметников, но будет ли это эффективным решением?»

Что думают по этому поводу в Текосе?

Мы попросили прокомментировать предложение о возможности создания в с. Текос одной из площадок базовых Федеральных центров образования «Земский учитель» Петра Щетинина, сына основателя ФГБОУ «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» Михаила Петровича Щетинина.

«Лицеем накоплен существенный опыт работы в системе непрерывного образования «школа - педагогический ВУЗ». Понимаем, что создание центра подготовки земских учителей в Текосе не может быть в отрыве от этого опыта лицея, который в экспериментальном режиме на протяжении 30-ти лет реализовывал программы основного общего и среднего общего образования на федеральном уровне», - отметил Петр Михайлович.

Идея, высказанная академиком, ценна и могла бы в руках опытных и дальновидных управленцев стать универсальным решением, которое позволит изменить жизнь в российской глубинке. Прислушаются ли к этой рекомендации те, кто отвечает за эффективность реализации программы «Земский учитель», покажет время.

P.S. Анатолий Цирульников отмечает уникальность и значимость каждого из предложенных вариантов размещения образовательных площадок. Отмечает, что это открытый список, который можно дополнить. При этом ученый подчеркивает, что в России должен появиться не один федеральный центр «Земский учитель», а именно сеть таких образовательных центров. Один из них мог бы базироваться на Кубани. Это, на его взгляд, позволило бы избежать «перегибов», бюрократизации и монополизации, обеспечить эффективный обмен передовыми педагогическими наработками и практиками, и сделать сельское образование в России – явлением передовым и инновационным.

Подготовила Наталья Глумова

Делись!

Не пропустите новые интересные материалы «ЯСНО»: подписывайтесь в ВКонтакте , на наш канал в Яндекс.Дзен , следите за важными событиями в telegram-канале «ЯСНО»

Короткая ссылка на новость: https://yasnonews.ru/~NFy13

Версия для печати

Поделиться с друзьями

Материалы по теме: Школа Щетинина